Цикл Живые судьбы войны- 4

ОТ  ЗАПРОСА 
ДО  ОТВЕТА
 
   До наших дней  жизнь и война артиллериста Романа Борисовича ШАБАЛИНА дошла  в  коротком  отрезке  времени, представленном пятью его письмами с фронта жене Александре.
   Затем – почти два месяца молчания, что тяжелым камнем легло на сердце супруги. И она не выдержала, во второй раз за войну (первое обращение о судьбе мужа любящим сердцем было направлено на имя комиссара части в декабре 42 г.) написала на фронт, в часть мужа:

Запрос
командиру
части
21.1У.43. - 
      Уважаемый товарищ! Убедительно прошу сообщить о судьбе моего мужа, Шабалина Романа Борисовича. С февраля не имею от него никаких вестей. Меня сильно беспокоит это долгое молчание.
     Я уже потеряла двух сынов- соколов. И вот от мужа ничего нет. Если он жив, то передайте  ему, что от сынов от старших по-прежнему ничего нет, а от Володи есть: в Гурьеве сейчас, в пехотном училище. Мы с младшим, Витей, здоровы.
     Прошу ответить на мое скромное письмо. Будьте здоровы. Ждем всех вас домой после разгрома ненавистных оккупантов.
                А.Шабалина.
                *  *  *
  А  пока -  выдержки из фронтовых писем артиллериста Романа Шабалина, адресованных жене и детям:

     28.1У.42. – Привет, родная семья!
     Я пока еще в Антоновке, но, можно сказать, почти «на колесах». Приказ: быть в полной боевой готовности. Возможно, сегодня отправят.
     Пишу после отбоя. Жалею, что не повидался с тобой, Санек, еще раз. Тебе понятно, в какой нас двинут огонек. Встретимся ли еще в жизни…
    Возможно, это письмо мое последнее. Прошу простить за все. Может, в жизни обижал вас иногда.
    И последняя просьба – к детям. Что с Николаем и Михаилом – неизвестно. Может, из нас троих никто не вернется после боя. Я надеюсь, что вы, Володя и Виктор, будете жить по-настоящему, учиться, вырастете порядочными людьми.
    Ну, все. До свидания, мои милые, родные. Крепко жму ваши руки и целую несчетно раз.               
                Ваш  папка.

     8.Х1.42. -  Я, Санек, в настоящее время жив и великолепно здоров, хорошо обут и одет. Мы уже получили новое зимнее обмундирование. А к празднику получили посылки. Каждый говорил, что, может быть, это моя готовила: пекла, стряпала.
     Теперь перед нами стоит одна задача – быстрее  разбить  врага. И это мы, безусловно, выполним.
     Я знаю, Санек, тебе тяжело. Ведь у нас тобой уже два дорогих сына погибли в боях за Родину. Но, моя дорогая, надо поставить перед собой цель и крепиться. История запишет имена  павших за правое дело. Я так решил: лечь костьми, но ни шагу назад, отомстить за Родину, за сыновей. Истребить не меньше ста паразитов за каждого сына – и я это выполню.
    За пять месяцев я немало побил фашистов и еще сильнее буду бить гадов, до последнего дыхания. Если лягу и я, Санек, то прошу не плакать. Ведь это не позор, а слава. Мы умрем, но Родину отстоим, и вы будете жить не в рабстве.

     12.ХП.42. -  Здравствуйте, дорогая, милая жена Санечка и дорогие дети – Володя и Витюша. Крепко целую вас много раз. Сообщаю, Санек, письма твои получил. И то письмо, на имя комиссара, тоже получил. В нем ты считаешь меня погибшим. Нет, я, моя дорогая, пока еще жив и здоров, я уже не намерен погибнуть. Я еще обязан отомстить сполна врагу за Родину, за своих детей.

     14.1.43. – Санек, письма твои получаю. Но от меня очень часто их не жди. Некогда. Вот это пишу прямо на поле  боя.
     Скоро врага окончательно разобьем. Будет радостная встреча. За все время фронтовой жизни уже дважды получал благодарность от командования.
      Ну, кажется, все. Много писать времени не хватает, да и условия не позволяют. 

    2.П.43. – Здравствуйте, дорогие жена и дети!!! Я жив и великолепно здоров. Идем вперед. Враг драпает. Многие паразиты остаются лежать на наших полях закоченевшими.
    Ну, пока. Много писать некогда. Целую много раз, моя милая, моя ягода.
                *  *  *
    Роман был жив на фронте, пока писал эти письма. Плюс еще несколько   месяцев надеждой в душе любимой супруги Александры, пока она ждала ответа на свой запрос командиру части.
    Или, как в прошлый раз,  на письмо вновь ответит ее Рома?

Вот тот ответ…
 
Ответ
на запрос
18.УШ.43. -
        Получили от  Вас письмо, в котором  Вы просите сообщить подробности гибели мужа. Это было в феврале 1943 года. В последних боях он командовал орудийным расчетом и одновременно выполнял обязанности наводчика. Был представлен к правительственной награде.
        В последнем бою был ранен осколком снаряда в живот. Жил не больше пятнадцати минут. Перед смертью успел попрощаться с товарищами. С ним вместе был убит осколком в висок  Я.Тараканов из его же орудийного расчета.
                С.Дмитриев
               
               (Продолжение следует)

Фото из интернета
               


Рецензии
Во фронтовых письмах - живая история страны.
Написанные для родных, они отличаются душевностью,
трогают искренностью и простой правдой.
Спасибо Вам, Владимир, за обращение к важной
теме! Интерес к ней никогда не угаснет.
А в настоящее время она стала актуальной,
потому что служит воспитанию патриотизма.

С уважением и пожеланием добра, Раиса

Рудская Раиса Терентьевна   22.07.2023 17:33     Заявить о нарушении
Моя признательность, Раиса, за внимание и понимание!

В тех письмах - живые люди и судьбы,
которые были с нами и ушли безвозвратно ...
Наша память и боль,
наша гордость и наша духовная
сила!

Удачи и радостей, Раиса, -
верим в нашу Россию!

С теплом и добром -
Володя

Владимир Федулов   22.07.2023 18:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.