Камышинская плотина - проект 30-х годов 20 века

"КАМЫШИНСКАЯ ПЛОТИНА" - ГРАНДИОЗНЫЙ ПРОЕКТ 30-х ГОДОВ 20-го ВЕКА

В сложной и запутанной истории реки Волги, Волжского русла и его освоения и возвращения к Саратову есть один грандиозный проект 30-х годов 20-го века, о котором наши современники мало слышали и знают, который не был реализован, но он ещё до войны 1941-1945 годов мог кардинально изменить всю картину одной из крупнейших рек России и её берегов.

Как известно, кроме проблемы отхода коренного русла Волги от Саратова, которое началось с 70-х годов 19-го века и о последствиях которого и истории его возвращения я неоднократно писал в своих публикациях, 20-е годы 20-го века для Нижней Волги и Заволжья, да и в общем для юга России характеризуются сильнейшей засухой и возникшим после неё голодом в этих местах.

Именно поэтому 5 февраля 1932 года было издано решение  Нижне-Волжского крайкома ВКП(б) о производстве изысканий под Волжскую  плотину и гидростанцию Камышинского узла, а 22 мая 1932 года увидело  свет знаменитое для тех лет постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О борьбе  с засухой и орошении Заволжья», которое было опубликовано на  передовицах большинства официальных советских газет того времени (см.фото первой полосы газеты "Правда" от 23 мая 1932 года).

Подписано оно было лично И.В. Сталиным  (в  те годы  его должность называлась "секретарь  ВКП(б)") и председателем  Совета народных комиссаров СССР В. Молотовым, то есть первыми лицами  государства. Так как касалось оно непосредственно реки Волги, города Камышина  (сегодня Волгоградская область, а в то время это был Нижне-Волжский край с центром в г.Саратове), а планы в отношении края намечались  поистине грандиозные, приведем его здесь полностью:

В целях уничтожения засухи в  районах Заволжья и организации в Заволжье устойчивой пшеничной базы с  валовым производством в 300 млн. пуд. пшеницы на поливных землях, Совет  народных комиссаров и ЦК ВКП(б) постановляют:
1. Признать необходимым сооружение  гидростанции в районе Камышина  с отметкой не свыше 23-24 метра,  обеспечивающей орошение машинным способом посевной площади в 4.3 млн. га  в Заволжье (Средняя Волга с захватом районов примерно Кинель-Самарка на  севере и Нижняя Волга до параллели Камышина – на юге).
2. Мощность гидростанции определить в 1,8 -2 млн. киловатт.
3. Для выработки проекта и  проведения необходимых изыскательных работ создать при НКЗ Союза  изыскательно-проектировочную организацию «Нижне-Волго-проект» во главе с  академиком И.Г. Александровым.
4. Для выполнения всех работ по  строительству гидростанции, насосных станций, оросительной сети и  системы водохранилищ поручить Наркомзему СССР совместно с  Наркомтяжпромом СССР представить проект организации специального  строительного управления.
5. При выработке проекта обязательно учесть интересы водного транспорта.
6. Срок окончания строительства Камышинского узла, насосных станций и оросительной сети — 1937 год.

Постройкой огромной Камышинской ГЭС планировали добиться двух основных целей — получить миллионы кВТ/ч дешевой электроэнергии и получить миллионы  кубометров воды для орошения степных и полупустынных земель Заволжья.  Плотина гидроэлектростанции должна была быть возведена ниже Камышина — насколько ниже, данные в разных источниках разнятся, называются расстояния от 6 до 65 километров.

В газете «Поволжская правда» от 28 мая 1932  года профессор Попов описывает проектируемое сооружение в следующих  цифровых показателях:
«Если считать от дна реки Волги, то  плотина имеет высоту около 35 метров, длина водосливной части плотины  около 1300 м., сопрягующих с берегами дамб (сохранена орфография оригинала — прим. авт.) около 2000 м и длина гидростанции с 50 агрегатами из 40000 киловатт  около 1000 м., а вся длина плотины около 4.300 м.. Подпор от плотины  вверх по Волге распространиться немного дальше г. Самары. Благодаря  подпору вода на притоках Волги — Еруслан, Большой Иргиз, Большой Караман  и др. поднимается, что дает возможность лучше использовать воду для  целей ирригации».

Масштаб задач, безусловно, поражает,  планируемые сроки исполнения — тем более. Однако 1930-е — это пик  трудового напряжения жителей советского государства, время глобальных  проектов и «трудового энтузиазма». Поэтому самые смелые планы не кажутся  неосуществимыми… 1932 год — время, когда дал «первый ток» ДнепроГЭС,  постройкой которого руководил талантливый инженер и ученый  Иван  Гаврилович Александров. Он-то и был назначен от Академии наук  разрабатывать план в три раза более масштабной стройки, которая  называлась «Камышинская плотина», или «Камышинский гидроузел».

События развивались стремительно! Уже  спустя три месяца после выхода постановления в беседе с журналистами  профессор Александров озвучивает следующие сведения: «…за это время  удалось развернуть работу по Нижней Волге в очень широком масштабе. В  Москве организовано центральное управление Нижневолгопроекта с  отделением в Ленинграде, а на местах организованы конторы по изысканиям:  в Камышине — по плотине,  в Саратове (и это очень важно для сегодняшних исследователей истории реки) одна – по изучению р. Волги, отчуждению и судоходству,  другая — по орошению южной части, и в Самаре — четвертая контора — по  орошению северной части района».

А на следующий год уже была опубликована  целая книга под редакцией И.Г. Александрова «Ирригация Заволжья. Проект  орошения 4 млн. га и реконструкции Нижней Волги на базе Камышинской  плотины и ГЭС». При этом сам масштабный проект профессора включал в  себя, кроме разработки, собственно, гидротехнических сооружений, план  всей, как бы сейчас сказали, мелиоративной, транспортной и  энергетической инфраструктуры Заволжья, названного в одной из газет того  времени проектом «советской Калифорнии».
Для работы над проектом были задействованы  тысячи людей — как в проектных бюро, так и «в полях»:  на территории  нынешних Камышинского и Николаевского районов (в то время на  противоположном берегу захватывались также земли  бывшей республики немцев  Поволжья).

Были выпущены книги и альбомы (см. последующие фото) посвященные «стройке века», в традициях того времени выпускались  плакаты, открытки, ставились театрализованные постановки. Однако  народную мудрость никто отменить не мог: «скоро сказка сказывается, да  не скоро дело делается»…

Сама публикация постановления об устройстве  Камышинской плотины наделала немалый переполох среди жителей нашего региона.

Согласно плану строительства Камышинской плотины уровень воды в Волге должен был подняться  на 20 с лишним  метров ! В результате этого мог быть практически затоплен город  Энгельс – в то время столица республики немцев Поволжья. В результате, все работы  по строительству и благоустройства административного центра Энгельса  были приостановлены на несколько лет, а в печати вообще начал  дискутироваться вопрос о переносе города на другое место в район железнодорожного моста в Увеке !

Если после строительства в 50-х годах ГЭС и плотины в Волжском и образованием Волгоградского водохранилища с его практически постоянным уровнем в 15 метров были затоплены многие земли и населённые пункты по берегам Волги и мы и сейчас живём именно с таким уровнем воды, то предполагаемый уровень в 23-24 метра, что на 8-9 метров ВЫШЕ современного (а это высота трёх-этажного дома) мог скрыть под водой значительно большие пространства и на левом и на правом берегу Волги !

Как простой пример - современный аэропорт "Гагарин", что чуть севернее Саратова, вряд ли мог бы появиться, так как его территория была бы уже тогда в значительной степени скрыта под водной гладью могучей реки и его притока р.Курдюм.

Вряд ли были бы построены и два современных автодорожных моста у Саратова в сторону Энгельса, тем более что сам этот город был бы перенесён южнее Увекского моста. Да и само развитие Саратова могло бы пойти совсем по другому сценарию.

Кстати, в то время и в опубликованном постановлении и в сопутствующих документах ни слова не говорилось о том, какое огромное водохранилище при этом может быть образовано. Это понятие и его реальное осознание и руководством страны и простым народом пришло значительно позже.

А вот инженеры-конструкторы строившегося в то  время Саратовского железнодорожного моста с ужасом увидели, что при  таком подъёме воды подъездные пути к мосту будут затоплены — и спешно  бросились вносить коррективы в свои сметы и чертежи, в которые были  включены новые дамбы и насыпи (в результате сумма расходов на  строительство возросла с 27 до 33 миллионов рублей в ценах того  времени). А жители многих прибрежных сел и деревень готовились паковать  пожитки и переезжать неведомо куда, так как их территории должны были  подвергнуться неизбежному затоплению…

Любопытна статья под заголовком "Город Энгельс и Камышинская плотина" была опубликована 28.05.1937 года в одной из местных газет (см.фото). В статье были подняты многие проблемы в связи с постройкой этой плотины. Чтобы понять всю серьёзность поднятых в ней проблем я рекомендую вам ознакомиться со скрин-шотом этой публикации того времени.

Что повлияло на то, что в конце 30-х годов этот проект не был реализован и он остался только на бумаге ? Возможно, смерть в мае 1936 года его идейного вдохновителя И.Г.Александрова или  последующая затем война - сейчас сказать очень трудно.

Однако, нам сегодня необходимо знать и помнить о тех планах, усилиях и проблемах, которые пришлось преодолевать нашим отцам и дедам в те, пока ещё мирные годы на территории нашего региона.

Более подробнее о том, как возник проект грандиозной Камышинской плотины на Волге и как затем сложилась его судьба вы можете ознакомиться в следующих материалах :
Где должна была возникнуть «советская Калифорния» - https://infokam.su/n27179.html
Камышинская плотина: немцы, итальянцы и Максим Горький - https://infokam.su/n27192.html
Камышинская плотина: закат «проекта века» - https://infokam.su/n27236.html
Камышинская плотина: диспут профессоров, решение Сталина и гигантские буквы на память -
Игорь Пролеткин


Рецензии