Отцы не дети. Перечитывая классику. Часть 11

17 ноября ктября 2020
Часть 11

   Вечером того же дня домочадцы чаёвничали с самоваром по давно заведённой традиции. Самовар был настоящий, латунный, жаровой и восседал на столе как сказочный султан. Аркадий воодушевлённо, хотя несколько сбивчиво и, почему-то торопясь рассказывал о поездке в столицу. Николай Петрович сидел за столом напротив, подперев голову рукой, и с удовольствием слушал сына. Фенечка со спящим ребёнком на руках сидела рядом с Николаем Петровичем, выражение лица её красивого личика было усталое и даже сонное, но она не уходила, не желая огорчить мужа своим невниманием к рассказу Аркадия. Базаров сидел в кресле недалеко от камина и что-то писал в iPad и, казалось не слушал разговора, хотя иногда делал дополнение, чтобы подбодрить Аркадия, или добавить какую-то деталь к его рассказу. Когда в очередной раз Базаров хотел подбодрить рассказчика, то поймал взгляд Фенечки, которая почему-то смутилась и резко отвернулась. Усмехнувшись он принялся её рассматривать, отчего та покраснела, придвинулась к Николаю Петровичу и стала с подчёркнутой старательностью слушать Аркадия.

   Вообще, Фенечка в жизни Николая Петровича появилась весьма прозаическим образом. Однажды, лет пять назад он приехал на совещание, проводимое полпредом президента в N-ской области. Мероприятие затянулось за полночь, погода была скверная, шёл ледяной дождь и ему пришлось заночевать в местной гостинице. Так получилось, что немного ранее в гостиницу приехала группа опоздавших из-за гололёда туристов. Администратор попросила немного подождать пока она оформит группу, Николай Петрович согласился и пока помощник занимался оформлением, он присел в вестибюле отеля на диванчик и стал осматриваться. Его внимание привлекла работа администратора на ресепшене, женщина удивительно быстро и чётко принимала гостей, оформляла документы и в течении пятнадцати минут заселила прибывших туристов. Вскоре к нему подошел секретарь с менеджером отеля и проводил в номер, уходя менеджер  заискивающе стал извиняться, за то, что Николаю Петровичу пришлось ждать, сказал, что в этом виновата новая сотрудница, которая не смогла вовремя сориентироваться и он с ней разберётся. Николай Петрович сказал, что всё нормально, никаких разбирательств не надо, сделал распоряжения помощнику подготовиться к выезду в семь утра и присел в кресло перед телевизором, погрузившись в воспоминания, навеянные чередой событий прошедшего дня. Два года назад возвращаясь ночью от матери в автокатастрофе погибла его супруга. Был сильный гололёд, водитель не удержал на повороте машину и слетел с дороги. Боль утраты не давала покоя и Николай Петрович прятался от неё работой, и когда случалось свободное время чувствовал себя некомфортно. 
   Минут через пятнадцать робкий стук в дверь прервал воспоминания, Николай Петрович подумал, что это пришёл помощник с докладом о утренней поездке и раздражённо крикнул
   
   - Открыто. - в номер вошла женщина, которую он видел на ресепшене, вид у неё был испуганно растерянный.
   - Простите, пожалуйста, я не знала, что вы глава района. – женщина дрожащими руками теребила хвосты шейного гостиничного платочка, голос её дрожал. – Простите, что вам пришлось ждать, я виновата. – женщина замялась не зная, что ещё сказать. - Если вы не простите, меня завтра уволят.
   
   Николай Петрович, не отошедший от воспоминаний раздражённо воскликнул. – А в чём дело, я же сказал вашему менеджеру, что всё нормально и у меня нет никаких претензий.
   Женщина загнанно улыбнулась и прошептала. - А мне он сказал, что вы рассердились и если я не решу этот вопрос, прямо сейчас, завтра уволит, а меня только два дня назад приняли на работу с испытательным сроком. - женщина вздохнула, я полгода не могла найти работу, меня взяли помощником администратора, скажите, что мне сделать, чтобы загладить свою вину.
   Раздражение сменилось некоторой досадой и Николай Петрович растерянно пробормотал. – Право я даже не знаю, что делать. - он смотрел на эту красивую, испуганную и страшно уставшую женщину, не понимая, что происходит и что от него хотят. - Может быть. – но он не закончил так и не придуманную фразу, увидев, что женщина расстёгивать кофточку.

   – Что вы делаете?
   - А, что надо? – загнанно произнесла женщина
   - Но так же нельзя
   - Наверное, нельзя, но если меня уволят, мне уже завтра нечем кормить дочь, сегодня после смены мне обещали дать аванс тысячу рублей…
Николай Петрович понимая нелепость вопроса спросил - А, простите, муж?
   - Муж полгода, как погиб, исполняя воинский долг …
   - Но вам же положена пенсия
   - Наверно положена, но только её нет
   - Так. – Николай Петрович наконец-то собрался с мыслями, сел в кресло и спокойно произнёс. – Во-первых, застегните кофточку и садитесь, во-вторых, как вас зовут.
   Женщина дрожащими руками застегнула пуговицы и глядя на Николая Петровича тихо произнесла.
   – Арина я
   - А как по батюшке?
   - Арина Савишна…
   - Ну вот и хорошо, Арина Савишна. – улыбнувшись сказал Николай Петрович. – Имя у вас как у Тургеньевской героини, выпейте водички, и не волнуясь рассказываете, всё по-порядку.

   Разговор получился долгий, женщина поведала грустную, но совсем неоригинальную историю. Николай Петрович вызвал менеджера отеля, сказал, что Арина Савишна ни в чём не виновата и попросил не раздувать нелепую ситуацию. – Да, и утром я главе города и скажу, что у него чудесная гостиница и высокий уровень обслуживания гостей.
 
   По дороге домой Николай Петрович попросил помощника сделать объективку на Арину Савишну. После обеда помощник положил на стол главы района папку с полной информацией, которая совпала с рассказом Арины Савишны.

   Николай Петрович слыл трудоголиком, работа для него всегда была не средством существования, а формой жизни, а после ухода жены, которую он очень любил и считал себя виновным в её смерти, спрятался за работой, как за панцирем от всего окружающего мира.
   Короткое знакомство с Ариной Савишной оставило непонятный, но глубокий след, - она ему понравилась. Хотя, размышляя над ситуацией Николай Петрович не мог даже себе объяснить чем: чёткой и слаженной работой, которую он наблюдал всего несколько минут на ресепшене; робким желанием защитить себя и дочь от падения в пропасть; или бунтующей покорностью реалиям жизни?
   Так и не разобравшись в мотивах и причинах своего интереса, он поручил помощнику пригласить её на работу, но она отказалась, чем сильно, удивила Николая Петровича и подтолкнула к поступкам сильно обескуражившим всех окружающих и породившим множество слухов.
   Николай Петрович инкогнито встретился с Ариной Савишной и через две недели она была принята на работу секретарём в канцелярию администрации, и вместе с дочкой переехала в однокомнатную служебную квартиру, а через полгода стала референтом главы.
  История эта с полгода обсуждалась в различных интерпретациях сотрудниками, которые видели в этом какую-то тайну, но не получив подтверждения догадкам тихо сошла на нет.
 
   Выбор секретаря оказался очень удачным, Арина Савишна навела идеальный порядок в делопроизводстве, на зависть коллегам. Её пытались переманить высокими окладами главы других районов, и даже губернатор, но она вежливо, но твёрдо отказывалась. Арина Савишна часто задерживалась на работе и тогда ней приходила дочь Фенечка, и вместе с мамой сидела в приёмной, делала домашние задания или помогала оформлять бумаги.
   Рабочий день у Николая Петровича, как у любого градоначальника был рваный, но когда он не был в отъезде, то закончив работу частенько заставал в приёмной Арину Савишну и её дочь и нарочитой строгостью громко ругался.
- Что это такое Арина Савишна, нарушение трудовой дисциплины, эксплуатация детского труда это вам просто так с рук не сойдёт, а ну-ка сейчас же прекратить это безобразие и вызывал служебную машину, чтобы их отвезли домой.
   Когда Арина Савишна только пришла на работу Фенечка училась в десятом классе и поначалу робела, увидев и услышав такие строгости от Николая Петровича, но со временем привыкла к его шуткам и иногда, когда он отравлял их домой пререкалась и дискутировала на разные темы.
   Так прошло три года, Фенечка закончила школу, поступила в филологический ВУЗ, будущее просматривалось безоблачным и радостным, но неожиданно, а плохие события всегда происходят неожиданно, Арина Савишна подвернула ногу на лестнице упала и попала в госпиталь. Ей сделали сложную операцию, в реанимации она пришла в сознание улыбнулась дочери и спросила, приходил-ли Николай Петрович. Фенечка сказала, что он был в столице на совещании и уже едет.
   Николая Петровича встретил главврач и коротко доложил ситуацию, сказал, что больная нетранспортабельна, сделали всё, что могли только что бригада Склифосовского вывела её из комы но ненадолго осталось ей несколько часов, все удивляются, что она ещё в сознании, похоже, что она ждала вас.
   Николай Петрович вошёл в палату, попытался найти слова ободрения, но его остановил её взгляд.

   - Не надо ничего говорить. Всё хорошо. - тихо произнесла Арина Савишна слабым голосом. - не расстраивайтесь, всё будет хорошо, простите меня Николай Петрович, так вышло, видимо судьба. – прошептала она. - У меня к вам три просьбы.
   - Да конечно, конечно, Арина Савишна, я слушаю вас
   - Поцелуйте меня. – тихо прошептала она 
   Николай Петрович, наклонился и поцеловал её в щёку
   - Поцелуйте меня в губы я люблю вас – любила. - поправилась она.
Николай Петрович поцеловал
   - Прости меня, Фенечка, так вышло - любила я Николая Петровича, а он даже и не догадывался, я боялась сказать тебе об этом доченька, боялась, что ты меня осудишь, это был первый и последний поцелуй. – она замолчала, собираясь с силами.
   – Спасибо вам, Николай Петрович, но у меня ещё  две просьбы, кремируйте меня и позаботьтесь о Фенечке.
   
   Так получилось, Фенечка осталась одна, три дня до сессии и Николай Петрович предложил, помня наказ Арины Савишны заботиться о дочери, пожить пока у него в усадьбе, Фенечка согласилась.
   Тут как раз подошло время очередных выборов главы и к великому удивлению окружающих, Николай Петрович, выставлять свою кандидатуру не стал,  оставил службу и занялся семейным бизнесом, в котором как ни странно опытный хозяйственник не преуспел.
   Два года Фенечка каждую неделю на выходные приезжала в усадьбу на правах члена семьи, где у неё была своя комната. Николай Петрович всегда искренне радовался её приездам и с интересом слушал её рассказы про учёбу, планы на будущее, иногда по-мелочам журил и относился к ней как к дочери.
   Фенечка с отличием  закончила бакалавриат, нашла работу в крупной столичной консалтинговой группе и успешно адоптировалась с весьма приличной зарплатой. Каждую неделю она звонила, рассказывая про свои успехи. Как-то ближе к осени она приехала на выходные, на вокзале её встречал сам Николай Петрович, по дороге она рассказывала про свою работу, друзей, засмеялась по детски и сказала
   - Я так рада, что мне удалось приехать домой. – Фенечка смутилась.- Простите, я хотела сказать приехать к вам.- засмущалась ещё больше и заплакала. – Простите, я совсем запуталась
Николай Петрович нервно крутанул руль, съехал на обочину и взволновано заговорил

   - Конечно домой, здесь твой дом и здесь тебя все любят
   - Все любят, это правда? – и заревела навзрыд
Он приобнял её за плечи, чтобы успокоить.
   – Конечно все.
   - А вы?
   - И я..
   Она задрожала и прижалась, как ему показалось всем своим сердцем.

   И случилось.
   Случилось то, о чём мечтают поэты и художники, о чём мечтают, наверное все люди.
   Где-то там  вспыхнула новая звезда.
   И здесь случилось.
   Они встретились, такие разные: бешеный огонь и чистая вода.
   Она стала для него маленьким Солнышком, ненаглядной девочкой, маленьким зайчиком. А он для неё просто был, такой простой и удобный.


Рецензии