Навеянное. Детские игры

 Игра в жизни человека занимает так много времени, что невозможно обойти вниманием этот факт. Сотни научных и не очень научных, и совершенно ненаучных, но посягающих на это звание, популяризирующих науку статей, постов в соцсетях, мемуаров и упоминаний в мировой литературе посвящены этому дивному занятию. Однако, невзирая на обилие эпистолярных материалов, хочу вставить свои пять копеек в общую копилку знаний о целенаправленной непроизводительной деятельности,  главной особенностью которой можно бы назвать абсолютную серьёзность действий при полной несерьёзности результата. Но это только до того, как задумаешься. По зрелому размышлению приходишь к выводу, что и результат серьёзный. Порой гораздо серьёзнее, чем при выполнении трудовых или учебных обязанностей. Жаль, но большинство взрослых, серьёзных людей относятся к играм легкомысленно.

 Не будем им уподобляться. Посмотрим взглядом умудренного жизнью, но не утратившего черт детскости, человека. То есть, моим взглядом. И начнём с игр, с которых наша жизнь начинается.

 Вы, скорее всего, не помните себя в пелёнках, но, возможно, у Вас есть дети и Вы, очень может быть, помните своего ребенка в до годовалом возрасте. Ваш первенец еще не умел сидеть, но уже умел играть, если Вы с ним играли. Сначала он трогал висящие перед ним погремушки и радовался звукам. Тронет и слушает, тронет и слушает. Потом он видел улыбающихся родителей и сам в ответ улыбался. Трогает, слушает, улыбается. Он играет с вами и для вас также, как и для себя. Проходит несколько дней, и Ваш ребенок весело отзывается на Ваши: "Идёт коза рогатая...", еще несколько дней и появляется новая игра - прятки. Помните, малыш ручками закрывает личико, или опускает голову на подушку лицом вниз, или натягивает на себя простынку и затаивается, ждет, когда Вы его "найдете". Где-то в этот же период времени ребёнок осваивает игру в ладушки: "ладушки, ладушки где были, у бабушки...", "сорока-белобока кашу варила..." и "танцуй-танцуй" (в моём детстве это было "выкруцай-выкруцай" - особенности воспитания в польско-украинской среде). К полугоду малыш умеет играть в целый ряд игр, и с каждым днем их количество нарастает.

 К тому моменту, когда ребенок научится ходить (и бегать!) он осваивает массу игр с различными предметами - запускать юлу, складывать кубики и пирамидки, бросать и ловить мяч, "рисовать"... При этом очень многие действия, какие совершает ребенок, оцениваются взрослыми в качестве осмысленной продуктивной деятельности, где мотив лежит в её результате, но ребёнку важен не результат, а процесс. Взрослые отделяют время игр (в их понимании) от полезной деятельности. На самом деле ребенок играет всё время. И в то время, когда он чистит зубки, умывается, самостоятельно ест ложкой и вилкой, пьёт из чашки, причёсывается, надевает на себя какую-нибудь одежду, и когда складывает домик из кубиков. Для него это равноценно значимые занятия - игра. Он причесывается не для того, чтобы не быть лохматым, а потому, что так делает мама - он играет роль своей мамы. Он пьёт из чашки не потому, что из чашки пить удобнее, ему удобнее из бутылочки с соской, но так пьёт папа. Он умывается не потому, что надо быть чистеньким и аккуратненьким, а потому что ему нравится плескаться в воде. Ребёнку не важна цель. Ему важен процесс. И не любой процесс, а тот, где он играет.

 Если мы как следует задумаемся о своих действиях, действиях взрослых людей, то нам только кажется, что совершаемые нами поступки, если они осознанны, преследуют определенные цели. На самом деле нам чаще всего интересен именно процесс достижения цели. Если бы это было не так, мы бы не ставили себе единовременно несколько задач. У нас есть некие мечты. Мы что-то делаем для того, чтобы мечта исполнилась. Мечта исполняется. А нам этого уже мало. У нас появляется новая мечта. Это ли не игра с самим собой, со своими ожиданиями, со своими мыслями? Мы знакомимся с разными людьми. Кто-то нам симпатичен. И мы начинаем действовать так, чтобы вызвать интерес и симпатию этого человека. Мы меняем привычную модель поведения. Или, наоборот, нам не приятен человек, но, по какой либо причине, мы не можем прекратить общение с ним. Мы  целенаправленно меняем свое привычное поведение на новые модели с тем, чтобы не дать понять нашему визави нашу антипатию. Это целенаправленные действия. Но не продуктивные. Мы в это время не создаем никакие ценности (материальные, интеллектуальные, духовные). Это наша игра с другим человеком, который может догадываться об этом, а может и не подозревать нас в обмане. А это обман. Мы, ведь, в обычных условиях ведем себя не так. Но этот обман - не ложь, а игра.

 Я хочу сказать, что игра - это всегда обман, но не ложь. В игре мы просто подменяем модели поведения, условия, объекты, но не преследуем при этом каких-то корыстных целей.

  Игры в нашей жизни - это основная функция организма после удовлетворения основных жизненных потребностей - дышать, пить, есть, освобождаться от переработанных продуктов и в значительно более зрелом возрасте - размножаться.

 И тут возникает один интересный момент. Игра, как функция, - это основной обучающий фактор развития личности. И, если для врождённых рефлексов обучение не требуется, то для всех приобретенных рефлексов игра необходима.

 Если верить дедушке Фрейду, рефлексы, связанные с размножением, являются безусловными. Однако, ни один из остальных безусловных рефлексов обучения не требует - мы рождаемся и сразу дышим. Нас не надо учить сосать материнскую грудь. Нас не надо учить мочить пеленки. А для того, чтобы сделать себе ребенка, мы  учимся, причем с дошколятского возраста. Помните, почти все девочки играют в дочки-матери? Это, вероятно, древнейшая игра, сохраняющаяся в неизменном виде во все периоды истории человечества. Суть игры в том, что девочка нянчит, одевает, кормит и воспитывает куклу. Она учится быть мамой.

 Между прочим, по поведению девочки в этой игре психолог может понять как развиваются отношения внутри настоящей семьи девочки, потому что ребенок переносит на куклу все действия, какие наблюдает в своей семье. И если в древности и во времена Домостроя эти отношения были в основном сходными, то в современном обществе игра в дочки-матери - это серьезный индикатор психологического климата, в каком растет ребенок. Тут, правда, может получиться накладка в диагнозе психолога. Ребенок может перенести в игру элементы, которые он наблюдал не у себя дома, а, например по телевизору  в кино или в семье соседей. В игре в дочки-матери появилась вариативность, но суть не изменилась со времен палеолита. Девочка воспитывает куклу.

Среди предметов, дошедших до нас из времен  глубокой древности, немало разнообразных кукол. Куклы были неизменными спутниками людей с первобытных времен. Большинство исследователей придерживаются мнения, что кукла стала игрушкой далеко не сразу. В древности, на ранних стадиях развития общества, между созданием предметов религиозного культа и созданием игрушки не было разницы, так как жизнь детей не отделялась от жизни взрослых, и только с развитием человеческого общества детство становится более продолжительным, а у детей появляются занятия, отличающиеся от занятий взрослых.

 Это было бы правильное умозаключение (о том, что кукла стала игрушкой не сразу), если бы не потребность в игре у человека в любом возрасте. То, что мы считаем ритуалами, на самом деле, по факту, является также игрой. Куклы, использовавшиеся в качестве амулетов, оберегов или предметов религиозных культов, были частью игры, не осознаваемой в качестве игры, но от этого не становящейся продуктивной деятельностью. Так, деревянная Акуаба являлась воплощением идеальной красоты и дарилась маленьким девочкам африканских племен с целью развития материнского инстинкта и успешного вынашивания потомства при замужестве. Но девочка, получавшая акубу в подарок, не воспринимала её в качестве тренажера будущего материнства. Она просто нянчила акубу - играла в будущую маму.

 Кукол находили в саркофагах гробниц, ученые считают, что их использовали в религиозных ритуалах для музыкального сопровождения в виде колотушек, при встряхивании которых создавался звук, успокаивающий и задабривающий богов. Звук издавали льняные волосы кукол, на которые нанизаны бусинки из глины. Взрослым людям хочется думать, что потряхивание волосами куколок принесет кому-нибудь реальную пользу. Но, единственная польза этих погремушек - это успокаивающий нервы звук. Уверена в том, что подобные погремушки мамы Древнего Египта делали и своим младенцам, а не только в храмы и для положения в саркофаг. Можно возразить, что у этих погремушек есть цель, а значит это уже не игра. Однако игра, напомню, это осознанная непродуктивная деятельность. И в случае с древннеегипетскими куклами, даже использовавшимися при богослужениях, мотание их волосами не становилось продуктивной работой.

 У славян были куклы-обереги - «мотанки» (нити, которыми фиксировали ткань,наматывались на нее поверх основного материала изготовления (солома, трава, ношеная ткань, дерево, глина...): «Неразлучники», Десятиручки, «Здоровушки», Зерновушки, "Масленицы"... Некоторых кукол после изготовления дарили детям, чтобы охраняли их чистые души от темных сил, других дарили молодоженам или оставляли в особых местах для того, чтобы куколка оберегала дом, семью, урожай... И опять мы видим, что взрослые люди позволяют себе игру. Игру с неизвестными силами, управляющими жизнью и требующими к себе особого отношения.

 Кукла - это, в любом своем виде и при любом способе её использования, игрушка, предмет для игры. Игры детской или игры взрослых неважно. Важно то, что это один из самых первых обучающих предметов в жизни человека. С её помощью человек в детстве обучается поведению в семье, распределению семейных ролей. Но кукла - это еще и предмет вызывающий к себе эмоции в любом возрасте у любого человека. Это могут быть разные эмоции - от любви и умиления до полного неприятия и отвращения. И это еще один важный аспект любой игры - воспитание эмоций, эмоциональное развитие личности.

 Современные родители зачастую отдают приоритет интеллектуальному и/или физическому развитию своих детей, упуская из виду тот факт, что сбалансированное развитие личности требует еще и эмоциональное и духовное, и нравственное начало. Без этих составляющих личность элементов не получится ни спортсмена, ни ученого. Более того, именно эти элементы составляют основу человеческой личности. Интеллект и физическая сила вполне доступны компьютерам и машинам. Человек в современных условиях не очень нужен для решения задач, связанных с физической или информационной нагрузкой. Ценность человека как личности возрастает с приобретением исключительно человеческих качеств - духовности, нравственности, эмоциональности. И эти качества возможно развить только в игре. Если физическая форма может быть достигнута нагрузкой определенных групп мышц, а интеллект с помощью обучения в определенном направлении, то эмоциональное, духовное, и нравственное воспитание возможны только в живой игре.

 И только в живой игре можно достичь высоких результатов также и в развитии интеллектуальном или физическом. Более высоких, чем при целенаправленной тренировочной или обучающей деятельности. Эти более успешные результаты будут достигнуты потому, что в игре человек получает эмоции. Положительные в случае успеха, отрицательные при отрицательном результате. Это просто чувства удовольствия или разочарования, но если наставник (родители, тренер, учитель) правильно встроется в игру, то эти чувства станут элементом воспитания. И позитивные, и негативные эмоции могут стать стимулом для развития личности.

  Эмоции, вне зависимости от степени их напряжения и заряда, привносят в жизнь дополнительный смысл. Если идти в бассейн для того, чтобы сбросить лишний вес, и просто плавать от бортика к бортику, вес бросить можно. Но это будет изнуряюще скучное занятие. Если при тех же самых условиях человек ставит себе дополнительные задачи ("проплыть быстрее того толстяка в красной шапочке" или проплыть не используя ног, или проплыть задержав дыхание), поставленная задача будет решена быстрее и веселее, потому что эти дополнительные условия - это уже игра.

 Проблема в том, что современные взрослые люди забывают о самоценности игры и не учат детей играть. Играть до старости можно только в том случае, если есть привычка к игре. Я уже слышу возражения, что игра в солидном возрасте - это лицемерие, легкомыслие и лень. И пошлю Вас в самое начало моих заметок об игре. Игра - это основной рефлекс любого мало-мальски наделенного мозгом организма, а не только человека. Я не знаю, способны ли на игры деревья и травы, но я вижу, как задорно играют в догонялки крошечные данио и неоны в аквариуме. И поэтому я понимаю, что игра - это безусловно рефлекс. Рефлекс безусловный, жизненно необходимый для воспитания всех условных рефлексов. Рефлекс врожденный, но при этом требующий дополнительного обучения для освоения новых игр.





Источники: https://kulturologia.ru/blogs/110118/37374/


Рецензии