II-6-12. И это дар Божий

                «Век живи – век учись». Думаю, что только теперь я осознала истинность популярной поговорки. На семьдесят втором году жизни я впервые близко познакомилась с зимой. Теплые времена года были мне довольно хорошо известны. А прелесть зимы осталась в детстве. Уже давно я, городской житель, убегаю от зимы в уют теплой квартиры. Были и во взрослой жизни кратковременные встречи с зимой. Но это лишь эпизоды. В этом году середину января мне посчастливилось «пожить в зиме». И полюбить её. Слава и хвала Творцу. Захотелось сохранить непосредственные впечатления на память. Благо и время оказались в моей власти. Брат предложил мне пожить в уединении в их квартире «выходного дня» в «Беломорье».  Не удержалась от записи впечатлений.

11 января 2013 года, пятница.
                В полдень приехала на место отдыха.  Новый большой автобус сначала завернул на территорию санатория и высадил отдыхающих у широкой лестницы, ведущей к главному корпусу, стоящему на возвышении в окружении высоких сосен. Я вышла вместе со всеми, и направилась  обратно к проходной. Напротив, сквозь деревья виден двухэтажный дом в красно-белую кирпичную полоску. Он стал мне родным за летние и осенние дни отдыха здесь.

                Оставила в прихожей тележку с вещами, взяла заждавшиеся меня палки для скандинавской ходьбы и поспешила привычным маршрутом в заповедный лес санатория. Попала в белоснежное окружение, и меня захлестнул «девятый вал» счастья. Взахлеб глотала давно не вЕдомый мне чистейший воздух. Не умею я эпитетами описывать картины природы и свои чувства. Мое мышление не конкретное, а образное, сразу рождающее ассоциации. В этот раз, войдя в окультуренный в меру лес, ощутила себя зрителем на показе модной зимней одежды для лесных красавиц, разных по породе и по возрасту. Прошедший дня два назад снегопад  каждое дерево нарядил особо. Они в царственных позах замерли на ослепительно белом снегу. Мне тоже захотелось погрузиться в его пушистость. Ноги проваливались  до середины икры, но палки удерживали меня в достойном положении.  Между деревьями уже заботливо проложены пешеходные тропы для отдыхающих. Оказавшись снова на тропе, я поспешила к любимому озеру.

                Белое безмолвие его – ослепило и оглушило меня. Долго стояла у ограждения над пляжем, укрытым белоснежным покрывалом. Сквозь тонкий слой выпавшего на озеро свежего снега просвечивал узор из множества пересечений, проделанных специальным снегоходом, широких троп  и узких лыжней. Посреди озера заманчиво возвышался островок с посеребрёнными кронами деревьев. Летом брат на резиновой лодке свозил меня туда, показал мне место, где они с женой любят купаться в уединении.
Радовала мысль, что сейчас я, наконец-то,  самостоятельно  пойду  покорять не доступное мне летом озеро.

                У отдыхающих наступило обеденное время, поэтому я оказалась наедине с Божественной природой. Далеко на озере замерли над лунками три рыбака. Дойду ли до них?  Выбрала центральную тропу, ведущую прямиком на другой берег.  Собираясь свернуть к островку, заметила, что следы позади меня  оказались пожелтевшими, поэтому дальше идти не осмелилась. Позже узнала, что эта проступающая  озерная вода безопасна. Но сейчас все-таки решила, что хватит мне впечатлений для первого раза. Впереди еще девять дней отдыха, посмотрю, как здесь празднуют крещение, и поеду домой. Медленно направилась обратно, по своим же одиноким следам.

               Солнца уже не было, сплошная белая пелена покрывала небо. Полное безветрие, в лесу пушистый снег нежится на сосновых и еловых лапах. И даже ветви лиственных деревьев и кустарников не сгибаются под снежным покровом. Долго ли продержится это состояние безмятежности вокруг?

12.01.13.
                С утренними делами управилась только к 13 часам. Природа встретила меня в прежнем состоянии. Но, когда я все-таки поднялась на вожделенный островок и развернулась в сторону санатория, я снова была приятно ослеплена, но не белизной снега. Над лесом, окружающим высокий главный корпус, висел огромный солнечный шар. Глаза почему-то мгновенно восприняли его яркость, и я стала наблюдать за движением солнца вверх и в сторону запада, к зданию, казалось, что это очень близко. Заодно и солнечное удовольствие лицу доставила. Но шар завис на одной высоте, и сближение его с недвижимым объектом трудно было заметить на безоблачном небе. Только по кромке леса отметила, что подвижка все-таки происходит. Поняла, что не дождусь желаемого, поэтому зафиксировала в сознании этот кадр и отправилась в обратный путь, отложив на завтра наблюдение за движением светила. Хотелось увидеть, как оно скроется за выступом на крыше, и надолго ли будет «затмение». А сейчас меня ждал мой друг – ноутбук.

                Поздно вечером подошла к окну и увидела высокую, сияющую разноцветными огнями ель. Я восхитилась ею еще летом, и узнала, что именно её наряжают в новогодние праздники. И вот довелось испытать просто детскую радость. Конечно, сразу устремилась к ней. Снова в парке безлюдно, возможно, поэтому и встреча с красавицей так взволновала. Небо звездное, погода безветренная, тепло: светящийся над входом градусник показывал -6.  Все условия для романтической прогулки и воспоминаний.  После таких впечатлений не спалось, просидела в Windows до четырех утра.

13.01.13.
                К озеру вышла поздно, около 16 часов. Слева у берега есть выступ в озеро, густо поросший лесом. Как только я вышла по лыжне-тропе за линию выступа, довольно резкий ветер остановил меня. Пришлось отложить наблюдение  с острова до следующего дня, тем более что солнца, кажется, не будет. Продолжила свою норвежскую ходьбу по дорогам тихого санаторного парка и по лесным тропам.

                В полночь, за двадцать минут до наступления Нового Года по старому стилю, конечно, направилась к елке. На территории парка, как обычно, радовала первозданная тишина, только еле слышен шум работающей кочегарки Она почему-то не дымит. Постояла под елью, небо беззвездное, но в парке от огней очень светло. Помолилась. Никому своим не звонила, знала, что спят перед рабочим днем. Но была уверена, что Ира не спит, она простудилась, поэтому пока не работает и находится постоянно в городе. Очень тепло поговорили. Домой я возвращалась в  прекрасном настроении. Только в моем  окне сквозь деревья теплился свет.  Хорошо!

                Будет ли этот дом по-настоящему моим? Есть надежда. Но Господу лучше известно, во благо ли мне это моё желание. Все решится в свое время.  Я спокойно жду, полагаясь на волю Божью. Сейчас мои любимые родные люди предоставляют мне возможность для духовного уединения в их уютной квартире. Они продолжают работать, поэтому живут на неделе в своей городской квартире.

14.01.13.
                По-прежнему просыпаюсь поздно. Видимо, психологическая сова во мне никогда не перевоплотится в жаворонка. Как всегда, в обеденное время на территории санатория почти безлюдно. Сытые отдыхающие поодиночке и парами торопливо пересекают площадь от корпуса, где находятся столовая и культурный центр, всходят на высокую, но удобную лестницу и скрываются в теплом и светлом вестибюле здания.
Сегодня дует сильный юго-западный ветер, который еще вчера не пустил меня к острову. Поэтому я дошла только вдоль балюстрады, огораживающей пляж; к озеру не решилась спуститься. Зато рассмотрела, что натворил этот ветер: вдоль озера все лиственные деревья и кусты оказались раздетыми догола. У сосен и елей позеленели все вершины, ниже снежный покров все-таки пока удержался. Температура  воздуха прежняя -6.

                Я углубилась в парковый лес, растущий слева от моего пути к дому, на северной стороне озера,  и поняла, что все-таки  ветер здесь пронзил его насквозь. Показ лесной моды завершился. От проходной перешла дорогу, опечалившись  видом оголенных деревьев перед домом. Обогнула его  и….  О, радость! Деревья во дворе, оказывается, по-прежнему в снегу!  Дом защитил их от ветра-буяна.

                Во время вечерней прогулки по южной стороне парка ощутила похолодание, ветер стих. На нижних ветвях деревьев и на кустах висели лохмотья, оставшиеся от недолговечных снежных нарядов. Это напоминало и давнишнее  украшение новогодней елки кусочками ваты. Я не знаю, какие изменения в окружающей меня здесь природе последуют за этим.

15.01.13.
                Сегодня был чудесный во всех отношениях день. В солнечный полдень я спешила к озеру, поэтому на деревья у дома не обратила внимания. Но на территории санатория произошло чудо: то, что вчера напоминало бедных замарашек в лохмотьях, превратилось в сказочных принцесс, одетых в изысканные наряды. Все ветви, освобожденные ветром от снега, были покрыты тонким слоем инея, и он сверкал каждой снежинкой.  Я разглядела структуру инея вблизи. Оказывается, "колючесть" его создается тем, что каждая снежинка прикрепляется к ветке нижним лучиком, а остальные торчат, не склеиваясь друг с другом. И на каждом лучике вспыхивает огонек. Изумительное переплетение тонких ветвей, заполненное плотным свечением  снежинок, создавало иллюзию тончайшей драгоценной ткани, струящейся в воздухе.

                Воистину, у природы нет плохой погоды: каждое состояние подготавливается предыдущим. Исполненная восторженных чувств я, поднялась на свой наблюдательный пункт на острове посреди замерзшего озера. Солнце, гордое, резко очерченное, все так же неподвижно висело над лесом.  Кроны деревьев торжественно сияли по всей видимой окружности озера. А я принимала солнечные ванны для лица. Вот такой солярий получился у меня.  Утоптала ногами ровную площадку и под пенье Аллы Пугачевой и Владимира Кузьмина устроила танцы на снегу пред самим солнцем, стоящим на уровне моих глаз. Наверное, полчаса пробыла там, хотя температура сегодня понизилась до тринадцати градусов. Так и не ощутив сильного холода, пошла обратно.

                Весь парковый лес преобразился после вчерашнего грустного состояния, сияние исходило от каждой иголки и ветки. А нарядные деревья перед домом напомнили офицерский строй на параде.  Те же деревья, которые спрятались от ветра за домом, к своим белоснежным одеждам добавили тонкие ветки, украшенные  сверкающим инеем.

                Вечером я очутилась в огромном выставочном зале под открытым небом, где была представлена зимняя графика. На темном звездном фоне вырисовывались причудливые, сверкающие в свете фонарей, изысканные переплетения  ветвей деревьев. Я больше всего люблю графику и в искусстве,  и в природе. Она пробуждает воображение человека. Завершился день радостным известием: Ира позвонила, что завтра приедет сюда.

16.01.13.
                Через окно увидела, что деревья, укрытые от ветра домами, все-таки утратили свой пушистый наряд, остались только «клочки ваты» на нижних ветвях, так и висят до сих пор. Но оголенные ветки все так же сверкают инеем, он стал пушистее.  Слизнула его с ветки; ощутила холод, но не вкус.  Спешу к озеру.

                Серебряный иней толстым слоем покрыл все кроны деревьев. В таком одеянии тонкие кустарники выглядят особо изысканно.  Крупные деревья уступают им в красоте. Но зато их величие завораживает. Тем более что солнце награждает блеском только кроны высоких деревьев. А вот мой островок целиком обласкан небесным светилом. Устремляюсь к нему  напрямик по только что проложенной  глубокой лыжне, утопаю в мягком снегу, но смело продвигаюсь вперед; уже обжилась на этом озере и  ничего не боюсь.

                Моя танцплощадка оказалась не занесенной снегом, я еще расширила её. Солнце сегодня поднялось уже выше над лесом и снова замерло. А со всех сторон меня окружала такая красота, что я закружилась от восторга. Задержусь взглядом на солнце, наблюдая цветовые перемены его ореола, и снова совершаю круговой обзор заиндевелых  деревьев. Очень нравилось следить за появлением желтых и фиолетовых пятен в кронах, но они мгновенно исчезали. Это эффект зрения. Можно бесконечно просматривать эти ролики «Мороз и солнце».  Но все-таки – моррроз.  Неохотно возвращаюсь в тепло.

17.01.13.
                Вчера Ира приехала в девять часов вечера, и мы отправились на вечернюю прогулку по-скандинавски. А потом у меня проговорили до половины второго ночи. Ирина квартира - прямо над нами. Ира - друг семьи, классный врач стоматолог частной практики. Она и предложила Володе и Оле купить квартиру у художников Елфимовых, которые уезжали жить в Калининградский Зеленоградск. Однажды она везла нас с Володей в Беломорье и мы сразу крепко подружились. На её машине, красавице-Ниссане, объездили все окрестные места, гостили в Сийском монастыре у ее знакомых. Летом побывали во всех пригородных православных храмах. Ира тесно связана с православием, меня и Володю с Олей это совершенно не смущает.

                Сегодня в половине двенадцатого мы с ней отправились на островок. К нам присоединился Виктор на лыжах, Люда осталась дома, позже выяснилось, что она готовила нам обед. Это друзья Володи и Саши Абакумова, купившие Ирину квартиру, когда она тоже решила переехать в Зеленоградск. А жила временно у подруги в квартире напротив своей.
                ***(Е.Я.: Позже её бывшую квартиру перекупили Олины «французы».
                Это все происходило на моих глазах. Как всё переплелось в
                этом подъезде! Когда "Ниссана" с Ирой перебралась в курортный
                Зеленоградск, я перестала ездить в Беломорье, погрузилась в
                духовное служение на сайте ПрозаРу).

                Виктор на лыжах кружил по озеру, а мы, любовались солнцем, которое успело перебраться  через крышу санатория в сторону юга и направилось к горизонту. Ира как старожил этих мест просветила меня в расположении сторон света. До этого я знала один ориентир: краник ее самовара на кухне смотрит на север.
 
                Протопав полукруг через северную сторону островка, мы ощутили, что ветер с юго-запада нам не нравится, повернули обратно и, пронзая ветряной поток, устремились к своему берегу. А в лесу было комфортно, и мы долго гуляли, постоянно пересекаясь с нашим лыжником. В этом лесу и потеряться-то невозможно. Дружной троицей подошли к дому.

                В подъезде каждый направился в свою квартиру, но Люда на втором этаже уже ждала всех нас к столу с горячим супом. Как приятно! Ира, быстро съев свою порцию, сразу уехала на машине в город, время поджимало её; а мы, сытые и расслабленные, с полчаса пообщались за  круглым столом, и я спустилась к себе. Совсем разомлев,  в 16:00 прилегла вздремнуть.
 
                Проснулась и поспешила к  ноутбуку писать статью.  Даже не взглянув на часы, наскоро поужинала, потанцевала для разминки, вспомнила о времени. Посмотрела на часы и ахнула:  час ночи, 18 января! Возвратившись в воображении во вчерашний день, обозначила его вехи (смотри выше) и отправилась спать по-настоящему в 02:00. Спокойной ночи, дорогая Е.Я. Не забудь корректно выключить компьютер!

18.01.13.
                Полдень. Солнечно. Температура -13. Озеро безлюдно, ни лыжников, ни рыбаков, возможно, отсыпаются перед крещенской ночью. Озеро покрылось свежим пушистым снегом, а там, где начинается освещенное солнцем пространство, ослепляет броуновское движение вспыхивающих снежинок. На моей утоптанной танцплощадке снега почему-то нет. Сухие ветви деревьев и кустов совсем оголились: ни инея сегодня, ни снежного покрытия на них. Так может, и не было ночью снега, просто на озере он всегда первозданно белый? Но почему все лыжни засыпаны снегом? Загадка для меня.

                Сегодня долго танцевала на острове: солнце успело пройти тройное расстояние с левой стороны от вышки на крыше здания - до правой. Вот так я здесь измеряю отрезки времени и пространства. Полупрозрачные облака паутинками облепили голубое небо. На этом фоне офортная графика темных ветвей особенно впечатляет.

                Уходила с острова под песню «Вот так случилось, мама, уезжаю», приближалась к берегу под мольбу «Позови меня с собой», а поднималась наверх под бодренькое «Все могут короли». Не смотря ни на что, Алла Пугачева остается моей любимой певицей. Вот уже семь дней я совершаю более чем часовые прогулки вместе с её голосом. Ритм её песен очень способствует энергичной ходьбе. Но главное  – содержание текстов заставляет прислушиваться к ним и побуждает к размышлению. Современное творчество певицы меня интересует, но не волнует.

                Ежедневный вечерний моцион по парку я провожу обычно в полной тишине, наедине с возникшими в сознании мыслями. Хорошо думается здесь.
«Ибо, что можно знать о Боге, - явно для нас, потому что Бог явил нам. Невидимое  Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…».  Рим. 1:19-20.

19.01.13.
                Вчера в 23:30 наша маленькая группа из шести человек с пятилитровыми бутылями и с одним, как оказалось, спасительным фонариком отправилась на незамерзающий источник за «святой водой». Меня вела любознательность Шли по темной лесной дороге, огибающей озеро с севера. Только машинная колея позволяла продвигаться вперед: «шаг вправо, шаг влево – падение». В глубоком пушистом снегу можно и ногу повредить. А ведь нужно еще и машины пропускать, Оказалось, что слухи о красочных празднованиях крещения в этом источнике все еще живы в народе, и вот ведь – люди идут и едут!
 
                Но праздник  2010 года, когда специально были изготовлены ледяные скульптуры с подсветкой, оказался последним. Тысячная толпа  вышла на лед озера, где священник проводил водосвятное богослужение, и вдруг люди услышали подозрительный треск под ногами. Все замерли, в глубочайшей тишине священник коротко все-таки завершил служение. Но запрет властей, конечно, последовал. Вот и в этом году на подходе к источнику стояли в радостном для нас свете фар полицейские (с трудом напечатала это слово: не привыкла пока). Они были очень вежливы.

                И вообще всё вокруг было исполнено покоя, проникнуто человеческой доброжелательностью и какой-то особой тихостью. Все ждали наступления полуночи, чтобы приступить к стихийному обряду. Ровно в 00:00 кто-то смущенно прочитал соответствующие слова, кто-то произнес молитву, и приступили к заполнению емкостей святой водой. И я, наконец-то, попью чаю из воды заповедного источника.

                На узкой тропке трудно было разойтись, но тех, кто уже набрал святой воды, заботливо пропускали. Горящие в снегу у источника свечи, видимо, умиротворяли дух человеческий. Возвращались медленно, поблагодарили полицейских, что они охраняли нас. В таком благоговейном состоянии духа мы вчетвером подошли к своему подъезду, но расставаться не хотелось. Разнеся воду по своим квартирам, отправились гулять к озеру. Потом мы с Ирой опять долго полуночничали. Утром она уехала в город по своим делам.

                Я собралась на прогулку только в половине четвертого. С утра продолжается тихая, легкая метелька: снег почти не виден, просто лицо его ощущает. Сегодняшние -13 кажутся намного теплее вчерашних -13 же, но бесснежных. Вокруг все особо побелело, деревья опушились, как в день моего приезда сюда.

                Дошла до середины моего пути к острову, но видно, что встреча с солнцем не состоится, поэтому повернула к южной части парка. Сегодня встретила несколько лыжников и ощутила преимущества скандинавской ходьбы. Я свободна, могу с любой тропы свернуть и бродить по лесу, палками сбивать снег с ветвей и успевать освежиться снежным душем. А лыжи зацепятся за первый же встречный куст.
                Сегодня лес особо богат на скульптурные и архитектурные образы. Я вспомнила, что в такой вот лес я и вошла восемь дней назад, но моё сознание сохранит все восемь его преображений.  Что день грядущий мне готовит?

20.01.13.
                С утра на фоне окна продолжалось легкое кружение снежинок, но когда я вышла на волю, воздух был прозрачен и свеж. Высокое небо из-за леса голубело в солнечном сиянии. Земля пребывала в первозданной белизне. На озере не видно привычных уже глазу переплетений лыжных и пешеходных борозд. Я решила идти к острову напрямик. Ноги погрузились в снег до середины икр.  Моё одеяние и невесомое снежное покрытие  озера позволило мне легко скользить по плотной глубине. Правда, носки обуви иногда натыкались на затвердевшие ребра лыжни. Нравилось оглянуться и увидеть за собой совершенно не прерываемый и узорчатый мой след.

                Мне предстояло прощание с островом, думаю, что ненадолго, и все-таки грустно. Танцплощадка впервые оказалась засыпанной снегом, но я привела её в порядок. При тринадцати градусном морозе я продержалась около получаса.  Вокруг площадки вывела большими буквами: «До встречи, остров!». Возвращалась по проторенной собственной тропе. От берега до проходной прошла по лесу. Все, сегодня возвращаюсь домой. Радость была бы с печалью, если бы не надежда на скорое возвращение. Вот отметим 60-летний юбилей брата, и я собираюсь сюда вернуться. Если будет на то благословение Бога.

                К вечеру приехала Ира, каждый собрал свои вещи, и после 19 часов мы выехали. У Кати, давней Ириной подруги и соседки  по Беломорью, машина все еще в ремонте, поэтому она с нами возвращалась  в город. В машине тепло, уютно, тихая музыка, приятное общение.  Ира не спешит, чтобы мы все насладились красотой леса, освещенного фарами дальнего света. Сын у нашего подъезда встретил нас, выгрузил мои вещи и унес домой. А я проводила подружек, помолившись о благословении Божьем. Эти мои десять дней отдыха были наполнены благодатью Духа Святого.

                * * *
Копия:
= Екатерина Яковлевна, спасибо за ссылку, я получила настоящее удовольствие...
«Я разглядела структуру инея вблизи (с)...»  - Вы разглядели, воистину, многое...
Мне ОЧЕНЬ понравилось.
Искренне Ваша,
Вера Стриж   17.06.2014
               
Е.Я. Вера, искренне рада вашей оценке. Это мой первый опыт описания впечатлений от природы. Больше нравится делиться размышлениями. А красоту Божьего творения успеваю только созерцать. Ваш талант в этом смысле не берусь оценивать, просто наслаждаюсь и радуюсь.


Рецензии