Школа 2

Школа 2.
1. В августе 1981 года я начала работать учителем математики в школе № 2. В этом же году пришли в школу Назарова Лидия Николаевна, учитель географии, Семенов Валерий Алексеевич, учитель физкультуры, Андреева Татьяна Васильевна,учитель начальных классов , Маркичева Елена Леонидовна, учитель русского языка и литературы. Годом позднее в школу пришли Киселев Олег Михайлович, историк, и математики Сивова Надежда Александровна, Васина Лидия Николаевна.
 Мне дали учебную нагрузку 18 часов математики в 4"а","б", 5"а" классах и классное руководство в 4"б". До этого я уже год проработала в одной из школ Кинешемского района. Меня уже не все удивляло. Я уже знала, что оценка "4" может означать почти нулевой уровень математических навыков. Спустя много лет подвожу итог. Из пришедших тогда учителей лишь мы с Сивовой Н.А. доработали в этой школе до выслуги.
Чуть позже стали массово уходить на пенсию учителя. Им на смену приходили чаще молодые    Я пришла после ухода Большаковой Марии Михайловны. В то время в школе часто проходили разные мероприятия, на которые приглашались ветераны. Вскоре я познакомилась с Марией Михайловной. Интересный человек, с юмором,жизнерадостная. Мария Михайловна не была обласкана жизнью, администрацией школы, критично относилась к себе. Это вызывало уважение.

2. Комсомол. В начале учебного года учителям "раздавали портфели". Меня выбрали секретарем учительской комсомольской организации. Это значит, что мне надо было проводить комсомольские собрания, собирать членские взносы,организовывать субботники и другие мероприятия. Учителя-комсомольцы Сивова Н.А., Андреева Т.В., Рыбаков Ю.В., старшая пионерская вожатая Лебедева Елена Петровна , делопроизводитель школы Смирнов Сергей Витальевич , лаборанты были активными участниками всех мероприятий. Вместе с учениками-комсомольцами мы ездили в колхоз перебирать картофель, заготавливать хвою на корм скоту.
Внеочередное комсомольское собрание было посвящено проводам Юры Рыбакова в армию. Собрались в пионерской комнате . Было угощение. Обошлось без песен . Много танцевали под хорошую музыку (пластинки принёс Сергей Смирнов). Помню, был Юрин друг и одноклассник Андрей Большаков.
Приготовились ждать писем. Спустя пару недель Юра вернулся на работу, правда , без кудрей на голове. Доехал до Дальнего Востока. Там медкомиссия его забраковала. Так и ходил Юрик в береточке несколько недель.

3.Любавину Екатерину Сергеевну и Маркову Надежду Ивановну сменили Сивова Надежда Александровна и Васина Лидия Николаевна. Я , как начинающий учитель , была на уроках Любавиной Е.С. и Марковой Н.И. У Екатерины Сергеевны была в 5"б". Класс,как и мой ,5"а", огромный, за 40 человек. Екатерина Сергеевна тогда поделилась: "С урока ухожу с мокрой спиной". Два пятых класса за 40 человек это три с лишним нормальных класса. Так экономили на зарплате.
Екатерина Сергеевна внешне казалась очень веселой, просто задорной. Она не была склонна к показу своих проблем.
У Надежды Ивановны я была на уроке в 10 классе. Учеников около 25. Тишина,спокойствие. Нормальная рабочая обстановка.
Мы работали с Надеждой Ивановной в разные смены, виделись редко, но общение с ней доставляло удовольствие. От нее веяло материнским теплом и заботой.
Лидия Николаевна Васина проработала год и ушла в Дубновскую школу. Надежда Александровна Сивова год тоже проработала , ушла в долгий отпуск по уходу за детьми. У неё родились один за другим двое сыновей.
В 1985 году ушла на пенсию Александра Александровна Карпенко. В разговорах "про жизнь" Александра Александровна рассказывала, что учительской зарплаты хватало на хлеб, а на масло не хватало НИКОГДА. Знаю,что главным образом по этой причине учителя начальной школы летом работали в пионерском лагере, в течение учебного года Воронина Людмила Александровна, Лещева Альбина Николаевна и др. работали техническими. В это время в школе появилась Киселева Людмила Николаевна, Шарипова Валентина Николаевна, позднее пришла Козлова Валентина Григорьевна. Было время,когда учителя математики очень тесно общались.
4. На момент моего прихода в школу № 2 Светлана Геннадьевна Смирнова работала завучем по воспитательной работе. Очень интересный человек. Прекрасно читала стихи, пела, была интересным рассказчиком, собеседником.
Знаю от своего отца, что до второй школы Светлана Геннадьевна была директором восьмилетней школы. Однажды она позволила себе придти в брюках в райком партии. За это была снята с должности директора.

Зотина Надежда Михайловна начинала работать директором школы и продолжала учиться заочно в Ленинграде. Зачеты, сессии... Фактически за неё в этот период работала Нина Алексеевна Мальцева. Благодаря Нине Алексеевне было принято решение о закрытии второго здания школы (его признали аварийным), строительстве нового здания.

Еще о брюках. Примерно в 1992 году Надежда Михайловна сделала замечание десятикласснице Ире Гончаровой. Симпатичная, умная, скромная Ирочка ходила в школу в джинсах.
Спустя совсем немного времени в брюках ,точнее в брючном костюме, на юбилее Зотиной Н.М. мы увидели Эльвиру Викторовну Гаюкову.
Спустя СОВСЕМ немного времени и Надежда Михайловна, как и бОльшая часть женского коллектива, стала появляться в школе в брюках.
5. Ключи . В новом здании школы меня переселяли из одного кабинета в другой несколько раз. На длительный период я вселилась в кабинет № 5, позднее он стал № 16. В новом здании стало очень много кабинетов. В расписании обычно указывали название предмета и название кабинета. Я предложила завучу пронумеровать кабинеты. Так и сделали. Кабинет №5 оказался непростым. Началось с того , что много раз подряд пропадали ключи от кабинета. Несколько раз я обращалась к завхозу , Геннадию Витальевичу Сироткину, за дубликатами ключей. В очередной раз, когда пропал ключ, я спросила Г.В. :"Почему ?" Оказалось, что ключ кабинета № 5 подходит к двери канцелярии. В канцелярии висят ключи от всех кабинетов школы. Кому потребовались ключи от канцелярии ? Знаю несколько человек : Морозов Н.А., Рыбаков Ю.В. У Семенова Валерия Алексеевича были ключи от всех кабинетов школы. Эти люди могли зайти в школу в любое время суток.

Я заведовала кабинетом информатики. Кабинет после уроков сдавался под охрану вневедомственной охраны. Много, много раз было так, что я пришла из школы, занимаюсь своими делами. Приезжает за мной "вневедомственная", едем смотреть кабинет,т.к. сработала сигнализация. Это очень выматывало. Я не понимала в чем дело. Спустя год Геннадий Витальевич догадался откуда эта проблема. Прикалывается Семенов В.А. Своим ключем открывает дверь моего кабинета, потом закрывает. Срабатывает сигнализация . Мы приезжаем-кабинет закрыт, но сигнализация сработала. Такие вот игры у взрослого человека.
Приняли простое решение: отказываемся от услуг вневедомственной, меняем замок, обшиваем дверь железом, убираем ручку с двери с наружной стороны.
Скорее всего Геннадий Витальевич значительно больше пострадал от действий "директора спортзала".
Примерно тогда из школы интересным образом пропал новенький цветной телевизор.
Юрий Владимирович Рыбаков ушёл из школы после многих лет работы. Вскоре из "музыкальной" комнаты пропало ВСЕ..
Пропажи в школе случались и раньше. Так и не был оборудован лингафонный кабинет.Пропало все оборудование.

Чувство вседозволенности характерно для некоторых настоящих и бывших работников школы. В кабинете № 5(16) я работала много лет. Все это время уборку в кабинете делала Сизова Ангелина Матвеевна. Галина Сергеевна Лебедева , уходя из этого кабинета в 23,сказала: "Мне здесь не нравится". Позднее , когда я с ней поделилась своей проблемой , сказала:"И это тоже!". Проблема состояла в том,что перед началом работы приходилось самой мыть доску, ждать , когда она высохнет. Только потом можно было на ней писать, готовиться к уроку. Та же самая техническая в соседнем кабинете даже подоконники не забывала протереть. Я была намного ниже рангом ?
Однажды я поделилась этим с завучем, Сивовой Н.А. По её улыбке поняла, что она одобряет Сизову. Пришлось пойти на санкции. После уроков я попросила детей не поднимать стулья на парты , дежурным не делать уборку.Трех дней Ангелине Матвеевне вполне хватило. Отныне утром доску мыть мне не приходилось. Как минимум 20 минут я могла тратить на другое. Ангелина Матвеевна поразила меня на следующий день фразой :"Я договорилась. Тебе теперь БУДУТ платить за заведование кабинетом." Больше 10 лет за заведование кабинетом мне не платили. Даже когда я была зав. кабинетом информатики и 5 лет мыла кабинет сама , кто -то из технических за это исправно получал денежки. Спустя несколько лет плату за заведование кабинетом отменили. Я вновь применила "санкции", плату восстановили.

6. Проблема 1. Однажды мне выпало быть ассистентом на итоговой контрольной работе по математике в классе Большаковой Валентины Анатольевны . Класс был весьма многочисленным . Мне с трудом нашлось местечко . С первых 10 минут урока я была озадачена поведением Валентины Анатольевны . Она подходила ко всем подряд ученикам , смотрела их работы , что-то говорила... Так продолжалось минут 15 . Я изредка заглядывала в работы сидящих поблизости учеников . В итоге я присоединилась к Валентине Анатольевне . Оказалось , что для большинства детей , которые придут осенью с среднее звено школы , порядок действий при решении большая загадка . Периметр и площадь они путают . Одним словом , средняя оценка по классу 2+ . До этого момента я считала , что это только мне не везет с классами .
Спустя несколько лет , когда пришла ЭПОХА ГЛАСНОСТИ , на одном из педсоветов обсуждались проблемы преемственности работы в младшем и среднем звене школы . Я позволила себе в присутствии родителей пятиклассников ( мне дали классное руководство в 5"в" классе ) высказать недовольство отсутствием вычислительных навыков у бывших четвероклассников , неумением решать задачи и уравнения . Некоторые родители меня услышали тогда ,этот факт учли . Администрация школы НЕ ЗАХОТЕЛА услышать . Так я приобрела целое семейство врагов. Проверяющие целых семь лет ходили ко мне на уроки только в этот класс. В "сильные" классы не пришли ни разу! Это не могло быть случайностью . Так я замаливала грехи учителей начальных классов .
Теперь эта проблема гордо шагает по всей стране!!!

Справедливости ради надо сказать ,что были очень хорошие выпуски из начальной школы , с которыми мне посчастливилось работать. На уроки в такие классы "в гости" ко мне никто НИКОГДА не ходил. Класс Каревой Нины Васильевны в 43 человека. Примерно 25 учеников были прекрасно подготовлены за время учёбы в начальной школе. Человек 10 -полные нули. Ещё 8 учеников были хорошо подготовлены, но к приобретению учебных навыков явно не стремились. Дружный класс , воспитанные, добрые дети. Выпускались из школы в 1993 году.
Самое яркое впечатление у меня было от класса Марины Николаевны Крайневой. Это был её первый выпуск. Первое тестирование обученности учеников в сентябре показало: средняя оценка по математике 4,2 балла! Выпускался класс в 2006 году. 5 медалистов. Другой класс,класс "б" выпускала Захарова Татьяна Владимировна. Первый её выпуск. Хороший, дружный класс с хорошим уровнем знаний. Очень жаль,что этим молодым педагогам в школе не нашлось работы... Очень приятно было работать с выпускниками Бугровой Ларисы Вячеславовны (выпуск 2001 года) ,Барановой Елизаветы Васильевны (выпуск 2000 года).

7. Проблема 1. Интересно быть ассистентом на итоговых работах! Особенно если это районовская , облоновская или министеркая работа!
К Шариповой Валентине Николаевне меня поставили ассистентом в 5 "а" и "б" классах вторым и третьим уроками. Я пришла ко второму уроку. Начался урок. Пытаюсь понять что происходит. Обсуждаются ошибки, допущенные в УЖЕ НАПИСАННОЙ НА ПЕРВОМ УРОКЕ КОНТРОЛЬНОЙ. Человек пять её переписывают. Третий урок. Другой класс пишет контрольную. Понятно,что будет происходить на следующем уроке. А мне надо идти в свой класс...


8. Учителя русского языка и литературы... За год до меня в школу пришла Марина Анатольевна Корягина(Скибенко). Через год с великой радостью ушла в райком комсомола. На смену ей приехала Маркичева Елена Леонидовна. Проработала три года, уехала в Прибалтику. Учителя менялись так часто,что в памяти просто лица. Многие не дорабатывали не то,что три года,ГОД! Начинающему учителю давались самые трудные классы . Чаще учителя просто СЪЕДАЛИ. Ты не можешь ,делаешь не так... Надеюсь, что это характерно только для нашей школы . Ведь после этого ада многие уходили из школы навсегда.
Отметились в нашей школе Охлопкова Татьяна Федоровна, Отмахова (Громовая)Вера Витальевна, Авсенёва Людмила Александровна. Много лет работали Рыбакова Наталья Витальевна и Захарова Галина Михайловна. Первая выгнала вторую,когда стала директором школы. Были среди учителей и такие экземпляры, которые на уроках применяли НЕНОРМАТИВНУЮ лексику. К великому сожалению в эпоху Рыбаковой Н.В. администрация школы стояла за них стеной!!!
Такая #дружба учителей-русистов характерна для города Пучежа. Возможно,всё началось с приезда в город Зотиной Н.М. Она просто не могла не "укусить" коллег : Фаину Николаевну Овцыну, Бурова Павла Александровича. Коллег в своей школе чаще просто съедала.
Четыре десятка лет отдала школе Нина Александровна Маркичева.
Много лет Нина Алексеевна Мальцева. Как учитель и как завуч по учебной работе.
 "Изюминка" Рабакова Н. В., как её назвала Надежда Михайловна впоследствии стала директором школы. На мой вопрос "Какой из тебя директор?! Зачем ты согласилась?", Наталья Витальевна ответила: "Меня заставили". Охотно верю. В 2003 году директором школы на год стал ещё один персонаж- Лобанова Надежда Тихоновна (тоже учитель р. яз.). Не знаю как другие учителя, а я такое назначение восприняла как оскорбление. Надежда Тихоновна "забывала" провести последние урок-два, "забывала" делать записи в журнале. Дошло до того, что десятиклассники ушли на летние каникулы без полугодовых и годовых оценок по русскому языку и литературе. Что странно, проверяющие из районо это видели. Нам настойчиво предлагалось равняться на Лобанову.
9. Пустые журналы . Такая напасть характерна для многих обласканных администрацией школы и районо учителей.
Проблема 2 . За несколько лет до этого, когда в области стали проводить конкурс "Учитель года", Надежда Тихоновна в качестве победителя районного конкурса (в районе конкурс не проводился) поехала на областной конкурс. Ничего там не заняла.
Правда , за участие получила 1 квалификационную категорию автоматически .

Эпидемия пустых журналов началась после 1991 года. Приходили в школу новые люди. С амбициями. Наглые. Администрация школы оказалась бессильна в этом вопросе. Районо тоже приняло условия такой игры. В журнале указана тема урока: сочинение... Во-первых, его надо проверить. А если его ученик не сдал? И сдавать не собирается! Как быть победителю конкурса "Учитель года"? Не ставить же двойки! И тройки тоже. Или написали дети диктант, контрольную по физике. Очень плохо написали. Первое время работы переписывали,не по одному разу. Выход из такого положения был найден ! Просто не ставить оценки в журнал до конца учебного года ! Дети уйдут на каникулы -рисуй пятерки и четверки. Не за эту ли "близорукость" получила звание+льготы завуч школы по учебной работе Сивова Н.А.? Некоторые работы учителями выбрасывались в мусорное ведро без проверки. Дети потом их находили без оценок у школьного мусорного контейнера. Очень удобно, между прочим. "У тебя тройки. Не сдавай ЕГЭ по физике. Не сдашь!".


Процесс девальвации школьной оценки шел лавинообразно. Знания, умения и навыки у детей слабели год от года. Амбициозным коллегам надо было ЛЮБОЙ ценой демонстрировать свой профессионализм. В моде стали уроки-театрализованные представления. Уроки репетировались заранее. Часто репетиции продолжались в течение нескольких недель на уроках, после уроков. Учителя этого вовсе не стыдились. Они этим просто гордились! На уроке слабые ученики заменялись сильными из других классов. Всё для того, чтобы произвести нужное впечатление на ГОСТЕЙ.


10. Открытые уроки.
В районе проводились открытые уроки, рейтинговые уроки (на присвоение квалификационной категории). Главными гостями на этих уроках были представители районо. Их мнение об уроке, судя по всему, было сформировано ещё до урока. Иногда приходилось делать вид, что всё КАК НАДО.
Бурова Елена Павловна. История. Россия за несколько веков до отмены крепостного права. Дети высказывают свои мнения ,спорят друг с другом. Урок резиновый в полном смысле слова. Звонка не дадут, пока не будет сигнала. Дети читают стихи. Не по теме совсем. Звучат "Лошади в океане". Ученица исполняет стишок "один в один",как Надежда Михайловна! (Зотина ) У зав. районо лопнуло терпение. Благодарит Елену Павловну за урок, извиняется и уходит.

Урок алгебры в 10 классе у Татьяны Ивановны Поляковой. Изучена важнейшая тема: "Решение тригонометрических уравнений". Осталось только продемонстрировать блестящие знания и умения! К великому удивлению Татьяны Ивановны обнаруживается полное отсутствие и знаний, и умений. Дети говорят с трудом. Уж лучше бы "Лошади в океане". Сказать после урока Эльвире Викторовне нечего...Лишь укоризненный взгляд на руководителя районного методобъединения математиков (Полякова).

Дружба учителей русского языка очень ярко засияла когда Галина Михайловна Захарова ,имея явные успехи в обучении одаренных детей, захотела аттестоваться на первую категорию. Вначале Надежда Михайловна Зотина сказала: "Прежде чем писать заявления, скажите мне, где взять денег на выплату зарплаты по высокой категории". Галина Михайловна не сдавалась. Дело дошло до рейтингового урока. Прошёл урок. Члены аттестационной комиссии должны без обсуждений друг с другом заполнить анкеты, выставить оценки каждый на своём листе, расписаться и сдать листы. Надежда Михайловна не была бы Надеждой Михайловной, если бы допустила такой ход событий! Она предложила Г.М.Захаровой выйти из кабинета .Провела беседу с членами комиссии. Результат понятен... Трудно представить, чтобы директор другой школы был бы ТАК заинтересован в неудаче своего учителя. Но. Это школа 2. Пучеж. Ивановская область.


12. Открытые уроки .
Была на паре уроков Шариповой Валентины Николаевны. Однажды,году в 1986,Валентина Николаевна разоткровенничалась:"Я не пошла в 9 класс после 8-го потому, что боялась не сдать экзамены после 10-го. Никак не могу запомнить доказательство теорем. Пишу до урока доказательство и делаю чертеж."
У администрации школы было острое желание сделать из Валентины Николаевны "конфетку". Написанное на доске заранее изложение нового материала преподносилось как очень ответственное отношение учителя к работе. Никак не бралось во внимание, что просто готовый чертеж не учит ребят строить такой чертеж. На одном из открытых уроков была свидетелем того, как ученица рассказывала решение не больно мудрёной задачи. Текст решения был дословно написан на доске ещё с вечера. Девочке только оставалось прочитать его. Она, нисколько не смущаясь, водила указкой по строчкам и читала. ГОСТИ из районо тоже не смущались такого решения.

В 2006 году выпустилось из школы 5 медалистов . Я их учила с 5 класса ,хорошо знала. Была очень удивлена, когда Е.В.Фёдорова рассказала про этих ребят интересный сюжет. На уроке истории к доске выходит отвечать молодой человек, претендующий на медаль, с учебником в руках. Елена Викторовна возмутилась. Весь класс чуть ли не хором сказал: "Нам Надежда Тихоновна разрешила!!!".(Лобанова Н.Т. была кл. руководителем с 5 по 8 класс, учителем русск. языка и литературы. Надежда Тихоновна для обьяснения нового материала на уроках литературы не брезговала сборником "1000 лучших сочинений").
Уже будучи студентами хороших вузов эти ребята плакались Елене Викторовне: "Мы историю до 3-х ночи учим".

Знаю несколько случаев, когда ученики Шариповой В.Н. поступали после школы в хороший вуз и уходили из него спустя два месяца, полгода. Выпускники Надежды Тихоновны с 4 и 5 в аттестате за 9 класс при поступлении в педучилище диктант дружно написали на 2.


14. Устные экзамены это особая песня. У "крутых" учителей с учениками были договорённости о том , кто за кем сдает и какой билет рассказывает . Дети заранее знали где нужный билет лежит.
Однажды я продемонстрировала фокус О.А.Воронковой на экзамене по геометрии в классе Шариповой. Валентина Николаевна перед экзаменом разложила на столе билеты,
пошла к двери приглашать учеников в кабинет . Я в это время перед Ольгой Александровной поменяла местами крайние билеты. Зашли ученики. Первый берёт крайний слева билет, называет номер. ПАНИКА! Пришлось детям отвечать не то, к чему были готовы, передавать друг другу шпаргалки с одного ряда на другой. Шпаргалки я отобрала. Оказалось,что в них не только теория, но и решения задач. Решения от Шариповой не были подробными. Любой мой вопрос ставил детей в тупик. Этот день стал ЧЕРНЫМ для для Валентины Николаевны.
На другой день всё повторилось уже без меня на экзамене по ОБЖ. О.А.Воронкова сама поменяла билеты...

Уне не один десяток лет прошёл с тех пор, когда в школе работали Анна Викторовна Соловьёва (учитель географии) и Ольга Владимировна Жбанова (учитель физики). Их любили дети. Уверена, что многие их помнят до сих пор. Интересные, надёжные, приятные в общении коллеги!

Образцом учителя считаю учителя физики Паршину Зою Иосифовну. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ! ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ! СКРОМНОСТЬ! Очень жаль, что такого учителя вынудили уйти из школы.

Практически безупречной во всех отношениях была Зотина Зоя Дмитриевна, учитель химии. С Зоей Дмитриевной мне довелось общаться как с учителем , классным руководителем и мамой двух замечательных сыновей. Помню, как однажды словами пытался выразить свой восторг Геннадий Витальевич Сироткин, завхоз школы. Почти в одно время они с Зоей Дмитриевной начинали работать в школе.
- "Блондинка, голубоглазая, стройная!".
Примерно в тот период мне рассказывал про своё отношение к Зое Дмитриевне Овчинников Александр Георгиевич, ученик.- "Мы в неё были влюблены!".


15. Наши лучшие друзья.
30 лет проработала в школе.Всё это время была убеждена, что наше бедное государство зря тратит немалые деньги на кучку ненужных людей. А эти люди все свои усилия направляли на доказательство того, что от них зависит всё.
1989 год, письменный экзамен по алгебре в 10 классе. Из районо на экзамен пришла Шорохова Вера Дмитриевна. Одним из моих учеников был Зотин Роман. Вера Дмитриевна присутствовала в кабинете до того момента, как Роман сдал работу(5 часов). Всё это время она практически не сводила с него глаз. Причин такого внимания много. Лично я была мишенью, Надежда Михайловна работала в районо некоторое время, приобрела там "друзей". Примерно до 7 класса Рома учился в школе № 1(не у Веры Дмитриевны?!), только потом Надежда Михайловна Зотина решила его перевести в свою школу. Роман был добросовестным и очень скромным учеником. К сожалению,у нас скромность воспринимается чаще всего неправильно. Одним словом,до сих пор большая масса людей города пучежа с подачи "друзей" считает, что не мог Роман быть отличником! МОГ!
Лично я к наглым людям применяю понижающий коэффициент (делю на 10 всю информацию от них), а к скромным-повышающий (умножаю на 2).
До сих пор ощущаю ту энергетику,которая исходила от В.Д.Шороховой. Казалось, что рухнет мир, её лишат годовой зарплаты или права получать пенсию, если Роман благополучно напишет эту работу .Ведь речь шла о медали. Для районо это будет КАТАСТРОФОЙ!

1996 год.Письменный экзамен по алгебре в 11 "а" и "б" классах. Мой класс "б".Как положено, я пришла к 8.00 к школе. У школьного крылечка уже стоят мои ученики Алёша и Таня Денисовы. Школа закрыта. Пакет с зкзаменационным материалом должен вскрываться председателем комиссии в присутствии членов экзаменационной комиссии в 8.00. Минуты через три подошла Вера Дмитриевна Шорохова .Как без неё! Ведь в "а" классе работу будет писать Алёна Зотина! Уже после 8 часов подошла Надежда Александровна Сивова, завуч.Стала искать ключ от школы в потайных местах. Не нашла. Пошла на дом к вахтеру. Вскрыть пакет удалось минут через 20. После вскрытия пакета текст заданий (2 варианта) надо написать на доске. Учителю и ассистентам надо решить эти задания до 9.00.
С каждым годом работы становились всё трудне,непредсказуемей. Так было и на этот раз.В течение экзамена меня несколько раз приглашали к телефону в кабинет директора. Звонили коллеги из других школ:из Сеготи, из школы № 3,чтобы сверить ответы заданий и их решения. В нашей школе уже давно (после 1993 года) не было дружбы среди математиков. У Валентины Григорьевны Козловой в "а" классе на медаль претендовала не только Алёна Зотина, но и Таня Шарипова ,ещё несколько человек. Задания работы были РЕАЛЬНО трудными, а подойти ко мне и обсудить их решения у В.Г.Козловой не хватало смелости. Позднее она мне сказала, что даже падала в обморок. Надо сказать,что в этот раз Шорохова В.Д. не стала ждать конца экзамена!
 Позднее стали известны события этого дня в школе № 1. Там на медаль претендовала одна девочка. "Чтобы ей не мешали другие ученики (что могло твориться на экзамене!?), ее посадили в ОТДЕЛЬНЫЙ КАБИНЕТ".Учителем математики там была Ёлшина Елена Константиновна!

Вера Дмитриевна Шорохова оказывала давление на учителей математики. Совершенно необоснованно требовала, чтобы письменное домашнее задание составляло по объёму не более третьей части от решённого в классе. Такая практика прямиком вела к снижению уровня математических навыков. Позднее её сменила Ёлшина Елена Константиновна. Видимо, провал на письменном экзамене в 1996 году ей не давал покоя. Свои усилия она решила направить на то, чтобы отравить жизнь учителям математики школы № 2.
Во время аттестаций учителей нашей школы она принципиально не ХОДИЛА на рейтинговые уроки под предлогом особой занятости. К Шариповой Валентине Николаевне пришла на урок в последнюю неделю третьей четверти. К Лебедевой Галине Сергеевне пришла в последний день перед весенними каникулами на четыре урока.

16. Я по графику первый раз аттестовалась в декабре-январе. Рейтинговый урок мне предложили провести 4 февраля. Урок прошёл без проблем, получил высокие баллы. Казалось бы можно уйти на больничный на месяц-полтора ,как это делал Магдалинов В.П. Можно радоваться!!! На моём месте можно было радоваться любому, но не мне! Госпожа Ёлшина ко мне на рейтинговый урок из-за дел государственной важности не попала.
Пришла с Мариной Юрьевной Касаткиной лишь в последний день февраля. Если честно, то я была возмущена таким отношением. Приказа о присвоении квалификации не было.Срок , отведённый на аттестацию дано прошёл . Урок мы обсуждали очень бурно. Елена Константиновна по бумажке, доставшейся в наследство от Шороховой В.Д., задавала вопросы, приводила аргументы. Моих аргументов оказалось намного больше. В итоге эти две дамы пошли пить валерьянку в кабинет директора. Оказалось, что они только в этот день от меня узнали, что время аттестации прошло ещё в январе. Надо сказать,что удостоверение о присвоении мне первой квалификационной категории я получила лишь в конце апреля. В удостоверении было отмечено ,что при голосовании было 2 голоса ПРОТИВ.


17. Очередная моя аттестация в 2009 году прошла ещё "веселее". Мне предложили самой назначить день и час аттестации. Назначила.НИКТО НЕ ПРИШЁЛ.
Как говорила Колпакова Ольга Васильевна: "Кого хотим возвысим,кого хотим зажмем" Спустя недели три мне сообщила Л.Н.Киселёва, психолог, что рейтинговый урок будет через день. В назначенный день перед уроком Марина Николаевна Крайнева мне говорит: "Мы не сможем засчитать Вам этот урок. У нас НЕСОСТАВ.(Шарипова В.Н. не может отойти от унитаза). Урок состоялся. Обсудили.
 В этот же день у меня состоялся разговор с завучем школы, Воронковой Ольгой Александровной. Ольга Александровна сказала мне, что я имею полное право отказаться от проведения других рейтинговых уроков. Я сказала: "Члены комиссии могут назначить любой, удобный для них день и придти на урок. Если хотят, пусть приходят в любой день на любой урок без предупреждения". Через день мне вручили удостоверение о присвоении первой квалификационной категории. Ни одного голоса против. Получили пинка от руководства? Спустя много лет после этих событий в голову приходит такая мысль: НАДО БЫЛО ЗАПЛАТИТЬ #лучшим друзьям ?
Я похвасталась перед Сивовой Н.А. удостоверением. На что она мне сказала: " У тебя есть удостоверение, а у меня НЕТ". Не подтверждала Надежда Александровна категорию. При этом ставку ей платили в два раза больше, чем мне...


18. Вспомнилась зима 2004-2005 года. Рыбакова Наталья Витальевна первый год директор школы. Необыкновенно много выпало за зиму снега .Школьное крыльцо ни разу не почистили. Не было завхоза?

В 1985 году в расписании у 9-классников появился новый предмет информатика. В школе № 2 я вела уроки информатики 10 лет. Первые 5 лет это были чисто теоретические уроки, на которых дети учились программированию. С вводом нового здания школы в 1990 году появился кабинет информатики. Были установлены 12 компьютеров, объединённых в локальную сеть. На первых порах была радость. Открываются новые возможности!!! Эта радость быстро испарилась. Оказалось,что всему я буду учиться сама. На курсы я поехала спустя год. За этот год освоила то, что рассказали на курсах. За этот год я угробила кучу времени на собственное обучение. Классы стали делить на 2 группы. С каждой группой занятия шли 2 урока. Расписание уроков для меня стало ужасным. Учебная нагрузка небольшая, но приходила к нулевому уроку, уходила после восьмого урока. Тут нарвалась на #ключи Ещё одна проблема нарисовалась в первый же год существования кабинета информатики: ремонт машин. Точнее его отсутствие. На курсах я общалась с коллегами из школ других районов области. Везде, даже в самых отдалённых (Сокольский), машины были поставлены на гарантийное обслуживание. Раз в месяц мастер приезжал в школу, привозил отремонтированные компьютеры, брал с собой те, которым нужен ремонт. В нашей школе это оказалось невозможным. Эльвира Викторовна не разрешает! Так было сказано мне Зотиной Н.М. Так я стала задумываться:а ОНО мне надо!?

В школе за очень маленький период сменилось довольно много бухгалтеров. В основном это были наши бывшие ученики. Перед уходом иные говорили : "Не хочу за #". Однажды Светлана Николаевна Ардамакова, бухгалтер,сказала мне, что надо расписаться за отремонтированные калькуляторы. На что я ответила, что никто ничего у меня не ремонтировал и калькуляторов у меня нет. Прозвучал смех... Я и не сомневалась,что деньги всё равно расходуются..

В 1993 году сказала завучу,Сивовой Н.А., что хочу аттестоваться на вторую категорию. Несколько раз обращалась к Надежде Александровне. Должны быть консультации перед экзаменом. Надежда Александровна отмалчивалась. Практически со скандалом в декабре мне выдали командировочное удостоверение. Поехала в Иваново, в институт усовершенствования учителей. В институте мне сказали, что экзамен был 2 дня назад, в течение всей осени учителя ездили на консультации. Я поняла,что это не случайно. Кто-то явно не хочет, чтобы я вела информатику. В последний день мая я положила ключи от кабинета информатики директору на стол.
А компьютеры,установленные в 1990 году, простояли в кабинете больше 10 лет. Ни один из них так и не отремонтировали.


19. Новое здание школы было нужно не только потому, что признали аварийным деревянное здание. В школе ожидалось резкое увеличение классов. Если раньше из начальной школы приходило в год по два класса, то теперь их было и по три ,и по четыре. Соответственно нужно было больше учителей начальных классов, учителей-предметников. Около 1990 года пришла Лебедева Галина Сергеевна, учитель математики.
Лебедевы вынуждены были продать квартиру в Крыму, где прожили значительную часть жизни, не зная наших бед и заморочек. Русским там становилось очень не комфортно жить. Галина Сергеевна по характеру общительная, энергичная. Очень быстро в коллективе это заметили, выбрали Галину Сергеевну председателем местного комитета профсоюзной организации. При ней жизнь к коллективе заметно улучшилась. Кроме традиционных праздничных вечеров были и походы. Галина Сергеевна с лёгкостью организовала для членов педколлектива путевки в профилакторий льнокомбината. Не всем её активность пришлась по душе.
Когда-то Галина Сергеевна не вовремя вошла в кабинет директора(Надежда Михайловна и Эльвира Викторовна колдовали над большой кучкой денежек ), когда-то завхоз школы попросил расписаться в бумажке о списании старых полотенец, а Галина Сергеевна сказала: "Покажите мне эти полотенца!".
Переизбрание председателя МК профсоюзной организации школы произошло практически мгновенно. На том собрании многих членов просто не было (тех,кто мог возразить), не извещали.
Галина Сергеевна как учитель показала себя с очень хорошей стороны. Только в школе № 2 принято избавляться от таких. В нарушение закона Рыбаковой Н.В. Лебедева была сокращена. Не Сивову же сокращать! Это НАШЕВСЁ,как и Т.Б.Овчинникова.
Небольшой отрезок времени председателем МК была Малкова Галина Альбертовна. С уходом в декретный отпуск Г.А.Малковой роль председателя досталась Овчинниковой Татьяне Борисовне. Эта кандидатура ОЧЕНЬ устраивает десятки лет администрацию школы.

Постепенно с уменьшением количества учеников сокращали учителей начальных классов. Под сокращение много раз попадали учителя с высшим образованием, будущие мамы. Татьяна Борисовна со своим СРЕДНИМ образованием в этот момент числилась каким-то загадочным образом специалистом с ВЫСШИМ образованием.


20.С введением нового здания просто накрыло как волной проблемами администрацию школы, руководство района. На момент ввода этого здания (январь 1990 года) старому зданию уже было 35 лет. Капитального ремонта не было ни разу. Его даже не планировали.
В старом здании была необходима побелка потолков, вызывали подозрения перекрытия, электропроводка. Казалось,вот настал черёд решения этих проблем. НО... Уже летом 1991 года срочно начали менять пол в спортзале нового здания (пол практически сгнил), начали ремонтировать крышу (в большинстве кабинетов второго этажа протекли по весне потолки). Оказалось,что во время сильного дождя вода с крыши загадочным образом попадает на первый этаж здания. Очень "творчески" подошли к вопросу ремонта старого здания Надежда Михайловна и Эльвира Викторовна. "Учитель не имеет права идти в отпуск пока не отремонтирован кабинет" заработало на полных оборотах.
В старом здании полноценный ремонт с завидным постоянством проводился лишь в кабинете биологии. Во время очередных (перед началом учебного года) приёмок, комиссий из районо ...с гордостью показывался этот кабинет.


Школе уже 65 лет. Есть кабинеты, которые не ремонтировались НИКАК ни разу.


В новом здании существовать оказалось очень трудно зимой. Температура в кабинетах была от 14-16 до 6-8 градусов. Особенно стало трудно с момента АГОНИИ льнокомбината, когда в пятницу до понедельника переставали подавать тепло. Это длилось до 2004 года. Уже новый директор школы, Лобанова Надежда Тихоновна, озаботила проблемой руководство района. Тепло появилось в нескольких кабинетах нового здания. В большинстве кабинетов стало тепло лишь в 2012 году с вводом газовой котельной.

21. Чёрная магия.
По фен-шуй южная сторона для меня "место смерти". Кабинет № 5 на южной стороне. Очень хорошо развивались цветы на подоконниках. Приходилось почти каждый год их пересаживать. И каждый год в одном из горшков я обнаруживала шпильку. Спасибо, Ангелина Матвеевна!
Из этого кабинета в 2006 году меня переселили в каб. № 18. Надо сказать это был бесконечно грязный кабинет.(Привет Татьяне Николаевне Тихомировой-Сушиной). Белую дверь мыла- вода стала чёрной. Обметала потолки- воду меняла раза четыре. Школе уже 50 лет! Зачем я всё это делала?!
В 2009 году пришла в школу Марина Юрьевна Касаткина. Не куда-нибудь, а в 18 кабинет. Меня ВЫКИНУЛИ в № 23.
 Надо было брать свои вещички из каб. № 18. На двери я увидела ввернутый шуруп. Не только у меня есть враги в этой школе!
Спустя некоторое время обнаружила такой же шуруп в подоконнике в каб. № 23. Я его вывернула, выбросила. Прошло немного времени. Новый шуруп был ввернут в шкаф! Опять я его вывернула, выбросила. Позднее появился такой же в другом месте. Спасибо за внимание,Владимир Анатольевич!


22. Директор школы . Рыбакова Наталья Витальевна . Изюминка .Это не ругательство . Так говорила про Наталью Витальевну Зотина Н.М.
Рыбакова удивила дважды . Про первый раз будет потом.
В 1999 году мне дали два пятых класса . Очень хороших . Класс "а" выпустила Крайнева Марина Николаевна , класс "б" выпустила Захарова Татьяна Владимировна .
В "а" классе училось много учительских детей . Сюда со временем перебрались ещё несколько учеников из класса "б". Кому дали классное руководство ? Конечно Лобановой Н.Т. Надо было сделать из неё звезду !
Позднее в этот класс из школы № 1 перевели Петра Шувалова . В классе было много отличников . Пете не удалось их подвинуть . Ещё позднее в класс перешла Ольга Рыбакова.Помню , с каким интересом дети воспринимали первый Олин ответ на моём уроке. Ответ был без блеска . Все успокоились . Не конкурентка .
С 2003 года в школе начались изменения в руководстве . Директором стала Лобанова Н.Т. ( В мае её дочь Наташа получила золотую медаль ).
В 2004 году Лобанова уже зав. РайОНО . Кто у нас директор ? Рыбакова !
В сентябре 2004 года Оля уже в 10 классе . Люди получают медали . Чем мы хуже ?!
В декабре 2005 года я долго не выставляла оценки за полугодие в этом классе . Я уже знала , что коллеги на эти оценки смотрят и свои ставят по моим . Я выставила оценки в последний учебный день , когда уже точно знала , что у Оли Рыбаковой по русскому языку Наталья Витальевна поставила четвёрку . А я поставила пятёрку !
Что было дальше ? Классный журнал пропал , появился только в феврале 2006 года .
Первым делом я посмотрела на оценки по русскому языку. Рыбакова О. - "5"!
"Как так можно сделать? "-обратилась за обЪяснением к бывшей коллеге .
Оказалось ,что это уже давно поставлено " на поток" . Так делают не первый раз .
Вырывают из журнала тетрадочку с нужными листками и вставляют чистую . Как понять, что такая операция выполнена ? Очень просто . Задняя корочка журнала приклеена к основной части журнала . После таких манипуляций с журналом уже невозможно сделать так, чтобы не было видно переплёт журнала .
На что не пойдёшь ради медали для дочки ! Надо сказать , что у коллег не выдержали нервы , в мае не все учителя поставили Оле "5" . Медали не получилось...

Ещё раз удивила Наталья Витальевна Рыбакова своими манипуляциями с книгой приказов . Опытным путём довелось установить , что переписываются в школе не только классные журналы .
Как оказалось , с помощью выговоров учителям , записываемых в книгу приказов , Рыбакова шла к намеченной цели . Очень может быть , что не только она . Скорее всего и до неё это практиковалось .
Что могло стать поводом для записи выговора ( записи ! , не объявления ! , в коллективе выговоры не озвучивались ) ?
Ударил учитель указкой ученика так, что указка сломалась , вовсе не повод для выговора .
Пнул ногой учитель ученика на уроке тоже не повод .
Использует учитель на уроке ненормативную лексику тоже не повод !!!
За фразу в адрес ученика : " Просящему даётся " - выговор !
Сказал ученик перед дверью кабинета : " Кто зайдет последним- тот лох !" Учитель среагировал: "Вот ты и пойдёшь последним !" - следует выговор .
Есть логика ? Логика есть . Выговор пишется , но учитель об этом не знает . Тогда в чём смысл записи выговора ? А в том , что с выговором учителю не надо давать премию . А если постараться и суметь настрочить пару выговоров за определённый срок , то можно учителя уволить !Так Наталья Витальевна достигала поставленной цели .
Случались срывы . Пригласили очередного родителя для написания клеветы на учителя , а он , вдруг , категорически отказывается это делать , понимая во что его втягивают .
Или , что ещё более неприятно , учитель узнал о написанном выговоре . Требует отмены . За день до комиссии из РайОНО !
Бог судья таким руководителям !


В сентябре 2004 года в школе произошли новые перемены : Лобанова Надежда Тихоновна после годового стажа работы директором школы становится заведующей РайОНО , Рыбакова Наталья Витальевна теперь директор школы , Воронкова Ольга Александровна завуч по учебной работе .
А что Сивова Н.А. ? Надежда Александровна работала завучем по учебной работе с 1987 года . Причина ухода с такого поста называлась - усталость . Действительно , много последних лет слишком часто приходилось работать и за директора школы . Но для меня была очевидна более существенная причина : влезать в компьютер и ,тем более в интернет, для Надежды Александровны было не по силам .
По нормальному Сивовой надо было уходить из школы совсем . Как математику для неё нагрузки не было . Осталась . Решила "выживать" других учителей математики . Ничинала работу как учитель черчения и химии .
Уже в 2005 году Надежда Александровна получает " из рук" завуча Воронковой классное руководство и часы математики в элитном 5 "а" классе .Мне соответственно дают "волшебный". 5 " б" класс .
Вполне понятно создание элитных классов в этот период .
В школе много сверх амбициозных учителей . Они с удовольствием участвуют в различных конкурсах , дают открытые уроки .
А давать открытые уроки они могут только в элитных классах .
"Волшебный" класс создавался из класса коррекции Малковой Галины Альбертовна и части класса Овчинниковой Татьяны Борисовны . В этом классе мучались все учителя , даже те , что с амбициями . Один из учителей произнёс : "Зоопарк. " про этот класс .
Я понимала , как минимум ближайшие 5 лет буду терпеть этот кошмар .

После "победы" Лобановой Н.Т. на районном конкурсе "Учитель года" началась ЭПОХА побед учителей школы № 2 на этих конкурсах. Сколько родителей и детей были дезориентированы! Овчинникова Т.Б. не стала исключением. Главным двигателем процесса была Ольга Васильевна Колпакова. Думаю, что именно в этот период Татьяне Борисовне "присвоили" статус учителя с ВЫСШИМ образованием.
Членов районного жюри не смутил тот факт, что учащиеся коррекционного класса успевают на четверки.
На областном конкурсе на факт "учащиеся коррекционного класса успевают на четверки" последовала мгновенная реакция:" НЕ МОЖЕТ ТАКОГО БЫТЬ!!!".
Школа много билась с этим классом, надо было хоть как-то объяснять учителям причину "победы" Овчинниковой на конкурсе. Даже Н.М.Зотина пыталась поработать в этом и "б" классах. Её здоровья хватило на две недели...

26. Директор школы.
Очередной директор школы появился на горизонте примерно в 1994 году. В школу пришла работать учителем физики Воронкова Ольга Александровна.
В моде было участие в учительских конкурсах . Ольга Александровна ринулась в бой . Первое её участие по словам очевидцев не было удачным . Ольга Александровна была недовольна ролью , отведенной ей в этом мероприятии .
В 1996 году я выпустила класс. Осенью мне дали очередной "волшебный " класс .
Сразу я не поняла причину этого.
Класс был сформирован из учеников трёх четвертых классов , которые выпустили Большакова Валентина Анатольевна, Малкова Галина Альбертовна и Колпакова Ольга Васильевна. Принцип формирования был такой : все , кто как-то мог помешать Ольге Александровне стать ЗВЕЗДОЙ, были зачислены в мой класс.
При этом все , кто попал в класс Воронковой, автоматически стали считаться выпускниками Колпаковой Ольги Васильевны . И это при том, что из класса Колпаковой в звездный класс попало 14 человек . ( Всего в классе было больше 30 ).
Я с первых же дней работы со своим новым классом была в замешательстве . Нужно оформлять классный журнал . Мне дали список детей . Обычно берёшь журнал за 4-й класс и находишь всю информацию о каждом ученике . На сей раз всё было иначе . Мне пришлось искать эту информацию по трем разным журналам. Были однофамильцы . Сразу только по имени и не поймёшь кто есть кто.
В ближайшие три недели всё встало на свои места .
На уроках математики за этот период мы с детьми повторяли материал 4 класса . Как итог - написали первую контрольную работу. Почти одновременно такая же работа велась на уроках русского языка Мальцевой Ниной Алексеевной .
В учительской Нина Алексеевна бросила на стол пачку контрольных тетрадей со словами : " Татьяна Николаевна! Ведь 24 двойки !" , на что я ответила : " У меня 23 ". Это из 34 человек.
Надо сказать, что Нина Алексеевна долго не могла смириться с таким формированием классов . В звездном классе всё было прекрасно.
Нина Алексеевна одолевала и директора школы и зав. РайОНО с этой проблемой .Как результат -в следующем году русский язык вела начинающий учитель .
Было трудновато работать в таком классе , особенно первое время , когда в нём было 34 ученика . Класс не помещался нормально ни в один школьный кабинет. Не хватало парт . Дети занимались в актовом зале в полумраке . Большинство учеников яростно хотели быть хорошими . И в учёбе и в поведении . Прошло больше десятка лет с момента выпуска . Часто встречаются летом классом.
Про звездный класс не могу сказать , что очень дружные . В 11 классе было 7 медалистов.
Класс удивил - дважды за время учёбы дети уничтожали классный журнал. После школы в вузы поступили немногие . Были классы и посильнее этого .
Это был не последний " волшебный " класс в моей жизни .
Эстафету Колпаковой Ольги Васильевны подхватила Воронкова Ольга Александровна , новый завуч по учебной работе.

Осень 2005 стала для меня ещё одним шоком. Тогда я познакомилась с классом, сформированным из детей класса коррекции(учитель Малкова Г.А.) и учеников Т.Б.Овчинниковой (ОПЯТЬ!!! ), которых не взяли в элитный класс. Еще раз мне предстояло замаливать чужие грехи. Практически всё повторилось как в 1996 году: в середине сентября после контрольной работы по математике и после диктанта по русскому языку новый начинающий работу в школе учитель русского языка почти со слезами спрашивала меня :"Что мне делать?! За диктант одни двойки!!!" Тогда все двойки уже без раздумий я выставила в журнал и посоветовала это сделать учителю. Могу лишь добавить, что позднее учитель не вынес этот ад, ушёл из школы НАВСЕГДА.

27. 2005 год. Осень. Как много гадостей сотворили Егорова Татьяна Сергеевна , Веретенникова Ирина Владимировна & Рыбакова Наталья Витальевна!!!

28. 1993 год. Учителя математики школы № 2 едут на курсы повышения квалификации в Иваново. Выехали из Пучежа в 5.30, приехали в Иваново в 11.00, добрались до института в 11.45. Пришли в аудиторию. В аудитории человек 50 пишут контрольную работу. Уставшие, голодные с трудом находим свободные места, начинаем решать. Решить нужно к 15.00. Заданий в работе 15(позднее выяснилось,что три из них были с опечатками). Первые попроще, другие всё сложнее и сложнее...И решать не на чем. О контрольной мы ничего не знали, ехали без большого количества бумаги. Пришлось попрошайничать у соседей. Сдали работу. Ждали результата больше недели. Всё это время нам читали лекции.
Однажды объявили результаты: Гаранина 11 баллов,Лебедева 10, Козлова 9 и Шарипова 8 баллов. В последний день курсов нам вручили "аттестаты" : Шарипова и Козлова первая квалификационная категория, Гаранина и Лебедева вторая квалификационная категория. Так мои коллеги Шарипова и Козлова купили себе путевку в жизнь! (теперь ЭТО покупают за 25000 рублей). Позднее я узнала,что мои 11 баллов это реальная высшая категория,а 8 баллов Шариповой -вторая. Привет Пряниковой Антонине Степановне!!!

Очень трудно и долго я к этому привыкала. Какой бы была для меня жизнь,если бы тогда было ЕГЭ для аттестации учителей!!!

Небольшую моральную компенсацию вскоре я таки! получила . Американский миллиардер Джордж Сорос 15 февраля 1994 года заявил о создании Международной Соросовской Программы Образования в Области Точных Наук (ISSEP), для выявления и поддержки лучших учителей, студентов, аспирантов, доцентов и профессоров, активно работающих в области физики, химии, математики и биологии. Первый этап. Опрос студентов 1-3 курса нескольких сотен вузов России. Суть опроса: «Кто из ваших школьных учителей был лучшим?» Второй этап. Отбор тех учителей, которые получили более чем два голоса на первом этапе. В августе того же года в школьной библиотеке я листала очередной номер "Учительской газеты". В глаза бросились длинные списки фамилий учителей, прошедших первый и второй этап конкурса. В этом списке я нашла свою фамилию!!! Кроме меня из нашего района в списке значилась моя коллега Ирина Борисовна Костюничева. В другие годы победителями конкурса стали Зоя Дмитриевна Зотина(учитель химии нашей школы), Паршина Зоя Иосифовна(учитель физики школы №1),Хохлова (учитель химии школы №1).

29. Больше всего я не любила праздник 9 Мая из-за того , что в этот день мы с учениками в колонне шли к обелиску. Что в этом плохого? Формально всё хорошо ,всё правильно. Но наша школа особенная. У директора, Зотиной Надежды Михайловны, родители жили в Верхнем Ландехе. Ей надо было успеть на ближайший автобус. И она уходила, как только мы приходили к обелиску. Большинство учителей делали это же самое-разбегались в разные стороны, не дожидаясь начала митинга. Ученики повторяли действия учителей. В итоге оставалась маленькая кучка учеников и учителей. Было невыносимо стыдно за своих коллег, за школу. Я просто перестала ходить на эти митинги. Стала ходить на кладбище на могилу отца, участника и инвалида войны.

30. Добрая фея. Это о Евгении Степановне Сироткиной. Два года я занималась физкультурой на уроках Евгении Степановны как ученица. Были нормальные отношения ученица-учитель. Я занималась в баскетбольной секции. Плоховато бегала, если нужно было бежать по стадиону на время, но на лыжах бежала лучше многих одноклассниц. Обогнала бы всех ,если бы нужно было бежать на коньках. Такие вот странности.
Спустя года три после начала моей трудовой деятельности учителем математики в школе № 2 мне довелось пережить первую РайОНОвскую проверку. Не была я в списках хороших учителей и хороших классных руководителей. Я ставила ученикам не ТАКИЕ оценки. В мой класс очень активно ежегодно добавлялись второгодники. В плане воспитательной работы был длинный список ТРУДНЫХ учеников. Всё это очень не нравилось администрации школы, родителям учеников, которых я обЪявляла трудными. В ходе проверки Евгения Степановна (уже в роли представителя РайОНО) совместно со школьной администрацией посетила мой урок в МОЁМ классе. Морально я была готова к тому, что у меня всё плохо, всё неправильно. Настало время мне и школьной администрации посмотреть на происходящее другими глазами. Во время обсуждения урока Евгения Степановна обратила внимание на то , как работали ученики. Я задавала вопрос и поднимался ЛЕС рук. Знаю, что многие дети не знали ответа на вопрос. Но они поднимали руку! "Вот бы так дети работали на уроках истории!"-сказала Евгения Степановна. После урока меня пригласили в кабинет завучей. Нас было четверо: я, Сироткина Е.С., Мальцева Нина Алексеевна ,завуч по учебной работе, Смирнова Светлана Геннадьевна, завуч по воспитательной работе. Изучив мой план воспитательной работы с классом Евгения Степановна поинтересовалась: "Сколько семей Вы посетили?". Я ответила, что посетила дома ВСЕХ учеников своего класса. Новый вопрос был уже сложнее: "Кого из трудных детей посетила администрация школы?". Я ответила то, что есть: "Вместе со мной никого. Без меня-не знаю!". При мне администрацию "выпороли" за бездействие.
Морально я была абсолютно не готова в то время к тому, что кто-то просто так подставит своё плечо. В присутствии сиих дам мне было сказано: "Татьяна Николаевна !Я теперь буду курировать Вашу школу. Обращайтесь за помощью в любой момент."
Да. Я понимала, что делаю всё, что должна. При этом меня постоянно назначают крайней из-за чужого бездействия. Что бездельникам дадут "по носу" я не ожидала.


Много лет спустя в моей "шкуре" оказалась внучка Светланы Геннадьевны, Карина Андреевна Гериба. Она ставила реальные оценки. Ей тоже не было житья в этой школе.Е ё вынудили уйти из школы. Практически поставили на грань выживания: не дали 18 часов учебной нагрузки. Дополнительные часы передали МАСТЕРУ-Сивовой Н.А.. Этот МАСТЕР тоже ушёл из школы-мало платили.
31.
Примерно 1982 год. Нине Алексеевне Мальцевой 50. Юбилей отмечали всем коллективом. Человек 40-50. Я только знакомлюсь с коллегами. С некоторыми до сих пор только «Здравствуйте!».
За одним столом Елена Маркичева, Климины Рудольф Леонидович с женой, Марковы Надежда Ивановна с сыном (по прозвищу от Сергея Смирнова «полковник Марков») и ещё несколько человек.
Стол, за которым мы сидели, был рядом с кабинетом математики (№ 20). Я не знаю здешних традиций, мне многое в диковинку. Лена Маркичева взяла со стола бутылочку водки, завернула в приготовленный заранее пакетик и попросила меня открыть кабинет. Открыла.С интересом наблюдаю дальнейший ход событий. Бутылочка перекочевала в кабинет.
Полковник Марков пришёл с бутылкой коньяка (как настоящий полковник) , поставил её на стол рядом с собой. На таких вечерах много поют, много танцуют. За столом сидят не долго.
Собрались уходить домой. Лене нужно зайти в кабинет за бутылочкой. Этого ей мало. Ей надо , чтобы эту бутылочку из кабинета несла я. Несу. Начинаю понимать ход её мыслей. Человека сразу не узнаешь, особенно если он не русский , а еврей. Мы спустились вниз. Нужно одеваться. Бутылочку я с удовольствием поставила на скамейку в раздевалке. Кому надо-тот и возьмёт!
Из школы я ушла с пустыми руками. Лене пришлось идти с пакетиком.
На другой день я с некоторым удивлением услышала из уст Нины Алексеевны результаты проведённого ею расследования. Из школы (так ей сказали бдительные ученики) выходила Маркичева с пакетом в руках, а Климин с бутылкой коньяка в кармане.


32.Выпуск 2010 года.
В 2003 году я выпустила два 11-х класса. Осенью мне дали один 5 класс .Тогда новый директор школы не стал заморачиваться и обЪединил в один класс ва : класс Крайневой Марины Николаевны и класс коррекции . Такое объединение больнее всего сказалось не на детях класса коррекции. Самыми пострадавшими оказались (они и их родители смогли это отчетливо увидеть в 2010 году) Крайневой. Те, у кого были хорошие способности к учебе, но не оказалось генетической способности к каждодневному труду. Эти дети видели, как занимались дети класса коррекции, какие им ставили оценки. И сделали для себя вывод: можно не учиться.
" Наградить" классным руководством в этом классе именитого учителя было очень проблематично. Классные руководители до 2010 года менялись несколько раз.
Отдельная песня это приход в класс Веретенникова Романа из школы №3.
Учителям перевод ещё одного ученика в переполненный класс объяснять не стали. Сложилось ощущение, что из-за конфликта. Позднее многим учителям довелось на себе почувствовать давление семьи Веретенниковых.
В классе 37 детей. Как они занимались в кабинете физики с 15 картами?!
Проблем было море. Плюс то , что в продаже появились РЕШЕБНИКИ. Можно только списывать! Всё !!! Классные работы, домашние ,контрольные. Многие возомнили себя просто богами! Да зачем учиться!
К десятому классу добавился интернет. Мобильный!!!
Такое веселье! Правда, маленькая неприятность-надо сдавать ЕГЭ.
Если вспомнить тех, кто решил, что можно не учиться, то они не получили высшего образования, по крайней мере не на бюджетных местах. Со средним специальным тоже не у всех получилось...
Это один из классов . Их было в истории школы несколько. О том, как успешно справляется учитель с коррекцией, говорилось только когда работала с классом Овчинникова Т.Б. Позднее никаких восторгов об таких классах не высказывалось. Все прекрасно понимали, что в класс набираются дети со всего города. Часть из них имела проблемы не только с обучением, но и с поведением.
Все эти годы в школе тлел костерок-нарушения дисциплины на уроках и в перемены, курение в стенах школы стало традицией. Уже была смонтирована пожарная сигнализация. Она никогда "не срабатывала" на дым в верхнем зале старой школы (дети курили в мужском туалете). Потолок в туалете был в чёрных отметинах. Это бросались зажжённые спички. Администрация стойко терпела хулиганство. Никак не реагировала.

Примерно в 1994 году в школе появилась новая должность- психолог. Проблем было бы намного МЕНЬШЕ, если бы его просто не было. У учеников, которые попадали в сферу его деятельности, формировались часто ложные представления, у администрации школы тоже формировались ложные представления об учениках и ,самое тревожное, об учителях.


Со сменой завуча в школу пришли не очень хорошие перемены. Преступные перемены. Администрация школы "замечательным" образом стала подчиняться требованиям некоторых родителей. Мечтают родители о медали для своего чада извольте.
Как это проявлялось? Таких моментов было очень много. На выпускных письменных экзаменах мимо этого пройти было просто невозможно. Большая часть медальных работ переписывалась после экзамена, после проверки работы школьными учителями и предварительной проверки в институте усовершенствования учителей. Понятно, что ничего бы этого не могло быть, если бы Сивова Надежда Александровна придерживалась буквы закона. Но... ей это не свойственно.
Только с введением в школе ЕГЭ эту ситуацию из школьной практики полностью удалось убрать. Правда, частенько оказывается, что ученик с итоговой четверкой или пятёркой на экзамене пятёрку не подтверждает. Если речь идёт о профильной,а не базовой математике, то и не всегда ученик преодолевает минимальный порог! Почему-то выводов о завышении учителем итоговой оценки не делается.

Смена взглядов со временем происходит удивительная. То, что нельзя было Колпаковой, за что её исключили из партии, Зотина на правах директора первое время не позволяла Ольге Васильевне переступать порог своего кабинета. Если нужно было что-то обсудить Ольга Васильевна из коридора через порог директорского кабине обсуждала проблемы с Зотиной.
Прошло совсем немного времени и гнев сменился на милость. Колпакова завуч по начальным классам. И Овчинниковой Т.Б. уже всё позволено. ЭТО можно где угодно: в школьном кабинете через стенку с кабинетом завучей или этажом выше, на квартире Колпаковой, в доме Горбуновой, тем более на природе..


Рецензии