Добром побеждай зло! Подставить левую щеку?

 Есть несколько мест в Библии, которые часто смущают читателя.

1. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:44).

Как это возможно? Представьте, на нас обрушивается зло, а мы не отсылаем его обратно, не отвечаем тем же, не вымещаем зло  на других и не бьём посуду, подушку, чучело начальника  и т.п., не копим зло в себе, чтобы потом отомстить, не впадаем в печаль и уныние, не обижаемся, не гневаемся, не раздражаемся и т.п., а отвечаем любовью к врагам нашим, благодушно прощаем, сохраняя мир в душе, делаем  добро ненавидящим нас, благословляем проклинающих нас, молимся за обижающих и изгоняющих нас.

Трудно? Ещё бы! Но, возможно, и даже необходимо. Этим мы побеждаем зло, сохраняем в себе мир, преобразуем зло  в добро, становимся источником света и любви.
Поэтому Апостол Павел говорит: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21).

2. «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Матф.;5,38–42).

а) Не всё в Библии можно понимать буквально, эти стихи необходимо понимать духовно, образно, как метафоры.

Ну, не будем же мы выбивать непременно именно такой же зуб у соседа, если он ненароком выбил зуб у нас. Сгоряча, мы можем и два, и три  выбить…, но за это придётся ответить, и дело может дойти, не приведи Господи,  до смертоубийства.

Понятно, что Закон ВЗ не о зубах и не о глазах, он образно говорит  об адекватном возмездии.
Но Христос предлагает идти дальше в своей сдержанности и смирении. 
Не мсти! Не отвечай злом на зло, не проявляй враждебности и агрессии!

Если злой человек обвинил (словесно или пощёчиной) тебя в недостойном, оскорбительном поведении, в подлости, то не кидайся на него с кулаками, не оправдывайся, а выслушай все его обвинения (образно говоря – «подставь другую щеку»), может быть в чём-то он прав.  И если ты виноват, повинись, попроси прощения.

Если же обвинения его не справедливы, то ты вправе аргументировано, достойно и мирно защитить свою честь. Когда агрессия будет переведена в мирное русло рассудительного диалога,  разобравшись, человек почувствует свою неправоту. Так вы победите зло и его злую энергию используете в «мирных целях».

Так поступил Иисус Христос на допросе у первосвященника. Один из служителей, желая угодить первосвященнику ударил Христа по щеке. Христос ответил: «если Я сказал худо, покажи, что худо, а если хорошо, что ты бьешь меня?» (Ин. 18:22).  Пощечина означает оскорбление, унижение. Но Христос, в ответ на оскорбление, «подставляет другую щеку», не оскорбляет, но отвечает  рассудительно и с достоинством, без агрессии, взывая к чувству справедливости этого человека.
 
«Подставить другую щеку, значит - остановить передачу зла, гнева, агрессии на себе, не становясь ее проводником в мир. Без помощи Божией, это, конечно, невозможно».*

Отвечать добром на зло - это не признак слабости, надо быть сильным, сдержанным человеком с чувством достоинства, чтобы так отвечать.
Главное - сохранит мир в душе, погасить агрессию своим спокойствием, смирением, рассудительностью и добрым отношением к злодею. Это будет большой победой над собой (своей гордыней, уязвлённым самолюбием) и над злом.

«Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:17–18).

б) Как понимать «и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;»?

Если кто-то со мной хочет судиться и забрать рубашку, это, вероятно, значит, что я ему должен и просрочил срок отдачи долга, иначе зачем ему судиться? И лучшее, что я могу сделать – отдать долг с избытком, не доводя дела до суда. И это будет справедливо, и восстановит добрые отношения.

в) «и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.»
ПОПРИЩЕ, -а, ср.1. Устар. Место для бега, борьбы и других состязаний. 2. Книжн. Область, сфера деятельности, род занятий.  3. Книжн. Период человеческой деятельности, жизни, а также самая деятельность.**

Здесь по смыслу более подходит  «поприще» как период или область человеческой деятельности.
Если кто-то принудит тебя помогать ему какое-то время, помоги ему с избытком, посвяти ему больше времени. Чтобы  твоя помощь  стала не принудительной, а добровольной. Этим ты обретёшь признательность и  дружбу.

г). «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся»
«... пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:17–18).

В этом состоит   СМЫСЛ БОРЬБЫ СО ЗЛОМ. «Обрети мир в своей душе, и вокруг тебя спасутся тысячи» (Св. прав.  Серафим Саровский).

3. Главный враг духов тьмы и сил зла на земле – человек.
Роль человека в победе над злом очень велика.
Чем больше у каждого  из нас добрых мыслей, чувств, дел, чем лучше, духовнее, нравственнее мы становимся, тем меньше отрицательной энергии остаётся, тем слабее силы зла.
   
Мир предназначен для оБОжения. БОГ есть Любовь, и нет в НЁМ никакой тьмы и зла. А это значит, что зло не вечно, и когда оно будет побеждено, то всё светлое, чистое будет в БОГЕ, а БОГ будет всё во всём (1 Кор.15:28). 
 
Борьба со злом в себе и победа над ним, преображение его в добро с Божией помощью – вот залог победы над всем вселенским злом - в семье, обществе, стране, мире, во всём Творении.


Примечание
* Самая непонятная заповедь Евангелия. Пояснения  Настоятеля храма Всемилостивого Спаса в Митино, иерея Григория Геронимуса. Автор: Татьяна ЦВЕТКОВА Сайт: Милосердие.ру

** Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой.


Рецензии
Славен, по отношению к тем, кого мы любим, к своим близким так и надо
поступать. Да иначе и невозможно, если хочешь сохранить отношения.
В то же время все мои симпатии на стороне Виталия Калоева. Или старика
из фильма Станислава Говорухина "Ворошиловский стрелок".
С уважением.


Елена Петровна Мартьянова   12.03.2021 14:22     Заявить о нарушении