14. Маслюков действует

Красный штурм Белого дома 1996. Роман.

После пресс-конференции Зюганова Маслюков стал действовать энергично, целенаправленно и фундаментально. Он, прежде всего, наметил серию встреч с академиками - экономистами, бывшими его коллегами по работе в Кабинете министров и Госплане СССР.

Я присутствовал на встречах, вёл записи, но в разговорах, как правило, не участвовал – не был готов. Признаюсь, что поначалу я даже не всегда улавливал смысл их разговоров. Говорили они на понятном им языке, словно лишь вчера расстались после заседания в Госплане СССР – фрагментарно, перескакивая с мысли на мысль, вспоминая незаконченные старые фразы и споры.

Помню, одна из встреч началась неожиданным вопросом Маслюкова: - “Так вы что, против государственных инвестиций?!”

В те годы я был далёк от понимания государственной экономической политики и потому разговор высоких профессионалов был для меня как незнакомая музыка. Я должен был и желал упорно учиться читать её партитуры.

В СМИ стали периодически публиковаться интервью и статьи Маслюкова. Некоторые из них, но не все, готовил я. В них апробировались идеи Платформы и Программы. Маслюков сам лично почти ничего не писал. Но у него был иной талант – организационный и аналитический. Последовательность его встреч с посетителями следовала логике исследования целей и задач разрабатываемых нами документов.
На встречах Маслюков вместе с коллегами неторопливо раскрывал суть вопросов, в конце бесед подводил итоги. И всё вставало с головы на ноги. Я, “пишущий”,  сразу понял этот талант Маслюкова. Да, это был человек, способный руководить экономикой российского государства. Было ему 59 лет – возраст зрелости и желания действовать.

С 13 по 19 февраля я был занят доводкой проекта интервью Маслюкова корреспонденту газеты “Экономика и жизнь”. По моему мнению, оно после моей правки стало более определённым и радикальным, чем вариант, подготовленный ранее в редакции. В моём варианте интервью было решительно сказано, что сегодня в России создалась власть, воспроизводящая сама себя, глухая к голосу оппозиции. Результат – надвигающийся экономический крах.

Для достижения стабилизации экономики требуются изменения структуры государственного бюджета, налогового законодательства, финансово-экономической политики. Требуется государственный учёт движения ресурсов, приоритеты следует отдать науке, культуре, образованию, геологоразведке, космическим исследованиям. Стране нужна концепция развития на два поколения вперёд и технологическая доктрина. Разумеется, не всё из этого редакция газеты решилась напечатать.

В КПРФ вопросами экономической Платформы Зюганова занимался также Виктор Михайлович Ведьманов, председатель Правления “Агропромстройбанка”. Он привлёк к работе левого экономиста доктора экономики Татьяну Корягину и попросил Маслюкова сформулировать ей задание. Задание готовил я. Татьяне было предложено разработать тезисы экономической платформы Зюганова на основе доклада Абалкина, опубликованного в журнале “Вопросы экономики”. В докладе были сформулированы  первоочередные меры по реформированию экономики. В остальном содержание  тезисов – на усмотрение Корягиной.

К сожалению, Татьяна Корягина не исполнила наше задание. Думаю, причина была в том, что с академиком Абалкиным она, доктор экономики, была категорически несогласной. В итоге тезисы Платформы разработал я сам.

В те же дни мне в Комитете по промышленности обсуждался проект федерального закона “О реализации промышленной политики”. Кстати, этот закон так никогда и не вышел. В Комитете по бюджету, налогам, банкам и финансам обсуждались итоги конференции “Нефтегазовая промышленность России и государственное регулирование”. Рекомендации обсуждений были туманными.

В аграрной группе фракции КПРФ рассматривались вопросы работы агропромышленного комплекса.  Аграрии безнадёжно просили денег у государства.

Для меня все это было захватывающей учёбой.


Рецензии