Кровавое воскресенье

9 января исполняется 116 лет со дня расстрела рабочих царским самодержавием (9 января 1905 г.).

В начале 1905 г. в царской России разрасталось рабочее движение. Положение рабочего класса, трудящихся масс было невыносимо тяжёлым. Особенно оно ухудшилось в связи с русско-японской войной, в которой царские войска терпели поражение и на которую уходили громадные средства.

3 января началась стачка на крупнейшем заводе Петербурга – Путиловском. Стачка началась из-за увольнения с завода четырёх рабочих и быстро разрасталась. К ней присоединялись другие заводы и фабрики Петербурга, что сделало стачку всеобщей. Царское правительство решило в самом начале подавить движение.

Ещё в 1904 г. полиция создала при помощи провокатора попа Гапона свою организацию среди петербургских рабочих – «Собрание русских фабрично-заводских рабочих», имевшую отделения во всех районах Петербурга. Когда началась стачка на Путиловском, поп Гапон предложил свой провокаторский план – 9 января собраться всем рабочим и в мирном шествии с хоругвями и царскими портретами пойти к Зимнему дворцу и подать царю петицию (просьбу) о своих нуждах. Царь, дескать, выйдет к народу, выслушает и удовлетворит его требования. Гапон взялся помочь царской охранке вызвать расстрел рабочих и потопить в крови рабочее движение. Но полицейский план повернулся против правительства.

Петиция обсуждалась на рабочих собраниях, в неё вносились поправки и изменения. Большевики тоже принимали в них участие. Под их влиянием в петицию были включены требования свободы печати и слова, свободы рабочих союзов, созыва Учредительного собрания для изменения государственного строя России, равенства всех перед законом, отделения церкви от государства, прекращения войны, установления 8-часового рабочего дня, передачи земли крестьянам.

В то же время большевики предупреждали рабочих, что свободу не добывают просьбами к царю, а завоёвывают её с оружием в руках, что в рабочих будут стрелять. Но остановить шествие к Зимнему дворцу они не могли, так как у значительной части рабочих всё ещё была сильна вера в царя, сильна надежда, что царь им поможет. Движение с огромной силой захватило массы.

В петиции петербургских рабочих говорилось:

«Мы, рабочие города Петербурга, наши жёны, дети и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей… Мы и терпели, но нас толкают всё дальше и дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душат деспотизм и произвол… Настал предел терпению. Для нас пришёл тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук…».

9 января 1905 г. ранним воскресным утром рабочие пошли к Зимнему дворцу. Рабочие шли целыми семьями – с жёнами, детьми и стариками, несли царские портреты и церковные хоругви, пели молитвы, шли безоружные. Всего собралось на улицах свыше 140 тысяч человек.

Но Николай второй встретил их крайне недружелюбно. Он приказал стрелять в безоружных рабочих. Царскими войсками в этот день было убито больше тысячи рабочих, более 2 тысяч ранено. Улицы Петербурга были залиты рабочей кровью.
Большевики шли вместе с рабочими. Многие из них были убиты или арестованы. Большевики тут же, на залитых кровью улицах, объясняли рабочим, кто виновник этого ужасного злодеяния и как нужно с ним бороться.

День 9 января получил название в истории «Кровавое воскресенье».

Рабочие получили кровавый урок. В этот день была расстреляна вера рабочих в царя. Они поняли, что только борьбой можно добиться своих прав. Уже к вечеру в рабочих районах Петербурга начали строиться баррикады. Рабочие говорили: «Царь нам всыпал, ну и мы ему теперь всыплем»!

Страшная весть о кровавом царском злодеянии разнеслась повсюду. Возмущение и негодование охватило весь рабочий класс, всю страну. Не было города, где не бастовали бы рабочие против злодейства царя и не выставляли бы политические требования.

Рабочие теперь шли на улицу с лозунгом «Долой самодержавие»!

Число стачечников в январе достигло громадной цифры – 440 тысяч. За один месяц бастовало рабочих больше, чем за всё предыдущее десятилетие. Рабочее движение поднялось на огромную высоту.

В России началась первая русская революция.


Рецензии