Глава 39. Спектакль

Ровно в 12 из-за трансформаторной будки вышел капитан ****ов, выпил водки и начал свой рассказ.

Вдовцу и токарю, Эриху Карловичу Кляузе, очень нравилась Эсфирь Васильевна Голыдьбаева, культурная и интеллигентная женщина из соседнего подъезда.
Однажды у него на работе раздавали бесплатно билеты на модного режиссера Константина Медякова и он взял два.

На другой день, встретив Эсфирь Васильевну в "Пятерочке", где она стояла  за выменем, он, краснея, предложил ей сходить с ним в театр на модный спектакль "Один день Ивана Денисовича".

Эсфирь Васильевна взволнованно прошептала, что она потомственная театралка и не была в театре с 1976 года, поэтому соглашается и зардевшись, добавила- чтоб только не на последний ряд.

И вот уже вечером они сидели вместе на первом ряду, ожидая начала представления. Вскоре свет погас и ... началось!

                Иван Денисович.
Сцена выполнена в виде тюремной камеры. Слева стоит параша,  рядом кровати.
Для убедительности артисты накормлены слабительным. Поэтому они время от времени борются за отхожее место.

 Вонь стоит страшная, но зритель понимает и сочувствует персонажам. В камере сидят профессор Преображенский, его помощник доктор Борменталь,  теоретик   Циолковский и тургеневский Герасим с огромной механической рукой.
 Все они, кроме Циолковского, проходят по одному делу. Сцена разворачивается на 180 градусов, и мы видим усадьбу.
 
У Герасима  огромный лохматый пес, который не дает покоя несчастной барыне- он обоссывает, подняв лапу, буквально все.
Барыня  предупреждает  Герасима, что заставит его  утопить пса, если он не отвезет его в город и не кастрирует.
 
Рыдающий Герасим отвозит любимца к знаменитому ветеринару Преображенскому.
Тот не может кастрировать пса, так как обнаруживает, что это сука, но предлагает пришить тому яйца погибшего боцмана Гонорейчука, что, по мнению профессора, благотворно повлияет на собаку и сделает ее социально адаптированной к жизни рядом с аристократией.

Герасим радостно  соглашается  и в качестве гонорара предлагает профессору пососать кусок соли из грязной тряпки, которые он достает из голенища сапога-дорогого семейного наследства.

Профессор пулей вылетает из кабинета, прикрывая рот рукой, потом возвращается и сообщает, что все сделает бесплатно.

Затем они с Борменталем пришивают чудовищных размеров яйца, и Герасим с псом  отбывают в поместье. Герасим идет по улице , рядом идет уже на задних лапах сука Муму.
У нее отросла тугая грудь,  огромные седые яйца волочатся по земле и Муму просит купить ему баян.

Они заходят в “ Магазин братьев Мазарини” и выбирают баян, предлагая  взамен пососать кусок соли из грязной тряпки, что лежала в голенище.  Одичавшие без клиентов, братья Мазарини жадно присасываются к куску соли , пока Герасим тестирует баян,  играя на нем адажио Томазо Альбиони.
 
 Отобрав кусок соли, Герасим завертывает его в тряпку, кладет за голенище и они с Муму покидают магазин.
После их  возвращения жизнь барыни превращается в ад, По вечерам Муму ссыт на хозяйское крыльцо уже стоя, потом, яростно разрывая гармонь, поет скабрезные частушки, подмигивает барыне через окно и пытается пролезть внутрь, а когда прислуга скручивает его, клянется  на всю усадьбу бомс-брамселем, что выебет эту зазнавшуюся тварь.

Барыня вызывает Герасима и приказывает утопить этого грудастое “*** -знает –что”  с морским прошлым.
Тот пытается как-то разрядить обстановку и смягчить барыню, предлагая ей пососать кусок соли из грязной тряпки, но барыня, прикрывая рот плюшевой скатертью, выгоняет Герасима.

Утром он садится в лодку с грустным Муму и хочет бежать, но тут в лодку залезает барыня, чтобы быть свидетельницей утопления Муму. Они доезжают до середины пруда, и тут Герасим понимает, что не может утопить друга, поэтому топит барыню, но та, уходя под воду, успевает откусить Герасиму руку и выхватить из голенища кусок соли, завернутой в тряпку.

 Муму зализывает Герасиму рану, а местный кузнец делает ему огромную механическую руку .Понимая, что на него никто не подумает, Герасим уговаривает Муму убежать одному.   

Тот убегает, но происходит революция и вскоре Муму возвращается уже командармом. Он расстреливает всех бар, сажает Герасима в тачанку и уносится  с ним в бурю гражданской войны.

После гражданской войны Муму посылают учиться в Военную академию, а Герасим стирает его исподнее, штопает носки и рыдает у окна по вечерам.
 Вскоре Муму влюбляется в преподавателя академии по материально-техническому обеспечению Зинаиду Гертрудовну Слоновникову и сообщает об этом Герасиму.
 Герасим рыдает и путается под ногами. Коварный Муму пишет донос, что Герасим с профессором Преображенским и  Броменталем  утопили бедную батрачку в пруду , а сам заранее переодевает труп барыни в обноски, а ее платье с диадемой дарит Зинаиде Гертрудовне.

 Вскоре муровцы находят в иле труп неизвестной девушки с куском соли в одной руке и с мозолистой рукой Герасима в зубах. Немой Герасим ничего объяснить не может. А профессор с помощником ничего и не знают, поэтому их сажают в тюрьму.
Сцена опять разворачивается на 180 градусов и зритель видит сидельцев. За оком решетки видна тень следователя, который мечется  по своему кабинету. Зритель понимает, что гэбэшной сволочи этого мало,-тому мерещится заговор.
 Наутро дверь открывается и входит тщедушный мужчина в лаптях, шапке ушанке и телогрейке. Но глаза горят, и лицо полыхает святостью.
 
 Он представляется Иваном Денисовичем и сходу начинает орать на всю камеру:
-На фуй Сталина, на фуй Советскую власть, на фуй революцию!
Когда гость приступает вплотную к антисоветской агитации, заключенные облегченно вздыхают- гость оказывается, не выговаривает не только “Х”, но еще  и буквы “Р”, “Л” и  много других.

 Ясно, что такому человеку можно верить, хотя они еще колеблются.
 Тогда Иван Денисович рассказывает им историю, которая, по мнению режиссера спектакля должна уничтожить все сомнения и заставить их присоединиться к заговору.

Не поддается только Циолковский- он сидит в углу и яростно чистит себе уши мизинцами, а иногда стучит зачем-то себя по затылку кулаками.

Иван Денисович начинает рассказ.

 В глухой деревне живут старик  Терентий Святкин со старухой Аделаидой , в девичестве Каюк.

Все у них есть- и разбитое корыто, и вершки, и корешки,  коза, похожая на лист фанеры, кашляющая курица , обосранная корова и трехногая лошадь, короче, дом-полная чаша, как  и у любого русского человека.
Нет только детей. Пока дед ставит силки на ворон и сети на лягушек, Аделаида лепит из навоза колобки, в надежде , что те оживут и у них будет сынок, но все тщетно.

Через несколько лет бабку вдруг раздувает, как раз после того, как к ним на постой заглядывает землемер, Антон Карлович Доуэль, и она ложится умирать.
Но вместо того чтобы умереть, рожает большую голову. Бабка души не чает в сыночке, но дед голову не любит- очень она ему напоминает противную голову землемера Доуэля.

Так и зовет его –“Голова Доуэля”.  Сама голова страдает и мается на подоконнике, но не только от безразличия  отца, но и от общей бескультурности деревни.
Он целыми днями и вечерами слушает радио и мечтает стать певцом, да только как споешь одним только ртом!

Однажды к деду приезжает сварщик- надо  приварить подковы трехногому коню, гвозди уже не держатся в копытах.
Пока его дед угощает сырой свеклой  и  рагу из борщевика, голова Доуэля прыгает с подоконника на кислородный баллон, садится на него нижней частью и долго вертится, пока не открывается вентиль.

И тогда голова поет. По деревне разливаются дивные арии Цифала и Проксис, Венеры  и Адониса.

Но никто не удивляется, никто не бежит к забору в восторге. Сварщик все так же наворачивает рагу из борщевика, дед подкладывает ему сырую свеклу, а мать стирает дедовские сухие подштанники сухой пемзой.
 
И голова Доуэля решается бежать из этого темного царства. Она спрыгивает из окна и катится по дороге.

Тут ей встречается второй секретарь райкома Медведев, долго смотрит на нее и приглашает к себе домой почитать “Архипелаг Гулаг”, но голову Доуэля это не интересует и она катится дальше.

Через пару километров она натыкается на первого секретаря райкома Волкова и тот предлагает ей показать у него дома удивительную шариковую ручку с голыми девушками. Голова Доуэля о бабах еще не думала и поэтому катится дальше.
Но вскоре она натыкается на секретаря комсомольской организации Лисина. Тот предлагает посмотреть у него дома фильм “Глубокая глотка 9”, но голова Доуэля отвечает, что его интересует только оперная музыка.
 
Лисин уверяет, что фильм как раз про оперную певицу Линду Ловлейс, которая единственная в мире берет ртом  2,3, а иногда сразу и девять октав. Потрясенная голова Доуэля соглашается и идет к Лисину в загородный  дом.

Через неделю она спасается бегством, прыгая из дымохода, катится по дороге, все время сплевывая и прячется, дрожа, за трансформаторной будкой.
Там ее находит Капиталина Дрожжина, сердобольная русская женщина, что работает на Баковском заводе резиновых изделий.

Она заворачивает голову в болоньевый плащ, единственно, что осталось ей в наследство от отца и несет его на работу.

 В цеху стоят рядами столы, посередине которых дерзко торчат деревянные члены, на которые женщины должны одевать только что произведенные презервативы, посыпать их  тальком и потом скатывать их своими трудовыми руками и упаковывать  в пакетики.
Годами, большей частью одинокие женщины, проводят эти изнуряющие операции, поэтому никто не смеет войти в этот  цех.

 Однажды молодой и неопытный директор вошел в цех, чтобы повесить график, на котором кривая перевыполнения гандонов так взлетала вверх, что грозила вымиранием России.

Больше его никто не видел. Приехавшая из Москвы комиссия нашла только душку от очков, резинку от семейных трусов и железную коробочку для собирания мелочи.
В цеху с женщинами работает только бригадир, кастрат Селиверстов. Кастратом он стал по собственной глупости.
 
Однажды он по пьяни зашел на стройку справить нужду. Человеком он был нудным и дотошным, поэтому после того как справил нужду, стал долго и тщательно стряхивать, размахивая гениталиями в разные стороны.
 Проходившая мимо собака Белочка решила, что, наконец, попался добрый человек и предлагает ей подкрепиться.
Не веря своим глазам, Белочка, виляя хвостом, медленно подошла с бригадиру Селиверстову.
 А тот все тряс и тряс, как бы говоря- ешь, не бойся!
И Белочка съела.

Женщины принимают в свой коллектив голову Доуэля, сажают его на баллон с кислородом, открывают вентиль, и он им поет весь день напролет дивные арии.

 Иван Денисович заканчивает свой рассказ  и спрашивает заключенных, хотят ли они такого для себя, и если нет , то пусть присоединяются к заговору. Заключенные, конечно же, не хотят , но какое это отношение имеет к Сталину, Советской власти и революции, не понимают.
 
Но тут мычит Герасим, поднимая к потолку механическую клешню и вся компания, следуя древней русской традиции присоединяться к любому, даже  самому мудацкому порыву, вступают в заговор, подписывая какую-то бумагу, заранее заготовленную Иваном Денисовичем.

 Никто не смотрит вверх, куда показывал мычащий Герасим- оказывается там огромная дыра и можно спокойно уйти, ибо  все опьянены заговором.
 Все кроме Циолковского, тот все чистит себе уши.
 
 Тут дверь открывается, и охранник вызывает на допрос Ивана Денисовича. Тот, вместо того, чтобы порвать и проглотить документ, аккуратно его складывает и забирает с собой на допрос.

 Еще через неделю тройка приговаривает Герасима, профессора Преображенского и Борменталя к расстрелу за антисоветский заговор, шпионаж в пользу Антигуа и убийство несчастной батрачки .

 Циолковского отпускают за отсутствием состава преступления. Следователи не знают, что перед его арестом Циолковский испытывал во дворе свою первую ракету и ебнуло так, что сам он оглох, а в соседнем доме Мария Пантелеевна Горбачева родила Антихриста.

Спектакль очень понравился Эриху Кляузе и он никак не мог понять, почему теперь Эсфирь Васильевна, как только видет его, сразу переходит на другую сторону улицы.


Рецензии