14. 5 Объединение в одно целое. Энеаграмма

                Что такое энеаграмма?

                Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского,

слова Г.И. Гурджиева:

(стр.358) «Ранее мы говорили о законе октав, о том что любой процесс, в каком бы масштабе он ни происходил, полностью определён в своём постепенном развитии законом структуры семитонной гаммы. В связи с этим было указано, что любая нота, любой тон, если его взять в другом масштабе, вновь представляет целую октаву. «Интервалы» между «ми» и «фа» и между «си» и «до», которые нельзя заполнить энергией действующего процесса и которые требуют внешнего «толчка», так сказать, внешней помощи, в силу самого этого факта связывают одни процессы с другими. Отсюда следует, что закон октав связывает все процессы во вселенной; и для того, кто знает масштабы переходов и законы октав, это даёт возможность точного познания любого явления в его сущности и во взаимоотношениях со всеми связанными с ним предметами и явлениями.

Для объединения в одно целое знания, связанного с законом октавы, существует символ, имеющий форму круга, разделённого на девять частей, с линиями, соединяющими в определённом порядке девять точек на окружности.

Прежде чем переходить к изучению этого символа, важно понять некоторые аспекты учения, которое им пользуется, равно как и отношение данного учения к другим системам, использующим для передачи знания символический метод.

Чтобы понять взаимосвязь этих учений, необходимо помнить, что пути, ведущие к познанию единства, направлены к нему подобно радиусам круга: чем ближе они к центру, тем более приближаются друг к другу.

Как следствие этого, теоретические положения, которые составляют основу одной линии, иногда удаётся объяснить с  точки зрения положения другой линии, и наоборот. По этой причине нередко можно установить некоторую промежуточную линию
 между двумя соседними».

                Под линиями я понимаю определённую связь между чем-то и чем-то. В некоторых случаях её можно установить, используя промежуточную связь (линию). Права ли я?

«Но при отсутствии полного знания и понимания основных линий такие промежуточные пути легко могут привести к смешению линий, к путанице и ошибкам.

Из главных более или менее известных линий можно назвать четыре: еврейскую, персидскую, египетскую и индийскую. Причём из последней линии мы знаем, только философию, а из первых трёх – только части теории.

В добавление к этим линиям есть ещё две, известные в Европе, а именно: теософия и так называемый западный, оккультизм, возникшие в результате смешения основных линий. Обе линии содержат в себе зёрна истины, но, ни одна не обладает полным знанием, и потому попытки добиться практического их осуществления дают только отрицательные результаты».

                Под линиями, получается, нужно понимать разные учения. Хотя любое учение развивается на  определённых связях.  А линию можно рассматривать как движение точки от начала к концу. Получается, что линия символ движения. Сможем ли понять истину, если свяжем все учения (линии) во  что-то единое?

«Учение, теория которого излагается здесь, совершенно самостоятельно и независимо по отношению к другим линиям; до настоящего времени оно оставалось совершенно неизвестным. Подобно другим линиям, оно пользуется символическим методом, и одним из  его главных символов является фигура, которая уже упоминалась: круг, разделённый на девять частей.

Круг разделён на девять равных частей; шесть точек соединены фигурой, которая симметрична по отношению к диаметру проходящему через наивысшую точку деления окружности. Далее, наивысшей точкой разделения является вершина равностороннего треугольника, соединяющего те точки деления, которые не входят в конструкцию первоначальной сложной фигуры.

В книге С.Карпа «Этюды о происхождении и природе Зогар» есть рисунок круга, разделённого на девять частей (самая высшая точка деления круга обозначена цифрой 9, затем, двигаясь по часовой стрелке, имеем точки 1,2,3,4,5, 6,7, 8, причём 1 располагается на против 8, 2-7,3-6,4-5; расстояние между точками 360:9= 40 градусов) со следующим описанием «Если умножить 9 на 9, результат будет показан цифрой 8 на левой сторон и цифрой 1 на правой; точно так же 9х8 даёт произведение, показанное 7 на левой и цифрой 2 на правой стороне; то же и в случае 9х6. Начиная с 9х5, порядок становится на левой стороне, а изображающие единицы, оказываются на левой стороне, а изображающие  десятки – на правой».

                Интересно то, что при умножении на 9 любого единичного числа, цифры произведения в сумме дают 9, например, 81,72, 63, 54, 45, 36, 27, 18. Для других  чисел такого нет.

                Соединим точки 9,3,6,9 линиями получим треугольник, вписанный в круг. Соединим точки 4, 2, 8, 5, 7, 1, 4 линиями получим симметричную фигуру в круге. Всё вместе будет энеаграмма.

«Символ, имеющий форму круга, разделённого на девять частей, с линиями, которые соединяют их, выражает закон семи в его сочетании с законом трёх.

Октава содержит семь тонов, а восьмой является повторением первого. Вместе с двумя «добавочными толчками», которые заполняют «интервалы» «ми-фа» и «си-до», существует всего девять элементов».

                Зачем нужна энеаграмма?

 (стр.369) «Любое законченное целое, космос, организм, растение представляет собой энеаграмму. Но не всякая из энеаграмм имеет внутренний треугольник. Внутренний треугольник указывает на присутствие в данном организме высших элементов (согласно шкале «водорода»). Внутренним треугольником обладают, например, такие растения, как конопля, мак, хмель, чай, кофе, табак и многие другие, которые играют важную роль в жизни человека. Их изучение поможет нам раскрыть многое из того, что относится к энеаграмме.

Вообще говоря, нужно понять, что энеаграмма – это универсальный символ. В энеаграмму можно заключить всё знание, и с её помощью можно его истолковать. В этой связи правильно утверждать, что человек по-настоящему знает, то есть понимает, только то, что он способен заключить в энеаграмму. То, что не в состоянии заключить в энеаграмму, он не понимает. Для человека, способного ею пользоваться, энеаграмма делает совершенно ненужными книги и библиотеки. Всё можно заключить в энеаграмму и прочесть в ней. Человек может оказаться в пустыне в полном одиночестве и, начертив на песке энеаграмму, сумеет прочесть в ней вечные законы вселенной, причём всякий раз узнаёт нечто новое, ранее ему не известное».

                Если это так, то сможет он прочесть  по ней, как ему выбраться из пустыни, переместив своё сознание и тело в другое место на Земле?   

«Если встречаются двое людей, принадлежащих к различным школам, они начертят эгеаграмму и с её помощью установят, кто из них знает больше и, следовательно, кто из них учитель, а кто – ученик. Энеаграмма – фундаментальный иероглиф универсального языка, который имеет столько же значений, сколько существует уровней людей».

                А какое у неё практическое применение для познания окружающего мира, если по ней можно только проверять свои знания? Или это не так?

«Энеаграмма – это вечное движение, то самое вечное движение, которое люди искали с глубочайшей древности и никак не могли найти. Ясно, почему  им не удавалось найти вечное движение. Они искали вне себя то, что находится внутри; пытались построить вечное движение, как строят машину, тогда как подлинное вечное движение является частью другого вечного движения, и его невозможно обнаружить отдельно от него».

                Сознание обладает вечным движением?

«Энеаграмма представляет собой схематическую диаграмму постоянного движения, то есть машины вечного двигателя. Но конечно, необходимо уметь читать эту диаграмму. Понимание этого символа и умение им пользоваться даёт человеку очень большую силу. Это и есть вечное движение, а также философский камень алхимиков.

Знание энеаграммы в течение долгого времени хранилось в тайне; и если сейчас оно сделано, так сказать, доступным для всех, то лишь в неполной и теоретической форме, из которой невозможно извлечь практической пользы без наставления со стороны человека, который знает.

Чтобы понять энеаграмму, нужно мыслить её движущейся, в движении. Неподвижная энеаграмма – это мёртвый символ; живой символ пребывает в движении».

Слова Успенского:

«Гораздо позже – это было в 1922 году, когда Гурджиев организовал свой институт во Франции, - и его ученики изучали пляски и упражнения дервишей и Гурджиев показал им упражнения, связанные с «движением энеаграммы»».

                Получается, что пляски колдунов, деревишей не просто так происходят. Они двигаются особым способом и совершают определённый путь (цикл) при движении.

«На полу зала, где происходили упражнения, была нарисована большая энеаграмма; ученики, принимавшие участие в упражнениях стояли на местах, обозначенных цифрами от 1 до 9. Затем они начинали двигаться в направлении числа периода очень интересным движением, кружась вокруг своего соседа в местах встреч, то есть в точках пересечения линий энеаграммы.

- Можно пережить энеаграмму благодаря движению, - говорил он (Гурджиев). – Сам ритм этого движения внушит вам нужные идеи и поддержит необходимое напряжение; без него нельзя почувствовать то, что является самым важным.

Существует ещё один рисунок энеаграммы, сделанный под его руководством в Константинополе в 1921 году. На этом рисунке внутри энеаграммы были показаны апокалиптические звери – бык, лев, человек и орёл и с ними голубь. Эти добавочные символы связывались с «центрами»».


Рецензии