Авиация, как философия жизни

 
     Все в этом мире началось с красоты и высоты. Да. Ни с мысли и ни слова. Бог создавал нашу Землю с высоты. Своей ВЫСОТЫ.  Из  хаоса,  имеющего свой порядок. Может поэтому,  видимое  нами на Земле, не совсем всегда совпадает с  Божественной Мыслью. Бог нам дал и дает гораздо больше, чем мы принимаем от Него.
          Одно и то же, если рассматривать с разных сторон и с разных высот, будет  всегда фрактально. Бесконечное разнообразие графических образов, которые похожи, но которые не повторяются. 
          Истинное  я стала  понимать благодаря полету.
          Собственному полету.
          Видеть – самый ценный подарок Бога, нам живым на Земле.
          Видеть красивое, которое способно нас поднимать над воображением.
          Скажу кратко. Красота – это невероятная  сила эмоций, способная творить чудеса.
          Чем сильнее воспринимаем красоту окружающего мира – тем чаще мы видим ее вокруг себя. 
          Кажется, что живут и счастливые и несчастливые люди на разных планетах. Физически – на одной, а вот духовно – на разных. У разочарованных и депрессионных, восприятие и принятие всего, что внутри него и из вне,  очень сильно отличается от оптимистов. 
          С самолета, с определенной, «видимой» высоты, понимаешь величие фразы « большое видится на расстоянье».  И это не только касается предметов и образов. Это  касается и времени, и духовной фрактальности и человеческих взаимоотношений.
         Закладываешь вираж, крыло опускается вертикально вниз и самолет «замирает» на несколько секунд на месте. А с ним ЗАМИРАЕШЬ и ты.  Слово-то какое « З А М И Р А Т Ь»!
         Частица «за»- понятно. «Мир»- понятно.  А вот  «ать» - это же «раз». А все вместе – секунда неповторимости мира!  Это так длиться незаметно, набор высоты происходит быстро, что кажется, что с тобой ничего не произошло. А на самом деле – произошло многое! Эти секунды захлестывают ЭМОЦИИ. Они зашкаливают все внутренние, собственные «живые датчики».
         С этой «видимой, малой высоты», которая способна показать всю красоту нашей планеты, ты вдруг замечаешь, как она похожа на ситцевую мозаику лоскутков ткани. Разноцветные квадратики, словно  старое одеяло буддистского храма начала IX века, которое было сшито из одежд паломников. А с другой стороны, словно в одно мгновение, пронеслись перед глазами картинки  русской избы  с самоткаными дорожками и покрывалами.
        А тут и озера, как зеркальца, в которое заглядывает красавица.
В XII веке древние римляне выдували огромный шар из стекла и наполняли оловом, а потом разбивали. Такой осколочек был на вес золота.  Это же было настоящим сокровищем!
       А тут и реки, как  шоколадные струи брауни, ведь Земля наша так похожа на торт.
Но самое потрясающее и бесподобно - впечатляющее, это когда самолет, снижаясь, проходит сквозь плотные облака. Проскочив эту « собранную с молока пенку», выскочив под ее нижний слой, видишь почти ровную  и четкую границу. Начинаешь осознавать, что ты словно в гигантском доме с белым потолком. И чем ближе ты опускаешься при посадке, эта комната превращается  в исчезающие тучки. А потом и они исчезают, и как в театре начинает меняться декорация красивейших портьер из редчайшего прозрачного шелка.
       А  иной раз просто путаешься: где ты?  Словно в морской раковине, где золотой «жемчуг» солнца манит взгляд  к своему  фантастическому  перевоплощению.
       А,  какое это необыкновенное потрясение – лететь над морем и горами. Береговая линия… Видны бухты и трещины.  А если посадить самолет на песок пляжа (хотя бы в фантазиях), то можно увидеть, те же формы, что видел с высоты, только отраженные в горных структурах, на камнях, формирующих эти скалы.
       Мы склонны действительность принимать несколько «грубее». Но это уже здесь, на земле, мы снимает розовые очки. А там, в небе, когда все озаряется невероятными красками космоса, совсем незаметны трещинки на скалах. Как незаметны морщинки  у улыбающихся любимых глаз. Ничего не идеально, не гладко и не непрерывно. Даже действительность неясна, потому, что она НЕУПОРЯДОЧНА, как и вызванные эмоции,  восторгом  ПОЛЕТА!
   Философия полета – это магия, построенная на реальности, увиденная с высоты.
        Стоит только подняться на воздушном шаре или на маленьком самолете на высоту 700 метров, с которой достаточно ощутить себя крылатым. Ян Артюс- Бертран, фотограф, он провел в небе боле 4000 часов, что бы запечатлеть нашу планету и показать нам, насколько мы глупы. Глупы, потому, что часто уходим в внутрь себя, не понимая, что есть прямая зависимость между красотой этого мира и красотой наших душ.
        Это Уффингстонская белая лошадь, которая была создана в бронзовый век, путем снятия дернового покрова в X веке до н.э.  Кто создавал ее и для кого, если человек поднялся в небо  только  столетие  назад? Как снизу, разглядеть бегущую лошадь или волкодава? А из поколения в поколение, человек сохраняет это чудо, скашивая вокруг траву до восьми раз за лето.
        И несется по земле чудо-конь, что бы  мы видели бег с  высоты красот!   Бежит и кричит нам:  « Люди, вы — свет мира. Вы — звезды. Вы — храм истины. В каждом из вас Вселенная. Погрузите ум в сердце, спрашивайте свое сердце, слушайте через свою любовь.  Блаженны знающие язык Бога! Жизнь — это путь, цель и награда. Жизнь — это танец Любви. Ваше предназначение — расцвести.  БЫТЬ — это великий дар миру. Ваша жизнь — история Вселенной. И поэтому жизнь прекраснее всех теорий. Счастливый преображает многих. Несчастные остаются рабами, ибо счастье любит свободу. Воистину, радость там, где Свобода. Постигайте искусство счастья.  Откройтесь миру и мир откроется вам! Станьте энергией любви, ибо любовь все одухотворяет». *
    А как выстроились молекулыпод микроскопом! И они не только напоминают нам пропеллер, они ими и являются. Молекулярные пропеллеры – это «наноразмеренное устройство», способное совершать вращательные движения благодаря специфической форме, которая соответствует авиационному пропеллеру. Роторно-молекулярные моторы используются благополучно бактериями для передвижения. А в современной медицине, использование такого явление – будущее в фармакологии, где доставка лекарства будет более конкретной и целенаправленной, особенно, если это будет касаться генной терапии.
       Наверное, еще со школьной программы, говоря о молекулах газа, мы редко задумывались, что сама молекула летает со скоростью 1100 , а то и 4800 км в час. Вот, она «прыгают нам в глаза», «бьют по ушам», вырисовывая траекторию своего высшего пилотажа,  а мы и не замечаем.  Как-то и незаметно у нас само слово «парить»! А оно от слова «пар», что  значит « быть над чем-то». А «парить» - двигаться над чем-то.
     Живет в некоторых местах Америки, некая Жаба Кваба. Да, Кваба, не Клава. Она приспособила свои перепонки так, что они во время прыжка, превращаются в подобие крыльев. И ее прыжок, с учетом ее веса  и длины, превращается в полет на расстояние 12 метров.
      Нежный и добрый бельчонок, перелетает  ветки на ветку со скоростью поезда. Сидит себе на ветке, а тут «хлобысь» - и со скоростью «Сапсана» за орехом! А на острове Ява, ящерица есть. Мини дракончик такой. Ползает, как все сородичи, а  в один момент может так подпрыгнуть,  и потом планировать всем телом так, что  авиаторам и не снилось!
      Так вот, если говорить конкретно, рассматривая процесс полета, как философское явление, то это контроль тела  в пространстве. А это и есть – полет. Авиация – искусственно созданные условия возможности существования тела в пространстве  выше земли.  Так что это за такие «условия существования», ради которых человек готов на любые трудности и испытания?
     Авиация – это сакральное  слово, которое сколько будет существовать человечество, будет безудержно  заставлять трепетать сердца, глядя в небо.
     В « Обыкновенном чуде», Евгений Шварц, сказал: « Сказка рассказывается не для того, что бы скрыть, а для того, что бы открыть во всю силу, во весь голос  то, что думаешь». 
     Рассказать об авиации так, как хочет сказать сердце! Как этот стук в унисон бьется и бьется у миллиона людей, которые каждый раз, при звуке пролетающего самолета поднимают вверх голову и машут рукой вослед.  Только авиация не сказка. Это чудо, которое превратилось в быль,  в реальность!
     Небо! Какое оно величественное! Какое разное и непостижимое!  То чистое, бездонное, а то голубое – голубое, а то вдруг серое и почти черное…. Капельки дождя … Капелька за капелькой и ими наполняются океаны водой. Реки дают жизнь всему, что есть на Земле.
- Я капелька,  - сказала одна другой, - раньше я была капелькой молока и кормила младенца…
- А я, - ответила другая капелька – была капелькой пота человека, который трудился…
      Миллионы капелек, которые поворачивают мельничное колесо, что бы был хлеб. И капельки океанов,  которые несут корабли на всех парусах, открывая неведомые земли. И капельки слез, которые проступают у глаз, как символ  чистоты и доброты души, которая живет в нас.
      Все, что есть на земле – благодаря небу!
      И всегда хочется быть ближе к этому  таинству, наполненному жизнью, мечтой и полетом!
    Легенда об Икаре. Сколько мы слышали об этом. Древние греки, рассказывая о подвиге богов, благословляли на полет, давая нам знания.
    Мастер Дедал,  пытаясь вырваться из плена Миноса - злого правителя Крита,  сказал: « Нет для меня пути по морю, но вот небо открыто для меня! Кто помешает мне на воздушной дороге? Птицы рассекают крыльями воздух и летят куда хотят! Разве человек хуже птицы?».
     И придумал он крылья для себя и своего племянника Икара!
     «Ветер подхватит тебя и откроит свои объятия, Икар! Ты только не поднимайся высоко к Солнцу и не опускайся сильно к Морю» - давал напутствия Дедал.
      Икар еще мальчишкой наблюдал, как стремительно скользил кораблик с прикрепленным сухим листиком, подгоняемый  свежим ветерком.
   Прямой парус – значит плыть прямо, поддаваясь велению ветра и течения! Быть зависимым от них! А что бы лететь -  нужна свобода!
    И тогда Дедал обрезал крылья как у птиц и ангелов по косой линии : « С такими крыльями, ты сможешь сопротивляться ветру, Икар! При любом сильной буре ты сможешь лететь навстречу ей и ничего не бояться! Только полет может дать человеку полную свободу! Помни это!».
     И взлетел Икар! И увидели его полет  моряки, которые ловили рыбу. И удивились этой задумке. Так появились одновременно Аксель –  Косые паруса  и Крылья. С латинского языка «Aksel» переводится, как прыжок вверх.

     На кораблях, косой парус крепился вантом  (переводится как – деталь, крепежное изделие), в авиации появился – винт (пропеллер).
     Интересно, что на каждом самолете сейчас есть прибор – акселерометр, прибор для измерения ускорений и перегрузок, когда все силы зависят от угловой скорости вращения самолета.
    В  фигурном катании, прыжок «аксель» был исполнен норвежским фигуристом Акселем Паульсеном в 1882 году на беговых коньках.  Это единственный прыжок, исполняющийся с движением вперед в силу чего в нем «не целое» число оборотов. Это самый сложный прыжок. Интересное совпадение.
      В 1878 году, в американском городке Миллвиле, двум своим маленьким сыновьям Орвиллу и Уилбуру, отец купил необычную игрушку. Игрушка была из бумаги и бамбука длинной около 30 см. Ее моторчик вращался за счет круглой резинки на пробке. С помощью этого вращения, игрушка летала и очень радовала детей. Они не расставались с ней. Но однажды игрушка сломалась, и в доме полились слезы. Починить они ее не смогли, но появилось желание сделать игрушку, которая будет летать!
     Рядом с мальчиками, всегда была их сестра Кэтрин. Она обожала все то, что они делают, и помогала им. Мальчики иногда ругали ее за любопытство, но не прогоняли.
Пока семейство Райт наслаждалось игрушками, которые когда-то, очень давно, были придуманы человеком, который так же мечтал о полете!
    Летающая стрекоза – игрушка, которая появилась еще 400 лет до нашей эры в Китае. Там же, после изобретения пороха, были придумана аэродинамическая игрушка, которая напоминала ракету, которая взлетала и кружила над головой у зевак.
     Но тогда, глядя на играющих мальчишек, никто не мог себе  и представить, что эти озорные братья Райт изобретут НЕЧТО, что откроет истинную эпоху полета человека и начнется эра Авиации!
    Много Икаров рождалось и на земли русской. С древних  летописях  немало сохранилось легенд и сказаний о смелых и отважных людях, которые хотели подняться в небо.
    В Коктебеле есть музей планеризма, где есть много картин, на которых изображены эти смельчаки, копии документов, которые сохранились до наших дней, повествующих о их подвигах.
    Одно из первых упоминаний  о желании летать датируется временем Андрея Рублева 1360 годом. Во времена Ивана Грозного, жил Никитка холоп, сын Лупатова. И мечтал он взлететь, что бы поговорить с Богом да увидеть Его. Смастерил он деревянные крылья, приклеил на них птичье оперенье и объявил всем: «Взлечу ака птица в небо!» И поднялся Никитка в 1565 году в один из летних дней с колокольни церкви Распятия Христова в Успенском Александровском монастыре. И полетел он, перелетел стену монастыря  и приземлился, упав в реку Серая. Зашибся немного… Узнал об этом поступке царь и приказал забить смельчака батогами до смерти. А через 15 лет, здесь же погибнет его сын, царевич Иван, и умрет красавица-жена Марфа Собакина. Много потерь понесет царь, может в наказание за жестокость.
    Про Никитку не только слыхали в Александрове, но и на Урале, в городе Кунгура. Там стоит памятник этому смелому и отважному парню. Вот сколько уже лет прошло с тех пор, а верят люди, что он святой, от того и приходят к нему и просят об исполнении желаний. Да все пятку потрут - верят. И исполняются мечты…
    Жил во времена Петра Первого столяр Емельян Иванов в селе Ключи близ Ряжска. И придумал он деревянного орла, дабы летать на нем. Царь Петр Великий был любопытен к таким "авантюрам" и поддержал "летуна", выделив из государевой казны 18 рублей. Сумма немалая по тем временам. Стал делать себе крылья мужик, да не простые, а слюдяные. Оказались тяжеловаты. Не поднялся он в воздух. Попросил еще денег. Добавили ему 5 рублей из казны. В этот раз он сделал замшевые крылья. Но тоже не удалось взлететь, как ни бегал мужик по двору, не махал крыльями из замши - бестолку. Тогда обязали неудачника продать все имущество, чтобы вернуть в казну деньги, да избили для того, чтобы дурь из головы выбить. Окровавленный, плакал он от боли, а все потешались. А он: « Хотел я птицу орла сделать, что бы мигом летал над царскими палатами. Влево повернул бы винтик — орел книзу летит, вправо повернул бы — подымется над землей…» Говорил и плакал.
Роберт Рождественский так описал случившееся:
«Посреди иконных ликов и немыслимых личин,
Бормотанья и тоски неосознанной,
Посреди пиров и пыток, пьяных песен и лучин,
Человек лежал ничком, в крови собственной.
Он лежал один. И не было ни звёзд, ни облаков.
Он лежал, широко глаза открывши.
И спина его горела не от царских батогов,
Прорастали крылья в ней.
Крылья!..
Крылышки!..»
— В землю смотришь, холоп?
— В землю смотрю...
— Полетать хотел?
— И теперь хочу.
— Аки птица, говоришь?
— Аки птица, говорю...
— Ну, а дальше как?!
— Непременно взлечу!..
И день был 30 апреля  1695 года…
Желание летать – одержимое состояние! Основа этого чувства необъяснима до сих пор.
Законы полета и Великая философия жизни. По своей сути – они развиваются и поддерживаются одними правилами.
Неспроста слово « планирование» имеет несколько значений, но по глубине – обозначают одно и то же. Мы планируем свои дела, для ожидания, каких-то важных, для нас,  результатов, которые на траектории линии жизни дают нам СОБЫТИЯ. 
В авиации планирование – это скольжение самолета с максимальной или отсутствующей тягой двигателя при снижении.
Что общего в этих понятиях?
Да то, что при самых амбиционных идеях, надо правильно выбирать  ВЫСОТУ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ.
ВПР ( в авиации)  - минимальная высота, при которой возможен уход на повторный круг.
Наши мечты, иногда рушатся неосуществимыми от того, что мы не оставляем шанса на ВПР. Невозможно все в жизни рассчитать сразу и навсегда.
Главное – не изменять мечте и быть готовым к тому, что ЖИЗНЬ – это и есть ПОЛЕТ, и мы в ней ПИЛОТЫ.
    Сразу хочу извиниться перед всеми профессиональными летчиками за столь дерзкое видение некоторых вещей, которые касаются непосредственно их работы и профессионализма. Предложенное виденье — это просто высказанная мысль. Не более того. Она обсуждаемая. Уверенна, что место ей все-таки есть, и взята она из реальных наблюдений.
   Начну вот с чего.
Каждый из нас на протяжении жизни  чем-то увлекается. Это может быть  живопись,  танцы, спорт, авторалли, и многое другое. Мы можем сами заниматься этим,  а можем просто  любоваться, восхищаясь, как это делают другие. Конечно же, первое гораздо интереснее.
Понятно, что если становишься поклонником какого-то художника, начинаешь понимать его картины с мазка, с композиции, со стиля, свойственному только ему, с умением работать со светом и красками.
Сегодня никто не будет спорить, что любое увлечение — это необходимость пополнения заряда энергии, в котором нуждается наш организм. Через восприятие разумом того, зачем мы наблюдаем, что приносит нам удовольствие, происходит восстановление эмоционально - психологического состояния.
Мы привыкли это связывать только с видами искусства, спорта, окружающего мира.
Все, что создает человек — индивидуально!
А любая индивидуальность несет в себе разные заряды энергии. Не бывает одинаковых дождей и закатов, и цвет моря всегда разный, потому что упавшие лучи солнца по- разному отражаются в нем. И любая копия картины, будет разной, а значит и индивидуальной.
Вот за всей этой неповторимостью, стоит разное энергетическое распределение, которое формируется ментальностью.
На протяжении некоторого времени, я наблюдала за «летным почерком» нескольких пилотов.
Я сразу хочу внести некое уточнение:
мы будем говорить о полете самолета, как о процессе, который дает нам  наивысшую эмоциональную энергию.
«Летный почерк»- это индивидуальность. Четкое и правильное выполнение всех элементов высшего пилотажа — это профессионализм.
Вопрос вот в чем: на сколько харизматичность пилота,  его внутренняя энергия во время полета объединяется с физическим телом (самолет), что высший пилотаж становится индивидуальным.
Есть пилоты, о которых говорят : они птицы.
Если совместить личностные качества этих людей, с их профессионализмом, в небе мы как раз и увидим «летный почерк» каждого, и он будет разным!
Пилот первый. Летный почерк — «Гуру- друг»
«Гуру» — в точном переводе с индийского означает - ведет за собой. Авторитет настолько высок, что наблюдая за его полетом, теряешь ощущение земного притяжения. Самолет для него — друг, товарищ. Своей энергией, он создает симбиоз  максимальных возможностей от этой дружбы в полете. Так и слышится : мы с тобой — одной крови!
«Друг это то, кто рядом
В радости или в беде.
Кто не осудит взглядом,
И не солжет тебе.
Тот, кто в одной страховке
Рядом с тобой идет.
Тот, кто в судьбе-плутовке
Тебя не подведет».
В авиации как говорят: на дружбу и на любовь, другого «захода» на посадку не бывает.
Пилот второй. Летный почерк - «Ас-учитель».
«Ас» - точный перевод с французского — первый, ведущий.
Он опора стаи, упряжки. Потому что вожак, он за все отвечает, берет на себя ответственность.
Самолет для него — ребенок, которого он учит летать. Он - питает пробуждение ученика.
Во время полета, он показывает своего ребенка: а вот он может так, а вот он какой молодец, и какой он славный, смелый, быстрый. А какой красивый!  Свое «Я» он растворяет в своем любимце, потому, что это его РЕБЕНОК!
Великие мудрецы как говорили: « Ученик никогда не превзойдет учителя,  если он видит в нем лидера. Учитель, отдав  все ученику, растворяется в нем, таким образом, дает ему возможность занять свое место».
Пилот третий. Летный почерк - «Гусар».
Для него полет — танец на балу. Самолет для него — красивая женщина.
Прямая спина, на одно плечо доломан, рука обхватывает нежно тонкий стан партнерши и закружили... От увиденного, так и хочется сказать (уж извините)- это эротика полета!
И тут же, словно на коня и в бой! Все легко!
« Я люблю кровавый бой,
 Я рожден для Службы Царской!
 Сабля, водка, конь гусарской,
 С вами век мне золотой!» (Денис Давыдов)
«Царская служба» ! Причастность к элите армии! Гордость!
Кураж! Юмор! Балагурство! И мастерство, доведенное до «фехтовального темпа» с потрясающим «чувством боя»
(термины фехтования).
Пилот четвертый. Летный почерк - «Человек - птица» - суппер человек.
«Superi» -  точный перевод с латинского языка – небесный Бог. Латиняне его использовали при наивысшей степени превосходства – сверх чего-то.
« Уж три ночи, три ночи собираясь сквозь тьму,
   Я ищу его лагерь, и спросить мне некого.
   Проведите, проведите меня к нему,
   Я хочу видеть этого Человека!» ( Есенин «Пугачев»)
Запредельная человеческому разуму энергия.
У него полет приравнен к переходу в другое измерение.
Для него самолет — это Бог!
Не он выбирал авиацию. Авиация выбрала его!
И как осторожность охраняют их слова: « Не поднимайся высоко, солнце растопит воск. Не летай низко, морская вода попадет на крылья и они намокнут» (Гомер), потому что безудержность их полета сродни божественному  началу.
Притча:  Говорит орел орленку: « Сейчас будем учиться летать. Вниз только не смотри. Опоры внизу не ищи. Опирайся на себя, на желание лететь, потому что  полет даст тебе  возможность жить. А от того, как ты будешь летать, будет зависеть, какая ты птица в небе».


Рецензии
Теперь понятна Ваша реакция в моей работе о Собаке и полковнике.
Философия полёта вообще-то упиратеся в аэродинамику - тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера и как себя ведёт ЛА в этих слоях земной атмосферы и как должен лётчик чувствовать самолёт и эти воздушные слои - это и есть аэродинамика ЛА.
Ваши рассуждления конечно красивы, читать было очень интересно - это то, чего у меня не хватает и за что Вы повергли меня критике.
Виноват.
Бывая на разных высотах(обычно 12 тыс, несколько раз на 18 тыс) наблюдал все эти краски, которые Вы описали, но оказывается наблюдал, но не видел. Теперь не знаю, что буду вспоминать когда Всевышний призовёт(говорят, что пред уходом из жизни человек вспоминате всю жизнь) - а хотелось бы увидеть вновь эти красоты.
В моих работах вся авиация привязана к человеку.
Лётчик всю жизнь, сколько летает, столько и учится.
Постараюсь ещё поучиться, сколько времени Господь отпустит.
Добра и Любви.

Владимир Давыденко   09.07.2023 18:05     Заявить о нарушении
Летчик - человек, который из всех живущих на Земле всегда ближе к Богу.
Спасибо за добрые и теплые слова. Идем вперед! Работаем!
Лидия

Лидия Сикорская   10.07.2023 07:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.