Уничтожат ли скотоводческие народы новые технологи

Новый год всегда время прогнозов. После тяжелого 2020 года мир с тревогой всматривается в будущее. Стремительное развитие технологий на глазах меняет наше будущее. Оно теперь нам представляется нам совсем иным, чем раньше.  Особое внимание скотоводческим народам стоит обратить на развитие технологий прецизионного ферментирование. Простым языком: ферментация – это процесс расщепления пищи под действием микроорганизмов, в ходе которого продукты получают новый вкус и ряд полезных качеств. Темпы развития данных технологий поражают ум. Реально прецизионное ферментирование — это возможность производить практически любые белковые продукты в компактных устройствах, называемых биореакторами.

Как это будет выглядеть? Примерно так. Берем опилки, любой органический мусор бросаем его в реактор, добавляем стволовые клетки и особые микроорганизмы с заданными свойствами и после недолгого синтеза достаем из реактора прекрасный продукт, самое что ни на есть мраморное мясо, ничем не отличающееся, а скорее превосходящее по всем статьям натуральную пищу. То есть это уже сегодня могут делать ученые компаний Memphis Meat и Mosa Meat. Промышленного производства искусственного мяса пока нет только из-за высокой цены технологий, но уже совсем скоро в течение нескольких лет стоимость искусственного мяса станет намного дешевле. Как пишут эксперты еще 20 лет назад один килограмм вещества, произведенный с помощью ферментных бактерий, стоил около 1–2 миллионов долларов. Сейчас цена упала до 100 долларов за килограмм, а к 2030 году, как ожидается, снизится до 10 долларов.

 Прежде всего, судя по экспертному анализу данного рынка, погибнет мировое производство говядины, потому что корова — самый неэффективный тип производителей протеинов из всех, кого мы сегодня имеем. Только 5 процентов кормов и другой энергии, которая расходуется на выращивание коровы, реально попадает в виде конечного продукта потребителю — молоко и мясо. Причем первым пострадает молочное направление, поскольку молочный протеин легко производить. Как только молочное направление подорвется, то ухудшится экономика мясного направления, а к 2030 году уже станет возможным на основе прецизионной ферментации массовое производство любых типов мяса. Стейки, не уступающие тем, что делают из мраморной говядины, будут практически по всем характеристикам неотличимы от оригинала, а стоить станут дешевле. Если подобные тенденции продлятся, то в ближайшие 10–15 лет, как полагают некоторые аналитики, примерно 70–90 процентов производства говядины в США может исчезнуть, а по площади только кормовые угодья для выпуска такой говядины сравнимы с территорией Германии. Поскольку это одна из развитых отраслей в Америке, там резко снижается потребность в производстве кормов. Данная тенденция охватит и другие страны.

Так пишут аналитики, и, похоже, что их прогнозы в обязательном порядке в ближайшее время воплотятся в жизнь. Чем это грозит скотоводческим народам?

В первую очередь падением инвестиций. Никто не станет вкладывать реальные деньги в развитие мясного скотоводства на перспективу в условиях, когда будет ожидаться поступление на рынки в неограниченном количестве искусственного мяса. Потом перспективы развития технологий прецизионного ферментирования повлияют на стоимость активов в скотоводческих регионах. Неминуемо будет на перспективу стоимость земель и недвижимости здесь падать в сопоставимых ценах. Третий отрицательный момент будет в том, что снизится заинтересованность государства в поддержке скотоводческих хозяйств в выделении всякого рода дотаций и грантов. Средств на поддержку скотоводческого сектора, особенно сектора крупного рогатого скота, будут выделять всё меньше вероятней всего в будущем.

Как ответить на этот вызов скотоводческим народам?

         


Рецензии