20. Проект закона о национализации от КПРФ

Красный штурм Белого дома 1996. Роман.
(на фото Владимир Шумейко - руководитель предвыборного штаба Ельцина)

Тем временем работа штаба Маслюкова продолжалась.
27 февраля в 10-00 состоялась наша встреча  с Леонидом Петровичем Орленко, известным специалистом по вопросам стратегии управления народным хозяйством и размещения производительных сил, ядерной безопасности, сторонником планово-рыночных механизмов развития экономики, участником разработки экономической программы Аграрной партии России.

Взгляды Орленко были мне интересны, но его идею о планово-рыночных механизмах я трактовал более конкретно – как индикативное планирование на основе прогнозирования.

В тот же день 27 февраля, пока Маслюков беседовал с Орленко, фракция КПРФ на пленарном заседании Думы попыталась нанести упреждающий удар по партии власти. В первом чтении обсуждался проект федерального закона “О национализации”. В нём предлагались меры для исправления ошибок приватизации по Чубайсу.

При голосовании на пленарном заседании Думы проект закона получил лишь 178 голосов. Часть блока левоцентристской оппозиции, на словах солидарная с КПРФ, сдала её. Не сомневаюсь, что политтехнологи Кремля, наученные американскими консультантами, чем-то их “заинтересовали”. Для принятия проекта закона в первом чтении требовалось 216 голосов, то есть думское большинство. Но оно не состоялось.

Я помню тот законопроект. В нём ничего кардинального не содержалось. Устанавливались лишь законодательные механизмы национализации частной собственности. Во многих странах такие нормы были давно уже прописаны в законах. Это следовало бы сделать и в России, то есть обеспечить симметрию приватизация - национализация. Но для партии власти в тот момент сама постановка этого вопроса была недопустимой.

Маслюков, сидя в кабинете, следил за пленарным заседанием по телевизору - в Госдуме имелось кабельное телевидение. Маслюков так поступал часто, но голосования не пропускал – уходил из кабинета. Иногда он отдавал свою карточку депутата коллеге по фракции, чтобы тот голосовал вместо него.

В кабинетах аппарата телевизоры также имелись. Иногда во время трансляции пленарных заседаний у экранов собирался аппарат комитета. Было весело смотреть эксцентричные выступления Жириновского (его мы называли “Жириком”) и смело выражать эмоции, словно ты футбольный фанат!

Новости политики сыпались из телевизора как из рога изобилия.
В 12-00 по НТВ выступил Владимир Шумейко, руководитель предвыборного штаба Ельцина. Он заявил, что если придёт во власть Зюганов – будет гражданская война, если Жириновский – будет война мировая, а если Президентом станет Ельцин – реформы будут продолжены. Так что Ельцину нет альтернативы.

Аппарат комитета смеялся, слушая этот бред Шумейко. Он казался важным государственным мужем, но был косноязычен и недалёк в суждениях. Глядя на него, я понимал, что с такими политиками власть Ельцина долго не протянет, а если и протянет – то ноги и её вынесут из Кремля головой вперёд.

Прошло 20 лет и сегодня я вспоминаю аппарат комитета по экономической политике Госдумы образца 96 – 98 гг. добрым словом. Как правило, это были бывшие советские служащие среднего звена различных министерств, с большим опытом работы, в том числе, бывшие работники Госплана и депутаты Верховного Совета прежних созывов. Взаимоотношения были дружественными. Наушничество отсутствовало. Но позже, с приходом к руководству аппаратом озабоченных выживаемостью непрофессионалов, многое изменилось.


Рецензии