Верховный жрец. О чём поведала его статуя?

В 1895 году польский писатель Болеслав Прус выпустил в свет свой исторический роман «Фараон» о вымышленном древнеегипетском царе Рамзесе XIII-м. И хотя протагонист придуман автором, в романе действуют и реально существовавшие исторические личности.

Надо отметить, что Прус провёл огромную работу при написании своего «opus magnum», изучал древние источники и научную документацию. Увы, оказалось, что автор во многих вещах ошибался или добросовестно заблуждался — последующие научные открытия позволили указать на неточности в книге «Фараон». (Да, наука не стоит на месте, и история постоянно уточняется и дополняется.) Но так или иначе, для того времени (конец XIX века) книга очень хорошая, да и современным людям рекомендуется к прочтению, особенно тем, кто интересуется тематикой Древнего Египта.

Польские кинематографисты в 1966 году выпустили в широкий прокат замечательную экранизацию «Фараона», в которой исправили часть ошибок автора (с учётом тогдашнего развития истории и археологии). Рекомендуется к просмотру!

Как книга, так и фильм популяризовали одного из героев «Фараона» — реального исторического деятеля с неблагозвучно звучащим для русских читателей и зрителей именем Херхор. Это был выдающийся деятель своей эпохи, затмивший делами как узурпатора-мятежника Панехси, так и фараона Рамзеса XI. (Болеслав Прус ошибочно считал, что это было при Рамзесе XII-м, но современные историки уже не сомневаются, что такого фараона не существовало.)

Херхор был военачальником и верховным жрецом Амона (бога солнца) в Фивах (не путать с греческими Фивами), особо приближённым к царской династии. Он пользовался огромным авторитетом, его влияние на политико-экономическую жизнь Древнего Египта было значительным. А через некоторое время Херхор и вовсе возлагает на себя венец фараона, и среди учёных до сих пор идёт дискуссия о подробностях и причинах этого события.

Выдвижение Херхора на службе связано было в первую очередь с его военной карьерой. Он выбил мятежника-узурпатора Панехси из Фив, важного политического, экономического и религиозного центра Древнего Египта, и… окопался там сам! Сообщается, что Херхор добросовестно исполнял при фараоне Рамзесе XI обязанности верховного жреца Амона, но притом сосредотачивал в своих руках всё больше власти.

Вполне могло быть и так, что фараон безгранично доверял Херхору и сам поручал ему управление важнейшими государственными делами. И необязательно дело было в безграничных амбициях жреца-полководца.

В частности, историкам известна запись тронного имени героя нашей статьи: Са-Амон-Херхор, др-егип. «Сын Амона; мой владыка — бог солнца Гор». (Читателю может встречаться, в том числе и у Пруса, не вполне точный вариант произношения: Сен-Амон-Херихор.) Тронное имя полагалось, как легко догадаться, только царям, не абы кому.

До нашего времени сохранилась гранитная статуя Херхора, изображающая его писцом в сидячей позе. К сожалению, голова и левое плечо утрачены, но уцелела гравировка — на цоколе постамента и высеченном свитке «папируса» в руках скульптуры. По гравировке и опознали, что это именно Херхор, а не просто какой-то писец.

Письмена той гравировки гласят: «Херхор, верховный правитель, верховный жрец царя богов и бога солнца Амона-Ра, градоправитель (Фив), визирь, царский сын Куша (древнее государство, южнее Египта), верховный главнокомандующий войск Верхнего и Нижнего Египта, замиряющий обе земли для повелителя своего Амона, правящий обеими землями, особо приближённый к царской династии, славный во всём мире, открытый правде, прислушивающийся к людям Юга (т.е. к кушанам), начальник земель Юга, прислужник Амона, во благо коего трудится вся земля».

Да уж, титулов немало! Впрочем, мало кто из фараонов скупился на присвоение таковых. Зато они могут поведать, хотя бы в общих чертах, о достижениях и победах титулованного. В нашем случае видно, что Херхор заставил считаться с собой воинственных соседей (видимо, предварительно задав им хорошую трёпку) и заработал широкую известность.

Хватает хвалебных слов в адрес Херхора и в «Книге Мёртвых», где наш герой изображён вместе с женой Ноджмет воздающими хвалу богу-покровителю загробного царства Осирису. Причём изображена супружеская пара именно царской четой, с соответствующими атрибутами, и записи характеризуют их как монархов. Схожие записи имеются и на архитектурных сооружениях, построенных во время деятельности Херхора.

Увы, мы не располагаем подробностями, при которых Херхор стал царём (или объявил себя таковым) — и неясно, после смерти Рамзеса XI или вовсе при нём, ещё живом. А то и могла случиться ситуация из серии: «Третьим будешь?» Ведь в то время был ещё и мятеж Панехси. Так что могло быть и троевластие, по сути, гражданская война.

Аргументом в пользу того, что Херхор царствовал в Фивах именно при двоевластии (а то и троевластии), является эфиопский источник — традиционные списки царей. В них Херхор указан как «фактический», но притом законный фараон Египта, и указано, что он правил 16 лет, и что он был кровно связан с царской династией — а значит, у него имелось определённое право на трон (или хотя бы повод выдвинуть такую претензию).

Даже располагая столь небогатым набором сведений о жреце-полководце Херхоре, мы можем убедиться, что личностью он был незаурядной и деятельной. Его достижения принесли авторитет и признание в обществе, а военные победы замирили агрессивных соседей Египта. Быть может, будущие научные открытия поведают нам больше об этом человеке, нежели иероглифы на стенах или гравировка на статуе?


Рецензии