Глава 5 Гость

- Мир вам. - послышался голос из темноты.
Леший обернулся и, прищурив глаза, стал всматриваться в силуэт невысокого человека, похожего на странника из былины. Серый свитер, пропахший клевером и донником, в нескольких местах был заштопан. Брюки давнего фасона умело заправлены в мягкие голенища  бурок. Голову укрывала, небольшая вязанная шапочка. Густая борода и усы были седы, но приветливая улыбка обветренных потускневших губ не сходила с морщинистого лица старца. Опираясь на клюку похожею на посох он медленной походкой подошел к костру.
- Батюшки! - закричала Кикимора, и вскочила со своего места, как ошпаренная. - Это же, Игнатий! Ты ли, Свет наш? Милости просим.
- Какими судьбами? - Приветливо улыбаясь, спросил Владыка лесных угодий.
- Да, вот, шел мимо, дай, думаю, зайду на огонек. - Вежливо ответил старец.
- И куда же ты теперь путь свой держишь? - Усмехнулся Василий.
- А куда Бог велит, туда и иду.
- И куды же он табе велить? - Серьезно поинтересовалась Баба-Яга.
- Пути Господни неисповедимы. - Сказал странник и трижды перекрестился.
Тут подошел и Борис Степанович. В Грязных лохмотьях, он скорее, походил на бродягу, нежели на обкомовского работника. Увидев у костра нового человека, подошел и поприветствовал незнакомца:
- Добрый день, уважаемый. - Сказал он, с некоторым пренебрежением осматривая старца с головы до ног.
- Да какой же это день? - Удивился странник.
- Допустим. - Согласился Хитрицов. - Однако, мне, как человеку не глупому хотелось бы знать, что это за маскарад? И когда он закончится? И какие после него могут быть последствия для меня и моих подчиненных?  Поскольку, я вижу, вы имеете какую-то власть над этими жуликами.
- Ровным счетом никакой власти я ни над кем не имею. - Разглаживая  бороду, сказал Игнатий. - А доброму слову всякий рад. - Добавил старец и снял с плеча котомку. - Ну что же, давайте трапезничать, что Бог послал.
И на небольшую скатерть, что расстелил на сухом бугорке возле костра, Игнатий аккуратно выложил из своего аксессуара черные ломти ржаного хлеба, пару луковиц, вареную свеклу и довольно увесистый пучок редиски. Порезав все это перочинным ножом, как положено, стал передавать закуску по кругу. Дошла очередь и до Хитрицова. Секретарь, брезгливо взглянул на черствый ломоть хлеба, где в бутербродном порядке, лежали небольшие ломтики лука, свеклы и редиски, сделал кислую гримасу и гневно отвернулся. - Я не голоден.
- А нам? - Зароптали Тимофей с Ляксеичем.
Странник улыбнулся и вежливо обратился к Лешему и всей его компании:
- Посмотрите на этих несчастных. В том ли их вина, что не по своей воли нанесли вам обиду? Взываю к милосердию вашему, простите их, пусть и пленники разделят с нами трапезу. Освободите этих людей, сделайте милость. А то, в чем были виновны, придет время, и они осознают и покаются, когда серьезно задумаются над своими поступками.
После этих слов Водяной с бесом поспешили к браконьерам. Пленники были освобождены и с большим аппетитом уплетали черствые овощные бутерброды. И когда трапеза была закончена, Леший, дожевав последнее и громко сглотнув, вежливо обратился к старцу:
- Свет наш, оставайся с нами, после твоих слов так хорошо на душе бывает, что просто петь хочется.
- Не уходи! Не уходи! Не оставляй нас! - Просили и все остальные.  Секретарь стоял в стороне, и обдумывал свое положение. Ляксеич с Тимофеем пошли к машине.
- Нет, не могу. - Сказал странник. - Ибо сердце мое зовет в дорогу, значит на то воля Господня. И где конец того пути, только Он один ведает. -  И аккуратно сложив скатерку вчетверо убрал ее обратно в котомку. Тут  к нему подошел секретарь.
- Старик, я хочу тебя спросить. Ты, случайно, не сектант?
- Нет. Я крещен в церкви. В Православной церкви. И горжусь этим.  Верой своей дорожу. Живу на земле, стараясь зла никому не причинять. Читаю Евангелие для того, чтобы через слово Божие постичь истину.
- Какую еще истину? - В недоумении развел руками секретарь и, не дожидаясь ответа, продолжил: - Есть правда, с ней и живем.
- Э-э-э-э, нет! Правда у каждого своя. И каждый прав по-своему. А вот истины не знает никто, кроме Бога. И потому хочу привести такой пример: Я как раз отстоял службу и шел к остановке. Там в одиночестве ожидал своего автобуса молодой темноволосый человек с грустными, как показалось мне, глазами. Помню на его руке было наколото имя Вова. Он курил, то и дело нервно подергивая небольшим, остреньким носиком. Здесь его кто-то окликнул по имени. Он оглянулся. Этот кто-то был одет в такой же спортивный костюм, как и он, но несколько пошире в плечах  и веселой улыбкой на конопатом лице.
          - «Привет Васек!» - Дружески подмигнул ему Вова. И тут же добавил.
- «Ох, какой же Витька плохой человек. Я попросил у него червонец до вечера. И что ты думаешь? Не дал! Жмотина! Сказал, дескать, у него нет денег с собой. Но я же видел в его бумажнике: и червонцы, и четвертаки и даже полсотенную. Когда он рассчитывался с кассиром. Ну ни гад?
- «Кто? Витька? Да ты что?! Это же мировой парень.» -  Говорил Василий. - «Да если бы не он, не видать мне моих «Жигулей», как ушей своих. Вот слушай: подошла моя очередь получить машину, а полторы тысячи рублей не хватает. Я всех родственников обегал, ни у кого таких денег не было. Тогда обратился к Витьке. Он взял  сберегательную книжку, снял с нее деньги и отдал мне. Даже расписки не взял. Ну, я, конечно, в течение года все вернул, как обещал, под честное слово. А ты говоришь, Виктор плохой человек.»
Игнатий замолчал и, укоризненно посмотрел на секретаря.
- Так что, хороший человек этот Витька или плохой? Кто скажет?
Борис Степанович, нахмурив брови, заложил руки за спину и пожал плечами.
- Нет. Не знаю. Да и зачем мне это? Главное, чтобы был человек полезен обществу. А недостатков у всех хватает. А если хочешь уразуметь конкретно, хороший человек Витька, или плохой, предоставь это нашим психиатрам, они неплохо разбираются в человеческих душах, и быстро выведут на чистую воду, кого угодно. Такая у них профессия.
- Давайте не будем раздувать огонь. Души человеческой, кроме Бога, не знает никто. А если, как вы говорите, психиатры в этой сфере могут заменить Всевышнего, тогда заявляю с полной ответственностью, что это обман и шарлатанство. Я часто читаю Евангелие. Это не просто мудрая книга, а сама мудрость, бездонный колодец, из которого веками можно черпать и не вычерпать ту глубину, что разумом без сердца не постигнуть. Ее надо читать душой, а не глазами. Иначе ничего не поймешь, сам запутаешься и других заведешь в тупик. Господь сказал: «Отдайте Кесарю - Кесарево, а Богу - Божье». Я не раз перечитывал эти строки и никак не мог уразуметь, что бы это значило. И тут вспомнил притчу из Нового завета: Вот что Христос рассказывал своим ученикам. Я попробую пересказать своими словами. «Повелел хозяин  слугам своим вспахать и засеять поле добрым зерном. Те так и сделали. Но явился враг и посеял сорняк. И настало время, и взошли  добрые колосья, но и сорная трава проросла тоже. Пришли слуги к хозяину и сказали: - Позволь, мы пойдем и уничтожим сорняк. - Нет. - Ответил хозяин. - Пойдете уничтожать сорняк - погубите много и хороших колосьев. Вот когда настанет жатва, соберите добрые колосья и снесите их в амбар, а сорняк бросьте в печь, пусть горит.»
И Господь осенил меня. И понял я, что Божье зерно и зерно лукавого, врага нашего, в нас. И слова: «Отдайте Богу - Божье» - это значит, кто взрастит добрый колос, тот и войдет в Царство Божие. Так что, хороший Витька человек или нет, только Бог ведает. И не нам решать.  Сорная трава растет в нем или Колос Божий. Сорняк постоян, сколько его не рви. Много надо приложить сил, чтобы не было его. Но, если сломаешь хоть однажды, колосок Божий, второй раз не вырастет. Это надо помнить всегда. Теперь послушайте мой второй рассказ: В одной деревне жили два парня: Артем и Николай. С детских лет не любили друг друга. По пальцам можно было сосчитать те дни, когда не было между ними ссоры, или какого-нибудь скандала, часто доходившего до драки. Сколько раз приходил к ним участковый и грозил составить протокол, и даже передать дело в суд. Но, ни угрозы, ни уговоры, не действовали ни на одного, ни на другого. И вот, однажды, зимой, я не знаю, по какой причине, именно в этот день Артем решил проведать свою сестру, она вышла замуж и переехала жить к своему супругу в соседнюю деревню. Путь был не близкий. Пришлось парню запрягать лошадь и ехать берегом реки, чтобы сократить дорогу. Лед был достаточно прочным, и мог выдержать не только человека, но и лошадь, запряженную в сани. Едва отъехав недалеко от деревни, увидел, как Николай переходил реку по льду. Откуда-то возвращался домой. Он шел спокойным твердым шагом, не подозревая ни о чем и тихонько насвистывал какую-то мелодию. Высокорослый крепкий юноша, с голубыми глазами и  правильными чертами лица. Длинные, белые  кудри волос не могла скрыть даже кроличья шапка. Одет был в тулуп,  на ногах старенькие заплатанные валенки, в их голенище были заправлены брюки, сшитые под матросский клеш. Кровь закипела в жилах у Артема и он на ходу спрыгнул с саней. Грузный, коренастый, но на пол головы ниже своего недруга.  Тяжелое скуластое лицо перекосилось от зло радостной улыбки на тугих плотно сжатых губах. Серые выпуклые глаза засветились волчьими огнями. Не раздумывая ни секунды он сбросил с себя тулуп и шапку, оставаясь в свитере, портах и бурках на крутых, мясистых  икрах, коротких полу согнутых ног. Достал из кармана нож и ринулся на своего заклятого врага. Но тут внезапно разломился лед под ногами Николая. И парень стал тонуть, так, что на поверхности едва лишь была заметна черная кроличья шапка. Артем, недолго думая, быстро вернулся к саням, схватил веревку и побежал к утопающему, и спас его. Мало того, отдал ему свою одежду и довез до дома. И стали друзьями, не разлей вода. И когда призывали в армию, просились, в одну часть. Но к сожалению просьбу их не удовлетворили. Служили в разных войсках, но письма друг другу писали. Вернулись из армии и по сей день живут и крепко дружат. Недаром было сказано: «Ищи друга своего во враге своем». А ваши, так называемые, психиатры, что могут сказать по этому поводу? Я однажды по радио слышал выступление какого-то шарлатана, он делит все человечество на четыре категории. Я не помню, на какие именно, да и вообще, стараюсь такие глупости не запоминать. А вот Иисус Христос, Господь наш, взял себе двенадцать учеников. Имея большую силу исцелять и даже воскрешать людей из мертвых, не делил человечество ни на какие категории. Но через сердца двенадцати апостолов весь мир видел. Можно встретить двух человек и более, похожих друг на друга характером, и даже лицом, но никогда не встретите два одинаковых голоса. Потому, что голос идет из души. Какой ребенок не узнает свою мать по говору?
- Подожди, старик, подожди, не спеши. - Откашлявшись, прохрипел секретарь. - Слишком много вопросов. Начнем с того, что два дебошира и драчуна наводили страх, как я понял, на всю округу, а участковый, вместо того, чтобы составить протокол, прохлопал ушами. По какой причине, не знаю, но в этом вопросе надо разобраться. Одно только могу сказать, что такому человеку - не место в рядах советской милиции. У нас есть закон. И никому не дозволено его нарушать. Теперь второе: Артем и Николай встретились на реке. У одного из них был нож. И, если бы лед не проломился, то окрасился бы большим пятном крови. То есть, было бы совершено убийство. И не надо мне вешать лапшу на уши. Ежели, по твоему рассуждению, мы таким образом будем искать друга во враге своем, то человечество просто исчезнет с лица земли. И, наконец, третье: в какой деревне произошел этот случай, конечно же, не помнишь, так как вся эта история придумана тобой от начала до конца. Неужто  думаешь, что я поверю в твои бредни? Слушай, старик, если бы лед под Николаем провалился, Артем просто проехал бы мимо. Такие случаи бывали, и не редко. Однако, слишком гладко поешь. То-то и пугает, что в скором времени образуешь в какой-нибудь глухой деревне секту и будешь людям мозги пудрить. Откроешь церковь, станешь попом. И потянутся к тебе люди толпами, а главное — молодежь. А ведь это подсудное дело.
- Как у Вас все просто. - Разглаживая бороду молвил старец.- Горько и обидно слушать речи ваши. Откуда столько зла и ненависти? Столько неверия? По себе весь мир судите. Если вы лжец, значит, и люди тоже говорят неправду? Сомневаетесь в моем откровении, ладно, Бог вам судья. Но как могли подумать о том, что я хочу открыть свою церковь? Мне Господом не даны таинства,  все обряды с моей стороны будут, не что иное, как обман. И не любовь к Всевышнему, а страх завладеет сердцами людскими. Я же просто несу слово Божие. Каждый должен быть на своем месте и в свое время. А что касается сектантов, скажу только одно - это страшные люди. Никого не хотят видеть рядом с Богом, кроме себя, и отвергают любую церковь, а в особенности иконы, прикрываясь такими словами из Евангелие:  «Не  поклоняйтесь никому, кроме Бога». Но ведь есть иконы, на которых изображены: Пресвятая Богородица — Матерь Божья, и даже Господь наш - Иисус Христос. И мы им молимся с рождения до самых последних дней прибывания на земле. Сектантам это невозможно объяснить. И даже, скажу больше, они никогда и ни в чем не покаются, потому что во всем себя считают правыми. При одной только мысли, что какой-нибудь сектант, когда-нибудь войдет в Царство Божие, мне становится страшно. Так как и там будет вести свою агитацию, даже против Бога, ссылаясь на то, что Всевышний в чем-то не прав или не так что-то делает. И еще они опасны тем, что переманивают людей в свою общину, а ведь это грех и не малый. В нашем мире много церквей, много вероисповеданий. Есть католики, есть православные. Есть ислам. И каждый верующий идет к Богу своей дорогой. Горе тому, кто посмеет сбить его с этого пути, или переманить в свою церковь. Будь то христианин или мусульманин. Как было сказано: «Не только грешен, кто грешит, но и тот, кто до греха доводит, вдвойне грешен». Каждый человек должен самостоятельно выбрать себе веру без насилия  угроз и соблазнов,  и нести свой крест до самого конца.
- Хорошо, старик, давай подумаем и об этом. Ответь, только честно: помогла икона хоть кому-нибудь? И не сто лет назад, в эти небылицы я не верю, а вот именно сейчас, в наше время?
- Да, помогла. Это было примерно год назад, на Пасху. Отстояв службу, я вышел из церкви. Народу было немного, да и те, преклонного возраста, старухи, да старики, вроде меня. Молодежь нынче в церковь не ходит. И потому мой взгляд случайно остановился на одной молодой женщине, лет тридцати, она сидела на скамье, с небольшим узелком, голова была повязана косынкой, глаза излучали душевную доброту и готовность в трудный час помочь другому. Ее стройная фигурка была облачена в серый чуть пониже колен сарафан, а на пухленьких, слегка загорелых ножках, отчетливо выделялись белые летние босоножки. Робкая улыбка подрагивала на ее потускневших, не тронутой помадой губах. Мне стало интересно, что привело ее в церковь: вера в Господа, или же что-то другое? Подойдя к ней, попросил разрешения  присесть. И, как бы невзначай, начал свой разговор издалека. Не помню, о чем мы вели беседу, но постепенно затронули и тот вопрос, что заставил меня нарушить прибывание в одиночестве молодую прихожанку. Много лет назад моя собеседница вышла замуж, но детей иметь не могла. Такой диагноз поставили врачи. Сколько было пролито слез, только Богу ведомо. В полном отчаянье стала ходить в церковь. Неистово молилась пресвятой Богородице и Господу нашему, Иисусу Христу. Взывая о помощи, всегда говорила такие слова: «Господи, если ты есть, помоги, пошли мне ребенка,  я буду служить Тебе до самой смерти, пребывая на этом свете, и на том, если будет в том воля Твоя. Клянусь!»
Вы, конечно, можете мне не поверить, но через год та женщина понесла и родила мальчика. На радостях хотела назвать его Иисусом, но, встретила хорошего доброго человека, глубоко верующего. Он ее от этого отговорил, ссылаясь на слова Христовы: «Горе тому, кто мной соблазнится, кто назовется именем моим». То есть, в мире нашем, да и в Царстве Божьем, должен быть только один Иисус — Иисус Христос. Врачи, те, что прогнозировали бесплодие, были настолько поражены, что сочли это чудом. Хотя никогда в церковь не ходили и в Бога не верили.
- Старик, и опять ты все это придумал на ходу. - Лукаво улыбаясь  фыркнул секретарь. - Женщина понесла!  Ну и что? Да мало ли таких случаев? Бывает, что через несколько лет рожают при совместной жизни, и причин для этого много. И не надо приплетать сюда иконы, церковь. Мы же с тобой взрослые люди. Но, если уж на то пошло, тогда ответь, куда смотрел Бог, когда началась вторая мировая война? Двадцать миллионов погибло!  Женщины,  дети,  старики, то есть, ни в чем не повинные люди. Что же Он не пришел и не обрушил свой гнев на врагов наших?
- Не Богохульствуй. Богохульство — страшный грех. - Сказал Игнатий, и, глядя на небо, трижды перекрестился. - Лукавый, враг наш, делает все, чтобы Всевышний нарушил хотя бы одну из своих заповедей. И мне даже жутко подумать, что может тогда произойти. Я не знаю, что именно, но что-то очень ужасное и непоправимое. Возможно, это и будет концом света. Земля полетит к солнцу, а может быть, наоборот, в противоположенную сторону. Начнется в космосе Хаос. Звезды погаснут. Планеты рассыпятся в прах. Чтобы этого не случилось, Всевышний, видя людские страдания, терпит. И ни на кого не пролил и не прольет своего гнева, так как слишком добр к каждому из нас. Кто знает, может быть, смирением, да верой своей, Богу силу придаем. Как было сказано: «Даже, если на земле останется хоть один праведник, мир будет спасен».
- Старик, ты, видать, совсем ополоумел. А если придут враги? Будут насиловать наших жен, сестер, дочерей, а нам, значит, терпеть? - Хитрицов повысил голос и, грозя пальцем перед лицом странника, гневно сквозь зубы процедил: - Прекрати вести такую пропаганду! Слышишь, старик, запрещаю!
- Я этого не говорил и никогда не скажу. - Нахмурив брови, произнес Игнатий. - Врагов пускать на родную землю нельзя. За Родину погибнуть — это великая честь. Сказано было:  «Кто не боится потерять душу свою, тот ее не потеряет». А вот вторгаться на чужую землю, то есть защищать интересы политиков - грех не малый.
- Стой, старик, ты же сам себе противоречишь. Взять, к примеру, убийцу. Он  тоже не боится потерять душу. Стало быть, ее не потеряет? А на войне сколько таких убийств? Ты же сам зашел в тупик и нас за собой туда тянешь.
- Эхе-хе-хе. - Тяжело вздохнул Игнатий. - Трудно говорить с тобой на эту тему. Ты же ничего не понял. Повторяю еще раз. Для того, чтобы понять, надо думать душой, а не глазами. То есть подключить к голове сердце. И помнить заповеди Божьи.
- А меня агитировать не надо, я коммунист! - Гордо произнес Хитрицов. - И в бабушкины сказки не верю!
- Да-а-а. - Усмехнулся старец. - Когда-то, очень давно, мне приходилось встречать людей преданных своей партии и народу. Вот, помню,  был такой случай: пришел поезд, к нему был прицеплен вагон с продовольствием, а сопровождающий умер с голоду на ящиках с тушенкой, но чужого не взял, вот он был истинным коммунистом. И еще, помню, когда в сорокаградусный мороз комиссар отдал свой тулуп женщине с ребенком, а сам замерз насмерть. Похоронили его в чистом поле. Сказать по правде, я и место то забыл, где его могилка. Уж так давно это было. А вы могли бы сделать тоже самое?
Хитрицов отвернулся и, понизив голос, пробормотал — сейчас времена другие.
- Не надо ссылаться на времена. - Продолжал Игнатий. - Как сказал Господь наш Иисус Христос: «Не удивляйтесь ничему, что произойдет, ибо все это исходит из сердец ваших». А вы, к большому сожалению, лукаво смотрите на жизнь. Любите извлекать из нее выгоду. Ну, разве я не прав?  Если не будет соблазнов, и жизнь вам станет не в радость.
- Хе. - Усмехнулся секретарь. - Любой нормальный человек стремится продвинуться по службе, сделать себе карьеру. Или побольше заработать денег, чтобы был в семье достаток. И я считаю, что это нормально. А без того жизнь была бы пустой и неинтересной.
- Зря вы так считаете. - С горько опущенной головой произнес странник. - Послушайте старую притчу, когда-то мне рассказал ее хороший человек. Вот только, не знаю, поймете ли вы? Это было давно. Жил на свете барин. Имел много друзей. Но пришла беда. Заболела у него единственная дочь. Каких только лекарей ни приглашал, никто не мог излечить ее. И вот как-то раз постучалась к нему старушка. Попросила милостыньку. Разозлился барин и велел гнать ее со двора. «И так, горе большое, да еще и нищенка приплелась. Не к добру это.»
А старушка и говорит: «Я уйду, а кто же тебе скажет, как дочь твою можно исцелить? Ведь недуг к ней, через дела твои, да через обиду людскую пришел. Скольких людей обманул?!  Скольких пустил по миру?! Излечить ее может только тот человек, что жизнью своей доволен. Пусть отдаст свою нижнюю рубашку. Ей накрой дочь свою, и она тотчас исцелится». Так сказала старушка и ушла своей дорогой.
Обрадовался барин, приказал запрячь самых быстрых лошадей и поехал к друзьям, таким же богатым, как он сам. И вот приезжает к первому другу и спрашивает его: «Доволен ли ты своей жизнью?». А тот ему отвечает:
«Да разве же это жизнь? Людей много, а земли маловато. В этом году урожай плохой собрали. Кругом одни проблемы. Как бы бунта не было». Опечалился барин и поехал дальше. Всех объездил, кого знал, но не нашел среди них того, кто бы жизнью своей был доволен. Так, ни с чем, и назад вернулся. И только стал подъезжать к  имению, как вдруг слышит, кто-то на дудочке играет. Рассердился барин и велел доставить того молодца. Не прошло и пяти минут, как привели слуги пастуха. Испугался пастух, в ноги упал, разрыдался. Прости, мол, если что не по-твоему вышло. Посмотрел на него барин и спрашивает: «По какому поводу играешь, пастух? Или радость какая?».
 А пастух и отвечает: « Как же мне не радоваться?! Гляди, какое небо сегодня ясное! Как птицы поют! Солнце светит так, что душа сама на волю рвется».
Удивился барин: «Уж не хочешь ли ты сказать, что жизнью своей доволен?».
 «А как же, — отвечает пастух, - не быть довольным?! Сейчас пасу коров, а вечером стадо назад погоню. Меня люди всей деревней встречать выйдут. Домой приду — ужин готов. Попью, поем, да и спать лягу. Проснусь чуть свет, еще солнышко не выйдет, а я уже здесь и коровки при мне. Лягу под кустиком, достану дудочку, и снова играть буду. Благодать! Обед дочка принесет. Разве у меня плохая жизнь?».
Обрадовался барин и говорит: «Дай мне свою нижнюю рубаху. Сказано было, найти человека довольного своей жизнью. Накрыть ею дочь,  и она тотчас исцелится».
Тут пастух и отвечает: «Не прогневайся. Отдал бы я тебе нижнюю рубашку, да нет ее у меня, и никогда не было».
- Мда-а-а-а. - Протянул Хитрицов. - Хорошая притча, и мысль глубокая. Честно говоря, она мне нравится. И вообще, люблю народную мудрость. Но пойми, старик, чтобы ты там ни говорил от имени своего Бога, времена поменялись. И ходить в нищете, дабы быть довольным своей жизнью, это, знаешь, просто смешно. Нужно создать такие условия, чтобы все были счастливы. Вот это - наипервейшая задача, ради нее живу и работаю. Мы, коммунисты, делаем все для народа.


Рецензии