5. Правительство России защищает оборонку

§ 5.1. Оборонка  под    прицелом
(Чубайс допускает иностранцев к оборонке. Последствия. Статистика. Банкротства. Дилетанты  управляющие).
 
С одобрения главного “рыночника” – США, реформаторы готовили для России скромное место в мировой экономике. Они допустили проникновение иностранного капитала на ведущие позиции в ключевые отрасли промышленности, в том числе в оборонные, привлекли гигантские кредиты у МВФ и МБРР и, тем самым, отдали страну под внешний контроль.

На существовании заокеанского  замысла “повалить” российскую оборонку указывали многие факты и события. Выявить их было легко - они складывались в целенаправленные внешние воздействия и предсказуемые результаты. Счетная палата России в 2001 - 2004-м гг. при бескомпромиссном Сергее Степашине сделала на эту тему неутешительные выводы [8]:

“Малоизвестная американская компания «Nic and Si Corporation», действуя через подставную фирму, скупила пакеты акций 19 авиационных предприятий оборонно-промышленного комплекса.В собственности иностранных компаний может находиться не более 25 % всех видов акций РАО ЕЭС России, но по состоянию на 30 апреля 1999 года иностранные лица имели 34,45 % акций крупнейшей энергетической компании страны”.

Причины ошибок приватизации и конкретных виновных Степашин, конечно же, знал, но не стал озвучить. Но для многих это уже не было тайной. Многие помнили, что в 1993-м приватизацией руководил Анатолий Чубайс, и что она велась по американскому сценарию. Одним из американских консультантов при Чубайсе был  Джонатан Хэй. Позже стало известно, что он - сотрудник ЦРУ.

По разрешению Чубайса Хэй приобрёл блокирующий пакет акций оборонного предприятия НИИ “Графит”. Это был единственным в России разработчиком теплового покрытия для российских самолётов-невидимок и советского космического самолёта-ракеты “Буран”. После приватизации НИИ отказался от госзаказа на продолжение разработок и на долгие годы прекратил деятельность. В его Совете директоров был, разумеется, Джонатан Хэй.

По данным Минэкономики на 25-е ноября 1998 года к оборонной промышленности относилось до 1500 производственных организаций всех видов и форм собственности. Все они были участниками исполнения государственного оборонного заказа и производили стратегически важную продукцию.  В 1996 – 1997-м годах оборонный заказ предприятиями был исполнен в натуре, но по причинам кризиса был профинансирован в 96-м на 50% от плана, а в 97-м - на 21,5%. Предприятия-исполнители, особенно головные по темам, попали в трудное финансовое положение, стали должниками банков,  смежников и самого государства по налогам и обязательным платежам.

Чтобы платить зарплату предприятия  шли на убытки - продавали долги по госзаказу с уценкой. При получении векселей, подтверждающих задолженность государства, выплачивались откаты. Для недобросовестных банковских менеджеров скупка таких векселей с уценкой в 50 – 60% стала прибыльным бизнесом. 

Схожую ситуацию я наблюдал в 1997-м году на Красногорском механическом заводе, производителе космической оптики, ночных приборов и фотоаппаратов. Мне довелось разрабатывать проект его реструктуризации.

Служба ФСДН открыла в оборонке своеобразный сезон “охоты”. Комиссия МБК объявила несостоятельными почти 400 организаций оборонной промышленности, то есть каждое четвёртое из всех. Было рекомендовано применить к ним процедуры банкротства. Против 33-х из  них по искам ФСДН были возбуждены дела о банкротстве.

На управление оборонными предприятиями-банкротами была брошена “волчья сотня” арбитражных управляющих. Не находя способов урегулировать долги, они попросту ликвидировали предприятия. Старая мебель и документация выбрасывались из окон, здания и оборудование продавались.   


Рецензии