Бабель и Шолом-Алейхем - коменты к цитатам
"Забудьте на время, что на носу у вас очки, а в душе осень." - считает, что поменять "осень" на "лето" в душе так же просто, как очки на носу или считает, что "осень" в душе - это как природа и она сама поменяется и только на "зиму"? (Хотя разве не бывает хороших осени и зимы и плохих весны и лета?)
Или он хочет сказать: забудьте о своей унылой осенней душе, смотрите на мои очки на носу - сейчас вам фокус покажу...
"Мы оба смотрели на мир, как на луг в мае, как на луг, по которому ходят женщины и кони." - в мае на лугу голые женщины и голые кони... - конская похоть и конская сила...
"Я удивляюсь, когда человек делает что-нибудь по-человечески, а когда он делает сумасшедшие штуки — я не удивляюсь..." - намордникам на чокнутых не надо удивляться - удивляться надо, когда тебе, пусть и по мелочи, помогли бескорыстно незнакомые люди...
"Подкладка тяжелого кошелька сшита из слез." - может, всё же богач даёт рабочие места? Производит нужную продукцию? Не даёт расслабиться разгильдяям и лодырям? Никто не плачет, но многие завидуют до белой горячки... Но богач ответит за свои заблуждения, вредные привычки, сверхпотребление, ориентацию на ложное богатство, конкретные проступки... (Подкладка тяжёлого кошелька сшита из бороды Карлы Маркса! А из еврейских крокодиловых слез ничего не сошьешь...)
"Шакал стонет, когда он голоден, у каждого глупца хватает глупости для уныния, и только мудрец раздирает смехом завесу бытия." - палестинский шакал стонет, когда евреи его прищемили, у каждого гоя хватает глупости для уныния и только еврейский мудрец раздирает смехом завесу бытия... (Или еврейский клоун раздирает ее своей мудростью? Какой-нибудь Галкин или Ургант или Ширвиндт или Райкин... А хоть бы и сам Соловьев...)
"Если у русского человека попадается хороший характер, так это действительно роскошь..." - ищем русского человека с мягкой зимой... Не мягка у русского зима... - а те, кто на югах России живёт, это на самом деле другие русские (в украинцев часть из них оформилась)
"Деревня плыла и распухала, багровая глина текла из её скучных ран. Первая звезда блеснула надо мной и упала в тучи. Дождь стегнул ветлы и обессилел. Вечер взлетел к небу, как стая птиц, и тьма надела на меня мокрый свой венец. Я изнемог и, согбенный под могильной короной, пошел вперед, вымаливая у судьбы простейшее из умений — уменье убить человека." - лучше бы он не художничал, но никого не убивал... Художничают, важничают - а в итоге только убивают... - и сами умирают, убитые...
"Бисквиты ее пахли, как распятие. Лукавый сок был заключен в них и благовонная ярость Ватикана." - у каких-то поэтов нахватался подобных художеств. У Горького... Распятия, ярости, раны, могилы, мольбы и прочие ветра и тучи были весьма актуальны в то время и потому легко вводились в тексты...
"И он добился своего, Беня Крик, потому что он был страстен, а страсть владычествует над мирами." - нет, просто он был еврей. А страстей у всех хватает - тем более, у всех семитов, арабов...
"Не верь людям. Не имей друзей. Не отдавай им денег. Не отдавай им сердца." - зачем еврею "друг", когда у него есть национальная мафиозная спайка... Так что, денег ради "дружбы" он не отдаст...
"Я сидел в стороне, дремал, сны прыгали вокруг меня, как котята." - художества прыгали; какой-нибудь поэтической кошки "котята", подобия...
"— Верите ли вы в бога? — спросил он Нафтулу. — Пусть в бога верит тот, кто выиграл двести тысяч, — ответил старик." - стопудово еврейский ответ. (Почему Иуда Иисуса продал? Потому что он с ним 200 тысяч не выиграл!)
"...если хотите что-нибудь наблюдать из жизни, то зайдите к нам на двор, есть с чего посмеяться…" - тогда ещё жили во дворах (сейчас там только стоянки машин)
"Хорошую моду себе взял — убивать живых людей…" - да, можно чокнуться и на такой манер...
"...он болен, зол, пьян от тоски, он хочет солнца Италии и бананов." - хоть и еврейской была революция, но счастья она им ни разу не принесла. И только поэтому Сталин смог перехватить у них власть! Они ее сами отдали, сами отодвинулись, потеряв энтузиазм, сами не захотели нести ответственность за дальнейшие неудачи и ломки дров. А то, что "сын еврея" (так переводится фамилия "Джугашвили") будет их самих репрессировать, им вовремя в голову не пришло...
"И я ждал потревоженной душой выхода Ромео из-за туч, атласного Ромео, поющего о любви, в то время как за кулисами понурый электротехник держит палец на выключателе луны." - опять художничает... В прозе художничать гораздо легче, чем в стихах, надо только ловить ритм, любить образы и уважать смыслы - но, странное дело, этого практически нет! Я чуть ли не первый... (А это так, пробы и подражания поэтам. Кстати, Бориса Поплавского вспомнил!)
"Пылание заката разлилось над ним, малиновое и неправдоподобное, как надвигающаяся смерть." - ещё и на природе тогда евреи жили - уникальная ситуация... Теперь-то они скорее навсегда запрутся, чем станут в каких-то походах участвовать... - даже туристских.
"Италия вошла в сердце как наваждение. Мысль об этой стране, никогда не виданной, сладка мне, как имя женщины, как ваше имя, Виктория..." - Горький его мечту осуществил, от оказавшегося горьким "коммунизма по-русски" туда умотал... - но потом верх взяло дурацкое чувство долга... Может, надеялся, что Сталин всё повернул в лучшую - супротив троцкистов - сторону...
"Быт выветрился в Берестечке, а он был прочен здесь. Отростки, которым перевалило за три столетия, всё ещё зеленели на Волыни теплой гнилью старины. Евреи связывали здесь нитями наживы русского мужика с польским паном, чешского колониста с лодзинской фабрикой. Это были контрабандисты, лучшие на границе, и почти всегда воители за веру. Хасидизм держал в удушливом плену это суетливое население из корчмарей, разносчиков и маклеров. Мальчики в капотиках все еще топтали вековую дорогую хасидскому хедеру, и старухи по-прежнему возили невесток к цадику с яростной мольбой о плодородии." - сам пишет об удушливой и гнилой, преступной и фанатичной еврейской жизни. А ведь они были отделены и ничто не мешало устроить им райский Израиль в своих районах - даже коммунизм могли бы сначала там построить... "Нить наживы русского мужика и польского пана" - наоборот, он хотел сказать! Нить наживы польского пана на русском мужике... Вот такие незамысловатые фокусы... "Художественность" помогает смешать карты так, как тебе выгодно...
"Я вижу тебя отсюда, неверный монах в лиловой рясе, припухлость твоих рук, твою душу, нежную и безжалостную, как душа кошки, я вижу раны твоего бога, сочащиеся семенем, благоуханным ядом, опьяняющим девственниц." - портрет еврейского коммуниста! Я опознал его по "припухлым", т.е. нерабочим рукам. "Раны, сочащиеся семенем", блин... (Член обрезанный - раненый?!) Благоуханный яд еврейской болтовни, опьяняющий девственниц... - к тому же, смазливы эти монахи, нежные и безжалостные...
'Но внимание его не более как прием. Как Всякий вышколенный и переутомившийся работник, он умеет в пустые минуты существования полностью прекратить мозговую работу." - у евреев немало таких приемов, "делания вида", "фигур речи" - а иначе пришлось бы слишком много думать и трудно усидеть на ложных теориях. Лучше быть вышколенным, если всё на мази... (Взять того же Соловьева - поет как соловей, но думает гораздо меньше, чем кажется. Хотя мог бы. Но вышколен домом в Италии...)
В общем, когда-то я его вообще не воспринимал, не замечал, но нет, он и характерен и в чем-то успешен. Эпоха вытянула за уши и его... Переимчивость выручила - у евреев дар подражания... Он, кстати, и юмористам подражал - и нередко похож на Ильфа и Петрова...
Шолом-Алейхем
«Человек хочет, а Бог хохочет». - или бог хочет, а человек хохочет. Или дьявол в обоих случаях хохочет...
"Подумаешь, какое дело - еда! И богачи червонцев не глотают, и бедняки камней не грызут." - шикарная поговорка. Хотя сухари похожи на камни, а дорогая еда часто не столько вкусна, сколько похожа на червонцы...
"Конец – пусть самый наилучший – это печальный аккорд. Начало, самое печальное начало, лучше самого радостного конца." - не, не согласен. Конец - делу венец... А начав печально, можно утомиться маяться до самого конца...
(Лучше стать предателем и жить, чем умереть героем?)
"Каждая звезда – это душа человека. А куда идет душа, туда идет и человек. Вот почему нам представляется, будто звезды падают." - неужели и он был падшим евреем? (Знаменитая притча про дракона и падших ангелов из "Откровения" была ли знакома ему?)
«Послушал бы господь дураков, – был бы свет не таков…» - да, с коммунизмами и фашизмами, с полетами на Марс и на Луну, с марсианами и сверхчеловеками...
"Казалось бы, уж если господь тебя наказал и остался ты невеждой, неучем, – так уж пусть это будет шито-крыто! Нашел тоже, чем хвастать!" - типа, даже дурак должен понимать ценность того, чтобы всё было шито-крыто. Причем, и шито и крыто всё болтовней, а не только "золотым" молчанием и умалчиванием...
"Разум и раскаяние - обе эти вещи всегда приходят слишком поздно." - а может, и "слишком поздно" разум так и не пришел, мы в точности это никогда не знаем. Но раскаяния и прочие страдания нам всё равно зачтутся, так устроен этот мир - вспомни притчу про Лазаря...
"Нет на свете раны, которая бы не залечилась, и нет горя, которое не было бы забыто." - это он о своей малоценности свидетельствует... Экий колобок... голь перекатная...
"Это такой зал, что, как только входишь, на тебя нападает смех и ты смеешься, пока чуть не лопнешь со смеху, потому что, куда бы ты ни повернулся, ты видишь, что похож на черта." - смех, надеюсь, не дьявольский? И в других залах, надеюсь, на черта не похож?
"В каждом еврейском местечке, как бы оно ни было бедно и убого, есть свой Ротшильд." - и ещё целая армия банкиров, ведь не бывает Ротшильдов без банкиров поменьше...
"Когда бог явился нашему праотцу Аврааму и сказал ему: «Изыди из страны своей», – Авраам не стал спрашивать куда? Бог сказал ему: «В страну, которую я укажу тебе…» А значит это – на все четыре стороны…" - то он падший, то беспутный... Карьерный путь наверх это дело, типа, исправляет... - бесхребетному карьера вместо вешалки подъёмного крана, а должность и звания вместо корсета...
"Ежели есть свинину, то пусть по бороде течет." - свинина вообще-то особо не течёт, так что всё равно наешься...
"...нет видно, счастья на земле, есть только стремление к нему, погоня за счастьем. Но само по себе счастье - сон, мечта! Любви тоже нет, - есть только наше представление о ней, идеал, созданный нашим воображением. Да, любовь - это только сновидение." - счастье и любовь просто от нас далековато (немудрено при таких то писателях) И сновидения с мечтами - это уже немало. Начни с них...
Ладно, это такой простой народный писатель, старался не грузиться, юморить и сыпать поговорками...
Свидетельство о публикации №221010800386