Счастье - это когда нет несчастья, часть 1

 
Пётр Качур
Эти мои воспоминания я хочу
посвятить светлой памяти моих
незабвенных,  многострадальных родителей,
которые не только дали нам с братом Володей
жизнь, родив нас, но и сумели, преодолевая
неимоверные житейские трудности,
поднять нас, дать нам достойное
образование и воспитание!
Светлая им память!
П.В.Качур

Рецензия на «Счастье - это когда нет несчастья» (Пётр Качур):

Потрясающая книга о судьбах простых людей нескольких поколений на фоне многострадальной истории страны. Такую многослойную книгу может написать только великий Человек, имеющий отличную память и знания, переданные близкими и полученными собственной непростой жизнью.
Вы - врождённый писатель. Ваша книга - это хрестоматия к учебнику истории страны, которую нужно изучать в школе.
Ваши дочери, конечно же, гордятся своим отцом - воплощением мужества и оптимизма. На таких людях, как Вы и Ваши предки, держалась и держится наша страна!
Здоровья и счастья Вам и Вашей семье!
Успехов в проза.ру
С Уважением,
Лев Неронов   30.04.2019 21:43               


               
                СУДЬБУ ЧЕЛОВЕКА СОЗДАЕТ ЕГО ХАРАКТЕР?!
           В старину каждый человек хорошо знал своих предков. Эти знания передавались в устных преданиях. В настоящее время мало кто знает о своих близких и «откуда род его пошёл». Евангелист Матвей в своей книге дает полную родословную Иисуса Христа и заключает: «Итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа – четырнадцать родов». (Слова других авторов выделяются мною курсивом). Для нас теперь – это непостижимо. Может быть, потому, что теперь мы родами не живем, и судьба разбрасывает нас по разным «городам и весям», и жить нам приходится не там, где хочется, а там, где пристроится человек. И если раньше считали, что Родина твоя там, где родился, откуда произошел, где Род твой, то теперь это более широкое понятие: сказывается, видимо, образ жизни, влияние идеологии ...
         Род наш происходит из Украины, из тех мест, где, по словам летописцев и историков, описывающих древние времена и племена, обитающие в тех местах, обычаи были «кроткие и тихие». Так, русский историк С.М.Соловьев, описывая «О том, как началась Русская Земля, и кто были первые князья в Киеве», ссылаясь на летопись Нестора, пишет: «... Так разошелся славянский народ ... Все эти племена жили особо друг от друга, каждое на своем месте со своими нравами, обычаями и преданиями. У полян были обычаи кроткие и тихие, а другие племена жили как звери» ...
         Кстати, согласно летописям Сен-Бертенского монастыря, так называемым "Бертинским анналам", в Киеве и среднем Поднепровье, якобы, существовало русское государство, основу которого составляли поляне, и правитель этого государства в 839 году направлял своих послов к германскому императору. Возможно, это были потомки славянского государства полян, основанного ещё легендарным Кием. И были эти послы к германскому императору в 839 году - за двадцать с лишним лет до Рюриков и до возникновения Новгорода, официальной датой возникновения которого считается 859 год, и который в 2009 году отмечал 1150 летний юбилей.      
         Итак, есть на Подолье, на Винничине (Украина, Винницкая область), в красивейших местах село Нетребовка. Это, если ехать из Вапнярки (железнодорожная станция Одесской ж/д) через Томашполь в Ямполь,  то надо в Гнаткове возле памятника павшим в годы Великой Отечественной войны сельчанам повернуть налево и километров через семь Вы попадете в Нетребовку. Весной, осенью, зимой или в дождливую погоду иной дороги в Нетребовку нет: завязнете. Там такой чернозем, что подметки от сапог отрывает. Там, как говорится, если забыть сухую палку из земли выдернуть, то из нее дерево вырастет.
         Приводимые ниже демографические данные по пос. Томашполь и с. Нетребовка  взяты мною из Юбилейного сборника «ТОМАШПIЛЬЩИНА», выпущенного в честь 85 летнего юбилея Томашпольского района в 2008 году издательством Книга-Вега  г. Винница. В этом сборнике можно познакомиться с биографиями известных  жителей Томашпольского района, хлеборобов, механизаторов, работников других профессий. … В частности, в  главе «Районная больница» говорится, что до 1941 года главным врачом Томашпольской  больницы работал Михаил Жванецкий, отец известного сатирика и юмориста Михаила Михайловича Жванецкого. Мама Михаила Жванецкого работала стоматологом. И раннее, довоенное детство Михаила Жванецкого прошло в Томашколе.
         Томашполь с 1923 года является районным центром.  «До 1459 г. этот населенный пункт имел славянское название Драгушов. В 1616 году  ему дали польское имя Томашполь в честь нового владельца – сына польского магната Яна Замойского Томаша. По переписи населения в 1897 г. в Томашполе было жителей всего 4972, из них – 4515 евреев».
         Как видим, евреев в Украине издавна было много. Они расселялись с древних времён по территории Киевской Руси и занимались торговлей и ремёслами, производством, выражаясь современным языком, товаров широкого потребления. При советской власти работали в партийных органах, органах власти, в учреждениях медицины и образования. В 1957 году, когда я приехал из Северо-Енисейска, я часто бывал в Томашполе, там учился мой двоюродный брат Коля, он снимал комнату у пожилой еврейки, и я даже подружился с некоторыми Томашпольскими ровесниками из еврейских семей. А в 1970 году я зашёл в почтовое отделение Томашполя и увидел там знакомого по 1957 году Мишу. Он был уже начальником этого почтового отделения. Меня он сразу не узнал, но потом вспомнил. Мы с ним немного побеседовали, он рассказал, что многие из наших общих знакомых, в том числе Фима и Сёма, уехали в Израиль, а он не захотел менять место жительства, у него здесь семья, работа и всё складывается нормально. Больше я его не встречал и о судьбе его и о судьбах других не знаю, ... Ведь люди испокон веков ищут, где лучше ... Как говорили еще древние: "Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше ..."
         Трудно сейчас сказать, как попали в эти места предки наши - нетребовчане, почему именно так назвали они свое поселение, но известно только, что народ там всегда был свободолюбивый, своевольный, крепкий и веселый. Говорят, что «Нетребовка» пошло от «Не треба!» (Не надо!), так как первые поселяне говорили, что им не надо (не треба) никого и ничего – они отказывались от властей, от панов, от всего извне, надеясь только на свои силы, на самих себя. Так говорили раньше старые люди ...
         Существует, невесёлая легенда, о том что название села произошло от первопоселенца, изгнанного из родительского дома и получившего прозвище Нетреба. Отец, якобы, за непристойное поведение сына прогнал его из дома, сказав: «Не треба мне такого сына!». Эта легенда приводится в сборнике «Томашпильщина». Нетреба выкопал землянку и жил в ней в одиночестве. Только одинокий журавль прилетал к нему. Отсюда и название речки – Журавка, и места, где он проживал – Журавня. Речка Журавка протекает через всё село и впадает в Днестр. Потом в эти места пришли люди, основали село, построили церковь, одним словом - стали здесь жить. И жили,обрабатывали землю, строили, хотя довольно скромные хаты, обзаводились коровами, лошадьми, волами. Без волов, рассказывала наша мама, невозможно было вспахать, посеять, снять урожай. Видимо, участки были побольше 25 соток, наделяемых крестьянам после коллективизации, которые люди обрабатывали при помощи простых лопат и граблей. Задумка о коллективном хозяйстве была на бумаге хорошей, но на практике не получалась. Люди работали в колхозах, доходов от работы не имели никаких и жили, в основном, личным домашним хозяйством, огородами, держали коров и берегли их, как могли. Ну а я эти места, эти поля когда-то исходил вдоль  и поперёк, истоптал их своими босыми ногами. Ходили тогда босиком «от снега до снега». Ходили пешком. Ходили со взрослыми на ярмарки; пасли коров, чаще всего на дальних сельских полях, там где выкашивали зерновые и разрешали пасти, и в лесах за определённую плату лесникам.
         Правда, пан там все-таки  был, и я еще помню, как в  панском доме был сельский клуб, а в поповском доме – начальная школа. Школа эта в селе так и называлась – «Поповская». В селе была еще семилетняя школа. Ее называли просто школой. В семидесятые годы двадцатого столетия на месте панского дома построен современный дворец культуры. Рассказывали старики, что, когда случилась революция, то, по обычаю своему, они не дали в обиду ни своего священника, ни своего пана, ни   свою церковь. Пан уехал за границу, оставив дом нетронутым, может быть, с тяжелой грустью, как в песне поется:   «Поручик Голицын, а, может, вернемся: зачем нам чужая земля?!».
         Как-то особенно волнуют эти слова. Может быть, потому что человеку больно за изгоев из собственной страны, как больно всегда за брошенных стариков и детей.
         А ещё нетребовские старожилы рассказывали, что до революции нетребовчане жили более дружно, были более сплочёнными и единодушными, а после революции, гражданской войны и после коллективизации многие, иногда даже близкие родственники, перестали общаться из-за различия взглядов на жизнь, на происходящее в селе и в стране, из-за разногласий по принимаемым властями решений и наносимых при этом обид ... Например, когда нашего деда Филимона и его семью пытались выселить на улицу из его родной хаты из-за сарая во дворе, он замкнулся, отказался идти в колхоз и перестал общаться с односельчанами и даже с родственниками, не поддержавшими его в то тяжёлое, неопределённое время. Естественно, что семья поддерживала его в этом. Семьи в то время были более сплочёнными, чем сейчас ... 
         Итак, пан уехал, а когда потом из района прибыл наряд, чтобы арестовать нетребовского священника, то нетребовчане взбунтовались,  своего священника в обиду не дали и к церкви никого не допустили. Священник, правда, вскоре переехал из своего обширного дома в маленькую крестьянскую хатенку, но в церкви правил до самой своей естественной смерти, где-то году в 1949, и похоронили его возле церкви, и народу было очень много: и церковнослужителей, и простого люда. Мне тогда было лет 10, и я хорошо помню эти похороны. Я был там со своим младшим – тогда еще совсем маленьким – братом Володей.
         Следует заметить, что, так как во всех окрестных селах церкви не работали (священников выслали, а церкви разрушили или приспособили под какие-то хозяйственные помещения), то в Нетребовке (далее – Н.) были самые многолюдные и интересные церковные праздники, и в Н. на такие праздники люди приходили даже из весьма удаленных сел. Раньше люди ходили пешком по 30 и 40 километров - на ярмарки в другие районы и сёла, на церковные праздники, к родственникам, ...  Вообще раньше люди были другими: нельзя забывать, как даже в тяжелые послевоенные годы повсюду слышались песни, шутки, радостный девичий смех. Пусть босые, полураздетые, полуголодные, но – ЛЮДИ. Мало было ненависти, злобы друг к другу, не было насилия к более слабому.  Ибо люди понимали, что зло, ненависть и глупость всегда обходятся очень дорого, что зло порождает зло, что если не остановить процесс мести добрым поступком, то конца ей не будет никогда. И закончиться это может трагически.  И эту свою мудрость люди передавали своим детям и внукам. И, вообще, раньше, в советские времена люди были добрее и отзывчивее, больше было готовых оказать помощь другим, ...
         Как-то я приехал домой в отпуск. И застал нашу маму в слезах. Она закапывала тушки отравленных кур.  И со слезами рассказала, что соседка Оля поссорилась с соседкой Люсей и рассыпала на Люсином огороде, межующим с маминым огородом, отравленные зёрна пшеницы. А куры обычно паслись на огородах, и мамины куры зашли в соседский огород  и отравились, как и Люсины куры. Я решил пойти к Оле, чтобы «разобраться». Но мама решительно остановила меня, мотивируя это тем, что, если вот так со злости, по-глупому, люди будут мстить друг другу, то это никогда не закончится...
         «Ладно - сказала она – вон цыплята подрастают. Просто жалко животину, кур. Они-то причём? Почему должны страдать от злобы людской?».
         Так я получил урок от нашей мамы: если не прощать, то возникнет непрерывная цепь зла. Зло порождает зло.  Зло надо прерывать добром в самом начале.   
         Люди были мудрее и добрее, не такие агрессивные, как теперь. Были, конечно, драки, но, как говорится, до «первой крови». Были кражи, хотя, по правде сказать, воровать было нечего. Но, если случалось, то мужики, как правило, по древним обычаям, сами разбирались между собою при уличении в краже методом «могорыча» и возмещения ущерба. Милиции в селах не было. И, пожалуй, одно из самых главных: люди не боялись людей, как теперь! И дружба среди людей была бескорыстной, настоящей! Не то что теперь люди вынуждены выбирать - или деньги, или дружба. А как раньше пели! Сейчас так уже не поют. Нетребовчане очень любили петь, плясать. По большинству фамилий и имён нетребовчан похоже, что они родственны с Закарпатьем или Прикарпатьем. Возможно, они оттуда прибыли, когда Закарпатье порабощалось Австро-Венгерской империей, и было много восстаний против этого порабощения, и, возможно, после очередного восстания жители Закарпатского села бежали из родного края на восток, куда глаза глядят, пока не остановились в этих местах. А, может быть, их какой-нибудь пан, получив здесь земли, переселил их в эти края ещё в давние времена. А потом (или ещё ранее) переселились ещё люди с восточной или центральной Украины. Теперь никак уже не узнать.
          Не исключено, что когда-то в старину эти места вдоль веселой когда-то речки с ласковым названием Журавка, занял какой-то ушедший от царского преследования запорожский казачий отряд, полюбив эти места за красивые тенистые леса, за необычайно родючие земли, за бездорожье и глушь: не очень-то чужой сунется. И речушку Журавушкой сами, небось, назвали. Ведь известно, что когда пошли гонения царских властей на украинское, а особенно запорожское казачество, то многие курени искали для своих семей свободные земли. Это особенно было распространено в XVI-XVIII столетиях. Всё XVIII столетие Правобережную Украину потрясают казацко-крестьянские восстания. В 1702—1704 годах повстанцы под началом фастовского полковника Семёна Палия полностью очистили от шляхты Подолье и Брацлавщину. Возможно, остался в этих местах отряд казаков с мечтой о независимой жизни на этих землях, когда ничего и никого, никаких панов и помещиков «не треба», «без них проживём», от чего и возникло название их поселения – Нетребовка. И ещё: если в древности было движение народов с Востока на Запад (арийцы, гунны, болгары, венгры), то теперь люди из Украины устремились на Восток. Эти мытарства, метания отображаются всеми историками. Русские историки С.М.Соловьев, Н.М.Карамзин, Н.И.Костомаров, и другие, описывают, как в те времена украинские казаки тщетно пытались уйти от надвигавшегося на их родные края закрепощения и жестокости. Люди всегда искали свободные земли. Уходили на Дон, на Кубань, в Дикое поле (современный Донбасс), в турецкие владения, пробиваясь с оружием в руках к незанятым еще землям, к Воле. Уходили от надвигавшегося рабства. Уходили и селяне с западных областей Украины на восток, скрываясь от польских угнетателей. Больше Жизни любили они Волю, Свободу, за нее они боролись всю жизнь. А еще любили они землю, свою землю. А ведь ни одна власть землю крестьянам так и не отдала! Были только обещания. Любили ее обрабатывать, ухаживать за ней, как за живой. Любили коней, коров – это были их помощники, кормильцы. Это потом уже в пятидесятые годы двадцатого столетия Первый секретарь Коммунистической партии Советского Союза Н.С.Хрущев отбил у крестьян охоту до земли и до собственного хозяйства, принудив крестьян продать всё со двора, говоря: «Все должны работать в колхозах и покупать все в колхозах: молоко, мясо, яйцо, ...».  Но не получилось так. И люди в очередной раз разочаровались. Ну почему все правители России так любят покомандовать своим народом, поэкспериментировать над ним, переделывать всё на свой лад, на свой "вкус и цвет", хотя все знают, что "на вкус и на цвет товарища нет!"? Почему каждый режим объясняет низкие пенсии и заработные платы тем, что если их повысить, то "товаров не хватит". Почему не хотят дать народу жить свободно? Зачем было из крестьян, а их было в довоенные и послевоенные времена более чем две трети населения, делать государственных рабов? Зачем было после Октябрьской революции (Декрет ВЦИК И СНК от 17.11.1917 г.) ликвидировать Российское казачество - русскую доблесть и славу? Причём ликвидация казачества проводилась с неимоверной жестокостью. Ведь казаки всегда служили стране верой и правдой, всегда отличались в сражениях за свободу страны и всегда проявляли в сражениях героизм. Казаки считали защиту границ своей страны основным своим долгом. Особенно отличились казачьи части и соединения во главе с атаманом Платовым при наполеоновском нашествии. Именно казаки составляли цвет российской армии. Казацкое войско участвовало в битве под Малоярославцем. И черниговские казаки отстояли тогда этот город и по существу остановили нашествие Наполеона. И в Первую мировую войну казаки воевали с необыкновенным мужеством и достоинством. В мирное время казаки занимались сельским хозяйством, всегда были экономически независимы и самодостаточны. Кстати, из казаков было много государственных деятелей и многие занимались наукой. Например, казак родом из простой украинской станицы Кирилл Разумовский, получив блестящее образование, более полувека возглавлял Российскую академию наук. А до него возглавлять Российскую академию наук доверяли лишь выходцам из Германии.
          А в те стародавние времена со всех сторон Украине угрожало порабощение. С юга и юго-востока - турки и крымские татары. Они нападали на украинские села и города, убивали, грабили, а молодых и сильных уводили в рабство, продавая их на невольничьих рынках в Кафе (ныне  - город Феодосия в Крыму). Маленьких детей, особенно мальчиков, обращали в свою веру. Из мальчиков выращивали профессиональных воинов. Людоловами называли крымских татар и турок в те страшные времена. С запада и северо-запада неволю несли поляки. Народ Украины стремился к воссоединению с Россией, (воссоединение было осуществлено в 1654 году), несмотря на то, что в России в те времена господствовало крепостное право. Следует подчеркнуть, что крепостное право было только в Европейской части России, а в отдаленных районах -  за Волгой, в Сибири, на Дальнем Востоке крепостного права не было. В те времена большое значение придавалось вероисповеданию. От турков и поляков отталкивала другая (не православная) вера (турки были мусульманами, а поляки – католиками). Народы  России и Украины были одной веры, это были братские народы, выходцы из одного племени, но России хватало своей вольницы (особенно казаки Донские,  Яицкие, и др., …). Российские правители жестоко подавляли все ее (вольницы) проявления.  Русский историк Н.И.Костомаров подробно рассказывает, как в Украине образовалось местное военное сословие под названием казаков, состоявшее под начальством старост, и что еще в пятидесятых годах XVI  века  их предводитель, предприимчивый и талантливый Черкасский и Каневский староста Димитрий Вишневецкий, вынашивал планы подчинения черноморского края Московской державе. Но ... «Его широкие планы уничтожить крымскую орду и подчинить черноморские края московской державе разбились об ограниченное упрямство царя Ивана Грозного»  -  сожалеет историк.
          При крепостном праве крестьянин со всей своей семьей закреплялся за барином, и барин мог со своими крепостными делать что угодно, как говорят, без суда и  следствия. Барин мог своих крепостных продавать, дарить, наказывать, мог и убить, и не нести за это ни перед кем никакой ответственности. Особенно широко стала известна жестоким отношением к своим крепостным помещица Салтыкова – владелица многих деревень. Жила она в собственных палатах в Москве на углу Кузнецкого моста и Лубянки; убийства совершала либо в этом доме, либо в своем подмосковном селе Троицком, где проводила летние месяцы. Писатель В.Я.Шишков пишет в романе «Емельян Пугачев»: «За семь лет она успела убить или замучить до смерти сто тридцать восемь человек, главным образом «женок и девок». Если за какие-то особые заслуги царь дарил кому-то из своих подданных земли, то вместе с землями новому владельцу передавались и крестьяне, и никто из крепостных не смел, под страхом жестокого наказания,  переехать в другой район, в другое селение.
          Русский поэт – декабрист К.Ф.Рылеев в 1824 году писал в своем стихотворении («Песни»):   
                «… Долго ль русский народ будет рухлядью господ?» …
                «… А уж правды нигде не ищи, мужик, в суде,
                Без синюхи судьи глухи,
                Без вины ты виноват…»
«Синюха» - здесь деньги, по цвету купюр.
Права жаловаться на своего хозяина крепостной крестьянин не имел.
          Только Дон, Яик, Сибирь, Кавказ до поры до времени принимали беглых крестьян. А бежали от невыносимого гнёта очень многие.
          В.Я.Шишков в романе «Емельян Пугачев» пишет: «С незапамятных времен русские люди – крестьяне, раскольники, солдаты – от непомерных угнетений, очертя голову, бежали на Урал, на Дон, за Волгу, в Швецию, Турцию, преимущественно в соседнюю с нами Польшу; бежали куда попало, – хоть к черту на рога, - лишь бы подальше от своего немилого отечества».
          Крепостничество было своеобразным рабством, отменено было в 1861 году указом царя. Да и то, не с целью предоставить крестьянам свободу, как выставлялось, а с целью пополнить казну повышением ссуд, закабаления крестьян финансово, в связи с экономическим кризисом. Как показывают исследования историков и экономистов, всякая власть стремится обеспечить только своё финансовое благополучие, но никак не народное.
          А до этих пор народы России были на положении рабов, как собственность помещиков. Украина же узнала, что такое крепостное право, уже после воссоединения с Россией. Правители России не любили свободолюбивое Украинское казачество, которое особенно многочисленным стало после восстания Богдана  Хмельницкого против Польши. Богдан Хмельницкий значительно увеличил количество реестровых (реестр – список), т.е. служилых казаков. Ну а в Запорожье дорога была свободна для всех, кто за Волю, кто за Свободу. Запорожье всегда было оплотом Свободы, и никакие захватчики не могли его одолеть.
          Во времена правления в России Екатерины II Украинское  казачество - общественно-политическая и военная организация украинского казачества -  было окончательно ликвидировано (в отличие от Донского, Терского, Оренбургского, Яицкого, Даурского, Сибирского, и других, которым наоборот были отведены земли, даны особые льготы и право на государственную службу) после победы в Русско-турецкой войне, когда оно стало ненужным царскому правительству. Поэтому манифестом от 14 августа 1775 года и ликвидирована была Запорожская Сечь, длительное время сохранявшая в Российской империи относительную автономию. Екатериной ll запрещены были украинский язык и сама украинская нация. Значительная часть запорожских казаков ушла на Кубань и там впоследствии было организовано Кубанское казачье войско. И жили на Кубани кубанские казаки по обычаям украинского Запорожья. Кстати, некоторые историки утверждают, что на Кубани перестали в школах изучать украинский язык только в 1937 году по решению И.Сталина.
          С самого начала объединения России и Украины  украинцев стали закрепощать, раздаривать их земли дворянам вместе с проживавшими на них крестьянами и казаками. Стали «выбивать» свободолюбие. Приближенные царей выпрашивали в дар плодородные украинские земли вместе с проживавшими на них крестьянами. Царь Петр всё хотел включить их в приданое (т.е. передать другому государству вместе с дочерью) своей дочери Елизавете, если бы она вышла замуж за какого королевича-принца из другого государства и начал переселение в районы Дикого поля (Донбасс) сербов из Австро-Венгерской империи, назвав районы переселения Новой Сербией; русский историк С.М.Соловьев так описывает те времена правления Петра I (в Украине - гетман Мазепа):
«Полковники беспрестанно приходили к гетману с жалобами: приставы у крепостного строения казаков палками по головам бьют, уши шпагами обсекают; казаки, оставивши дома свои, сенокосы и жнитво, терпят на службе царской  зной и всякого рода лишения, а там великороссийские люди домы их грабят, разбирают и палят, жен и дочерей насилуют, коней и скотину и всякие пожитки забирают, старшину бьют смертными побоями ...». Возможно, по этим причинам гетман Мазепа принял решение уйти подальше от жестокого императора к шведам, ... 
             Ещё ранее император Пётр I, заняв эти земли и назвав их Малороссией, обозвав, таким образом украинцев "малороссами" (украинцы не любили это слово), начал переселять на них из Австро-Венгерской империи сербов, служивших в войсках Австро-Венгрии. И выделил ПётрI им земли на нынешнем Донбассе, и назвал эти земли "Новой Сербией" с административным центром Бахмут (в Советском Союзе - Артёмовск). Так была создана, но долго не продержалась, "Новая Сербия" в степях Украины...; князь Меньшиков мечтал стать Украинским  Гетманом, строил интриги, чтобы оклеветать и убрать Гетмана Украины...  Много всего проделывалось, лишь бы поглумиться, унизить, «показать» место,  происхождение, ..., очень многих украинцев царские власти высылали из родных мест в районы Сибири и Дальнего Востока.  Впоследствии продолжили высылки из Украины в отдалённые районы Сибири и Дальнего Востока и советские власти ... В частности, на Дальний Восток в районы нынешнего Уссурийского края столько украинцев было выслано из Украины, что они составляли там большинство населения и в период Гражданской войны с 1917 по 1920 г.г. там украинцы провели пять Всеукраинских съездов Дальнего Востока с решениями о создании Украинской Дальневосточной Республики, о восстановлении украинского языка и создании в Республике Республиканских украинских воинских соединений, ... (материал из Википендии).
          Русские историки подробно описывают освободительную борьбу украинского народа против своих поработителей – поляков. Особенных успехов достигла эта борьба под руководством гетмана Богдана Хмельницкого. Казаки Б.Хмельницкого в 1648 г. заняли г. Львов, освободив почти всю Украину. Н.И.Костомаров пишет: «Из-под Львова Хмельницкий двинулся к Замостью, в глубину уже настоящей Польши ... Восставший народ требовал, чтобы он вел его на Польшу. Хмельницкий уже из-под Львова думал, было воротиться и, только уступая народному крику, ходил к Замостью. Хмельницкий мог идти прямо на Варшаву, навести страх на всю Речь Посполитую, заставить панов согласиться на самые крайние уступки; он мог бы совершить коренной переворот в Польше, разрушить в ней аристократический порядок, положить начало новому порядку, как государственному, так и общественному. Но Хмельницкий на это не отважился ...». А интриги правителей Польши, Турции, Крыма, Германии и Москвы не дали закрепиться на достигнутом.   Н.И.Костомаров в «Русской истории» описывает о том, как «весною 1653 года польский военачальник Чарнецкий, ворвавшись в Брацлавщину по берегу Буга, истреблял села и местечки: поляки резали жителей без разбора. По выражению их же соотечественника, не щадили ни красной девушки, ни беременной женщины, ни грудного младенца, как храбрый винницкий полковник Богун остановил этот варварский набег и обратил Чарнецкого в бегство;  как «Московское правительство формально объявило Польше войну»; как «в 1654 г. польское войско вступило в Подол и начало производить убийственную резню»; как «Город Немиров (ныне районный центр Винницкой области, недалеко от Винницы) был истреблен до основания; как 3000 жителей столпились в большом каменном погребе и поляки стали выкуривать их оттуда дымом, предлагая пощаду, если выдадут старших; никто не был выдан и все задохнулись в дыму; как отсюда поляки разошлись по разным путям отрядами, и где только встречали местечко, деревню, истребляли там и старого, и малого, а жилища сжигали ...»; как «везде жители защищались отчаянно косами, дубьем, колодами; ...все решались лучше погибнуть, чем покориться ляхам», как «в местечке Мушировке на первый день Пасхи поляки вырезали 5000, а в местечке Демовке  более 14 000 русского народа», как впоследствии «в Вильно был заключен договор, по которому поляки обязывались после смерти их короля Яна-Казимира избрать на польский престол русского царя Алексея Михайловича», а Б.Хмельницкий написал письмо царю, в котором убеждал последнего в том, «что этого никогда не будет,... ляхи этого договора никогда не сдержат ... » и убеждал: «Великий государь, единый православный царь в подсолнечной! Вторично молим тебя: не доверяй ляхам, не отдавай православного русского народа на поругание!». Н.И.Костомаров пишет далее: «Но Москва была глуха к этим советам, Хмельницкий видел, что пропускается удобный случай освободить русские земли из-под панской власти; а между тем не только Москва, но и другие соседи мешали его намерениям. Немецкий император с угрозами требовал от Хмельницкого мира с Польшею. Крымский хан и турецкий султан были в союзе с Польшею и не боялись ее трактатов с Москвою, зная, что со стороны поляков это не более как обман; напротив им страшнее были успехи Хмельницкого, которые вели к объединению и усилению русской державы. Хмельницкий впал в тоску, в уныние и, наконец, в болезнь. Он видел в будущем прежнее порабощение Украины ляхами и прибегал к последним мерам, чтобы предупредить его ...», как «не лучшим образом вели себя в украинских землях и люди московского царя, бесчинствовавшие по отношению к местному населению, грабившие и убивавшие их по любому поводу».
            Так, Н.И.Костомаров описывает: «... Казацкие старшины и вообще люди, у которых горизонт политических воззрений был шире, чем у простолюдинов, пропитаны были совсем иными понятиями, какие господствовали у великороссов. Они чуяли, что русская самодержавная власть посягнет на то, что в Малороссии называлось казацкой вольностью. Уже со стороны важных великорусских лиц делались зловещие намеки на необходимость поставить Малороссию на великорусский образец. По поводу постройки Печерской крепости в Киеве стали отрывать казаков от хозяйственных занятий и гонять на земляные работы, а великорусские служилые люди, наводнившие Украину, обращались с туземным населением нагло и свирепо».
           Как я уже рассказывал, русский историк М.С.Соловьев так описывает те времена:  «Полковники беспрестанно приходили к гетману с жалобами: приставы у крепостного строения казаков палками по головам бьют, уши шпагами обсекают; казаки, оставивши дома свои, сенокосы и жнитво, терпят на службе царской  зной и всякого рода лишения, а там великороссийские люди домы их грабят, разбирают и палят, жен и дочерей насилуют, коней и скотину и всякие пожитки забирают, старшину бьют смертными побоями ...».   
          Так описывали те события русские историки Н.И.Костомаров и С.М.Соловьев. Многострадальная Украина!
          И нового в этом нет ничего, потому что все завоеватели к покорённым ими народам относились крайне жестоко, как к рабам, подавляя малейшее недовольство, малейшее движение к независимости, не давая им возможности освободиться от колониальной зависимости, стать независимыми, самостоятельными, … Это было во всех колониальных странах - в Азии, Америке, Африке, Австралии, … В Индии, например, также были восстания против английских колонизаторов, борьба за независимость от Англии (одно из них - восстание сипаев в 1857-1859 г. г., подавленное также крайне жестоко), … Или, например, когда-то я читал роман болгарского писателя о жизни болгар в годы турецкой оккупации, где он говорил, что «турки за 500 лет колонизации сделали болгар из блондинов брюнетами», … Много несправедливостей пережили покорённые народы, …
          И еще о переселении казацких отрядов Н.И.Костомаров пишет: «Жители Южной Руси, не желая быть в порабощении у панов, во множестве бежали в Московское государство на слободы. Уже в прежние годы совершались такие переселения и появились около Рыльска, Путивля, Белгорода. В этот год переселение произошло в несравненно больших размерах. Первый пример показали волынцы. Казаки возникшего было Острожского полка, под предводительством Ивана Дзинковского, основали, с царского позволения, на берегу реки Тихой Сосны Острогожск и перенесли с собою все казацкое устройство. Таким образом, явился первый Слободской полк. За ним малорусы начали переселяться в огромном количестве в привольные южные степи Московского государства с берегов Днепра, Буга и других мест. Они сжигали свои хаты и гумна, чтоб не доставались врагам, складывали на возы свои пожитки  и отправлялись ватагами искать новой Украины, где не было ни ляхов,…. Отряды польского войска заступали им дорогу; украинцы пробивались с ружьями и даже пушками на новое жительство. Тогда менее чем в полгода появились в пограничных областях многие малорусские слободы, из которых дали начало значительным городам; так основаны были: Сумы, Короча, Белополье, Ахтырка, Лебедин, Харьков и другие. Поселенцы выбирали места по возможности безопасные и потому  большей частью вблизи болот, мешавших внезапным татарским нападениям». Осваивали также незанятые Юго-восточные районы, районы нынешнего Донбасса, по соседству с братьями казаками из России – донскими казаками...
           … Ещё царь Алексей Михайлович начал вводить в Украину свои войска. Богдан Хмельницкий посылал ему послания, мол, нет такого условия в наших договорах, … Но его уже не слушал никто, … Россия с Польшей заключили перемирие и Польше вернули Литву, Правобережную Украину и Белоруссию, …
          ... Таким образом, Богдан Хмельницкий предан был со всех сторон, впал в тоску, в отчаяние, в уныние и вскоре умер от кровоизлияния в мозг, ... 
          Н.И.Костомаров пишет: «С самого Богдана Хмельницкого эта страна (Украина) находилась в постоянном колебании. Уступая тяжелым обстоятельствам, малоросс поневоле клонил голову то перед ляхом, то пред «москалем», то перед турком, а в душе не любил никого из них. Его заветным желанием было прогнать их всех от себя и жить дома на своей воле».
          А ведь это искреннее стремление любого народа, большого и малого,  – жить дома на своей воле, на своей земле! ...
          Вполне объективно, правдиво сказал о ПетреI Великий русский писатель, просветитель Лев Николаевич Толстой:
        "С Петра I начинаются особенно поразительные и особенно близкие и понятные нам ужасы русской истории.
        Беснующийся, пьяный, сгнивший от сифилиса зверь четверть столетия губит людей, казнит, жжет, закапывает живых в землю, заточает жену, распутничает, мужеложествует, пьянствует, сам, забавляясь, рубит головы, кощунствует, ездит с подобием креста из чубуков в виде детородных членов и подобиями Евангелий — ящиком с водкой славить Христа, т. е. ругаться над верою, коронует бл..ь свою и своего любовника, разоряет Россию и казнит сына и умирает от сифилиса, и не только не поминают его злодейств, но до сих пор не перестают восхваления доблестей этого чудовища, и нет конца всякого рода памятников ему»
          Екатерина II решила уничтожить Запорожье - этот рассадник свободолюбия. Некоторые исследователи времен Екатерины II рассказывают, что она украинскую нацию вообще запретила, считая их "смутьянами", как и запретила также разговаривать населению Украины на украинском языке, как разжигала ненависть к запорожцам, к украинскому народу, ... Так ненавидела она запорожских казаков и всех украинцев за постоянные восстания и волнения в их землях, и за постоянные жалобы на ограбление и унижение, на захват их земель в Диком поле (современный Донбасс) со стороны донских казаков и переселение в эти районы сербов из Австро-Венгерской империи, и объявление заселённых сербами земель Новой Сербией,... Ликвидировала она Запорожье, чего не сделал даже император Пётр I, как уже говорилось, с особенной  жестокостью: казни, высылки в Сибирь, всё делалось, чтобы народ забыл о своей истории, о своих мечтах, чтобы запугать, унизить народ  ... До сих пор в глуши Дальнего Востока сохранились украинские названия  сел.  Все знаки Доблести и воинской Славы запорожских казаков были изъяты и перевезены в Петербург, а последний запорожский кошевой  Петр Калнышевский тайно был заточен царскими сатрапами в Соловецкую тюрьму. И содержался он там с особой, извращенной, унизительной жестокостью: окна в его тесной камере были замурованы, пищу ему подавали через маленькое отверстие, выходившее в коридор, а на прогулки его выводили лишь трижды в год: на Пасху, Преображение и Рождество. В туалет не выводили, и в камере туалета не было. Пожилой, великий своими делами человек, фактически, замурован был заживо! И жил в таких нечеловеческих условиях славный сын вольного Запорожского казачества, славный воин и борец за Волю, около 25 лет, в темном каменном мешке он ослеп, но не потерял разума и мужества. И до Александра I никто ничего не знал о нём. Император Александр I "даровал" Петру Ивановичу Калнышевскому волю, но тому было уже 110 лет, и он в письме архангельскому губернатору Мезенцеву поблагодарил за освобождение и попросил оставить его "в обители сей" и остался там, будучи больным и, фактически, слепым, до кончины своей 31 октября 1803 года в возрасте 113 лет. Вот чего стоила ему его любовь к Родине, к Свободе. Судьбу последнего Запорожского кошевого описывал писатель Вячеслав Яковлевич Шишков в одном из первых  изданий  своего величайшего романа «Емельян Пугачев». Впоследствии из других изданий советские издатели убрали это «крамольное» описание, а современные издатели вообще перестали печатать роман: не в их пользу описаны факты жизни русского народа во времена царизма и процветания самодурства. Некоторые теперь расхваливают монархию, мечтают о ее возврате, ...
          С не меньшей жестокостью относились к казакам и поляки. Так, Ивану Гонте, одному из руководителей национально-освободительного движения против Польши в Правобережной Украине, они назначили казнь в две недели, и казнили они его две недели, сдирая кожу, отрубая отдельные части тела и не давая ему умереть ... Они хотели своей жестокостью покорить свободолюбивый украинский народ. Но не получилось, …   Есть село Гонтовка  в Могилев - Подольском районе Винницкой области по соседству с Томашпольским районом, названное в честь Ивана Гонты. В этом селе долго мучили и казнили Ивана Гонту, так и не сломив его. А полонил обманом и предал Максима Зализняка и Ивана Гонту в 1768 г. по заданию царских властей российский полковник Гурьев (Войско Донское), пообещав им поддержку и дружбу, а затем коварно захватив поверивших ему руководителей восстания и их сподвижников во время организованного им «дружеского» застолья. Как было не поверить братьям – донским казакам?! Для расправы Ивана Гонту передали полякам, Максима Зализняка – российским властям. Что сталось с Максимом Зализняком, история не знает. Казнены были многие тысячи повстанцев. Так Екатерина II помогла ослабленной Польше в очередной раз потопить в крови стремление украинского народа к независимости.
          И так окончательно был завершен раздел Украины на две колонии - польскую и российскую ...
          Была ещё и Турция с 1672 по 1699 годы, захватившая в результате польско-турецкой войны некоторые районы Правобережной Украины почти до самой Винницы, ...
          Были также, постоянные нападения со стороны Крымского ханства, попытки захвата земель, захваты людей в рабство и торговля рабами в городе Кафа (Феодосия), ...
          Была у Украины мечта освободиться от колониального ига, но, …
          Для чего же я всё это - про древнюю старину - повторяю? Для чего писателей классиков-историков цитирую? Для того, что, полагаю я, не всё найдется в учебниках, а знать о том, как всё происходило в старину, надо. Чтобы знали, понимали и помнили древнюю мудрость: "Умный решает дела словом, а не оружием". Возможно, кто-то из моих потомков заинтересуется, найдет и прочитает труды великих историков и писателей в полном объеме и узнает «Откуда есть, пошла земля Русская». Ведь сейчас читают в основном детективы и смотрят боевики по телевизору. А я хотел бы чтобы больше читали хороших и умных книг и искренне желаю: читайте, читайте побольше классиков, побольше правдивых исторических книг. Книги помогают нам в приобретении опыта жизни! Учитесь на чужом опыте! Я, например, книгу Л.Н.Гумилева «От Руси до России» прочел одним духом: так интересно она написана. Я не мог оторваться также, читая произведения писателя Анатолия Иванова «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень», Георгия Маркова «Строговы», Николая Задорнова «Амур батюшка», Вячеслава Шишкова «Пугачев», «Угрюм река». А великий роман А.Фадеева "Молодая гвардия" о великом подвиге советской молодёжи в годы Великой Отечественной войны я перечитывал по несколько раз. И каждый раз я не переставал восхищаться нашими комсомольцами, их любовью к Родине. И нужно признать, что книг о массовом героизме советских людей очень много. Такое время тогда было героическое, когда все - от мала до велика - вставали на защиту своей Родины. И они защитили её, свою Родину, и нас, не щадя своих жизней. У нас есть чем гордиться.
          Очень интересно трактуют явления жизни и исторические события многие современные писатели, например, Михаил Веллер и другие. О русских писателях - классиках я  не говорю: о них говорит, ими восхищается весь читающий мир.
          Возможно, когда-то один из казачьих отрядов в поисках прибежища в те жестокие смутные времена, когда со всех сторон Украину рвали на части, пришел на Подолье, полагая, что здесь найдется для них Земля и Воля. Эти места они избрали, здесь они остановились, обжились, со временем построили церковь, поставили по православному обычаю кресты, по древнему обычаю были преданы своей православной вере, …
          Такие, видимо, события предшествовали переселению наших предков в края, где теперь живут их потомки - нетребовчане. Ведь дошли казаки Острожского полка аж до реки Тихая Сосна, что находится в нынешней Воронежской области. Никто теперь не расскажет, как это было, как появилось наше село Нетребовка, откуда прибыли первопоселенцы – из самого Запорожья ли, Закарпатья или Прикарпатья, из Волыни или из другого какого края, и что привело их в эти места. А, может быть, это были беглецы из районов Восточной Украины, которые в ужасе убегали от царских войск ПетраI после того, как по приказу царя в начале ноября 1708 года отрядом под командованием Меньшикова город Батурин, где была резиденция гетмана Мазепы, был сожжён и было истреблено много мирных жителей, ... Теперь этого не узнать.
Сказал же вполне объективно, правдиво о ПетреI Великий русский писатель, просветитель Лев Толстой:
        "С Петра I начинаются особенно поразительные и особенно близкие и понятные нам ужасы русской истории.
        Беснующийся, пьяный, сгнивший от сифилиса зверь четверть столетия губит людей, казнит, жжет, закапывает живых в землю, заточает жену, распутничает, мужеложествует, пьянствует, сам, забавляясь, рубит головы, кощунствует, ездит с подобием креста из чубуков в виде детородных членов и подобиями Евангелий — ящиком с водкой славить Христа, т. е. ругаться над верою, коронует бл..ь свою и своего любовника, разоряет Россию и казнит сына и умирает от сифилиса, и не только не поминают его злодейств, но до сих пор не перестают восхваления доблестей этого чудовища, и нет конца всякого рода памятников ему».
         А современный писатель Андрей Яхонтов сказал: "Прорубая окно в Европу, Пётр Первый посрубал (собственноручно) такое количество голов соотечественников, что ими можно запросто вымостить дорогу в Азию"...
         Никого теперь не осталось из наших родственников в Нетребовке: кто умер, а кто переехал на жительство в другие края. Такую теперь жизнь для простых людей власти создают: нестабильную, неуверенную, ненадежную. Хотя власти вещают, что ситуация  стабильная. Только что стабильно? Рост цен? Коррупция? Терроризм? Гибель людей? А люди молча всё - все признаки "стабильности" - переносят и выживают, как могут, - кто-то, кто может, уезжает за границу, кто-то уходит в мир иной, ... Такая вот "стабильность".
          В конце февраля 1917 года в России произошла Февральская буржуазная революция, а в октябре 1917 года - Октябрьская Социалистическая революция. Революция против царского режима, губившего постоянными войнами, и нищетой всю страну, многие покорённые народы, ...
2008 г.

... Продолжение следует (http://proza.ru/2021/01/09/1210)...


Рецензии
Все хотят быть счастливыми,
но мало кто может этого достичь
(слабо-умие, заторможенность,
НЕ-доразвитость Ума - НЕ-позволяет
Намеченных Целей достигать).
--------------------
Счастье нужно уметь строить, создавать ...
Для Настоящего (Большого) Счастья –
много всего нужно!
* * *
Большое Счастье – это когда всего
необходимого - много (в Достатке).
--------------------
Но, этого много – редко у кого бывает,
потому – по Настоящему Счастливых Людей
(обладающих Большим Счастьем) – оч. мало.
У большинства людей – Счастье маленькое
(НЕ-большое) или вообще – малюсенькое.
---------------
Счастье – НЕ-возможно без Процветания,
Процветание – НЕ-возможно без Свободы,
Свобода – НЕ-возможна без Просвещения!
Просвещение (Обучение и Воспитание) –
НЕ-возможно без Умных (Мудрых) Людей!
… И т.д.
==================
Подробнее см.:
Проза.ру, Сюткин Петр,
— "Законы ТЕОРИИ СЧАСТЬЯ".
---------------
Стихи.ру, Сюткин Петр, Стишок:
— "Твори Добро – НЕ-слушай Дураков!"
* * *

Петр Сюткин   28.11.2022 06:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.