Львы Алаша - Ахмет Байтурсынов

                Зажигает только тот, кто сам горит!
               
                П.Павленко

     Просматривая биографии лидеров партии «Алаш», я заметил такой факт, что все они родились практически в одно время и погибли тоже в одно время. Странный факт, словно какая - то высшая сила привнесла их в этот мир, чтобы затем бросить их в пламя борьбы за народ и через поколения оживить их образы, чтобы разбудить этот народ. Но, увы, народ безмолвствует, только отдельные его представители всё ещё питают надежды и продолжают борьбу за умы, душу и дух свободолюбивого народа.
     Почему я обратился к фигуре А.Байтурсынова  сейчас, объясняется просто, именно А.Байтурсынов вместе с А.Букейхановым и А.Ермековым стояли у истоков определения границ будущей Казахской ССР, поскольку их стараниями в 1920 году был подписан декрет об образовании Киргизской (Казахской ) автономной республики и определены границы в соответствии с этим декретом в течении 1920 – 1924 годов, а затем в 1936 году создана Казахская ССР. Таким образом, окончательно установлены границы республики. Хотя при Н.Хрущёве были предприняты попытки изменения границ Казахской ССР, так в 1960 году был создан Целинный край, в состав которого вошли нынешние Костанайская, Кокчетавская, Акмолинская, Павлодарская и Северо – Казахстанская области с прямым подчинением Москве, но этот документ был отменён в 1965 году. Но всё же Хрущёву удалось «оттяпать» у Казахской ССР 418 тысяч гектаров плодородной земли Бостандыкского района Алматинской области и передать их  Узбекской ССР, ещё ранее узбекам были «подарены» территории Каракалпакии и родственно и ментально близкими нам каракалпаками. Были попытки передачи полуострова Мангышлак в состав Туркменской ССР. Но на пути Н.Хрущёва стояли такие люди, как Жумабек Ташенов, но это тема отдельного разговора.  И всё же в 1936 году был окончательно определён статус-кво по границам между республиками, граничащими с Казахской ССР. Эти документы общепризнанны, соответствовали всем правовым нормам, и они никем не могут быть в одностороннем порядке отменены и изменены. Более того, распад СССР произошёл без предъявления территориальных претензий со стороны республик бывшего Советского Союза, тем самым статус-кво был ещё раз подтверждён. «Уважаемые сторонники» передела границ между РСФСР и Казахстаном, политики, депутаты вы вправе иметь свою позицию и свои амбиции и ваши истинные намерения,  это ваше право, но тогда нельзя прятаться в овечьей шкуре и говорить о братском и дружественном народе, о приверженности миру и добрососедству, лицемерье никого не красит. Имейте мужество заявлять открыто, мы враги казахского народа и мы претендуем на его земли. Вопрос стоит только так: тот, кто хочет «хапнуть» нашей земли, тот - враг, иной трактовки и не может быть. Не будь наше руководство столь беззубым, необходимо было бы возбудить уголовные дела по фактам заявлений депутатов Государственной Думы РФ, они непросто частные лица. А изменения границ юридически возможно только в двух случаях, во-первых: так как Казахстан унитарное государство, то только общегосударственный референдум может решать вопросы государственных границ, этот вариант, при котором мы добровольно отдали бы земли, обильно пролитые кровью наших предков – невозможен никогда! Спросите у русских казахов, они вам ответят, я не говорю уже о ком- то другом.  Второй вариант это – война, т.е. завоевание одного государства другим. Вы хотите войны? Вы, возможно, да, но российское государство, русский многонациональный народ – нет! Надеюсь, вы его услышите, если ещё не услышали, поинтересуйтесь мнением своего народа!
     Но вернемся к А.Байтурсынову, он родился в 1873 году в Тургайском уезде, волости Тасын (ныне с.Акколь Костанайской области). Его отец Байтурсын был человеком смелым и решительным, с обострённым чувством справедливости. Именно это чувство заставило его наказать начальника Тургайского уезда Яковлева за его противоправные действия против односельчан. Так в молодые годы Ахмет столкнулся с вопиющей несправедливостью царских сановников и с юности поставил цель бороться за права людей. При этом главным в этом деле он считал просветительскую деятельность. Работая учителем, он раскрывал глаза молодому поколению на положение вещей, издавая газету, своими материалами, стихами он пытался разбудить свой народ. Воистину впечатляет многогранность его таланта: просветитель, учёный – лингвист, тюрколог, поэт, переводчик, автор многочисленных  учебников. Но самым главным его талантом, был талант - служения своему народу, талант любить его и быть полезным ему. Сакен Сейфуллин писал: «Ахмет служил казахскому народу не жалея сил…, за претворение в жизнь своей идеи о счастье народа он жертвовал своей головой…». Если внимательно ознакомиться с их короткой, но насыщенной жизнью, их плодотворной деятельностью, остаётся восхищаться их стойкости и вере, их силе духа и огромной нравственности и чистоте. Ведь они были врагами царизма и могли бы припеваючи жить при большевиках, но они даже понимая, что вызывают раздражение у руководства страны, делали своё дело во благо народа, даже перед лицом смертельной опасности видели свет в конце тоннеля и продолжали борьбу. Не отказались они от своей благородной миссии и перед лицом смерти. Объявив в 1937 году А.Байтурсынова  по ложным доносам врагом народа, власть приговорила его к расстрелу, настолько она опасалась просветительской деятельности и его влияния на людей. Сейчас не тридцать седьмой год, но такое ощущение, что современная власть также боится истинного просвещения своего народа, инакомыслие искореняется всеми доступными методами, под эгидой «кабы чего не вышло» зачищено всё политическое поле, в представительных органах всех эшелонов сидят единообразные «серомышечеловеки», не имевшие и не имеющие своего мнения и позиции, отобранные по спискам коррумпированной власти. Большинство из них говорить то толком не умеют, а уж если их вынуждает ситуация говорить на государственном, родном языке, то это «вообще салам». Неужели непонятна простая истина, тот, кто не умеет говорить, я уже не говорю о другом, тот не умеет толком мыслить и анализировать? Ведь слова рождаются в результате мыслительной деятельности, а государственным умам без умения мыслить и анализировать, что там делать, кнопки нажимать, причём обычно и выбирать не приходится или зелёная или красная. Не подумайте, что я наговариваю на власть, весь народ свидетель их «подвигов» на ниве «издания звуков». Не хотелось бы заканчивать рассказ об А.Байтурсынове на этой печальной ноте, но как сказал древний мудрец: «Платон мне друг, но истина дороже». Жаль, что истина очень тяжело пробивает себе дорогу, может быть то, что я пишу хоть кому – нибудь поможет найти свой путь к правде.


Рецензии