Отдаёшь только то, что имеешь

Сегодня, у «Дающего мудрые советы», даосского монаха живущего в небольшой пещере в скале на берегу Жёлтой реки, был знатный гость - купец Вэньян, приехавший из ближайшего города.

Он оставил сопровождавшего его слугу стеречь повозку у подножия скалы, а сам поднялся к монаху. Даос всегда ждал гостей, но не каждый день к нему приезжали люди из города. В основном это были местные жители из ближайших деревень. Веньян вошёл в пещеру даоса и не сразу увидел отшельника, так как глаза его еще не привыкли к полумраку, царившему в жилище монаха. Когда Веньян сориентировался, то увидел «Дающего мудрые советы» сидящим на камне в позе для медитации.

Веньян негромко кашлянул и сказал:

- Я извиняюсь за то, что отрываю вас от вашей медитации, но не могли бы вы уделить мне пять минут. Я прибыл издалека и уже после обеда должен вернуться, я обещал!

Монах открыл глаза.

- Без проблем! Обещания надо выполнять!– ответил «Дающий мудрые советы» жестом приглашая гостя войти и присесть.

Веньян прошёл, присел на камень напротив монаха и сказал:

- Меня зовут Веньян! Я приехал из города, где держу небольшую лавку, торгую рисом и шёлком, чаем и табаком. Я случайно услышал о вас от своего знакомого. Люди называют вас «Дающий мудрые советы», а мне сейчас как раз нужен такой совет! Видите ли, мои дети быстро растут. Моей дочери Дэйю уже пять лет, а сыну Зеншенгу скоро четыре. Всё это время об их воспитании заботилась мать, моя дорогая жена Киао. Но я понимаю, что пришло и моё время принять в этом участие, в особенности в воспитании сына! Но дело в том, что я совсем не имею представления о том, как мне это делать! Я вырос без родителей. Моим воспитанием занималась моя тётушка, но ей постоянно было некогда и единственное, что я запомнил, так это её заботу о том, что я не должен оставаться голодным! Во всём остальном я был предоставлен самому себе! Позже я приложил немало усилий для того, чтобы восполнить все пробелы в своём воспитании и образовании и не хочу, чтобы мои дети также тратили драгоценное время на то, что можно получить от родителей!

«Дающий мудрые советы» одобрительно кивнул. Ему очень понравился подход гостя в отношении воспитания детей.

- Истинно, - начал монах, - Родители должны заложить фундамент личности своего ребёнка! После бывает очень трудно изменить что-то. Лишь немногим сильным людям это удаётся! Сейчас я вижу одного из них перед собой! – даос слегка поклонился Веньяну.

- Я бы не называл себя сильной личностью, просто я стараюсь делать всё правильно! – смущённо ответил гость.

- Скромность – ещё один признак сильной личности! – даос ещё раз слегка поклонился гостю.

Веньян смутился, но постарался взять себя в руки. Он очень стеснялся, когда его хвалили, пусть даже заслуженно.

- Скажи мне, Веньян, когда ты покупаешь у крестьян рис, ты после этого продаешь на рынке рис или шёлк? – хитро прищурился «Дающий мудрые советы» глядя на гостя.

- Конечно же, рис! – ответил Веньян.

- А если ты купил у ткача шёлк, то ты ведь не продаёшь табак или чайную заварку? – спросил монах.

- Если я купил шёлк, то я продаю шёлк! – непонимающе ответил Веньян, глядя на монаха как на человека недалёкого. Он уже начал жалеть, что послушался совета одного из своих друзей и поехал к даосу.

- Уважаемый Веньян, в жизни как и в торговле, ты не можешь дать то, чего не имеешь сам! Ты рассказал мне о своём детстве, что вырос один и своим образованием, и воспитанием занимался самостоятельно, ведь так? – спросил даос гостя.

- Да, именно так! – подтвердил Веньян.

- Вот и научи своих детей самостоятельности! Это будет лучшим уроком для них! Если они его усвоят, то в их жизни не будет проблем, потому что они смогут, рассчитывая на свои силы, справится с любой задачей! Объясни им, что во всех земных делах лучше надеяться на себя самого, чем на других! Это намного надёжнее! – сказал даос.

- А это идея! – оживился Веньян.

- Конечно, это идея! Только она, мой дорогой гость, пришла ко мне благодаря рассказу о твоей жизни! – улыбнулся монах.

- Я так и буду делать, - сказал Веньян вставая, - Жаль, что не могу провести с вами больше времени! Я обещал одному человеку, что сегодня, после обеда, обязательно заеду к нему. А я привык исполнять свои обещания!

- Этому прекрасному качеству, тоже неплохо бы научить твоих детей! Похоже, что его у тебя в избытке! Поделись им с детьми! – также вставая, для того чтобы проводить гостя, сказал « Дающий мудрые советы».

Веньян уехал, пообещав, что приедет к монаху ещё раз для того чтобы рассказать об успехах в воспитании сына и дочери.


Рецензии