А битникам места не нашлось

Бит-поколение (Разбитое поколение) — название группы американских поэтов и прозаиков, которая оказывала влияние на культурное сознание своих современников с середины 40х годов и завоевало признание в конце 50х. Термин «бит-поколение» появился в 1948м и принадлежал Керуаку, таким образом охарактеризовавшему нонконформистское молодёжное движение в Нью-Йорке, выросшие, из практически исчезнувшего на тот момент, «потерянного поколения».

Советских и постсоветских читателей поколение битников обошло стороной. Немногие читали «Голый завтрак» Берроуза, еще меньше «В Дороге» Керуака, а «Вопль» Гинзберга и днем со огнем не сыскать на книжных полках. А ведь на 2000й год было издано 3.5 миллиона копий уже упомянутой «В дороге». Что конечно меркнет на фоне Гарри Поттера с его 100 миллионами, но все же, тоже немало. Так почему же многим из нас, даже не знакомы эти имена?

Дело в том, что рассвет этой контркультуры пришелся на сытые американские 50е. Для нас же, 50е стали временем тяжелого восстановления после ужасающей по масштабам войны. На фоне всего этого, жалобы на общество белых заборчиков и бифштексов на воскресном ужине выглядели глупо, и даже немного кощунственно. Более того, их призыв к неподчинению и любовь к бензедрину, шли вразрез с советской идеологией, что однозначно не давало им хода в странны восточного блока. Хотя, так или иначе идеи битников просочились и к нам. Поэты шестидесятники все же переняли что-то у хиппи, а те в свою очередь, многое почерпнули у разбитого поколения. В 1960м даже были опубликованы фрагменты «В дороге», переведенные Ефановой, но говорить о хоть какой-то известности, конечно не приходилось.

Всерьез, отечественный читатель познакомился с бит авторами уже в конце 90х. На тот момент, мы еще мало что знали об американском менталитете и их укладе жизни. К тому же, понятия не имели, что значит жить при капитализме и демократии и откуда могут взяться бунтари критикующие столь идеализируемые нами понятия. В итоге, большинство российских читателей увидели лишь то, что было на поверхности — наркотики, бродяжничество и сексуальные эксперименты, что в общем-то совпало со взглядами молодежи тех лет. Эту же волну подхватили и некоторые переводчики и словно нарочно выпячивали эти аспекты в русских изданиях. Массовый же читатель, воспитанный на Пушкине, Достоевском и Шолохове, тут же определил бит литературу в разряд «чернухи» и благополучно про нее забыл.

Вновь о битниках заговорили лишь в начале 10х. Когда люди, прожившие в демократическом обществе пару десятков лет, вдруг обнаружили, что легко и радостно зажилось далеко не всем, они немного иначе взглянули на творчество битников. Ведь именно разбитое поколение, одним из первых смекнуло, что в их звездно-полосатом раю, все не так радужно, как говорили им по телевизору, и начали искать выход из этого порочного круга, хоть и делали это очень неумело и не сказать, что особенно успешно. Тем не менее, они дали толчок мировой литературе, определив ее направление на несколько десятилетий вперед. Без них, мы вряд ли когда-то увидели бы «Алису в зазеркалье», «Пролетая над гнездом кукушки» и «Фореста Гампа».

Конечно, идеи битников уже безнадежно устарели, и на поверку лет, стали скорее не руководством к действию, а наглядным пособием о том, чего делать не стоит. Все же, человек, так или иначе связанный с литературным творчеством, просто обязан быть с ними знаком. Мне лично понятно нежелание многих погружаться в бит литературу. Книги «разбитых», особенно если говорить о Берроузе, далеко не самое комфортное чтиво. Бит авторы постоянно экспериментировали со стилем, структурой и формой, что ни сколько не облегчает работу читателя. Да еще и нужно иметь хотя бы поверхностное представление об американских 50х. Словом — больше труда, чем удовольствия. Но не смотря на все это, озвученная в начале триада «В дороге» — «Вопль» — «Голый завтрак», просто обязательна к прочтению. Тем же, кто категорически к этому не готов, очень поможет книга «Битники» за авторством Дмитрия Хаустова, который весьма удачно препарировал бит-поколение и вывел основные тезисы их философии.

В заключении, стоит сказать, что без понимания битников, невозможно понимание современной американской литературы, которая сегодня занимает не последнее место в книжном рынке. Бродяги битники, должны наконец-то обрести место в наших умах, ведь хотим мы того или нет, теперь мы живем по законам мира, который они исколесили вдоль и поперек.

Нравятся статьи? Подписывайся на Лит Завод во Вконтакте https://vk.com/public217691557 и читай их прямо  в своем смартфоне. Делись опытом с другими участниками сообщества и находи знакомства и связи по интересу.


Рецензии
Здравствуйте, Игорь!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
Список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2021/10/28/1120

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   02.11.2021 10:23     Заявить о нарушении