Памятка для священника при крещении цыган

На днях мы в нашем храме крестили цыганских младенцев, девять детей. На крестины пришло человек семьдесят взрослых цыган с ихним бароном во главе. Для русских, которые ни разу не видели что происходит при этом в храме, могу сказать одно - это незабываемое событие.

Во-первых, почти, никто не слушает священника;

Во-вторых, могут стащить (у нас украли одну) икону;

В третьих, забираются на солею и вообще куда им удобно;

В четвертых, в храме стоит такой шум, что не слышно ни одной молитвы, в том числе и самому священнику;

В пятых, могут вырывать требник у священника...

Короче говоря, будьте готовы ко всему, дорогие батюшки, вплоть до того, что вам скажут лимит времени в который вы должны уложиться по их регламенту.

Собственно ради этого и решил написать эту памятку.

Главная ошибка священника в диалоге - если он не учитывает различные культурные традиции в общении с другими людьми. С точки зрения нашей российской культурной традиции цыгане ведут себя дико. А с их точки зрения - это норма. Их так воспитали и уже поздно переделывать. Вообще, когда мы говорим о цыганах, то создается ощущение, что это люди с развитием трехлетнего ребенка,поэтому, к ним и не приложимы требования равные европейским культурам. Как бы вы отнеслись в храме к шумливым детям трех лет? Не стали бы за шкирку брать или логически объяснять, что так нельзя? Вот и с цыганами точно также.

Когда миссионеры приходили к другим народам, например, свят. Иннокентий Московский или свят. Николай Японский, то они вначале даже совсем не проповедовали. А что делали? - Изучали религию, культуру, быт и язык данного народа. И это справедливо, если миссионер хочет понимать и любить тот народ, к которому пришел рассказать о Боге. Так и с цыганами. Но, что же это за народ такой загадочный ЦЫГАНЕ?

Цыгане – не просто народность, а огромная этническая группа, представители которой не встречаются лишь в Антарктиде. Удивительным образом этот народ сумел покорить практически весь мир, но не растерял собственной культуры и обычаев. Предания цыган рассказывают, что им Бог подарил самое большое богатство – всю землю, ведь при сотворении этого племени он не привязал его к каким-либо определённым территориям. Интересно, что история цыган не менее яркая, чем сам народ. В зависимости от места проживания она раскрывает разные стороны цыганских характера и судеб.


 Где впервые появились цыгане? Кто они по своей этнической принадлежности?


 Цыгане - один из самых ярких народов мира Цыгане – один из самых ярких народов мира Тайна названия Я уверена, что вам приходилось слышать определение “ром”, “ромы”, как называют цыгане самих себя. По мнению лингвистов, это слово имеет в основе древний индоевропейский корень. Занимательно, что в разных странах местное население по-разному называет цыган. Например, англичане используют определение “джипси”, которое переводится как “египтяне”, а вот французы называли цыган чехами. Странно, не правда ли? Однако этот народ приходил с самых разных территорий, заметно отличался в культурном плане, имел внешние различия с местными жителями. А вот привычное нам слово “цыгане” тоже имеет давнюю историю. Как считают историки, впервые подобное название стали использовать в XI веке, оно встречается в христианских текстах того периода. Изначально использовалось слово “антицингане”, что может иметь нечто общее с греческим определением “неприкасаемые”. Но это, скорее, не отношение народа к новым поселенцам, а отголоски истории, говорящие о принадлежности цыган к одной из каст.


 Цыгане - знаменитый кочевой народ Цыгане – знаменитый кочевой народ Кто предки цыган? Откуда же пришли цыгане?

 Несомненно, была единая территория, ставшая местом появления этого народа. Наибольшая группа народа, а именно – цыгане Европы, Кавказа, России – были выходцами из Индии. Но зачем они покинули родную страну? Появление цыганского народа связывают с I тысячелетием нашей эры. В ту пору в Индии начинается период исламизации. Мусульманские завоеватели активно утверждают свою религию, вытесняя местные верования. Немало людей оказалось перед выбором: отказаться от своей культуры или же стать изгнанниками. Понимая, что в данном случае компромисс невозможен, предки цыган отправляются в Переднюю Азию. Некоторое время они остаются там, пользуясь покровительством Византии. Причиной расселения цыган по всему миру также стали исторические перемены. После падения Византии народ отправляется дальше на запад, заселяя европейские территории. Хочу заметить, что период долгого кочевья был непростым для цыган. До XV века население стран, куда они приходили, воспринимало их вполне миролюбиво. Однако позднее цыгане стали ассоциироваться с бродягами и мошенниками, что стало причиной неприязни к этому народу. Лишь в XVIII веке народы, рядом с которыми жили эти вечные странники, смогли смириться с особенностями цыганской натуры. Тогда появляется деление на кочевых и оседлых цыган. Те общины, что чувствовали себя комфортно на новых землях, прекратили бродячий образ жизни, однако немало цыганских племён продолжили свои путешествия. Цыгане в России Что касается цыган России, то они тоже стали отражением перемен в истории. В дореволюционное время большинство цыган занималось воровством лошадей или гаданием. Некоторые из них были славными кузнецами, ведь любовь к коням у цыган в крови. После Октябрьской революции власти постарались “укротить” цыганский нрав, приобщая их к оседлости. В середине прошлого века цыганам была предоставлена возможность получения бесплатного образования, однако далеко не все её использовали. Древний кочевой народ всё равно оставался непокорённым, хотя во многом и заимствовал культуру России. Достаточно легко цыганский народ воспринял христианство, а сегодня многие его представители отмечают православные или католические праздники, однако дополняют их своими этническими обрядами.

 Жизнь и поверья цыган Как же сегодня живут цыгане?

 Свободолюбие их предков по-прежнему живёт в каждом представителе этого народа. Конечно, в наше время нечасто встречаются кочевые группы, но многие цыгане стараются искать работу по найму с недолгим сроком контракта. Им нравится знать, что ничто не сковывает и не держит их. Немало цыган имеют свой бизнес, что в полной мере позволяет реализовать поставленные цели, не теряя независимости. Проблема образования по-прежнему остро стоит в отношении цыган. Их дети редко учатся в школе все классы, ограничиваясь тремя. Умение читать и писать считаются достаточными, после их получения подрастающее поколение должно помогать родителям. У цыган немало интересных обычаев. Например, женщины всегда должны носить две юбки, поверх которых надевается фартук. Согласно поверьям, нижняя часть юбки может соприкасаться с землёй, со стопами, а значит, “нечистая”. Впрочем, во многих европейских странах подобная традиция уже забыта. Цыганки одеваются вполне современно, ведут активный образ жизни и даже имеют своё дело, что позволяет им реализовать себя. У цыган издавна особым животным считается конь У цыган издавна особым животным считается конь История цыган – это пример мягкого покорения едва ли не всего мира, что прошло незаметно и гармонично. Цыгане никогда не претендовали на роль завоевателей, однако сложно найти страну, где они бы не жили. Пожалуй, их можно назвать самым необычным народом. Расселившись по всей земле, они сумели сохранить свою этническую самобытность, сохранили многие особенности культуры предков.

Автор Марина Завгородняя

Источник: https://musaget.ru/tsygane-kto-takie/


Памятка, что необходимо предпринять до крещения цыган, во время его и после.

1. Договаривайтесь с цыганами крестить детей как можно раньше утром. Дело в том, что они ничего не едят и не пьют вообще ничего!, пока не крестят - это их традиция. Поэтому, если вы будете крестить их детей после обеда, то они будут раздражительны очень торопить священника, буквально вырывать все из его рук (в нашем случае они уехали, даже не воцерковив половину детей).

2. Попросите заранее придти в храм как можно больше прихожан для порядка, особенно мужчин, иначе цыгане будут чувствовать полную безнаказанность. Распределите прихожан по периметру храма таким образом, чтобы цыгане не смогли что-нибудь утащить.

3. Старайтесь им все объяснять, что вы делаете при крещении, как детям, тогда и им станет хоть немного интересно и они не будут уже так ворчать. Кстати, взывайте к ихнему мужскому достоинству, что, мол, они не могут даже чуть-чуть потерпеть ради детей и т. п. Цыганки же гораздо терпеливее своих мужей, на это тоже стоит обратить внимание.

4. Лучше заранее узнайте сколько кланов придет и для каждого приготовьте по иконе, в идеале же можно подарить по иконе и каждой семье. Выберите не самые дорогие, но и не маленькие, примерно 30х40, желательно в рамке, иначе можете обидеть цыган. Иначе, они сами возьмут!

5. Можете выучить несколько слов по-цыгански - это всегда приятно для иностранца. Например: Добрый день! Лачё дывэс!
Добро пожаловать! Мишто йавьян!
Счастья тебе (вам)! Бахт тукэ (тумэнгэ)!
Пусть даст Бог счастья (доброй удачи)! Тэ дэл о Дэвэл э бахт лачи!
Оставайся (оставайтесь) с Богом! Йач(ен) Дэвлэса!
Пусть даст Бог добрый путь! Тэ дэл о Дэвэл о дром лачо!
Иди (Идите) с Богом! Джя(н) Дэвлэса!
Наис! Спасибо!
Извини! Прости!

Главное, если с любовью относиться к цыганам, то Господь подаст большую благодать и будет совсем не страшно. Кажется, ничего не забыл. Помощи Божией вам, дорогие отцы!


Список литературы

Цыгане // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Цыгане // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.

Цыгане // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3. Архивная копия от 29 ноября 2014 на Wayback Machine

Бакленд Рэймонд "Цыгане. Тайны жизни и традиции". Эл. версия:

Бессонов Н. В. Цыганская трагедия 1941—1945. Факты, документы, воспоминания. Т. 2. Вооружённый отпор, 2010. — М.: Шатра, 2010. — 376 с., с илл. — ISBN 978-5-86443-161-0

    Бугай Н. Ф. Цыгане России. — М.: «Куликово поле», «Лавандр», — 2012. ISBN 978-5-9950-0254-3

    Вилькинс А. И. Среднеазіатская богема // Антропологическая выставка. Т. III. М., 1878—1882.

    Герман А. В. Библиография о цыганах. Указатель книг и статей с 1780 по 1930 гг. — М.: 1930.

    Деметер Н. Г., Бессонов Н. В., Кутенков В. К. История цыган — новый взгляд. / Под ред. Г. С. Деметера; Рос. акад. наук. Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — Воронеж, 2000. — 334 с.: ил. ISBN 5-89981-180-3

    Цыгане / Деметер Н. Г. // Хвойка — Шервинский [Электронный ресурс]. — 2017. — С. 370—372. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 34). — ISBN 978-5-85270-372-9.

    Джурич Р.Цыганская литература // Lacio Drom. Anno 35 — nov. dic. 1999. С. 4-10. Пер. с итальянского.

    Калинин В., Русаков А. Обзор цыганской литературы бывшего Советского Союза, стран СНГ и Балтии.

    Кенрик Д. (нем.)русск., Паксон Г. Цыгане под свастикой. / Пер. с англ. — М.: Текст, 2001. — 205 с.

    Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 227

    Смирнова-Сеславинская М. В. К истории «большой цыганской миграции» в Россию: социокультурная динамика малых групп в свете материалов этнической истории // Культурологический журнал. 2012, № 2.

    Смирнова-Сеславинская М. В. Миграции цыганских групп и формирование цыганского населения Российской империи в XVII — начале XX в. // Этнографическое обозрение. 2018, № 4. С. 83-99.

    Смирнова-Сеславинская М. В. Цыганская литература или цыганские литературы? // Журнал Андрал. София, 2010, № 56-57. С. 31-34. — Перевод с болг.

    Смирнова-Сеславинская М. В., Цветков Г. Н. Антропология социокультурного развития цыганского населения России. М.: ФГУ ФИРО, 2011. — 129 с.

    Смирнова-Сеславинская М. В., Цветков Г. Н.Цыгане. Происхождение и культура. — София, М.: Изд-во Paradigma. 2009. 830 с. (Academica Balkanica).

    Цветков Г. Н. История и социальное развитие цыган-ловаря // Науковi записки. Т. 15. Тематичний випуск «Роми Украини: iз минулого в майбутн;». Київ, 2008.


Рецензии