17. Поиск точек роста экономики

Красный штурм Белого дома 1996. Роман.

Задачи, которые передо мной ставил Маслюков, вдохновляли меня. Нужно было искать инструменты, стимулирующие рост экономики. Политические интриги мне были недоступны – были слабы контакты.

Я продолжал оставаться учёным и подошёл к проблеме как исследователь. Для меня, бывшего физика и специалиста по компьютерному моделированию, задача управления экономикой стала вполне научной, хотя поначалу мне это казалось нелепым. Я просматривал весь свой научный и предпринимательский опыт в поисках аналогий и решений.

В голову пришло соображение – я вспомнил многолетнее сотрудничество с МАРСЭЗ и его Президентом, моим старшим товарищем, Львом Васильевым.

Инструментом создания точек роста в экономике мог бы стать закон об особых экономических зонах СЭЗ. Их всего в России на тот момент было создано восемь. Деятельность СЭЗ регулировалась Указами Президента и региональным законодательством.

Единый федеральный закон по СЭЗ отсутствовал. Разработать его и внести на рассмотрение Госдумы Президент поручил Правительству ещё в 93-м году. Но вопрос подвис.

В 95-м независимые депутаты внесли в Госдуму альтернативный проект закона об особых экономических зонах (ОЭЗ), но в пылу предвыборной борьбы 95-го после его принятия в первом чтении он завис.

Как оказалось, законопроект об ОЭЗ вёл наш Комитет. Прочитав текст законопроекта, я понял, что он имел ритуальный характер и лишь “столбил” законодательную тему за его авторами. Одним из них был депутат, член аграрной фракции, зам. председателя нашего комитета Адриан Пузановский.

Срочно нужна была консультация Льва Васильева из МАРСЭЗ. По моей инициативе он уже встречался с Маслюковым 27 января. Новая встреча состоялась. Васильев предложил создать подкомитет по свободным экономическим зонам, как это было когда-то в Верховном совете РСФСР. Этой темой занимался в то время Андрей Шаповальянц, будущий Министр экономики.

Идея Васильева понравилась Маслюкову. Тематика СЭЗ была привлекательна не только как инструмент создания точек роста в экономике. Она выводила инициаторов законопроекта на широкие связи с бизнесом и прямой диалог с руководителями субъектов федерации. К сожалению, Регламент Думы не предусматривал создавать подкомитеты.

22 февраля я принял участие четвёртым во встрече на троих - Маслюкова, Пузановского, Васильева. Обсуждали концепцию федерального закона о СЭЗ.
Тема была концептуально важной. СЭЗ, как потенциальные точки роста экономики,  могли стать козырем левой оппозиции. За СЭЗ выступали все главы регионов.

По итогам встречи я взялся готовить документы для внесения проекта нового закона о СЭЗ на рассмотрение Госдумы от имени группы депутатов Комитета – Юрия Маслюкова, Адриана Пузановского и других.


Рецензии