Весна, Люда! Весна!!! часть 5

После звонка Михаила всё изменилось. Люда могла сколько угодно убеждать себя и подругу в самодостаточности одинокой женщины,в невозможности с возрастом принять в свою жизнь  постороннего человека и менять собственные привычки и убеждения,
но природная потребность женщины любить и быть любимой имела такие мощные генетические корни,такую магнетическую неубиваемую силу,что все эти доводы казались писком крохотной мышки рядом с рёвом мощного авиалайнера,
готовящегося ко взлёту.

  Михаил звонил теперь каждое утро. Он расспрашивал Людмилу о том ,как прошёл предыдущий
день,что она делала,о чём думала,
какая за окошком стояла погода...Разница во времени была в семь часов и вечерами разговаривать у них не получалось .Но утренние звонки были ещё лучше вечерних.Люда заряжалась от этого, волнующего её голоса,от интереса Миши к её простой,непримечательной жизни и от того как важна ему была каждая мелочь ,о которой упоминала Людмила в этих тихих, медленных,спокойных разговорах ,от которых сердце в её груди бешено колотилось .
Он не говорил ей слащавых фраз,не называл сладкой,любимой,милой .Он не придумывал для неё мультяшные прозвища: зайка,рыбонька,лапонька,птичка...
Он не присылал ей сообщений со смайликами в виде сердечек и поцелуйчиков, не отправлял открыточек с цветочками .
Он просто звонил каждое утро и говорил своим бархатным низким  голосом: "Доброе утро,Мила!",потом выжидал паузу,давая её сердечку войти в правильный ритм,слушал её ответное приветствие и спрашивал: " Расскажи как прошёл твой вчерашний день?  Подробно."
И она начинала рассказывать ,прислушиваясь как он выдыхает табачный дым ( видимо он тоже волновался,но не показывал вида,успокаиваясь во время разговора курением), и  ей казалось ,что он совсем рядом,казалось ,что они вместе сидят за круглым столом в кухне и обсуждают за завтраком свои каждодневные дела и заботы. Такая возникала у неё иллюзия.
  Все эти разговоры,будто тоненькие серебристые ниточки паутинок,что летают повсюду бабьим летом связывались,
сплетались красивым, утончённым и в тоже время крепким витиеватым узором и соединяли две жизни ,словно подвесной мост -хрупкий на вид ,но крепкий и надёжный,если строить его без спешки и по всем правилам.

  Зинаида очень радовалась этому новому состоянию подруги,этому возобновившемуся общению и никогда не приходила  к Людмиле по утрам,чтобы не мешать важным для неё разговорам.Одно лишь её беспокоило- Михаил не рассказывал ничего о причинах своего отъезда,о своих планах на будущее и о том, чем он там занимается в своём далёком Владивостоке.На все вопросы Людмилы об этом,он отвечал: "Потом.
Приеду- всё расскажу."
Она была так рада любому с ним общению,что этот ответ её вполне устраивал,тем более ,что главным словом в этой фразе,на котором её внимание делало акцент,было слово :"Приеду!".
 Зинаида прекрасно понимала подругу и не хотела капать ложку дёгтя в её виртуальный медовый месяц.Главное,чтобы  мёд не оказался липовым как чувства,которые порой возникают,когда люди находятся далеко друг от друга и придумывают  качества предмету любви,которых на самом деле не существует.Зина надеялась ,что разочарование обойдёт Милу стороной . К тому же она была приверженкой мнения,что неприятности нужно переживать по мере поступления,а не портить себе жизнь их предвкушением. Благополучно отмахнувшись от своих сомнений ,она всячески поддерживала подругу и радовалась её весеннему полёту.
   
   Весна ,кстати сказать, расцветала и хорошела, словно девица на выданьи. Пучки жёлтых нарциссов золотили ей кожу,алые бутоны тюльпанов румянили щёчки,
кобальтовые бусинки мускари ,словно плотные нитки скрученного волнами бисера,оттеняли голубизну глаз...Яркая,свежая,глянцевая, салатовая листва ,внезапно появившаяся на деревьях,переливалась ,отражая солнышко, словно атласная лента в пшеничных волосах .

  Людмила любовалась на всю эту красоту,восхищаясь каждой травинке,каждому бутончику.Она теперь и не знала -восхищала бы её так же эта весна,если бы не Михаил. Он был далеко,но он был рядом постоянно.
Людмила мысленно разговаривала с ним весь день, каким бы делом она не была занята.Она,будто репетировала их завтрашний разговор.
Правду говорят- влюблённый человек любит весь мир.Именно такие чувства охватили Люду в эту необыкновенную весну!
"И хорошо,что он уехал " -
думала она,обрывая молодые лепестки душистой смородины -он продлил этим предвкушение счастья,радость предчувствия чего- то светлого и долгожданного. От этого чувства острее ,а награда ценнее."

   Во двор влетела Зинаида. На ней было новое платье с полосатыми вставочками и белые босоножки на небольшом каблучке.
- Привет, Люсёк!
- Привет! Ты откуда такая красивая?
- В город мотались,а на обратном пути смотрю- все бабуськи на пятачке  у  магазина .Автолавка какая- то залётная ткани ивановские распродаёт. Ну я - не будь дурой,тоже пошла красонуться в новом наряде,ну и рекламу тебе сделать.
- Ну и как?
- Люська! Я имела большой успех!
- Серьёзно?
- Ну, во- первых,меня не сразу узнали.Во- вторых,когда узнали- засыпали вопросами где я взяла такое примиленькое платьице. А в третьих- после моего ответа все кинулись покупать себе отрезы на платья и сарафаны.Так что- в ближайшее время жди клиентов.
- Агент ты мой неутомимый! Спасибо тебе!
- Да ладно, ничего не надо! Пользуйся,пока я жива!
-Надо бы глянуть, что там за ткани привезли.
- Пошли. За одно проводишь меня.

  Хуторянки ещё суетились возле Автолавки.Людмила присмотрела несколько симпатичных цветастых отрезов,клетчатый для скатерти и в полоску для постельного, ещё взяла понемножку разных однотонных тканей для отделки.
Но быстро вернуться домой у неё не получилось. Женщины обступили городскую портниху и стали рассказывать наперебой кто какой наряд себе хотел бы заказать,
спрашивать совета кому какая ткань пойдёт и выяснять когда им можно придти сделать заказ .
  Людмила сначала слегка растерялась от такого напора,а потом вникла ,втянулась и стала отвечать ,подсказывать и помогать выбирать нужные ткани бабушкам и женщинам средних лет,желающим стать краше,ярче и привлекательнее этой весной.
  Вот так за несколько минут Людмила Ивановна Ковалёва стала очень известной личностью среди женского населения небольшого уютного южного хуторка.

  Бабы протоптали тропинку к дому Людмилы очень быстро .Пришлось ,
даже завести блокнот и составить список клиентуры.Сложных заказов не было.Ситцевые платьица и сарафанчики в васильках ,подсолнухах ,ромашках и маках
с обязательным атрибутом в виде накладных карманов, Людмила щёлкала  как орешки,заряжаясь яркостью тканей и детской радостью заказчиц, с восторгом примеряющих обновки.
Бабулькам под цвет сарафанов она шила однотонные или в цвет изделий косыночки, чему они были несказанно рады,так как все старушки на хуторе ходили с покрытой головой.А из остатков разных тканей Людмила шила весёленькие передники и дарила их вместе с заказом как бонус от заведения.Клиентки были счастливы.
   
   - Ну вот,Люси,и бизнес у тебя наладился.Теперь ты и здесь на кусок хлеба с маслом себе заработаешь.
- Ой , Зин! Спасибо тебе.Я и не думала об этом,не ожидала,что профессия моя здесь так востребована .
 - Так надоел всем этот ширпотреб китайский! Купишь сарафан трикотажный,а он,хоть на тело и приятный ,но все жиринки и складочки так подчеркнёт,будто голая идёшь,а потом ,после стирки цвет потеряет и растянется в ширь ,как парашют, ещё и подпрыгнет вверх , обнажив артритные коленки. И ходят бабуськи наши
не весть на что похожи. Из двора и не выйти в таком виде. А теперь! Ты посмотри только на этих красоток!
-Да, Зинок! Я и сама до того рада,что хорошеют старушки на глазах! Иду вчера от тебя,а перед забором Пантелеевны на лавочке сидят три куклы:сама Пантелеевна,баба Маня и Семёновна с Ореховой. И все в моих платьицах и косыночках.Наглаженные, яркие,чистенькие,довольные !Аккуратненькие такие,а в карманчиках платочки беленькие и леденцы мятные.
Ну чисто матрёшечки на ярмарке!Заглядение!
И дед Прохор к ним хотел присоседиться.
Говорит:"Здорово девчата! Всё молодеете? Завидные невесты вы стали,как я погляжу! Не знаю какую и выбрать!"
-А они ему что?-хохотнула Зинаида.
-А Пантелеевна отвечает:" Сначала в баню сходи,старый хрыч,отмойся хорошенько да проверь там- не отсохло ли  чего.А потом уже приходи женихаться с такими красотками,как мы!"
  Подружки расхохотались.
-Ай да Пантелеевна! Остра на язычок !Всегда такой была,такой и осталась.

  Людмила успевала и шить и следить за своим небольшим огородиком. Много сажать она не стала.Пока ей было не ясно что ей по силам в этой сельской жизни,а что нет.Живность заводить тоже не хотела.
Подумывала о нескольких несушках,но ,после того,как наладилось её швейное мини- производство,необходимость в этом отпала. Заказчицы за работу несли ей ,не только деньги,но и молоко,и яйца,и масло,и домашних бульонных кур и душистый майский мёд.
К тому же ,что касается животного мира,ей вполне хватало  стайки птичек,обитающих в её уютном садике и подросшего уже котёнка. Он целыми днями бегал во дворе то за ящерицами,то за жуками,играл с травинками,гонял мух и иногда запрыгивал на колени к хозяйке ,ради непродолжительной ласки.На долгое общение у него терпения не хватало.Жизнь вокруг кипела и требовала его постоянного присутствия. В доме котёнок практически не бывал .Спал в корзинке,когда хотел спать,а в остальное время мотался ,
как ужаленный,путаясь у Людмилы под ногами. Но она не могла на него злиться.Людмила вообще не умела злиться.Разве что на себя...

   Набрав из бочки воды в лейку,Люда пошла в огородик полить молодую зелень,
рубиновые всходы свеколки и росточки цветов,взошедшие под деревьями. Как же красиво было везде, как светло,солнечно! Погода была уже не весенняя,а летняя,хотя на календаре ещё была весна.Оранжевые тюльпаны, посаженные когда-то мамой, радостно улыбались каждому новому дню,разгораясь всё ярче; пышно-цветущая лунария лиловыми гроздьями обнимала гладкий ствол молодой черешни; фиолетовые,белые и розовые  гиацинты выстроились в рядок,словно крепкие солдатики в парадной форме...Людмила присела на скамью под кустом бульданежа и засмотрелась вокруг...
Вспененные тяжёлые шапочки декоративной калины опустились ей на плечи и сбросили несколько пятилистных цветков. В отличии от обычной калины, бульданеж при цветении не пах,но имел такой шикарный вид,что запах был уже не нужен." Не зря французы называли его " снежный шар"",-подумала Людмила ,любуясь кустом. Она отломила несколько веточек,чтобы поставить их в вазу на кухонном столе и поднесла к лицу. Закрыла глаза , вдохнула глубоко- глубоко и услышала запах весны, нарастающей радости,приближающейся любви...

  Вечером Люда не стала включать телевизор.Ей  сейчас не были интересны ни книги,ни фильмы. Всё это отвлекало её от мыслей о Мише. А ей не хотелось от них отвлекаться.Она по- началу запрещала себе  мечтать о будущем ,но потом сорвалась,
втянулась и по шею ушла в эту трясину грёз,планов и предположений. Только музыку  принимало сейчас её сердце. Только музыку.
Люда включила радио и взяла салфетку.Она вот уже который вечер вышивала гладью в уголках белоснежных накрахмаленных салфеток птичек : синички, снегири,
свиристели, щеглы и овсянки сидели на изящных веточках , расправив свои пёстрые крылышки. Людмила,конечно,умела вышивать и на машинке,но ей сейчас  хотелось спокойного тихого занятия.Хотелось сидеть на мягком диванчике,поджав ноги и накладывать стежок за стежком на белую как снег поверхность салфетки и думать ,только об одном - о предстоящей встрече с Михаилом...

  Утром,как обычно ,раздался звонок. Миша расспрашивал Людмилу ,слушал,курил ...Она отвечала,волновалась,прислушивалась к его дыханию...
 - Миша! Миша! Ну скоро ты ?-раздался в трубке громкий женский голос.
 Сердце Людмилы ёкнуло.
- Жена?-почему-то спросила она.
- Да.- быстро ответил он.
 Людмила бросила трубку,будто это его"Да" обожгло ей ухо. Будто оно было раскалённым углем ,прилетевшим неожиданно и резко.
Михаил тут же начал перезванивать,но Людмила не могла говорить.Ей не хватало воздуха! Она выскочила в сад ,наклонилась над бочкой и стала брызгать на лицо холодную воду. Руки дрожали,хотелось расплакаться,чтобы ком, образовавшийся где- то там ,по месту жительства души,
растворился и не давил так больно.
Людмила села на скамейку,посмотрела на небо и спросила:
- Господи,за что?
Почему я такая не счастливая? Почему мне так не везёт? Что во мне не так? Всю жизнь! Всю жизнь одна! Думала сейчас ... Думала изменится всё...-шептала ,всхлипывая женщина- а он....,а там...жена....

  -Люсенька!- услышала Людмила старушечий голосок у калитки-Ты дома?Дочка!
  Людмила хотела промолчать,отсидеться здесь - на заднем дворе,но это стариковское :"Дочка" ,так всегда трогало её,так напоминало то время,когда живы были её родители, её бабушка и дедушка,что не ответить на призыв она не могла. Все пожилые мужчины и женщины на хуторе так её называли. И не только её.Такое обращение к тем ,кто моложе было тут принято и порой и вправду казалось ,что все здесь родственники. И пожурить могли ,как непутёвую  и похвалить вскорости и помочь если беда вдруг нагрянет и радость разделить. Как в семье. В большой семье. Никто тут не отварачивался при встрече, ни кому не приходило в голову не поздороваться,даже с совсем незнакомым
заезжим человеком. Всё было просто и ясно.

   Люда смахнула с ресниц подступившую влагу и вышла к калитке.
- Ой ,как хорошо,что ты дома,дочка! -улыбнулась приветливо маленькая сгорбленная бабулечка,опирающаяся на палочку-
Здравствуй.
- Здравствуйте,Яковлевна!
- Я по делу к тебе,детонька.
- Ну проходите в дом.Чаю попьем с Вами.
- Спасибо , милая.Спасибо!
- Людмила усадила старушку на табурет у круглого стола и включила самовар.
Телефон зазвонил.Люда отключила звук,мельком увидев множество пропущенных вызовов от Михаила.
  Хозяйка разлила чай и поставила на стол варенье, мёд,печенье,сыр,масло,сахар,хлеб.
Яковлевна окунула кусочек рафинада в чай и отпила глоток.
- Люблю горячий!-довольно сказала она.
- Вы угощайтесь,угощайтесь!
- подвинула Людмила поближе к гостье тарелочку с сыром.
-Спасибо,дочка! Спасибо тебе.
- Платьице хотите или сарафанчик? - спросила Людмила.
- Платье,доча.Платье.В гроб.
 Людмила замерла.
- В гроб???
- Ну да. На смерть.
Мне ведь девяносто три на днях стукнуло. Срок мой к концу подходит.
- Девяносто три?
- Ну да. Готовиться надо. У меня уж давно узелок готов.А Бог меня всё никак не приберёт.Платье то,что в узелке лежит,мне не нравится.Не идёт оно мне.Тёмное сильно и рукав как подстреленный.
- А Вы какое хотите?
Старушка достала из пакета отрез .
- А я хочу вот из этого.
Она держала в руках терракотового цвета штапель,на котором красовались  розовые и белые  цветы жасмина на тонких веточках с зеленоватыми листочками.
 -Красивая,правда?
-гордо улыбалась, глядя на ткань спросила  Яковлевна.
- Да.Очень!
- У меня и туфли есть такого цвета.Только ты,доча,рукав длинный сделай и само платье тоже.А на вырез кружево пришей.Вот.
  Бабушка достала из пакета хлопчатобумажное кружево ручной работы.
- Какая красота!- Людмила осторожно взяла в руки кружево и залюбовалась плетением.
- В таком платье и в гроб,баб Нюр?
- Глупая.Так ведь так и должно. На суд в самом красивом надо идти.
- Да Вы живите! Живите! Что о смерти думать?
  Глаза Яковлевны увлажнились:
- Да я то живу, живу,дочка! А смерть- то она кругами ходит. Не отстаёт проклятая.
Я уж старая такая землю топчу ,а доченька моя ещё в сорок лет померла ...
 Старушка утёрла слезу дрожащей рукой.
- А сына в последний путь проводила,когда ему пятьдесят четыре было...
  Яковлевна достала платок и прислонила его к глазам.
  Людмила тоже не смогла сдержать эмоций
- Скажи, дитё,почему так? Они-молодые,
умерли,а я- старая всё живу и живу.
- А Вы что совсем одна живёте здесь?
- Да я- то здесь ,только весну и лето . А так я в городе с внуком живу,с его женой и правнуком.Дочкин сын.А тут у нас вроде дачки домик. Я сама его построила. Я же на стройке всю жизнь проработала . Всё умею . Муж умер как и дочь- в сорок лет . С тех пор одна.Замуж больше не вышла .
Когда сын жив был,мы тут с ним жили. И зиму жили,и осень.Он и дров наколет,и печь натопит и огород вскопает...А потом заболел он...
   Голос Яковлевны задрожал и слёзы снова покатились по щеке
- А два года назад,когда мне уж за девяносто перевалило,упала я.Дома- в квартире. За порожек зацепилась и упала. Боль адская! Не передать! Думала - всё.
Смерть , наконец-то,и за мной пришла.
Бедро.Сломала себе тазо-бедренный сустав.
Ох и намучалась я,деточка! Натерпелась! Слышу- врачиха внуку в прихожей  говорит как- то: " Готовьтесь. В таком возрасте с такой травмой не выживают "
А меня вдруг такое зло взяло! Что это она за меня решает? Кем это она  себя возомнила?
 Я ведь похудела тогда сильно .Сорок кило весила .А тут брат мой младшенький с  Сахалина прилетел,как узнал что со мной. Говорит:"Я тебя на ноги подниму,сестра! Ты,только меня слушайся!"
Как начал он,дочка ,меня кормить домашним творожком да сметанкой, маслицем да рыбкой,и пшеницу проращивал для меня и массажи  мне делал...Возился со мной день и ночь .Говорит:"Пока на ноги не подниму тебя - не уеду."
А я лежу и всё думаю про этот мой домик на хуторе,про то как тут без меня заросло всё! От людей стыдно! Про клубничку думаю молоденькую,что прошлый год посадила . Всё же сгинет без ухода!
Внуку и невестке за работой совсем не до того ...
Сколько времени прошло- не помню.Не очень  много .Вес я набрала,окрепла.Коля поставил перед кроватью ходунки и говорит: " Хватит валяться.Пора на воздух.Весна уже на дворе." Ох и страшно мне было! А потом шаг за шагом и пошла,пошла.... И на первый этаж с пятого спустилась по лестнице потихоньку. Представляешь?
  Людмила не представляла.Она ,даже сказать ничего не могла.Просто слушала, подперев щёку и широко раскрыв глаза.
- Стою я на улице,смотрю на небо,на деревья,на людей...А тут из подъезда врачиха выходит,та что ко мне приходила, когда  я лежала без движения.
Увидела меня да от неожиданности кааак выпалит: " Как? Вы живы???"
- Так и сказала??? А Вы ей что?
- А я ей говорю: " Не дождёшься!!!"
И фигу скрутила.
 Людмила засмеялась:
- Вот это да!
- А в выходные меня Николай на хутор потащил.Прям с ходунками.И не на такси,а на автобусе.Говорит:" Преодолевать свой страх надо на самом сложном препятствии.Остальные потом вовсе гладкими покажутся."
  И влезла я в этот автобус и вылезла потом из него и от трассы до домика своего дошла.Коля был рядом ,подбадривал,
настраивал,но шла- то я сама!
  Остались мы тут с ним на пару недель.Он всё почистил,всё прибрал тут.Я ,только команды раздавала .А потом с костылём ходить стала.А,когда уже на палочку перешла,Коля уехал домой спокойный за меня.Так и езжу сюда с палочкой.Всё сама делаю потихоньку.Правнуку ягодки отвезу свеженькие и обратно сюда. Хорошо тут мне. Я тут сильная.
- Вы просто уникальный человек,баб Нюр!!! Уникальный !!!
 Яковлевна смущённо отмахнулась морщинистой маленькой рукой и отхлебнула,остывший уже ,чай.
- Так на счёт платья я могу быть спокойна?
- Ну ,конечно!  Конечно!
- Вот и хорошо,дочка!Вот и хорошо  .
Только ты уж не затягивай,ладно? Мало ли какие там наверху планы на меня. Пусть уж всё наготове лежит.
- Завтра и пошью.
- Вот и умница .Не зря тебя бабы хвалят.
  Людмила сняла мерки и проводила Яковлевну до калитки.Потом ещё постояла и посмотрела всед уходящему маленькому силуэту сгорбленной временем и бедами старушки и подумала:
" А я - то дура! Бога гневлю.Плачусь. С чего? Молода,здорова!Сын,невестка,дом , котёнок- все живы,всё в порядке. А что надежды какие- то не оправдываются ,так это я напридумывала себе.Я сама. Никто мне  ничего не обещал.
И вообще - не известно  пока ,что дальше. Трубку бросила ,как обиженная школьница от одного слова " Да".Да мало ли что там? Я ведь не знаю ничего.Совсем ничего .
Сунула голову в песок как страус и упиваюсь своими горестями ,а выслушать не смогла.
Дура и есть.

  Людмила забежала в дом и набрала номер Михаила,совсем забыв, который теперь час во Владивостоке.
  Он ответил сразу.
- Мила! Мила!
- Миша. Я телефон уронила.В воду. Теперь всё нормально.Высох.-соврала она.Ей было стыдно за свою горячность и несдержанность.
- Прости.Я не могу сейчас говорить. Я позвоню утром .Как обычно.-шепотом ответил Михаил.





        ( продолжение следует)

 


 
 
 



 

 


Рецензии