Есть память обо мне...
«ИЗЪЕЗДИЛ Я РОССИЮ ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ…»
Известно, что А.С. Пушкин более двадцати раз проезжал по Петербургскому тракту (ныне Ленинградскому шоссе), связывающему Москву с Санкт-Петербургом. Во времена Пушкина поездка по тракту была утомительной, вот как об этом вспоминал сам поэт: «Проклятая коляска требовала поминутно починки. Кузнецы меня притесняли, рытвины и местами деревянная мостовая совершенно измучили. Целые шесть дней тащился я по несносной дороге и приехал в Петербург полумёртвый».
А.С. Пушкин был свидетелем преобразования тракта в Петербургское шоссе в 1820 году. Еще в младенческом возрасте осенью 1799 года впервые маленького Сашу везли родители из Москвы в Михайловское. В следующем году семья обосновалась в Москве. Лишь через 11 лет в июле 1811 года Пушкин покинул её: дядя Василий Львович повёз его в Петербург для поступления в Царскосельский лицей. Необычным был приезд А.С. Пушкина в сентябре 1826 года; в сопровождении фельдъегеря его привезли из Михайловского, где он отбывал ссылку, в Москву для аудиенции с Николаем I. После этого его приезды в старую столицу стали ежегодными, их причиной были имущественные, денежные, личные дела. В последний раз Пушкин покинул Москву 20 мая 1836 года.
Многие художественные произведения отразили дорожные впечатления поэта: стихотворение «В поле чистом серебрится…», повесть «Станционный смотритель» и другие. Стихотворение «Зимняя дорога» написано во время поездки из Пскова в Москву в декабре 1826 года:
По воспоминаниям современников, Пушкин использовал время, пока закладывали лошадей, для разговоров со встречными мужиками и бабами о хозяйстве, о нуждах, о рабочих артелях.
В «Станционном смотрителе» от имени рассказчика Пушкин говорит: «В течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям, почти все почтовые тракты мне известны, несколько поколений ямщиков мне знакомы, редкого смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел я дело, любопытный запас путевых моих наблюдений надеюсь издать в непродолжительном времени…».
Дорожные впечатления от Петербургского тракта были описаны Александром Николаевичем Радищевым в книге «Путешествие из Петербурга в Москву», изданной в 1790 году. А.С. Пушкин в доме Тургеневых познакомился с рукописным списком этой крамольной книги, а в 1833 году, остановившись в Путевом дворце в Чёрной Грязи, начал работать над очерком «Путешествие из Москвы в Петербург». Этот очерк был задуман как ответ на книгу Радищева. Пушкин писал: «В Чёрной Грязи, пока переменяли лошадей, я начал книгу с последней главы и таким образом заставил Радищева путешествовать со мной из Москвы в Петербург».
В черновой редакции, следуя традициям литературного путешественника, Пушкин назвал две первые главы именем почтовых станций – «Чёрная Грязь» и «Подсолнечная» (последняя заменила станцию в Пешках). Путевые дворцы в Чёрной Грязи и городе Солнечногорске, построенные в конце ХVIII века, где неоднократно останавливался А.С. Пушкин, сохранились до нашего времени.
Пушкин в своём очерке обратился к тем социальным явлениям, которые описал Радищев. Это подчеркивают новые названия глав в беловой редакции – «Браки» и «Русская изба». Вспомним, что в Чёрной Грязи А.Н. Радищев наблюдал крестьянскую свадьбу поневоле, а в Пешках, остановившись в одной из деревенских изб, описал крестьянский быт.
ПОЭТ, ГЕРОЙ И ПАРТИЗАН
В 1830 году вокруг Москвы свирепствовала холера. Чтобы не пропустить эпидемию в столицу, на всех дорогах были созданы заградительные посты, а земли вокруг Москвы были разбиты на санитарные участки. За 20-м санитарным участком с заградительным постом в Чёрной Грязи, что размещался в здании почтовой станции, вызвался надзирать друг А.С. Пушкина Денис Васильевич Давыдов, известный герой Отечественной войны 1812 года, поэт и партизан. Благодаря Давыдову, ни один больной холерой не попал в Москву.
Усадьба Д.В. Давыдова находилась в селе Мышецком на берегу Круглого озера. Генерал-майор Денис Васильевич Давыдов купил эту усадьбу в 1822 году и в скромном деревянном имении, начиная с 1832 года, жил почти безвыездно. В Мышецком он занимался сельским хозяйством, ходил на охоту, воспитывал детей, продолжал литературную деятельность. Давыдов вёл также обширную переписку с друзьями.
В это время Д.В. Давыдов много писал, в том числе и в Пушкинский «Современник». Выезжая в Москву, он часто встречался с А.С. Пушкиным, которого называл «единственным родным его душе поэтом», а тот, в свою очередь, признавался Давыдову: « От твоих стихов я стал писать свои круче и приноравливаться к оборотам твоим, что потом вошло мне в привычку». А.С. Пушкин посвятил в 1836 году Д. В. Давыдову стихотворение: «Тебе, певцу, тебе герою!»:
Узнав о гибели А.С. Пушкина, Д.В. Давыдов писал их общему с Пушкиным другу П.А. Вяземскому: «Какое ужасное несчастье! Какая потеря для России! Действительно, это всенародное несчастье! Более писать, право, нет духа».
До наших дней от усадьбы Давыдова осталось только несколько дубов, ныне находящихся на территории частного владения, а на месте разрушенной в 1940-е годы церкви Покрова Пресвятой Богородицы была возведена новая.
УВАРОВСКАЯ ДЕРЕВНЯ
Интересно, что и Денис Васильевич Давыдов, и граф Сергей Семёнович Уваров, владелец деревни Дубровки, имели общего предка мурзу Минчака. В своё время оба они были приятелями Александра Сергеевича Пушкина.
Встреча С.С. Уварова с А.С. Пушкиным состоялась примерно в 1816 или в 1817 году, когда молодой Пушкин стал полноправным членом литературного кружка «Арзамас» в Петербурге, в котором Уваров получил прозвище «Старушка», поскольку, не по годам был умён, обладал большими познаниями и отличался строгими взглядами на жизнь. Можно с уверенностью сказать, что их знакомство не прекращалось вплоть до начала южной ссылки Пушкина в 1820 году.
Их пути снова пересеклись в начале 1830-х годов. От опубликованного А.С. Пушкиным в 1831 году стихотворения «Клеветникам России» Сергей Семёнович пришёл в восторг и перевёл его на французский язык. В 1832 году они снова встретились в Москве. В декабре 1832 года С.С. Уваров высказался в пользу избрания А.С. Пушкина в действительные члены Российской академии наук, и в 1833 году это избрание прошло.
С.С. Уваров с 1833 по 1849 год был министром народного просвещения, автором знаменитой формулы: Православие, Самодержавие, Народность, которая означала, что это есть «последний якорь нашего спасения и первый залог силы и величия нашего отечества».
К сожалению, в связи с открытием в 2019 году третьей взлётно-посадочной полосы (ВПП-3) международного аэропорта «Шереметьево» имени А.С. Пушкина, деревня Дубровки была снесена.
В ТИШИ ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ
С именем А.С. Пушкина связана и расположенная недалеко от Мышецкого усадьба Лунёво на реке Клязьме. По-видимому, о владельцах именно этого подмосковного Лунёво упомянуто в книге С.Б. Веселовского «Род и предки А.С. Пушкина в истории»: «Писцовая книга 1627 г. сообщает… что за Пушкиными записаны следующие старинные вотчины:…Лунёво – за сыновьями Григория Сулемши…». Интересно, что у поэтов Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова был общий предок Иван Гаврилович Пушкин, живший в XV веке. От его сына Михаила Ивановича вёл происхождение отец А.С. Пушкина, а от другого сына Ивана Ивановича – отец М.Ю. Лермонтова.
Владелицей Лунёво была также помещица Анна Петровна Малиновская. Её мужем был известный историк Алексей Фёдорович Малиновский, который 62 года прослужил в Московском архиве Коллегии иностранных дел и достиг чина тайного советника. Он дружил с Н.М. Карамзиным, Е.Р. Дашковой, В.А. Жуковским, А.С. Пушкиным, М.П. Погодиным и многими другими писателями и учёными, был знаком с членами тайных обществ декабристов.
Дед и отец А.Ф. Малиновского были священниками «церкви Живоначальныя Троицы, что в Троицкой слободе за Сретенскими воротами» в Москве, в приходе этой церкви была усадьба, принадлежавшая Александру Петровичу Пушкину, прадеду А.С. Пушкина. И Александр Петрович, и его сын Лев Александрович Пушкины были очень дружны с Малиновскими.
В круг близких друзей А.С. Пушкина по Царскосельскому лицею входил племянник Алексея Фёдоровича Малиновского Иван Васильевич Малиновский, которого друзья любили за справедливость и добрый нрав, но за вспыльчивость прозвали «казак». А.С. Пушкин посвятил И.В. Малиновскому одну из черновых строф стихотворения «19 октября» (1825).
В 30-е годы XIX века Малиновские часто упоминаются в переписке А.С. Пушкина с Наталией Николаевной Гончаровой. Екатерина Алексеевна Малиновская была подругой Наталии Николаевне Гончаровой, вместе с родителями 18 февраля 1831 года она присутствовала на венчании Александра Сергеевича Пушкина и Наталии Николаевны в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот в Москве. Она же рассказала И.П. Бартеневу о падении креста и Евангелия с аналоя, когда молодые шли кругом, присутствующие восприняли это нехорошим предзнаменованием.
Екатерина была переводчицей, после выхода замуж в 1833 году за князя Ростислава Алексеевича Долгорукова постоянно жила в Петербурге. Е.А. Долгорукова-Малиновская была хорошо знакома со многими писателями, часто встречалась с Н.В. Гоголем и присутствовала, когда он читал А.С. Пушкину своего «Ревизора». По сообщению того же Бартенева, «от умиравшего Пушкина не отходила она (Е.А. Долгорукова-Малиновская) по целым часам и, стоя на коленях у его ложа, слушала его последние заветы жене и друзьям».
Последним владельцем усадьбы Лунёво вплоть до февральской революции 1917 года был Пётр Александрович Базилевский.
С 1923 году в усадьбе Лунёво находился дом отдыха им. Н.К. Крупской.
В 1941 году имение было сожжено немецко-фашистскими захватчиками. До 2014 года на территории бывшей усадьбы Лунёво находился загородный филиал 1-й Московской клинической больницы имени Н.И. Пирогова. Ныне от усадьбы сохранились лишь остатки пейзажного парка с тенистыми липовыми аллеями.
«Я ВАС ЛЮБИЛ…»
Село Богородское, что было когда-то на берегу озера Сенеж, принадлежало Олениным. Один из Олениных, Алексей Николаевич, прославился как историк и меценат, он был первым директором Петербургской Публичной библиотеки и президентом Академии художеств.
Его младшей дочери Анне Олениной А.С. Пушкин посвятил многие стихотворения. Весной 1828 года А.С. Пушкин сватался к ней, но женитьба не состоялась. Знаменитое стихотворение «Я вас любил» Александр Сергеевич записал в её альбом в 1829 году.
УСАДЬБА ФОНВИЗИНЫХ
Усадьба декабриста Михаила Александровича Фонвизина, племянника драматурга Д.И. Фонвизина, находилась там, где сейчас 8-й микрорайон города Зеленограда (некогда это была территория Солнечногорского района). В 1820 году сельцо Крюково и усадьба были куплены матерью М.А. Фонвизина, после её смерти в 1823 году Михаил Александрович поселился в Крюково.
Михаил Александрович учился в Санкт-Петербурге в Немецком училище Св. Петра, в Москве в Университетском пансионе и слушал лекции в Московском университете», участвовал в Отечественной войне 1812 года. В то время Благородный пансион при Московском университете, который просто называли Университетским пансионом, был лучшим средним учебным заведением России. Через Университетский пансион прошло целое поколение членов тайных обществ.
М.А. Фонвизин был масоном, вступил в Союз Спасения или общество Истинных и верных сынов Отечества, созданный в 1816 году.
В 1821 году 33-летний генерал-майор в отставке Михаил Александрович Фонвизин познакомился с 16-летней Наталией Дмитриевной Апухтиной, дочерью небогатого костромского предводителя дворянства. Её мать была двоюродной сестрой Михаилу Александровичу. Незадолго до этого Наталия Апухтина чуть было не вышла замуж за Рунсброка, но он неожиданно перестал у них бывать, по-видимому, узнав о финансовых проблемах в этой семье. Девушка после этого хотела уйти в монастырь, однако вскоре стала женой М.А. Фонвизину.
После подавления декабрьского восстания М.А. Фонвизина арестовали в его усадьбе Крюково и приговорили к каторжным работам сроком на 12 лет, позднее заменённым на 8 лет. Наталья Дмитриевна последовала за мужем в Сибирь, оставив на попечении родственников сыновей. В 1850 году умер старший сын Фонвизиных Дмитрий, студент Московского университета, и менее года спустя – младший, которого отцу так и не суждено было увидеть. В младенчестве умерли и двое, детей, родившихся в Сибири.
Ещё в 1825 году Иван Иванович Пущин, навестив А.С. Пушкина в его ссылке в Михайловском, рассказал ему историю замужества Наталии Дмитриевны. Будучи женой генерала, она случайно встретила на балу свою первую любовь - Рунсброка, которого теперь отвергла. Эта ситуация послужила А.С. Пушкину сюжетом для романа «Евгений Онегин». Первоначально в черновиках было написано: «Её сестра звалась Наташа…», позднее Пушкин заменил имя Наташа на Татьяну.
Сама же Наталия Дмитриевна в письмах к декабристу И.И. Пущину называла себя Татьяной Лариной. Она писала ему: «Ваш приятель Александр Сергеевич, как поэт, прекрасно и верно схватил мой характер - пылкий, мечтательный, сосредоточенный в себе, и чудесно описал его проявление при вступлении в жизнь сознательную».
Михаил Александрович Фонвизин был дружен с Иваном Ивановичем Пущиным, лицейским другом А.С. Пушкина и автором “Записок о Пушкине”. Их дружба возникла в 1820-х годах, когда оба участвовали в движении декабристов.
Только в 1853 году М.А. Фонвизину, за год до его смерти, разрешили вернуться под надзор полиции в имение Марьино Бронницкого уезда Московской губернии, доставшееся Михаилу Александровичу в наследство после смерти брата Ивана, тоже декабриста, члена Союза Благоденствия. После смерти мужа Н.Д. Фонвизина вышла второй раз замуж за И.И. Пущина, освобождённого манифестом 26 августа 1856 года уже после смерти Николая I.
В заключение хочется привести слова академика Дмитрия Лихачёва о пушкинских местах: «В самом деле, города, сёла, сады и парки, реки и озёра, рощи и луга имеют четвёртое измерение: измерение во времени, открывающееся нам памятью культуры, памятью о прошлом, особенно – памятью о поэтическом прошлом…
Дело даже не в том, что пушкинские места красивы как пейзажи: их особая красота - в союзе природы с поэзией, с воспоминаниями- воспоминаниями истории и воспоминаниями поэзии.
Пушкин удивительно остро чувствовал дух той местности, где он писал и очень точно передавал его в своих произведениях».
Свидетельство о публикации №221010802085