Оглянись назад. Продолжение 44 глава

http://proza.ru/2021/01/09/1137 43 глава

Глава 44

      - Ты бы хоть в моем кабинете снял свою шапку – однажды попросил Дедушка, когда Василий зашел к нему по делу. – Стал я замечать, ты Павианович, зимой в вязаной шапочке постоянно ходишь, а летом вон бейсболку с головы не снимаешь. Неужели простыть боишься? - Однако после этих слов Павианович покосился на входную дверь. Убедившись, что она закрыта, сел на стул у стола напротив Дедушки и внимательно посмотрев на него, снял головной убор. - Что же ты, Василий на старости лет молодишься, волосы красишь?! - Искренне удивился Дедушка, увидев на голове Павиановича вместо благородной седины несколько прядей черных волос, зачесанных назад.
      - Вот-вот! И все, кто меня без головного убора видят, так говорят! Даже жена моя, впервые черные волосы, заметив своим глазам, не поверила. Потому что, когда замуж за меня в восемнадцать лет выходила, мне было за тридцать, я уже и не знаю, как мне быть, радоваться, или плакать? От того и хожу в головном уборе, чтобы лишних вопросов и насмешек избежать, – тяжело вздохнул Василий. Подвинув стул и приблизив лицо к сидевшему напротив Дедушке, Павианович зашептал. – Помнишь Демьянович, когда в этой комнате Чук тебе сказал, что если расскажет, все что ему привиделось, то его точно за сумасшедшего могут принять. Вот и я никак не могу решиться рассказать всего того, что со мной последние годы происходит. Потому что боюсь, что даже ты, Демьянович, мне, не поверишь.
      - Знаешь, Василий я тебе первому скажу то, что никому не говорил. - Наверное, ещё года два назад, я бы действительно не поверил, но за, то время, пока в нашем зоопарке Немтырь и Хлыст живут, и я стал другим…- После этих слов Василий уже по привычке надел свою бейсболку. Потом спохватившись, опять снял, смял в руках и начал рассказывать:
      Ты ведь, Демьянович, знаешь, язва у меня хроническая почти с детства, из-за неё и в армию меня не взяли. Врачи всегда на операции настаивали, а я всё боялся, откладывал. Дак вот, я в последний раз в больницу два года назад ходил на диспансерный осмотр. Сказал своему врачу - что последнее время вроде перестала беспокоить язва. - Участковый меня на обследование послал. Только не нашли у меня больше язвы. Думали, что ошиблись, ещё раз обследовали: рентген и УЗИ сделали. Только нет у меня больше язвы желудка, и как будто не было никогда. Мой лечащий врач поздравил, долго тряс мою руку и качал головой. – Такого случая за всю мою двадцатилетнюю практику не было!!!
      - Сон мне однажды приснился странный. Будто стою я на тонкой перекладине, и та подомной прогибается и понял, что нахожусь под самым куполом цирка, люди внизу маленькие, как муравьи. Посередине арены Он, а рядом с ним Хлыст и оба смотрят на меня. Тут как будто кто-то стал меня так мягко, но настойчиво подталкивать в спину, как будто руками в шерстяных варежках. Я, конечно, не выдержал и сорвался с перекладины и со страха, как закричу, от этого собственного крика и проснулся в постели. Жену свою сильно перепугал, она свет включила, а у неё от страха даже губы посинели и руки трясутся. Встала Любушка моя и пошла на кухню за валидолом. Потом меня спрашивает, что же мне приснилось? – Не помню ничего, - успокаиваю я её. Посмотрел на время – полночь, пять минут первого. Никогда в жизни валидол не принимал, а тут взял одну таблетку и под язык положил. Потому что подумал: если усну сегодня, и приснится опять, как меня с высоты столкнули, то моё сердце от страха точно пополам разорвется. Так что, решил я вовсе не спать лежу в потолок гляжу, со сном изо всех сил борюсь. Только вот как будто вовсе и не сплю, а наяву и вдруг понимаю, что стою на той самой перекладине, внизу посередине арены, Он и кот и оба смотрят вверх. Подталкивает меня кто-то опять также мягко, но настойчиво. Я-то стиснул зубы и про себя думаю. – Кричать больше не буду, жену, которая на другой кровати спит, пугать не стану, да и чего мне бояться ведь во сне и дальше пола не упаду. Только вот когда снова сорвался, то от того ужаса, что испытал, замахал руками. И вдруг почувствовал, какую-то необычную и неиспытанную никогда легкость. Глянул вниз и вдруг понял, что лечу! Страшно мне, но в тоже время от того, что я, оказывается, летать умею, смеюсь от радости.
      Утром проснулся, а жена моя удивляется. – То ты Василий от страха кричишь во сне, а потом всю оставшуюся ночь смеешься, как ребенок. Никогда в жизни во снах не летал. В детстве, конечно, слышал об этом от своих друзей мальчишек, но всегда считал, что врут они.
      Давно уже свой шестой десяток разменял, а почти каждую ночь бывает, во сне летаю. Проснусь утром и вспомню, как над домами, деревьями, реками, улицами парил, и радость меня переполняет, жить хочется! Быстрее в наш зоопарк попасть, с тобой Демьянович, и всеми остальными людьми поздороваться. Хлыста на руки взять и погладить. Но самое главное увидеть, как Он своими разными глазами на меня смотрит через прутья решетки. И сказать Немтырю спасибо за то, что летать научил…
     На этом месте Василий Павианович внимательно посмотрел на Дедушку и с хитрой улыбкой на лице подмигнул. – Не поверишь Демьянович, с женой стал спать в одной постели и замечаю, у неё как в молодости глаза от радости блестят. – Нет, не понять тебя Василий, - гладит она меня по голове. - У других мужиков седина в бороду, бес в ребро, а у тебя всё наоборот!

Глава 45

      – Не уверен я, что смогу разыскать дорогу на Есаулов луг. – Нарушая тишину, наступившую после рассказа Полины, заговорил Петр, задумчиво посмотрев на Башкана. – Но познакомлю с человеком, лучше которого наших мест не знает никто. - Это Савелий Петрович Снегирёв. Его все знают в нашем городке, так и зовут по фамилии Снегирь, и старые и молодые. Беззаветный человек, он в своем домике на окраине, от старости давно покосившемся, музей краеведческий ещё лет тридцать назад открыл. Советую посмотреть, чего только там нет: сабли, палаши и булавы старинные, всякая утварь казацкая, одежда мужская и женская под стеклом, бороны и сохи деревянные. А все стены фотографиями увешаны, старинными монетами и документами, газетными вырезками, что о нашем крае рассказывают. Весь свой дом заполнил так, что и жить негде, а он и не тужит, а наоборот весел и бодр сам со своей старухой в маленькой времянке рядом живет. Но зимой дом, где музей, один раз в день обязательно протапливает, чтобы вещи старинные и документы от сырости не испортились. Денег с посетителей никогда не брал, даже с туристов, которые, зная о музее, иногда заезжают в наш городок с центральной трассы, чтобы посмотреть, полюбоваться да сфотографироваться на память. Сейчас, когда он, наконец, передал свой музей городу, работает смотрителем в нём, а все деньги, которые ему за это наше правление платит, тратит на музей.
      Снегирь иногда любит поохотиться на рябчиков или тетерева, так, для души. Я его в прошлом году тут неподалеку в тайге встретил. Ружье одноствольное, приклад изолентой обмотан и такое старое, что из него то и стрелять страшно. Говорю я ему – а ну как ещё разорвет ствол и тебя покалечить может, или даже убить. Ты бы Петрович новое купил.
      – Не могу, сейчас деньги с пенсии коплю, хочу для нашего музея у семьи Саблиных секретер старинный, дивной работы выкупить. Поскольку точно знаю тот, когда-то давно генерал-губернатору нашего края принадлежал. Это я по одной старинной фотографии выяснил он на ней в эполетах и орденах возле секретера вместе со своей женой стоит. Ружье-то новое пока потерпит, а старое не разорвет, потому как я в заряд пороха и дроби не докладываю. И смеется так счастливо и радостно, что у меня от разговора с ним всегда настроение хорошее бывает.

     Следующим утром Петр выгнал из гаража свой УАЗ и долго прогревал мотор. Несмотря на то, что машине уже было больше двадцати лет, но смотрелась она совсем как новая. Глядя на её прекрасное состояние, сразу же становилось понятно, что Петр очень заботливый, любящий и жалеющий свою машину, хозяин. Он сам сел на место шофера, а Башкан и Гризли заняли задние места.
      - Отвези-ка нас сначала к дому Саблиных! - подмигнул Петру в зеркало заднего вида над сиденьем водителя, Башкан. – Поедем покупать для городского музея секретер, раз он самому генерал-губернатору принадлежал!
С удивленной и радостной улыбкой на лице Петр обернулся в сторону заднего сиденья, а потом рванул с места в этот раз даже не жалея машины.

     К большому удивлению Башкана секретер оказался на самом деле Богемским столом-бюро с интарсиями в стиле Давида Рентгена, действительно очень редкой работы, хотя и требовал значительных вложений для реставрации. Башкан на глазок прикинул, что это конец семнадцатого, начало восемнадцатого века. И понимая, что за эту вещь в столице можно взять сумму, в несколько раз большую, тут же рассчитался наличными.
      – Ни за что бы, не продал… - Даже не став пересчитывать деньги, а, с досадой положив их на подоконник, как, будто они жгли ему руки, грустно посмотрел на свой старинный секретер ещё крепкий седой старик Саблин. – Эта вещь мне от прадеда осталась, пережила революцию, голод и мор, войну и перестройки. Единственная внучка моя Леночка, круглая отличница, в этом году школу заканчивает. Надо ехать в город, поступать в медицинский институт, а денег нет.
      Хуже всего, что эту вещь я уже другому человеку обещал. Скажу честно, когда ты мил человек попросил её себе, я сумму втрое большую назвал. Думал, что откажешься, а ты даже торговаться не стал! Да ничем не проймешь вас богатых. Вот и получается, что я старый осел, не сдержал слово перед хорошим человеком… да не разводи ты тут слякоть! - Прикрикнул старик на свою жену, пожилую высокую, но ещё красивую женщину, вытиравшую уголком своего белого платка слезы. – Лучше убери эти проклятые деньги с моих глаз долой!
      – Не кричи ты, Семенович на свою жену, Валентину ни, причем тут она - заступился за женщину Петр. – Понимаю, конечно, жалко вещь, она ведь как самый старый член семьи. Но ты если скучать будешь, можешь, хоть каждый день свой шкаф видеть и даже руками потрогать.
      – Это где ещё? - насторожился старик Саблин.
      - У того самого человека, которому ты его продать собирался! - хитро прищурился Петр.
      - Неужто для нашего городского музея покупаете?! - поразился и очень обрадовался Саблин. – Если это так, то простите, что я о Вас плохо подумал. Но теперь, я вообще денег взять не смогу!
      - Ты Семенович уж поверь нам на слово, с хлеба на воду вроде не перебиваемся и не последние копейки отдаем…! - громко рассмеялся Башкан, а вместе с ним Гризли и Петр. И стало заметно: обоим друзьям доставляло удовольствие делать людям приятное. – Давай будем считать, что это подарок для твоей внучки отличницы!
      Саблин оказался очень радушным и настойчивым хозяином и не отпустил гостей до тех пор, пока не угостил своей настоянной на кедровых орешках водкой. А когда узнал, что впереди у них предстоит дальняя дорога. То просто молча, поставил на заднее сиденье машины тяжелый пакет, в котором Петр обнаружил домашнего сала, хлеба, соленых огурцов, грибов в банках и три бутылки рябиновой настойки.

     - Спасибо, дорогие мои, устроили старику настоящий праздник. - Ведь мне этот секретер как экспонат музея по ночам снился. Я для него даже место давно приготовил! – Уже в который раз с доброй и счастливой улыбкой, не сходившей с лица в глубоких, очень частых старческих морщинах, благодарил Башкана и Гризли Снегирь. Сейчас он сидел на переднем сиденье машины, едущей по дороге, с двух сторон которой стеной стояла тайга, из уважения повернувшись вполовину оборота к сидящим на заднем сиденье друзьям. Башкана в эту минуту поразило то, что черные, короткие плотные и слегка волнистые пряди на голове и брови старика оказались без одного седого волоска.
      – Говорят Петрович, что лучше тебя здешних мест не знает никто - почувствовав, что пришло время задавать вопросы, посмотрел на Снегиря Башкан.
      - Пожалуй, что и на самом деле так - согласился тот – а что именно Вас интересует?
      - Та самая поляна, о которой мы тебе говорили, куда и едем сейчас. Она ещё Есаулов луг называется. - в этот момент не только Башкан, но и Гризли хорошо заметил, как улыбка вдруг исчезла с лица старика.
      – А что именно хотите узнать? - теперь уже Снегирь очень серьезно посмотрел прямо в глаза Башкану.
      – Всё, что знаете про это место!
      - Ну что же, рассказ получится не коротким, но ведь, и дорога у нас длинная – почему-то, тяжело вздохнув, согласился тот. – Но хочу сразу предупредить, есть много разрозненных и разноречивых письменных источников, почему это место называют Есауловым лугом. Поэтому документальную точность рассказа обещать не могу. Скорее поведаю историю, из прошлого, и она в моем пересказе больше будет похожа на легенду.


Рецензии