Сан Стефано Ротондо

(Из цикла «Азбука Рима»)

   Выйдя из Латеранского собора, я свернула налево и  по улочке, где сохранились руины некогда мощных стен акведука Клавдия-Нерона, направились  к  монастырю и базилике Сан  Стефано  Ротондо.
     Недавно в библиотеке я обнаружила  прелестную легенду о появлении на свет Святого Первомученика  Стефана и решила вновь посетить посвященный ему храм.
     Как гласит предание, в день,  когда на свет появился Спаситель,  видеть его  могли  лишь мужчины да замужние женщины. Но прекрасная и смышленая девица по имени Текла так захотела взглянуть на Младенца Христа, что, завернув в шаль камень наподобие грудного дитя, она отправилась к яслям, над которыми сияла Вифлеемская звезда. Преклонив колена перед  Иисусом,  Текла расплакалась от избытка  чувств.  Богоматерь, прозревшая её лукавство,  спросила:  "Текла,  а  что у тебя в руках?" Испугавшись  разоблачения, Текла  быстро  поднялась и пробормотала:
- Дитя, которого мне пора идти кормить.
- Ступай, - сказала Богородица. - Корми свое дитя.  И добавила грустно: - Из камня он появился, от камней и погибнет!
    Выйдя, Текла развернула шаль и увидела вместо камня живого малыша.  Она возблагодарила  Господа  за чудо и нарекла младенца Стефаном.
    В евангельских Деяниях Св. Стефану посвящено много страниц.  Там говорится, что  после смерти Спасителя Апостолы избрали  «семь достойных мужей, дьяконов, которые должны были заботиться о сиротах, вдовах и бедных, принявших крещение». А Стефана сделали первым архидьяконом. Помимо решения бытовых проблем христианской общины, Стефан  вместе с Апостолами проповедовал в Иерусалиме слово Божие, совершая великие знамения и чудеса. Возмущенные  его деяниями,  фарисеи «повлекли его на суд».
  В своем пространном выступлении перед Синедрионом  Стефан пересказал всю историю еврейского народа, указав на его ошибки и преступления перед Богом. А завершил речь, глядя в небеса, «где он видел Сына Человеческого, сидящего одесную Бога». Конечно, старейшины из синагоги, вознегодовав  на «богохульные слова» Стефана, возбудили против него толпу, которая окружила его, и, «выведши за город, стала побивать камнями» (Деян. 7:55–57).  Умирая, Стефан просит Христа принять его дух, и молится об убийцах, говоря: "Не вмени им греха сего".
      А дальше мы помним, что именно эта предсмертная молитва Стефана смутила душу одного из его преследователей - юноши по имени Савл,  у ног которого положили одежды погибшего Стефана. Вскоре после этого по пути  в  Дамаск  Савл,   пораженный снизошедшим с неба светом  лишился зрения,  но потом, крестившись под именем Павла, прозрел и получил из уст Господа высокое звание апостола язычников.
     По засыпанному галькой дворику  я прохожу к стоящему в глубине двора круглому зданию раннехристианской  базилики. Храм построен в  V веке  по образцу погребальной церкви, сооруженной Константином в Иерусалиме, и остается самым крупным и одним из древнейших храмов круглой формы в Италии.
    У  самого входа видны следы продолжающихся  раскопок: в подземельях церкви раскрыли хорошо сохранившийся языческий храм бога войны Митры,  где, вероятно, отправляли культовые  обряды   жившие в соседних казармах воины.
     Но вот я внутри магического круга. Вписанные в окружность четыре капеллы храма образуют крест, ориентированный по четырем сторонам света. Центральный зал  освещается через 22 окна, расположенные под самой крышей.
     В небольшой абсиде слева обращает на себя внимание  удивительная мозаика VII века. Ведь смертная казнь на кресте считалась в древности  позорной и унизительной. Поэтому на первых изображениях  Христа не изображали  нагим и распятым на кресте. Фигура Христа с распахнутыми руками и с короной на голове  облачена в длинное пунцовое царское  одеяние. Она  с трогательной деликатностью  вписана  в медальон, просто наложенный на крест.
      Такое же изображение можно видеть и в церкви Святых Косьмы и Дамиана, к капелле прямо напротив входа.
      Однако после реконструкции XV века характер изображений  меняется. Словно  своеобразный  мартиролог, словно  нескончаемая поминальная молитва,  по  всему кругу стен  бесконечной чередой идут 34 фрески (Помаранчо и  др.) с натуралистическими картинами жестоких истязаний,  которые претерпевали христианские мученики.  На  каждой  из  фресок  "сопроводительный текст"  поясняет  изображенный  сюжет.
    В центральной части храма сохранилась мраморная кафедра,  с которой Св.  Григорий  Великий - Двоеслов  читал  свои знаменитые проповеди. Неподалеку его изображение с папской  тиарой и с  голубем, символом Святого Духа, который шепчет ему на ухо богоугодные наставления. Это один из великих учителей или отцов  Церкви, написавший знаменитую книгу «Диалоги», или «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души», за что его и назвали Двоесловом.   Григорий Великий одинаково  почитается  православной, католической,  англиканской  и  лютеранской церквями
     Служение Григория Великого пришлось на  очень сложное время, с   590 года по  604 год,  когда на Италию надвигались тёмные  полчища варваров лангобардов. В римских хрониках про лангобардов писали, что это «народ, еще более дикий, чем остальные дикие германцы». Они татуировали лица и красили их в зеленый цвет, носили длинные волосы, свисающие по щекам и сплетающиеся с бородой. Во время сражений, чтобы создать видимость многолюдного войска, женщины лангобардов связывали свои распущенные патлы у подбородка, чтобы их принимали за бородатых мужчин.
    Ждать помощи от столицы тогдашней империи, Константинополя, не приходилось, потому что  византийцы сами воевали с персами и одновременно обороняли Равенну от тех же лангобардов. Григорию пришлось заниматься защитой Рима.  Он  собирал и оплачивал войска, сооружал оборонные объекты, выкупал пленных, обеспечивал сограждан продовольствием. Словом окружал своих подопечных отеческой заботой. И потому он  одним из первых стал называться римским Папой. Название  это происходит от греческого слова «pappas» - отец. Его можно видеть уже среди надписей в катакомбах  Сан Каллисто, поскольку первосвященник римский изначально был отцом всех первых христиан.
      Григорий Великий распространил христианство и в Англии, послав туда в  597 году Августина Кентерберийского, которому удалось обратить в христианскую веру Кентского короля Этельберта и весь его народ.
       К слову сказать, после переноса столицы империи в Константинополь римский первосвященник  назывался просто епископом  Рима. Это, кстати, сохранилось в титулатуре  Папы по сию пору. Полностью титул Папы Римского звучит так: «Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих».
      Вот так в Риме предание о Текле переплетается с рассказом о первомученике Стефане, Апостоле Павле и  Папе Григории Великом - Двоеслове.
 


Рецензии