Суров закон - быть России сынами

Многие места на северо-западе Подмосковья связаны с событиями Отечественной войны 1812 года, когда весь русский народ встал на борьбу с французами. Так, например, Берсеневка принадлежала герою Бородинского сражения генералу Николаю Николаевичу Раевскому…

В Отечественную войну 1812 года владельцы усадеб поставляли своих крестьян в Московское ополчение (1 ратника от каждых 10 крепостных), среди них были: владе-лица Чашниково на Петербургском тракте, жена майора Елизавета Ивановна Спечинская, поставившая 10 человек со своего имения; владелица сельца Буланино, Лунёво тож, жена бригадира Елизавета Петровна Уварова - 2 человека; владелец села Рождествено, Поярково тож асессор Михаил Михайлович Скиодан - 10 человек; владелица села Знаменское, Иевлево тож и деревни Владычино, жена адмирала Мордвинова Генриетта Александровна - 5  человек и многие другие.

Из формулярного списка от 13 сентября 1813 года воинов Московского ополчения, находившихся при 19 егерском полку 24-й пехотной дивизии, известно, что житель деревни Шемякино, в то время принадлежавшей Нарышкину, Гаврила Никитич Серов участвовал: «В сражении 1812 г. августа 26-го числа при дер. Бородиной, октября 12-го и 13-го при Малом–Ярославце, ноября 2-го под Красным, с 3-го по 4-е число в ночи при нападении неприятеля в с. Путиках».

Всего в Отечественной войне 1812 года участвовали 27672 воина Московского ополчения. В 1813 году, когда ополчение было распущено, вернулось домой свыше 6 тысяч человек. Как писала поэт Ольга Алфёрова:

       Суров закон – быть России сынами.
       Бородино в нашей памяти, в генах.
       Нам суждено черпать лучшее в дедах!

Издавна дорога между Москвой и Санкт-Петербургом имела стратегическое значение в военное время. В 1812 году название почтовой станции Чёрная Грязь на Петер-бургском тракте прозвучало в приказах М.И. Кутузова, и было упомянуто в журнале боевых действий: «…Авангард генерал-адъютанта Винценгероде стоит в селе Чёрная Грязь». В Чёрной Грязи авангард был вплоть до 26 сентября (по старому стилю) 1812 года, а передовая застава находилась у села Черкизово.

Барон Фердинанд Федорович Винценгероде был учеником Суворова, командовал отдельным отрядом, в который входили 9 кавалерийских и казачьих полков. Отряд получил задание прикрыть путь французам в северную столицу, выставить на дороге посты и пикеты. Авангард этого отряда во главе с полковником Василием Дмитриевичем Иловайским, который вскоре стал генерал-майором, не просто стоял в Чёрной Грязи, а нападал и как мог громил французский корпус Эжена Богарнэ. Интересно, что Богарнэ был сыном Жозефины, жены Наполеона Бонапарта, впоследствии он принял православие и получил имя Евгений. Будущий декабрист полковник Сергей Григорьевич Волконский, служивший в отряде Иловайского, писал в своих воспоминаниях: «Из Чёрной Грязи послал Винценгероде донесение в Петербург о горестном сообщении – передаче Москвы в руки неприятеля». Москва была оставлена русской армией и жителями 1-2 сентября (по старому стилю) 1812 года.

Село Чашниково на Петербургском тракте было занято французским отрядом из корпуса Эжена Богарнэ с 26 сентября по 1 октября (по старому стилю) 1812 года. Французы осквернили в Чашниково Никольский храм, устроили в нём конюшню, также они поступили и с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в селе Поярково, ограбили Троицкий храм в другом селе Чашниково (близ аэропорта «Шереметьево-1»), похитили из  Покровского храма в селе Мышецком антиминс. К счастью, село Поярково практически не пострадало от французов, его жители в это время скрывалось в глубоком овраге.

В 1812 году практически везде местное население встало на борьбу с французами, особенно успешно действовал партизанский отряд, в который входили жители де-ревень Ржавки и Назарьево. Здесь же, неподалёку, на территории современного Зеленограда, находилась раньше усадьба декабриста генерал-майора Михаила Александровича Фонвизина. 26 августа 1812 года он принимал участие в Бородинском сражении, за что был награждён орденом Анны 2-ой степени.

Мышецкое и соседнее село Озерецкое были захвачены французским отрядом из корпуса Нея. У крестьян французы забрали хлеб и фураж, после чего сожгли эти селения. 24 сентября (по старому стилю) 1812 года наши войска, получив подкрепление от отряда под командованием Ф.Ф. Винценгероде, а также при поддержке крестьян, объединившихся в крупный партизанский отряд, перешли в наступление и освободили Мышецкое и Озерецкое. В этих боях особенно отличился конный полк Тверского ополчения.

Кстати, жители Озерецкого внесли большой вклад в борьбе с французскими захватчиками. Когда французы вплотную подошли к Москве, крестьянам этого села было поручено вывезти из Москвы в город Покров Владимирской губернии архив редчайших документов государства Российского. В августе 1812 года на 120 подводах они вывезли архив, а после того, как опасность миновала, вернули его в целости и сохранности.

Спустя 10 лет после этих событий в усадьбе Мышецкое на Круглом озере поселился поэт и герой Отечественной войны 1812 года генерал-майор Денис Васильевич Давыдов. Образ Дениса Давыдова, лихого партизана 1812 года, послужил прототипом Денисова в произведении Л.Н. Толстого «Война и мир».

Денис Васильевич в Мышецком написал стихотворения: «Бородинское поле», «Партизан», «Современная песня», а также произведения мемуарного характера и по истории военного искусства «Военные записки», «Дневник партизанских действий 1812 года», «Мороз ли истребил французскую армию в 1812 году», «Встреча с Суворовым».

С 1840-х годов владельцем Мышецкого стал надворный советник, известный благотворитель, издатель и географ Платон Васильевич Голубков. В Отечественную войну 1812 года Платон Васильевич вступил в Костромское ополчение адъютантом его командующего, генерала П.Г. Бардакова, участвовал в боях и был награждён двумя орденами. П.В. Голубков значительные средства выделял на ремонт Покровского храма  в Мышецком, построенного в 1685 году.

Автор знаменитого стихотворения «Бородино», поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, проводил летние каникулы с 1829 по 1832 год в усадьбе Середниково у своих род-ственников Столыпиных. Он посещал деревни и сёла в окрестностях Середниково, наблюдал быт крестьян, слушал их песни. Среди местных крестьян было много бывших ополченцев и партизан, участников Отечественной войны 1812 года. 37 крестьян были участниками Бородинского сражения, а священник церкви во имя свт. Алексия, митро-полита Московского, Михаил Петрович Зерцалов имел бронзовый крест с надписью «1812».

Лермонтов много почерпнул о Бородинской битве из библиотеки Дмитрия Алексеевича Столыпина, участника Отечественной войны 1812 года. Ещё в детстве Лермонтов слышал рассказы другого брата бабушки Афанасия Алексеевича Столыпина про Бородинское сражение. Под впечатлением этого было написано стихотворение «Поле Бородина» – пролог к «Бородино».

Дочери Алексея Кирилловича Разумовского, владельца деревни Дубровки, Варвара и Екатерина активно сотрудничали с Патриотическом обществом. Это общество было основано в Петербурге с целью оказания помощи вдовам и сиротам участников Отечественной войны 1812 года. В 1813 году на свои средства они организовали лазарет для раненых русских воинов.

Варвара Алексеевна была замужем за князем генерал-лейтенантом Николаем Григорьевичем Репниным-Волконским, старшим братом декабриста Сергея Григорьевича Волконского. Интересно, что, когда в 1805 году муж Варвары Алексеевны в бою под Аустерлицем раненым попал в плен к французам, она явилась в стан врага и стала за мужем ухаживать, на это Наполеон сказал: «Завидую этому русскому!». После выздоровления князя Наполеон уполномочил его передать императору Александру I предложение о мирных переговорах.

Последними владельцами усадьбы Чашниково на Петербургском тракте были дворяне Спечинские. Известно, что один из рода Спечинских был офицером ополченческого Московского 1-го Конного полка во время Отечественной войны 1812 года, участвовал в сражениях и значился среди награждённых.

Около Чашниково находились «Курганы», а, точнее, братское кладбище французов, вошедшее в историю как «Французские могилы». Братские кладбища были и в других местах, в частности, у села Мышецкое, но в окрестностях Чашниково, было одно из крупнейших кладбищ, так как в 1812 году здесь русскими войсками и партизанскими отрядами французам был нанесён значительный урон.

У многих жителей села Чашниково хранились выкопанные из «Французских могил» трофеи: сабли, штыки, кинжалы, удила, шпоры. Однако впоследствии научные со-трудники московских музеев забрали у жителей наиболее ценные экспонаты, и на юби-лейной выставке в Москве, организованной к 100-летию Отечественной войны 1812 года, археологические находки, сделанные на этом братском кладбище, составили ос-нову экспозиции. В наше время поиск «Французских могил» не увенчался успехом.


Рецензии