Книга 12-1 Атаманы яицкого казачьего войска

               
                (Избранные Кругом во времена царствования Федора III, Софьи Алексеевны и Петра I)
               

               
                I
    
     Во время царствования Федора III  в летописях московских сохранилась запись  отправленного письма к атаману Яицких казаков Григорию Федорову с предписанием об отправке  пяти сотен казаков. Вот краткая выписка: “ .… от царя и князя Федора  ….  России самодержца на Яик …. Атаману Григорию Федорову  ….  в  1679 году по …. указу, посылали на …службу … с Прокофием Семеновым … братию казаков”.
    
     Далее в письме написана хвала сотне казаков, что пришли с походным атаманом Прокофием Семеновым.
    
     Соединившись на Дону с донцами, сотня яицких казаков  двинулась на рубежи окраины с крымскими татарами. Узнав, что татары грабят Чугуев,  казаки преследовали татар, пока не уничтожили всех. Так казаки до конца лета несли службу, отгоняя крымских татар и турок от рубежей Киева. В осень Яицкие казаки были отпущены домой.
    
     На Круге на письмо царя с разрешения Войска  вызвались служить двести казаков. Об их службе до нас известий никаких не дошло.  После службы казаки вернулись домой на Яик.

                II
    
     Наступило время, когда правительство России стало серьезно обращать внимание на грабежи в море. И, чтобы усмирить казаков, в 1680 году Яицкое Войско было автономно прикреплено к Казанскому приказу. Оттуда они стали получать указания и распоряжения, а также был вверен приказ, чтобы списки служилых казаков были сообщены в Разряд.
    
     В том же году возник бунт башкир, до этого живших спокойно, покорно исполнявших все указы правительства России.  Но когда воевода Уфы стал раздавать земли русским поселенцам вблизи города, башкиры проявили возмущение, заметив в этом посягательство на их территорию. Но Уфимские власти не обратили на это внимание  и продолжали раздавать земли. Башкиры перестали свободно передвигается по своей территории. К тому же многих башкир стали силою приводить в православие.   
      
     Все это и толкнуло башкир взяться за оружие. И весной 1662 года жившие по реке Исети башкиры, черемисы и татары взбунтовались, к ним присоединилась группа калмыков, ногайцев и вогулачей . Этот бунт быстро усмирили.
    
     Не прошло и трех лет, как башкиры Сибирского тракта вновь подняли мятеж, и в конце лета они напали и сожгли Долматовский и Невьянский монастыри, и захватили острог, и убивали людей близ стоящих сел. “...церковь божию и государевы анбары совсем сожгли, а крестьян на полях всех побили, а иных в полон взяли, деревни выжгли и скот отогнали”. А в начале осени восставшие уже напали и захватили Белослудскую и Усть-Ирбитскую слободы.
      
     Во время бунта, многие селения были разорены и сожжены. Русских было убито и взято в плен несколько тысяч. Остановить бунт воевода казанский не смог за неимением военной силы. Только в начале весны 1680 года из Москвы были отправлены полки стрельцов с воеводою Федором Зелененым. Также пришли казаки из Малороссии и Дона. В эти отряды вошли и пятьсот яицких казаков. И лишь только тогда был бунт остановлен.
      
     С Башкирским бунтом появился кочевые племена киргиз-кайсаков. Они заняли восточную степь за рекой Яиком и стали совершать набеги на казачьи поселения. Казаки отбивались от врагов, но жизнь становилась все тяжелей и опасней.  За набег киргиз-кайсацких племен казаки отвечали набегом, за смерть – смертью, за угон скота – угоном.

     А вот что писал о нравах и быте племен киргиз-кайсацких  бывший на Яике в 1769 году путешественник Паллас.
          “Киргизские племена живут в неограниченной вольности. …  Каждый аймак имеет над собою главного, которому все пришедшие от одного колена оказывают добровольное послушание. … Имеющие у себя большее число подчиненных называются ханами и султанами. Также есть …. подсудные, а именно – бю именуемые, это почтенные люди старинного поколения хаджа или еще другие так величаемые мурзы. …  если несколько аймаков задумали идти войной куда-нибудь, то решения принимают на больших советах  и там же избирают предводителя из старшин. Мелкие грабежи  совершают они малыми аулами, не требуя всеобщего совета. Если с Российской стороны угоняли табуны лошадей или захватывали людей, то делали они в то время, когда свои стада удалили от оной страны. ….  До прихода к пределам Яика  они кочевали далеко в Азии от песков Кара-Кума по реке Сарысу и далее на запад к Туркестану. Там они вели кочевую жизнь и военные разорения другим народам , еще в 1536 году они разрушали Туркестан, захватывали Ташкент.  А также вели беспрерывную войну с джунгарами , которых неоднократно  разбивали и грабили. Постепенно двигаясь на запад, они приблизились к Яику и в 1700 годах заняли всю степь на востоке от Яика.
           Впрочем, люди киргизских племен боязливые  и не склонные  к кровопролитию, они старались взять в плен, нежели лишить жизни. Набеги на русские пределы совершали исключительно ради пленных, которых продавали в Хиву и Бухару за дорогую цену. … Ужасную участь имели эти пленники. Они исполняли самые тяжелые непосильные работы, обращения с ними  были самые жестокие. Бежать оттуда почти не представлялось возможным. Бежавших пленных  было очень мало.
           Богатство киргизских племен состоит в скотоводстве, большая часть состоит из лошадей и овец. Верблюдов они имеют меньше, но коров и того еще меньше, по той  причине, что зимой без корма не можно хорошо содержать в степи. Во время переезда на другое место свои вещи возят на быках и верблюдах. Я не видал у них никаких других верблюдов, кроме двугорбых”.
   
     О первых схватках Яицких казаков  с киргиз-кайсаками до нас дошло лишь одно предание о казаке Харько, которое написал писатель И. И. Железнов.
               

                III         
   
     После смерти царя Федора Алексеевича бояре крикнули перед народом имя нового царя малолетнего Петра, а править от его имени до совершеннолетия или же женитьбы должна была его мать, царица Наталья Нарышкина, ненавистная Софье мачеха. Опираясь  на верных бояр, стрельцов и князя Голицына, недовольная Софья подняла мятеж, увенчавшийся успехом.  С того времени Софья становится регентшей при малолетнем Петре. Это был огромный прорыв и, прямой путь на трон.
   
     Твердой рукой царевна Софья правила Русским государством семь лет.
      
     В первый год ее правления вспыхнул башкирский бунт с новой силой. Башкиры приступили, как и прежде, к уничтожению русских сел и угону пленных в неволю.  В 1682 году башкиры двинулись вниз по Яик реке и напали на казачий городок Кирсанов. Бунтовщикам взять  крепость-городок не удалось. В историческом акте можно прочитать отписку войска митрополиту Адриану казанскому в 1688 году в том, что к тому времени Кирсановский городок переселился в Яицкий городок, и разместились “подле казачьих куреней, особенно в одном месте …. севернее нынешнего Михайло – Архангельского собора”.  Вместе с Кирсановским городком прибыл в Яицкий городок и священник Петр.
   
     Возможно  с Кирсановского городка была привезена вместе с попом Петром и церковь во имя Алексея митрополита, впоследствии эту церковь так и стали называть в народе “Кирсановской”.
   
     Переселение Кирсановского городка было необходимо не только из-за нападения башкир, но и от беспрерывных набегов киргизких племен и калмыков.
   
     В дошедших до нас документах мы узнали об участии пяти сотен яицких казаков в усмирении бунтовщиков башкирцев.  А вот кто был походным атаманом, и когда казаки вернулись на Яик, в документах записей нет. 
   
     Еще во время правления царевны Софьи  в Москве произошли неудовольствия у придворных, которые перешли и на  стрельцов в виде бунта. Хотя бунты были усмирены, но на Яике все это сказалось неожиданным наплывом беглецов стрельцов и начавшееся  вслед за этим гонение на старообрядцев из Руси.
   
     Приехавший из Яицкого городка житель Самары рассказал воеводе Кириллу Пущину о том, что на Яике принимают беглецов, и те просятся, чтобы их приняли в казаки.
   
     Воевода донес об этом в Москву, оттуда затребовали беглых вернуть. Воевода написал грамоту атаману Прокофию Семенову о высылке беглецов в Самару. На войсковом круге Яицкие казаки прочитали отписку и сказали, что у них на Яике никаких беглецов нет.
   
     Неожиданное перемещение донских казаков с атаманом Скалозубом с Дона на Волгу всех взволновало, зачем они это сделали, осталось непонятно. Затем эти три тысячи донцов-казаков двинулись на Каспийское море. В своей челобитной они говорили, что никакого разорения не устраивали. Затем донцы разделились. Тысяча казаков вместе с атаманом Скалозубом ушла вверх на Яик, а остальные ушли на Дон. На пути следования к Яицкому городку донцы бились с калмыками и башкирами недалеко от  Индерских гор. В этих схватках погиб атаман Скалозуб и более сотни казаков. 
   
     Наступила зима, и их струги сковал лед в районе Мергенева Яра. Около недели шли к Яицкому городку, там и зазимовали.
   
     В это время  пришла грамота о выдаче беглецов. Вновь избранный атаман Яков Васильев собрал Круг. На Кругу приехавший подьячий зачитал грамоту, Круг загудел, и начался шум.
   
     - У нас река поторжная,  и мы людей в войске многих не знаем, люди у нас не письменные ! – шумели казаки.
   
     - Нет ли у тебя других каких писем? – спрашивали казаки.
 
     У подьячего были еще две грамоты для Яицкого войска. В них было прописано, чтобы казаки Яика не пускали к себе в городок воровских донцов казаков с атаманом Скалозубом.  Но когда подьячий приехал в городок и прознал, что донцы уже гостят в городке, то решил утаить эту грамоту.
   
     Когда казаки нашли еще грамоту  и прочитали в Кругу, атаман войска Яков Васильев ответил на эту грамоту:
   
     - Донцы пришли к нам на Яик до грамоты, а если бы грамота ранее к нам были прислана, мы бы их к себе в городок не пустили. Атаман Скалозуб, которого сыскивают, убит башкирами. Вместо него донцы выбрали атаманом Ивана Романова, и он был отпущен со станицей более тридцати казаков в Москву, чтобы повиниться государю за все свои вины, и взяли с собой тех пленных, что  во время боя у Мергенева Яра взяли. -
   
     Тогда подьячий стал настаивать о выдаче беглецов-стрельцов. Атаман Васильев решительно заявил ему в ответ:

     - Мы на Яике беглых стрельцов не знаем. Присланные нам грамоты  о всяких беглых людях получали. Но мы тех беглых людей не отдавывали!

     С этим ответом и уехал в Москву подьячий. И после этого более грамот о возвращении беглецов Яицкие казаки не получали.


                IV
    
    
     Для Яицких казаков Самара была важным торговым городком, здесь они закупали для себя хлеб, а привезенную с собою рыбу продавали. С продажи у казаков брали пошлину “десятину” т.е. десятую часть натурою. Казаки были недовольны этим, и атаман Яков Васильев, и все войско подали челобитную государю,  прося об отмене пошлины с рыбы. Молодой царь указом отменил сбор пошлины с яицких казаков. Но со времени царствования Петра с казаков стали взымать пошлину.
   
     Также еще во время атаманства Якова Васильева в городке случился сильный пожар, сгорел почти весь Яицкий городок, и в войсковой избе сгорела жалованная царем Михаилом Федоровичем Романовым грамота на владение Яиком.
   
     В своей челобитной казаки в 1720 году просили Петра I  о выдаче другой грамоты  взамен сгоревшей в пожаре “…. лет тридцать и больше (где то в 1685 году) и волею Божию церковь соборная, а также и войсковая наша изба сгорели, и в то пожарное время в помянутой избе грамоты о владении нашей реки Яику и о других наших делах погорели….“
   
     После пожара казаки сами обустроили городок и построили вновь сгоревшую церковь Михаила Архангела. А так как соборная церковь в Яицком городке могла быть первой в войске, то отсюда  можно  заключить, что первая церковь на Яике могла быть построена в Яицком городке во время царствования Михаила Федоровича, и потому могла быть названа в честь его имени.
   
      У яицких казаков, молившихся двуперстным крестом  и проводивших службу по старопечатным книгам, в 1688 году начались самые сильные гонения на ревнителей “старого благочестия”, называвшихся на языке того времени раскольниками.
   
     Гонения, начавшие на Руси, не ограничились этим, старообрядцев преследовали и на территориях Дона и Яицкого войска. Бежавшие старообрядцы находили на казачьих территориях пристанище и могли свободно исповедовать свою веру, особенно это проявилось на Яике. Первые гонения на старообрядцев произошли на  Дону в 1688 году. После выдачи и казни Разина на Дону зажиточные старшины усилили свою власть над войском. И во всех их делах явно проявлялась воля Москвы. До этого случая в казачьем мире не слыхивали о выдаче Москве хоть и воровского, а тем более атамана, Разина. Это было первым нарушением казачьего права никого не выдавать, кого бы-то ни было. Виновного судили своим казачьим судом, но никогда не выдавали Москве.   
   
     Когда Москва потребовала у Запорожцев выдать кошевого атамана Серко, то получила отказ:

     - Мы не донцы, которые выдали атамана Разина, мы своего атамана не выдадим.  – так и было. Запорожцы атамана Серко не выдали.
   
     Когда Москва потребовала от Дона выдачи беглых раскольников, старшины начали гонение в войске на старообрядцев. Часть казаков бежала во владение Шевкала Тарковского и сделались грозою кавказского побережья.  Совершая набеги на Каспийском море, получившие название “казаки-раскольники”, они на много лет прервали всякое движение из Волги в Персию.
   
     Другие оказали сопротивление в небольшом городке, но городок был взят и разорен . Атаманы старообрядцы были казнены через повешенье или посажены в воду, а другие были строго наказаны и сосланы в далекие города. Вот таким образом на Дону изводили раскольников.
   
     На Яике все происходило иначе, так как яицкие казаки все были старообрядцами, и на полученную грамоту,  в которой требовали выдать беглецов старообрядцев и священников Петра и Андриана,  собрался Круг, на котором потомки ушкуйников из северных русских городов, яицкие казаки, носители старой веры, вместе с атаманом Яковом Васильевым  отказались выдавать беглецов.
   
     “У нас нет беглецов! - говорили они: - попов мы не дадим! На поле мы к себе беглых людей не призываем и с поля не ссылаем!”
   
     Казалось, что на этом надо бы успокоиться, предоставив каждому молиться и креститься по своему убеждению. Ведь Всемогущему Творцу вселенной все равно, двумя или тремя перстами будут  славить его на земле.
   
     1688год.  Когда тысячи невинных старообрядцев фанатично сжигали себя в пылающих срубах, а также на кострах, и под пытками гибли от палачей невинные жертвы – все это догматизировано,  и благословлено новой церковью. В этот год был снаряжен второй поход в Крым. В походе на татар приняли участие в армии орешковские казаки Белгородцкого полка, а также  донские и яицкие казаки в количестве двухсот человек с походным атаманом Яковом Васильевым.
   
     Вот что предшествовало этому походу. После сложных переговоров между Россией и Польшей, которые  в итоге завершились все же подписанием об окончании войны, в 1686 году был подписан «Вечный мир», согласно которому Россия должна была объявить войну Турции. Для осуществления договора  Россия организовала два неудавшихся похода в Крым к Перекопу против Крымского ханства -  это в 1687 и 1689 годах. Эти походы, приведшие к небольшим потерям, так и не перешедшим к военным столкновениям, однако же,  оказали прямую помощь союзникам России, помешав татарам выступить против них.
   
     Князь Василий Голицын, наученный опытом после неудачного первого похода, решил следующий поход начать весною. В ту пору можно было не опасаються степных пожаров, да и  водой запасаться не надо было. Но князь оставил без внимания природные явления, поначалу начались  холода, а затем начавшаяся оттепель проявилась разливом степных рек, так что войска с трудом переправлялась через них.
   
     Вот что пишет историк С. М. Соловьев: « когда Голицын подошел к Перекопу, а за ним заветный Крым - цель похода, опытные стратеги говорили князю Голицыну, что если он с войсками фарсирует Перекоп и захватит укрепленные замки, дорогу  вглубь  полуострова будет трудно преодолеть по безводной степи, а на пути следования татары заморят врага голодом и жаждой.

     Простояв под Перекопом несколько дней без воды, Голицын понимал - колодцев нет, стали падать лошади. Что-то нужно было предпринимать, и князь начал переговоры в надежде, что татары испугаются и примут требования России. Переговоры затянулись, и князь понял , что медлить более нельзя, и он развернул войско назад, так и не добившись ничего.
   
     Вот так бесславно закончился второй поход на Крым князя Голицына.



          Вогулы устаревшее название,  ныне Манси, вогуличи, меньдси, моанси существовали с середине XV до конца XVI века, это  малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

          Джунгарское ханство в старорусских источниках также Зюнгарское ханство. Старомонг — «Государство Четырёх Ойратов». Государство — ойрат-монгольское существовавшее в XVII—XVIII веках на территории, которая в настоящее время относится к Казахстану, Киргизии, Китаю, России.

          Река поторжная в смысле проходная, проезжая, где бывает много всяких людей.
 
          Письменные т.е. переписанные. Уральцы. (исторический очерк) А.Б.Карпов. 1911г.


                http://proza.ru/2021/01/09/1860

         


Рецензии
Вот уж и впрям следует обращаться к разным источникам,чтобы истина определялась,киргизы(по сути казахи) и яицким казакам оказывается жить спокойно не давали,и джунгар беспокоили набегами,а тут так прикинулись паиньками,джунгары типа их обижали,и к России же попросились спастись. Все пытаются себя выгородить,чтобы казаться достойнее в истории,а правда у них своя,та что краше. Смотрел в интернете,в Монголии памятник Чингизхану,величиной со статую свободы,и им нет дела что он обыкновенный мясник,без полководческих дарований,людей уничтожал за просто так. Спасибо Михаил,было интересно почитать,успехов вам.

Николай Катаев 2   27.03.2021 08:33     Заявить о нарушении
Николай, спасибо за ваш отклик!

Михаил Илекский   27.03.2021 08:40   Заявить о нарушении