Глава2. Любовь к музыке и театру

На фото: Советское радио Рекорд
Вечером, когда все расходились по своим комнатам и ложились спать, неугомонная Юлька в одной байковой пижамке пробиралась в комнату, называемую столовой, и садилась рядом с большой круглой штуковиной, из которой по вечерам неслись странные звуки, не похожей ни на что, музыки. В старые времена подобные устройства ставились в квартирах и по ним осуществлялась трансляция разных новостей и музыки. Все называли это устройство РАДИО.
— Что это за непонятная музыка? — думала Юлька, пытаясь разгадать музыкальный пазл своим пытливым детским умом.
— То быстрая, то медленная, то громкая, то тихая. Как же ее понять?
Иногда диктор по радио что-то объявлял, называя авторов музыки, например: Шопен, Чайковский, Бетховен. У каждого из них была своя собственная музыка, непохожая на другую: нежный Шопен, могучий Бетховен, грустный и загадочный Чайковский. Шопен Юльке нравился больше всех.
Юлькины знания о музыке очень расширились, когда в деревенском маленьком клубе показали длинный фильм о композиторе Римском-Корсакове. Дети кричали, свистели и бегали по залу, этот документальный фильм всем казался скучным, только Юлька, не обращая ни на кого внимания, сидела в первом ряду, зажавшись в кресло и, не отрываясь, смотрела на экран. Дома она вспоминала арию Шамаханской царицы из оперы «Золотой петушок», ее сказочные одежды и пыталась ее петь. Оперы-сказки были все потрясающие, как раз подходили для Юлькиного возраста. Она долго вспоминала разные арии из опер Римского-Корсакого и пыталась воспроизвести хоть кусочек.
Но вот однажды она увидела в клубе деревенского музыканта, играющего на баяне, он заглядывал в какие-то листочки, на них были разлинованы линии, на которых нарисованы непонятные значки в виде точек и кружочков с хвостиками.-
— Что это такое? — спросила она баяниста.
— Ноты, с помощью которых создается музыка, — ответил он.
— Как много неизвестного в этом мире! — думала девочка,
— Но когда же я со всеми этими нотами разберусь?

***
Но ей повезло. Однажды к ним в гости приехал какой-то родственник со своим аккордеоном и каждый день тренировался играть по нотам, вот он ей и рассказал, как понимать ноты и как переносить их значение на клавиатуру. Юлька достала школьный альбом для рисования и попыталась нарисовать хотя бы две октавы и понять, где, какая нота. Эта загадка была ею хотя бы частично решена.
Юльке постоянно приходилось решать и другие сложные вопросы, потому что Советское радио РЕКОРД вещало целый день, все время давая какую-то новую и интересную даже Юльке информацию. Юлька очень часто слушала по радио очень хорошие и интересные рассказы о каких-то людях, которых называли русскими. Ей тоже хотелось быть такой же хорошей и обязательно тоже быть русской. Тогда она спросила маму:
— Мама, а я русская?
— Да, конечно, ответила мама,
— Мы все русские.
Юлькиному счастью не было предела после получения этой важнейшей жизненной информации. Она только не знала, что в той самой великой стране, под названием СССР в которой она родилась, каждый, кто хотел, мог иметь в своих документах национальность «русский» или «русская».
Юлькина мама заметила интерес Юльки к музыке и поговорила с учителем музыки в школе, который за скромную плату согласился давать Юльке уроки музыки два раза в неделю по 45 минут у него дома. Дома у него стояла завбавная старинная физгармонь. Учитель был высокий и лысый пожилой человек. Как и откуда он появился в этом маленьком сибирском селе никто не знал. Это был человек с музыкальным образованием, но не с педагогическим, как позже выяснилось, он работал раньше в Москве на Мосфильме, видимо, делая музыкальное сопровождение для фильмов. Но Юлька этого не понимала Нелегко было Юльке заниматься музыкой, потому что готовить домашние задния было не на чем, а за 2 урока в неделю по 45 минут много-го не достигнешь. но тем не менее прогресс в освоении нотной грамоты был у Юльки быстрым. Буквально через неделю она научилась читать ноты с листа сначала правой рукой, потом левой, а затем соединять правую и левую руки, играя ими вместе. Этюды, ноктюрны, Времена года Чайковского быстро пополняли ее репертуар И когда учитель включил в ее репертуар Полонез Огинского, то освоив эту исключительно сложную вещь, пусть далеко не до прекрасного уровня исполнения, Юлька вдруг заскучала. Да, музыка это интересно, но в ней так мало реальной жизни, солнце не светит, ветер не дует, цветы не цветут. А жизнь вокруг необъятна и очень разнообразна: птички, букашки, солнце, дождь, ветер, снег. Откуда это все берется? Как это вообще получается? И почему небо голубое, солнце жаркое и желтое?? У нее были тысячи вопросов в голове, на которые не было ответов. И даже был такой странный вопрос, а почему я знаю, что я -это я.

***

Дома сидеть не хотелось, дом пионеров-замечательное место, где было много всего интересного. Разные кружки по интересам. например хор, которым рукводил все тот же СВС. Ансамбль из струнных инструментов: балалайки, гитары, мандалины, дети играли по каким-то странным цифровым нотам. Юльку сначала поставили на балалайку, как наиболее простой инструмент, затем доверили гитару, а на мандалине играл всего один самый талантливый мальчик, он исполнял ведущую партию, остальные вели сопровождение. Играл он замечательно, почти как профессионал. Затем СВС решил организовать дуэт мандалина и гитара — исполнителем на гитаре была Юлька. Она была в шоке от такого высокого доверия и очень старалась.
Но очень завидовала своему напарнику, прекрасно игравшему на мандалине, который был намного талантливее Юльки, и она понимала это. На этом не заканчивалась деятельность детей в доме пионеров. Их результаты и достижения демонстрировались на многочисленных концертах, которые дети устраивали в местном клубе и в соседних деревнях. Особенно интересным был театральный кружок. Его вела женщина, видимо, тоже из ссыльных а, возможно, добровольно переехавшая в Сибирь в военное время. В то время и в том месте все люди были равны. В суровых сибирских условиях, жители оценивали друг друга по реальным достоинствам, там взаимопомощь была основным качеством.

Эта женщина, назовем ее Мария Вальдемаровна, сформировала артистический кружок. Юлька-тоненькая и гибкая девчонка, которая легко становилась на мостик и не просто становилась, а могла изогнуться так, что руками доставала пятки ног. Более того, она любила пройтись колесом по школьному коридору после физкультуры, поскольку была в спортивной одежде, ведь в то время девочки понятия не имели, что в качестве повседневной одежды можно иметь брюки. Акробатические качества Юлькиного тела были ее природным даром, и никто их ей специально не развивал.
Попасть в театральный кружок, который организовала Мария Вальдемаровна, было нелегко. Нужно было иметь определенные качества: хороший, выразительный голос, умение красиво двигатся. Поэтому все артисты также учились читать стихи и даже отрывки из классической литературы. А артисты -то были в возрасте от 11 до 13 лет.
У Юльки была закадычная подруга Галька. Вот уж у нее был голос так голос, хоть в оперный театр отдавай, но правда при полном отсутствии музыкального слуха. Когда малорослая Галька выходила на сцену и невероятно сильным и красивым голосом начинала читать стих Лермонтова без всякого вступления:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Зал полный детей просто содрагался от хохота. Их безумно смешило слово "немытая". Галька от смущения убегала. Ее приходилось раза 3 вытаскивать на сцену, ведь прочитать-то стих до конца надо было.
Особенно это исполнение казалось очень смешным, если перед ее выступлением Юлька прочитает тихими нежным голоском вполне спокойное стихотворение тоже Лермонтова.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Мария Вальдемаровна упорно работала над созданием детской театральной студии. Она уже подобрала детей для небольшой пьесы, под названием «Смех и слезы», сюжет был создан Михалковым еще в 1945 году. Правда сюжет был немного изменен, в нем главным героем был пионер, шахматист Андрюша Попов. А Мария Вальдемаровна немного изменила сюжет, поскольку подходящего мальчика да еще и хорошего шахматиста не было. Главную роль дали девочке Юльке, которая и в шахматы-то играть не умела. Но на сцене можно все изобразить. Юлька проявила себя хорошо в роли главной героини, но Мария Вальдемаровна хоть и была ей довольна, но особого таланта не увидела в игре Юльки. Но откуда — то нужно было брать хоть какое-то финансировние, несмотря на то, что Мария Вальдемаровна сама шила все костюмы и делала декорации из подручных матариалов: бумаги и картона, разрисовывая их.
У нее были две талантливые дочери, которые помогали ей во всем: шили костюмы, делали декорации и имели свои роли во всех постановках.
Пришлось специально приглашать местные власти на представление. Власти остались довольны работой Дома Пионеров. Денег дали, хоть немного, но денег, сколько ни давай, их всегда не хватает.

После долгих раздумий Мария Вальдемаровна рискнула поставить довольно большую пьесу «Снежная королева» по сказке Ганса Христиана Андерсена. Пьеса психологически сложная. И нужно было выбрать на главную роль талантливую девочку, которая будет исполнять роль Герды, от которой будет зависеть успех пьесы вцелом.
После долгого поиска руководитель нашла такую девочку, которая действительно замечательно сыграла роль несчастной Герды. Она сразу поняла роль и хорошо вжилась в нее. Играла она необыкновенно проникновенно так, что у зрителей выступали слезы на глазах.

А Юльке, и ее подружке Гальке достались роли принцессы и принца. Конечно, изящная и тоненькая Юлька стала принцессой, а громкоголосая и решительная Галка прекрасно подходила для роли принца. Начались изнурительные репетиции. Но интересные занятия в Доме Пионеров составляли лишь небольшую часть от разнообразных Юлькиных увлечений.


Рецензии