Глава 44. Сирано

Поскольку Капитан  так и не появился, все уставились в экран переносного телевизора.

Давали “Сирано” Ростана, но в современной трактовке, что по словам режиссера усиливало эффект произведения. В строительном институте учатся два друга-  Эмиль Сирано и Христиан Неверов.

Эмиль добрый и неказистый парень с огромным носом и плохо видящий. На носу у него очки с чудовищными диоптриями.

Однажды он заснул на парте у окна в солнечный день и чуть не выжег себе глаза этими очками, поэтому и стал плохо видеть. Но при этом он отчаянный бретер и драчун.

Христиан, напротив, красавец,  высокого роста и вообще, видит и слышит отлично, добр, весел , верен  дружбе, но трусоват. 

Все боятся шутить по поводу носа Эмиля, помня  последний случай. В тот день была вечеринка в общежитии, парни курили, а девчонки резали салаты. В дверь позвонили, и в комнату вошел почтальон с посылкой. Поскольку в комнате резали лук и вареные яйца, стоял тяжелый запах и почтальон, не разобравшись, спросил

- ****ь, ну и вонь...Кто здесь Сирано ?

От этого случайно родившегося каламбура Эмиль покраснел, пришел в бешенство, сорвал со стены рапиру, подарок дяди Яши, и бросился на почтальона. Тот, увидев аквариум в углу комнаты, с интересом ринулся туда, не подозревая об опасности, что над ним нависла, а Эмиль, не видя, что почтальон уже ушел, пролетел по всему коридору, и там споткнулся о посылку, выбил головой дубовую дверь и вылетел в пролет лестницы.

Вскоре он вернулся, но все уже забыл и  наворачивал фаршированного карпа, который в посылке прислал ему дядя Яша.

Эмиль любит свою кузину Роксану Бабуян и пишет ей письмо, где признается в своих чувствах, но не решается послать.
 Но неожиданно его и Христиана посылают на БАМ на практику. Эмиль идет к Роксане прощаться и берет с собой письмо, но та, не подозревая о его чувствах, признается ему, что любит Христиана Неверова, а тот любит ее.

 Убитый горем Эмиль пытается уйти, но Роксана берет с него слово, что тот защитит Христиана на БАМе от каторжников и медведей и заставит его писать ей письма. Решив подыграть, Эмиль протягивает Роксане письмо и говорит, что оно от Христиана. Забыв об Эмиле, девушка убегает в свою комнату.
 
На БАМе все ужасно- ежедневный адский труд и холод.
 Начальниик БАМа Галкин, его заместитель Чайка и парторг Соловейчик, просмотрев дела комсомольцев, направляют Христиана на легкую работу рельсоукладчиком, а Эмиля устраивают на тяжелейшую работу заведующим библиотекой.

Тот чахнет в темном помещении среди пыльных книг и газетных подшивок, в то время как розовощекий, от постоянного пребывания на воздухе Христиан, весело, заливаясь грудным кашлем, кладет рельсы с рассвета до заката.

 Каждый вечер Эмиль шлет письма Роксане от имени Христиана, которая, предвкушая скорую встречу, шьет на машинке свадебное платье. В ночь перед отъездом домой, Христиан заходит в медчасть и просит врача Журавлева, харкая фонтанами крови, заменить его и разрешить ему не устанавливать красное знамя на горе "Сердце Комсомола", что находится на высоте 50 тысяч метров, да еще ночью.

Врач, гневно протирая вспотевшие очки, грозит статьей за саботаж, и Христиан с огромным флагом уходит в ночь. Наутро его находят замерзшим, знамя намертво вбито в скалу, а на горе Христиан успевает написать кровью огромными буквами странное послание ” Молодцы, ****ь…”

Эмиль приезжает в Москву с трагической вестью и посылкой, в которой протертые до дыр валенки, севшая собачья шапка и стельки-   все, что осталось от Христиана.

 Они вместе рыдают, но тут Эмиль узнает, что в его кузину влюбился генерал КГБ  Ермак Чечеткин, гроза диссидентов.
На семейном празднике, куда приглашают Эмиля, генерал должен сделать предложение Роксане, попросив ее руки у родителей, которые отказать не могут. Не зная что делать, Эмиль идет коротким путем-  во время тоста за родителей, он плюет в генерала и дает ему пощечину.

Но из-за плохого зрения  попадает плевком в отца невесты, а пощечиной сбивает с ног дедушку невесты, героя Соцтруда, академика РАН по изучению берестяных грамот, а затем уходит домой.

Идет пешком с Тверской к себе домой в Бирюлево. Во время поднявшегося скандала, генерал находит письмо от Христиана и почерк кажется ему знакомым. Ермак Чечеткин несется на Лубянку, вызывает графологов, выясняет, что это написал Эмиль, быстро находит его адрес и едет с автоматчиками в Бирюлево.

 В это время отец Эмиля, Ефим Сирано, астроном по образованию, сидит на балконе и, глядя в телескоп, пытается, который год, безуспешно найти Большую медведицу.

 Случайно телескоп сползает вниз и в него, вместо проклятой и неуловимой Большой медведицы, он видит мчащуюся на него «волгу», за рулем которой сидит Ермак Чечеткин, тот, кто сажал его в 18, в 26,в 38, в 47 и 53 годах. 

Думая, что тот едет к нему, и, понимая, чем ему это опять грозит, Ефим срывается с балкона и бежит к тайникам. Оттуда он с бешеной скоростью  вытаскивает толстенные папки  произведений Солженицинына, со всеми его кругами, его “Архипелагом” и прочим.
Сверху кладет Гроссмана, наваливает еще пачек самиздата, “Доктора Живаго” и прочих Синявских и Даниэлей.
 В раскоряку доползает до балкона и из последних сил вываливает все на улицу. В этот момент под балконом проходит Эмиль, и все  падает ему на голову. Он лежит весь в крови, тут подъезжает такси из которого выскакивает Роксана. Она наклоняется к нему, и он ей шепчет-

«В субботу, сентября шестнадцатого дня, комсомолец Сирано убит рукой злодея».

 — «О, Боже! Я всю жизнь любила одного, и дорогое это существо теперь вторично я теряю!» — ломая руки, восклицает Роксана.


Рецензии