мифология Александра Солженицына. Как нам обустрои

Историко-футуристическая мифология Александра Солженицына. Как нам обустроить Россию или Жить не по лжи. Заметка.


Читать работу Александра Солженицына «Как нам обустроить Россию?» у меня не было никакого желания. Но, всё же, просмотрел в ускоренном порядке.

Появились некоторые мысли, которые я записал.

Эффективное политическое мышление требует реалистичной картины будущего.

В такой картине будущего эффективный политик умеет осуществить различение периодов – то есть, осуществить периодизацию.

К (1) перспективному видению и к (2) периодизации добавляются (3) система целей и (4) система методов их достижения.

Здесь сделаем небольшую паузу и прочитаем глубокую мысль Александра Исаевича: «В 1754 году, при Елизавете, Петр Иванович Шувалов предложил такой удивительный — Проект сбережения народа.
Вот чудак?
А ведь — вот где государственная мудрость.».

Мне нравится.

Сидит  в Кремле Пётр Первый (Екатерина, Елизавета… Ленин, Сталин,.. Горбачев… Лигачёв…) и занимается полезным делом. Что он делает? Он сберегает…

Есть в этом занятии некоторые трудности – Ермак отправился на освоение Сибири. Первопроходцы и казаки осваивают Сибирь и Дальний Восток. Это опасные занятия – как же их сберечь, этих склонных к рискованным делам людей?

Как сберечь Константина Циолковского – он занимается исследованиями, ставит эксперименты, страдает от нищеты, а денег – нет. Императорская Академия выделила 400 рублей, но этих денег для полета в космос явно не достаточно.

Как сберечь Циолковского – не свергать же царский режим, не устанавливать же советскую власть? Не приводить же к власти Кржижановского?

Королёв интересуется авиацией (позже возникнет интерес к ракетной технике). Королёв конструирует планеры, летает на планерах. Опасное дело! Как его сберечь? Летать рядом с ним? Раскрывать парашют – при необходимости?

Здорово, красиво звучит! Но как это сделать практически: «сбережение народа»?

Александр Исаевич, предположим, от своих убеждений не отказывается и настаивает: Циолковского и Королёва нужно сберегать.

Можно и согласиться (Дать Циолковскому и Королёву хорошие дома и много денег – на жизнь и на исследования. Обеспечить их безопасность!). Но зачем сберегать отрицательные человеческие качества?...

Что интересно: ни картины будущего («сбережение народа» - это в некотором смысле – логическая загадка), ни периодизации, ни системы целей, ни системы методов… Но звучит – красиво! Хорошо бы, чтобы «они» заботились, хорошо бы, если бы «они» – сберегали…

Над этим Петру Первому (Екатерине, Елизавете… Ленину, Сталину,.. Горбачеву… Лигачёву…) нужно отдельно подумать…

И самое непонятное. Где же взять людей очистившихся, раскаявшихся, честных (с честным купеческим словом)?

Допустим, с Лениным к вершинам власти пришли восточно-республиканцы (очередное поколение жителей Речи Посполитой) – люди с широким мировоззрением, образованные, честные, бескорыстные, энергичные... Они заглянули на несколько десятилетий вперед. Предложили развитие крупного промышленного и сельскохозяйственного производства, планирование…

Да, есть исторический пример…

Но о нем историк Карамзин запретил вспоминать… Солженицын Речь Посполитую, кажется, и не вспоминает в своих работах…

Так что же он предлагает? Допустим, действительно в дореволюционные времена существовало честное купеческое слово… Красиво звучит! У кого-то существовало, у кого-то не существовало.

Используем прием фантазирования.

Александр Солженицын в довоенном Ростове-на-Дону идет в кинотеатр.

А там показывают фильм из дореволюционного прошлого.

В титрах фильма есть указание: «Реальная история».

Итак, что видит на экране Александр Солженицын?

Приходит ростовский дореволюционный купец к ростовскому предпринимателю. И говорит: у меня есть крупные родственные связи во власти. Давайте создадим совместный бизнес. При имеющейся у меня поддержке мы будем получать хорошие деньги.

Вроде, честный человек…

Предприниматель недавно приехал в Ростов – с территории бывшей Речи Посполитой. У него почти нет связей во власти. Предприниматель соглашается. Совместные инвестиции. Новый бизнес записывают на купца с родственными связями. Бизнес заработал. Шустрый купец объявляет предпринимателю: теперь вы мой служащий и будете работать на меня за зарплату! (Деньги вложены, все юридически оформлено. Купец, если официально, - хозяин. Куда он денется?). Предприниматель развернулся и ушел, хотя и пришлось потерять деньги. За ним ушли квалифицированные сотрудники. Надежды купца со связями на прибыльный бизнес лопнули. Он сошел с ума…

Солженицын смотрит фильм и пытается сделать выводы…

Такой пример хорош уж тем, что надежды на честное купеческое слово, якобы существовавшее до революции, наивно. У кого-то оно существовало, у кого-то оно не существовало.

А ведь на этом «честном купеческом слове», на этой прекрасной дореволюционной России, держится почти вся теоретическая конструкция уважаемого Александра Исаевича! Перебросить мост, передать эстафету от предреволюционной России к России пост-советской!

В общем, возвращаясь от фантастики к реальности, непонятно, где Александр Солженицын намерен найти энергичных, честных, высококвалифицированных, трудолюбивых и т.д. и т.п. людей – для того чтобы обустроить Россию.

Ведь те, которые при деле, - они заведомо не подходят – они продукт советских времен?

Может, в феврале 1917 года поискать и привести их оттуда, из февраля 1917-го, - честных, грамотных, трудолюбивых… в пост-советское время – пусть поработают, пусть помогут нынешнем поколению?

А вот идея из серии «Жить не по лжи». Преодолеть «запрет» историка Карамзина. Преодолеть спазмы в перехваченном горле, разжать сведенные судорогой челюстные мышцы. Сделать усилие, разжать  зубы и сказать «спасибо». Признать факт грабежа шляхты после Раздела Речи Посполитой, признать факт перехода шляхты в ряды российской интеллигенции, признать огромную, решающую роль восточно-республиканцев (людей с многовековым опытом цивилизованной, культурной, демократической жизни, с многовековым опытом ответственного участия в государственном управлении, с европейской культурой) в европеизации предреволюционной России, в ускоренном экономическом развитии России в 20-30-40-50-е годы 20-го века, в осуществлении космического проекта.

Само по себе признание этих фактов и этих исторических обстоятельств не сделает успешной экономику России. Но мифов, иллюзий станет меньше. Понимания истории будет больше. А при реальном взгляде на жизнь повышаются шансы добиться успехов.


8 января 2021 г. 12:11


Рецензии