16. Эмпирическое и теоретическое знание. Разум

                Чтобы понять, как мы мыслим, попробуем понять, что такое эмпирическое и теоретическое знание.         
               
                Из книги «Восприятие и познание мира» З.С. Беловой:

(стр. 55) «Эмпирическое знание отражает регулярно повторяющиеся явления окружающего мира, доступные обобщению на уровне визуального мышления. Теоретическое знание, отражая внутренние связи и закономерности объекта, выходит за пределы данных живого созерцания и переходит на уровень абстрактного мышления. Чувственное же в теоретическом удерживается, не устраняется, а остаётся как один из источников информации».

                Через эмпирическое знание человек изучает форму и её свойства, а через теоретическое знание пытается понять внутреннее содержание формы.

«В теоретическом знании первоначально сущность представлена как абстракция, а потом как обобщённый мысленный образ, извлечённый из совокупности конкретных явлений.


Мы можем выделить несколько структурных критериев, лежащих в основе этих уровней научного познания. Если эмпирическое познание отражает внешние, являющиеся свойствами предметов, то теоретическое проникает в сферу внутренних, существенных его связей. Если эмпирическое познание использует методы наблюдения, экспериментирования, описания, то теоретическое – методы абстрагирования, идеализации, моделирования. Если эмпирическое познание выражает свои результаты в общих представлениях и отдельных понятиях, то теоретическое познание фиксирует своё содержание в формах теорий, элементы которых связываются логическими доказательствами. Если эмпирическое познание обслуживает существующие виды практики, производства, то теоретическое знание всегда содержит в себе принципиально новые формы производственной и социальной активности. Но эмпирическое познание обладает существенным антропологическим преимуществом перед теоретическим. Если в ходе теоретического познания человек выступает лишь как исследователь, субъект, то в сфере эмпирического человек всегда выступает как целостная личность».

                Какое бы осталось существовать знание, если окружающий человека мир исчез? Познавать-то тогда нечего. Скорей всего, теоретическое знание, то что основано на интуиции.

                Смог ли человек познавать, если бы у него не было памяти? И что такое память человека? Скорей всего, это энергоинформационное поле самого человека. В него он загружает то, что познаёт.

«Наглядные образы, которыми оперирует визуальное мышление, являются продуктами синтеза так называемых абстрактных определений предмета познания. Они не могут быть приравнены к фотографическим изображениям реальности. В них представлены не только внешние аспекты реальности, но и внутренняя сущность, и смысловые параметры этой реальности.

Сама природа, разделившая единый мир на два полушария, позаботилась о средствах представления целостного объекта путём раздвоения его образа на левополушарный и правополушарный».

                Дуальный мир – дуальное строение органов человека. Остаётся понять, почему сердце одно и печень одна? И то, и другое связаны с системой кровообращения человека.

                Смог бы человек рассуждать, если бы у него было одно полушарие мозга?

«Наблюдения за больными, у которых были перерезаны нервные пути, соединяющие две половины мозга, показали, что разделение полушарий создаёт два независимых стиля мышления. Оба полушария сначала раздробляют изображение объекта, а потом синтезируют их фрагменты в некоторую целостность, порождая эффект слитности чувственного и рационального».

                Почему так? Две противоположности вырабатывают единый образ? Возможно ли существования только рационального, без чувственного?

«Анализ природы визуального мышления в плане соотношения чувственного и рационального в познании необходим для уточнения роли концептуально зримой наглядности в практике формирования нового знания и управления мыслительной активностью, необходимой для обеспечения движения мысли от абстрактного к конкретному».

                То есть происходит углубление в Материю. Разделение на ментальном плане?

                Чувственное и рациональное в познание разделено в человеке. Что было бы, если они составляли одно целое?

«В процессе познания исследователь имеет дело со знаками и формулами как своего рода моделями. Образ, порождённый в сознании исследователя, есть творческий синтез, предназначенный для изображения сущности вещей и явлений в статусе самостоятельной реальности».

                То есть человечество, развивая науку, создаёт самостоятельную реальность?

«В связи с этим следует отметить, что визуальный образ, используемый в процессе познания, является творческим образом и отличается от обычного мысленного образа тем, что он объектирован и овеществлён. Если мысленный образ доступен только самому субъекту (исследователю), то овнешевлённый (по терминологии Г.С. Батищева) образ, благодаря своей объективированности, становится предметом публичного восприятия, как всякий объект, доступный органам чувств».

                Получается, что конкретный человек создаёт, через мышление, образы (например, формулы) и они становятся достоянием всего человечества.

«В моделях свойства объекта  представляются в некотором смысле реконструированном виде. Возникает противоречия - расхождение между моделью и объектом, которое порождает новые поисковые действия и разрешается вербально-понятийной интерпретацией теории. Так или иначе, познающему субъекту без визуальных моделей не обойтись».

                Не означает ли это, что наше мышление запрограммировано? И Кайрон прав, говоря об импритах и имплантах. Думаю, что не со всем  прав. Человек способен изменять сам программу мышления.

«Таким образом, с одной стороны, визуальная модель, будучи наблюдаемой, может быть вполне подобна объективному корреляту (предмету) теоретического знания. С другой стороны, визуальная модель теоретического знания, если она истинна, соответствует структуре самой теории и объективному референту теории.

Визуальная модель является посредником как между эмпирическим и теоретическим знанием, так и между теоретическим знанием и чувственной реальностью».

                Разум не рассуждает, он знает. Ему не нужны доказательства. Тот, кто имеет разум (соединён с энергоинформационным полем - Акашей), тот всё знает и понимает. Знающий не доказывает. Незнающий пытается доказать.


Рецензии