Она беззаветно любила Пушкина. Из серии Пушкиниана

Она беззаветно любила Пушкина. Самоотверженной женской, жертвенной и безграничной, неразделённой любовью. И несмотря ни на что, была его другом на протяжение всех лет их знакомства. Замуж не пошла.При том,что у неё были достойные партии. Алексей Вульф записал в 1829 году:"Сестра тоже разговарилась в своём письме против обыкновенния... Жалобы её на жизнь, которую она ведёт, справедливы: положение девушки её лет точно неприятно. Она права....К несчастью, девушки у нас так воспитанны, что если не выйдут замуж, то не знают, что из себя делать. Тягостно мыслящему человеку прозябать бесполезно, без цели..."
Но к этому можно подойти и по-другому: в жизни Анны был Пушкин.
Анна Николаевна Вульф родилась 10.12.1799-ого года. Старшая дочь П.А.Осиповой от её первого брака. Была ровесница Александра Сергеевича. Пушкин познакомился с Анной Николаевной летом 1817 года, когда гостил в Михайловском, и ближе узнал её в 1824 - 1826 годах. Она была умна, остра на язык, умела "попадать в тон" Пушкину, лучше всех своих родных понимала его стихи. Поэт немножко подтрунивал над нею (В письме брату Льву: "с Анеткою бранюсь,надоела."), писал шутливые стихи: она мечтала о серьёзном чувстве,и ей были непонятны его увлечения другими -- может быть не, такими умными и понимающими его женщинами. Она была поверенной многих любовных увлечений Пушкина, написала тактичное и полное самоотречения письмо Наталье Николаевне. Последняя очень ревновала мужа к его прошлому, и интересовалась у Анны, правда ли, что Пушкин был влюблён в её сестру Евпраксию(Зизи).

".....как вы можете ревновать к моей сестре, дорогая моя? Если ваш муж даже был влюблён в неё некоторое время,  как вам непременно хочется в это верить,  то разве настоящим не поглощается прошлое, которое лишь тень, вызванная воображением и часто оставляющая не больше следов, чем сноведение.  Но ведь на вашей стороне обладание действительностью, и всё будущее принадлежит вам" (Франц.)
А.И.Вульф -- Н. Н. Пушкиной.28 июня 1833.

.....Семь лет назад.

Зимой 1825 -- 26 г. Пушкин начал смотреть на Анну Николаевну другими глазами и с "Бесстыдным бешенством желаний"* стал настойчего её преследовать. Но не тут-то было! Анна была оскорблена демонстративным полуторагодовым невниманием к ней Пушкина, отлично знавшего, что она в него -- влюблена. Молодая барышня, из старинной дворянской семьи была готова на всё, что может совершить любящая женщина для любимого мужчины, но гордость требовала не легковесного ухаживания,  а признаний....
К такому поворота событий Пушкин был явно не готов. Памятником его раздражения по этому поводу стали резкие, несправедливые, и довольно грубые стихи:

Увы! Напрасно деве гордой**
Я предлагал свою любовь!
Ни наша жизнь, ни наша кровь,
Её души не тронет твёрдой.
Слезами только буду сыт,
Хоть сердце мне печаль расколет.
Она на щепочку на<...>,
<Да> и понюхать не позволит.

Но Александру Сергеевичу не свойственно было долго сердиться. Когда раздражение улеглось, он возобновил штурм...
Пушкин вскоре добился своего, о чём свидетельствуют адресованные ему письма Анны.  Свидетельствуют они и о том, что сексуальная близость не добавила к отношению к ней ни нежности, ни страсти; оно по-прежнему оставалось снисходительно-дружеским. Горестные сожаления на эту тему составляют содержания её писем:

"Боже, почему я не уехала раньше...? -- Впрочем, нет,сожаления мои излишни, они быть может станут лишь триумфом для вашего тщеславия, весьма вероятно, что вы уже не помните последних дней, проведённых нами вместе". (Франц)
А.Н. Вульф -- А.С. Пушкину. Конец февраля -- 8 марта 1826.

"Я ясно вижу, что у вас совсем нет любви ко мне, вы ощущаете только минутные желания...мне всегда страшно, что письмо моё покажется вам слишком нежным, а я ещё не говорю всего, что чувствую..." (Франц.) Тому же.1826.
 
"Прощайте, мои радости, минувшие и неповторимые. Никогда в жизни, никто не заставит меня испытывать такие волнения и ощущения, какие я чувствовала возле вас. Надеюсь поэтому, что вы не станете меня компрометировать и разорвёте это письмо; получу ли я на него ответ?".(Франц) Тому же. 16 сентября 1826.

Он сохранил её письма.
Она перед смертью (1857) сожгла почти все, его послания.

.....Но более всего её волновала его жизнь, свобода, возможность счастья его:

".....Я словно переродилась,получив известие о доносе на вас...Ах,если бы я смогла спасти вас ценой собственной жизни,с какой радостью я бы пожертвовала ею и вместо всякой награды я попросила бы у неба лишь возможность увидеть вас на мгновение, прежде чем умереть." (Франц,)
А.И. Вульф -- А.С.Пушкину.11 сентября 1826.

Анна, ещё много лет оставалась пожалуй, самой преданной Пушкину женщиной. Он знал это и приезжал к ней в трудную минуту залечивать свои душевные раны. Так было осенью 1828 года, после болезненного разрыва с Анной Олениной. Так было и осенью 1829 г. когда Пушкин был "В полном отчаянии", получив фактический отказ на его предложение Наталье Гончаровой. Поэт нагрянул тогда незванным (?) гостем в Малинники, где застал Анну одну.  Они провели вместе три недели, о которых позволяют судить два стихотворения ("Зима. Что делать нам в деревне?" и "Зимнее утро"), проникнутые редким для Пушкина ощущением безмятежного покоя и счастья:

Мороз и солнце; день чудесный,
Еще ты дремлешь, друг прелестный,
Пора,красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры....



* Пушкин. "К Юрьеву".1821 г.

** Данное восьмистишие раньше печатолось полностью только в Полном академическом собрании сочинений А. С. Пушкина


Использованная литература:
 
Л.М.Аринштейн: Пушкин. Непричёсанная биография. Второе издание. Москва. 1999.

П. К. Губер: Дон-Жуанский список Пушкина. Издательство "Петроград". Питербург 1923.

Произведения Пушкина и письма цитируются по Полному академическому собранию сочинений в 16 томах. 1949 год.


Рецензии