Интервью с экономистом Александрмо Сагайдаком

Сегодня мы беседуем с заведующим кафедрой экономики сельского хозяйства Государственного университета по землеустройству доктором экономических наук Александром Сагадак.
- Почему решил стать экономистом, чем увлекался в школе, как повлиял на выбор отец?
- Мое детство прошло в г. Мичуринске Тамбовской области. Об этом отрезке моей жизни у меня остались самые светлые и теплые воспоминания. Я родился в доме на углу ул. Интернациональной и Революционной. Мы жили в большой комнате в коммунальной квартире. Первое мое воспоминание из детства – это кролики, которых жители разводили во дворе. Я просто был в восторге от них. Наверное, уже тогда меня потянуло к сельскому хозяйству.
Затем наша семья переехала в преподавательский дом Плодоовощного института им. И.В.Мичурина по ул. Советской д. 316-б. Оттуда с 4-го этажа я наблюдал за строительством нового тогда корпуса учебного заведения. Работавшая на стройке техника: грузовики, и, особенно экскаваторы просто восхищали меня.
Другим ярким воспоминанием детства были пожарные машины и каланча, находившейся рядом и несуществующей ныне пожарной части.
В преддверие славной 75-годовщины Великой Победы нельзя не вспомнить и то, что на месте современного мемориального комплекса «Братские могилы» напротив Парка культуры и отдыха по ул. Советской во времена моего детства существовало военное кладбище на котором покоились герои, в основном летчики, скончавшиеся от ран в военном госпитале, в который во время Великой Отечественной Войны было превращено старое здание Плодоовощного института им. И.В. Мичурина.
Помню, как мы, будучи детьми, по долгу сердца, вне всяких официальных мероприятий, собирали полевые цветы и несли их павшим героям.
Мое светлое воспоминание детства – это детский сад №5 около Центрального рынка. Как ни странно, но со многими его питомцами я дружу до сих пор. Я всегда очень любил и люблю мой родной город-город Мичуринск. Как в песне «Город мой в садах зеленых, город мой в тебя влюблен я. Город мой Мичуринском зову…».
Люблю свой родной город за реку «Лесной Воронеж», прекрасный климат, зелень, солнце, обилие овощей и фруктов. Я до сих пор помню экскурсию в теплый июньский день в дом-музей И.В.Мичурина. Воспитатели построили нас парами (мальчик-девочка), (девочка-мальчик), надели на головы нам белые панамы и выдали (о чудо!) пластмассовые фляжки с водой.
Уже тогда я не мог не восхищаться деяниями этого великого ученого, его трудолюбием, самоотверженностью и патриотизмом. В связи с этим с самого детства меня всегда восхищали своей строгостью, простотой и торжественностью, и классикой памятник И.В.Мичурину на ул. Советской и мемориальный комплекс «Могила И.В.Мичурина» на ул. Интернациональной.
Меня всегда вдохновляла увековеченная там крылатая фраза И.В.Мичурина о том, что мы не можем ждать милостей от природы, а взять их у нее-наша задача.
Тамбовщина всегда славилась своими черноземами, сельским хозяйством, богатой аграрной историей. Я с детства от многих людей слышал об антоновском восстании. И только потом, уже в Москве прочитал роман Н. Вирта «Одиночество». Тема сельского хозяйства всегда была темой номер один в нашей семье. Несмотря на то, что мы жили в Мичуринске, в нашем доме всегда было много гостей – известных экономистов и специалистов.
Поэтому у меня с детства никогда не было сомнений, в каком секторе, в какой отрасли работать - конечно же, в сельском хозяйстве. Большое влияние на мой выбор оказал и мой отец - Сагайдак Эрнест Алексеевич, который являлся выпускником экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, основателем и первым деканом экономического факультета Плодоовощного института им. И.В.Мичурина, ныне Мичуринского государственного аграрного университета (МГАУ).
Надо сказать, что с самого детства я знал каждый уголок в институте. На моей памяти происходило непростое становление экономического
факультета, которое, зачастую, сопровождалось дискуссиями, спорами, а иногда и конфликтами. Первоначально группы экономистов и бухгалтеров входили в состав агрономического факультета (агрофака), а затем выделились в отдельный факультет с отделениями экономики и бухгалтерского учета. При этом конкурс на экономический факультет, особенно у экономистов, был, как правило, намного выше, чем на традиционные специальности в институте, что также, зачастую, воспринималось весьма болезненно.
Но жизнь показала правильность принятых тогда непростых решений. Выпускники экономического факультета Плодоовощного института им. И.В.Мичурина, ныне Мичуринского государственного аграрного университета (МГАУ) всем известны, не буду никого называть, чтобы не обидеть других, заняли достойное место в жизни нашей страны, умножая своим трудом ее национальное достояние.
Я учился в школе № 5 г. Мичуринска. Она до сих пор находится на ул. Советской, в очень милом, уютном и красивом здании бывшей городской управы, к тому же прямо через дорогу от моего дома. В школе я очень увлекался английский языком, математикой, биологией, географией и историей. Слава богу, мне очень повезло с учителями!!! Очень благодарен им!!! Со школой, с этим школьным зданием, учителями, одноклассниками очень много премного связано в моей жизни «Но как забыть звончей звонка капель и девочку, которой нес портфель…».
Все это и послужило причиной выбора моей профессии – экономиста–организатора сельскохозяйственного производства. Мой отец всегда говорил мне, что самая лучшая профессия в мире – это преподаватель в высшем учебном заведении. К тому же моя мать (Роза Алексеевна) также преподавала биологию в Плодоовощном институте им. И.В.Мичурина. Так, что я пошел по стопам своих родителей и не жалею об этом.
Бывая за границей чаще, чем в своем родном городе, я не могу сдержать эмоций вспоминая о нем. Изменились времена, люди. Не будем
расставлять акценты. Но я всегда любил и люблю тебя мой родной город и очень благодарен тебе за счастливое детство и юность.
- Что нового привнес в науку? Чем можешь гордиться?
Я не стал бы переоценивать своего вклада в науку. Это было бы неправильно и нескромно. Но в принципе моя книга «Земельный налог в сельском хозяйстве», изданная в 1992 г. уже ныне несуществующим издательством
«Агропромиздат», которая явилась одной из первых, в которых были сформулированы теоретические и практические основы установления платы за землю в аграрном секторе национальной экономики. Я всегда критиковал методику определения кадастровой стоимости земли в сельском хозяйстве. К сожалению, она сейчас стала «притчей во языцех» с точки зрения ее полного несовпадения с рыночной стоимостью земли. Вообще-то моими основными сферами научных интересов выступают следующие: экономическое регулирование воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве; рентные отношения в сельскохозяйственном производстве; налогообложение в сельском хозяйстве; инвестиционный проектный анализ в сельском хозяйстве. Ныне я являюсь доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой экономики и организации сельскохозяйственного производства Государственного университета по землеустройству в г. Москве. Мною подготовлены 11 кандидатов наук, и очень, очень много, затрудняюсь даже сказать сколько дипломников. В целом мною опубликовано более 200 печатных работ. Я много раз проходил стажировки за границей, в т. ч. во Всемирном банке, Университете штата Миннесота (США) и т.д. В октябре 2011 г. моя статья была признана Международной федерацией геодезистов (FIG) в качестве «статьи месяца». В 2014 г. я был избран членом Международного клуба экономистов-аграрников " Club of Ossiach" в 2014 г. Я являюсь также членом редакционной коллегии американского журнала «Modern Agriculture Science and Technologies». Недавно, в декабре 2019 г., за многолетний, добросовестный труд я был награжден благодарностью Росреестра. Но больше всего я горжусь тем, что я являюсь преподавателем, как завещал мой отец. Преподаватель, простите за громкие слова, но, несмотря ни на что это звучит гордо. Я просто преподаватель, профессор и горжусь этим.
- Как на твой взгляд перспективы продовольственной программы Москвы?
Москва является столицей нашей Родины, сердцем России. Кроме того, она выступает в качестве одного из крупнейших и современных мегаполисов мира. По факту, ее границы уже давно простираются за официальными пределами. Очевидно, и последние события это еще раз показали, что Москва должна иметь устойчивое продовольственное обеспечение и развитую сеть дистрибуции продовольственных товаров. Поэтому нет сомнений в том, что столица должна и развивать свою собственную продовольственную программу. Основные задачи государственной политики города по обеспечению продовольственной безопасности определены Законом города Москвы от 12 июля 2006 года № 39 «О продовольственной безопасности города Москвы». Мероприятия и ожидаемые результаты в данном направлении намечены в рамках Государственной программы города Москвы «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы». Необходимо ее дальнейшее развитие как в целом, та к и отдельных ее компонентов (мониторинг, анализ и прогнозирование; агрологистика и инфраструктура товародвижения; межрегиональное и международное сотрудничество) с тем, чтобы полностью и своевременно на конкурентной основе обеспечить население Москвы высококачественным продовольствием по научно обоснованным нормам потребления и по доступным ценам. Здесь необходима более тесная увязка всех звеньев АПК: производителей и заготовителей сельскохозяйственной продукции, переработчиков, оптовиков и розничной торговли. При этом, конечно, следовало бы по возможности отдать приоритет отечественным производителям сельскохозяйственной продукции. В текущей ситуации весьма актуальным является организация логистики продовольствия и товаров первой необходимости одиноким, социально незащищенным людям и лица, оказавшимся в «группе риска» в связи с пандемией коронавируса.
- Какая любимая станция метро, ветка?
Моя любимая станция метро «Новослободская». Это связано с несколькими моментами. Во-первых, это мое можно так сказать родовое гнездо, там жили
мои родственники, бабушка по отцовской линии. Во-вторых, станция впечатляет своими витражами. Такого я не видел не только в Москве, но и в других странах мира. Это просто уникальная станция, второй подобной которой нет. Там всегда много российских и иностранных туристов. В–третьих, станция «Новослободская» является важнейшим транспортным узлом города Москвы. В-четвертых, в районе станции «Новослободская» чувствуется дух старой Москвы, ее улиц и жителей. Многим это, наверное, покажется странным, но моя любимая «ветка» московского метро - это, наверное, наиболее загруженная его линия –кольцевая линия. Она очень удобная и соединяет все железнодорожные вокзалы города. Станции, и это особенно мне нравится, оформлены в духе советского неоклассицизма, каждая из которых, по сути, является историческим памятником и шедевром архитектуры.


Рецензии