О сходстве древнетюркских памятников из Борчалы Ар

О сходстве древнетюркских памятников из Борчалы (Аран) и Пазырыка (Алтай)
Значительным событием в археологии древних тюрков Закавказья являются широко развернутые с 1946 г. Академией наук Азербайджанской ССР раскопки в Мингечауре, на территории строительства гидростанции. Обнаружившие семь разновременных могильников (первая половина I тысячелетия до н. э.). До этого на территории Азербайджана были исследованы с 1930 по 1941 г. разновременные древние памятники в районе Ханлара (б. Еленендорф) и около Ханкенди.  Эти раскопки открыли не только весьма интересные курганные захоронения древних правителей, но и дали ценнейший материал для установления хронологической последовательности древнетюркских  памятников Закавказья.
В 1939 г. Я. И. Гуммель исследовал курган со впускными погребениями начала I тысячелетия до н. э., основные погребения которого дали следующий материал: двешаровидные каменные булавы, множество кремневых наконечников стрел со стерженьком в нижней части, большое число обсидиановых отщепов, три золотые бусы, золотую серьгу, плоский медный кинжал, такой же наконечник копья и глиняные сосуды.
Сходство этого  кургана из Ханкенди  с группой энеолитических памятников Закавказья  совершенно очевидно. Каменные шаровидные булавы являются общим для данной группы видом оружия, наконечники стрел со стерженьком сближаются с таковыми хотя бы из Бешташенской крепости, а золотые и медные предметы связывают этот ханкендинский курган с мингечаурскими.
Рассмотренные мингечаурские  раскопки открыли древние поселения, уходящие в III тысячелетие до н. э. и принадлежавшие матриархальнородовым общинам, основой хозяйства которых было земледелие и скотоводство, возникшие в Закавказье еще в неолитический период к получившие здесь дальнейшее развитие. Ни земледелие ни скотоводство поселений энеолита Закавказья нельзя считать самыми начальными формами этих отраслей хозяйства. Правда, земледелие и по своей технике и по культурам злаков, связанных с дикими видами, было очень примитивным.
Поля располагались около устья рек, неподалеку от поселения, а возможно, что частично они находились и на его территории и возделывались они примитивными земледельческими орудиями, деревянными или же имеющими каменные наконечники.
Скотоводство в энеолитический период получило интенсивное развитие, и оно имело большое значение для дальнейшего роста всей древнетюркскоф культуры Закавказья, так как увеличениестада в условиях этой эпохи легче могло дать прибавочный продукт, чем земледелие. Памятники энеолита дают нам возможность проследить не только численный рост скота Закавказье, усиление его роли в хозяйстве, но и качественное изменение поголовья в сторону увеличения мелкого рогатого скота. Это изменение состава стада было, повидимому, связано с изменением самой формы скотоводства, которое начало постепенно принимать полукочевой характер. Пастбища на территории поселения и поблизости от "его не могли уже удовлетворять кормовой потребности, и скот приходилось угонять на пастбища, удаленные от места жительства. Естественно, что эта форма скотоводства связана с численным увеличением менее прихотливого и легче передвигающегося мелкого скота, а также с появлением собаки.
Памятники медного века Закавказья обнаруживают поразительное сходство с памятниками той же стадии развития общества на территории Передней Азии.  Наряду со значительным ростом скотоводства, наблюдается постепенная имущественная дифференциация племен; у отдельных, богатых скотом племен накапливаются богатства, становящиеся средством обмена.
Наиболее богатое племя выдвигается во главу союза племен, приобретая особое положение. Имущественное неравенство начинает оформляться и внутри самого племени, так как крупные материальные ценности скоплялись в руках вождей племени и их рода, что четко отражается в роскоши и богатстве отдельных погребений.
Непрерывная борьба за скот и пастбища приводят к тому,что
зимние поселения (гышлаги) принимают вид укрепленных городищ со стенами, сложенными из громадных каменных глыбы, достигающих иногда двухметровой высоты. Таковы нижние ряды кладки стены крепости на мысу р. Занги, напротив Канакира (Кизил-кала, у Тазакенда), крепости, имеющей следы. долговременной жизни от середины II тысячелетия до я. э. и. до средневековья.
В 1896 г. П. В. Чарковским были произведены раскопки обширного курганного могильника этой крепости, продолженные через несколько лет Э. Реслером. Наиболее древней группой курганов этого могильника оказались невысокие каменные насыпи, перекрывающие не каменные ящики, как курганы начала I тысячелетия до н. э., а могилы в виде ям прямоугольной формы. Курганы эти дали небольшой количественно материал, состоящий из расписных сосудов, одного сосуда в резным орнаментом и каменного грушевидного навершия булавы. Сосуды представляли собою кувшины с низким горлом и чашки, украшенные черной росписью по красному фону. Роспись имела простой геометрический характер: прямые и волнистые линии, волюты, залитые краской треугольники. Для определения времени погребений этого типа из могилыника у крепости Кизил-калаважное значение имеет материал из раскопок 1935 г. крепости Муханнат-тапа, около Иревана. Там обломки расписных сосудов оказались в слое выше предметов медного века и ниже слоя урартского периода, вместе с обломками черных лощеных сосудов эларского типа. Таким образом, данные стратиграфии, установленные при раскопках Муханнат-тапа, свидетельствуют о том, что культура, характеризуемая красной керамикой с черной росписью, следует за энеолитической культурой первой половины II тысячелетия до н. э. и предшествует урартскому периоду. Расписные сосуды этого типа обнаружены во многих местах Иреванского ханства. В 1893 г.
Н.Я. Марр подобную керамику нашел в могильнике у сел. Кафтарлу (западный склон горы Алагёз), в большом могильнике в Зангезуре, где имеются энеолитические погребения В Бакинском музее хранится крупный сосуд из могильника у сел. Нахаджир (Нахичеванская АССР) с изображением человека и
животного, выполненным черной краской по красному фону.
Самым восточным местом находок этой керамики в настоящее время является могильник у сел. Зурнабад, где было случайно открыто погребение, в котором обнаружено четыре расписных сосуда, обломок наконечника стрелы из обсидиана и кусок медной спирали (кольца). Красные лощеные сосуды с черной росписью встречаются на широкой территории Закавказья, от р. Аракса на юге и до главного Кавказского хребта на севере. Замечательные образцы этой керамики происходят из богатых курганов, раскопанных Б. А. Куфтиным в Борчалинском районе Эти курганы принадлежали вождям племени, жившего в бассейне р. Цалки и стоявшего, вероятно, во главе союза племен. Количество раскопанных курганов (12) говорит за то, что они охватывают промежуток времени около 200 лет; и действительно, погребальные памятники, по своему сооружению и по расписной керамике отчетливо делятся на две разновременные группы (ямные и безъямные). Предметы, добытые при раскопках, показывают нам чрезвычайно развитую местную культуру. Могилы, раскопанные Б. A. Куфтиным, хронологически следуют за курганами медного века, исследованными в том же районе. Эти могилы представляли собой курганы (иногда сооруженные из камней), перекрывающие громадную могильную яму, глубиной, в отдельных случаях, до 7-9 м, сплошь заваленную крупными валунами. Размеры этих сооружений свидетельствуют о большом количестве труда, затраченном на их сооружение. Курганы Борчалы. донесли до нас облик древней культуры, полной своеобразия инебывалого до тех пор  великолепия. Их, безошибочно, следует признать погребениями вождей богатого скотоводческого племени, власть которого распространялась и за пределы равнинных районов  современного
Азербайджана. Покойник или же, вероятнее, прах покойника, подвергавшегося, подобно хеттским царям, кремации, помещался в центре большой погребальной камеры, иногда на массивной деревянной четырехколесной повозке(схожей  с Пазырыкскими курганами), вокруг которой располагались туши крупного и мелкого скота, а также большоеколичество роскошных глиняных сосудов. В одном из курганов было обнаружено 24 сосуда красного и желтоватого цвета с черной и бурой росписью, а также черные сосуды с резным узором, заполненным красной краской. Оружие в это время уже изготовлялось из бронзы, а иногда и из серебра (кинжалы). Особенно замечательны в борчалинских курганах изделия из драгоценных металлов. Среди золотых и серебряных чаш и кубков выделяется массивный золотой кубок, украшенный вставными сердоликами и пастой, имитирующей бирюзу, а также тонкой филигранью, свидетельствующей о высокой ступени ювелирного искусства. Вместе с этим кубком в могиле находилось и серебряное ведерко с золотой ручкой, сплошь покрытое изображением животных среди деревьев (сцена охоты). Самым интересным предметом из находок в борчалинских курганах, несомнено, является серебряный кубок на невысокойножке, покрытый чеканными изображениями. В нижнем поясе - вереница оленей, самцов и самок, в верхнем - процессия фигур, несущих в руках сосуды; фигуры эти со звероподобными головами и хвостами при человеческом туловище. Процессиянаправляется к фигуре подобного же облика, но сидящей на троке перед священнымдеревом. Около главной фигуры - помещены два жертвенника и лежащие жертвенные животные. В изображениях на этом кубке влияние культур хеттского круга совершенно несомненно, что выражается хотя бы в деталях костюма и обуви с высоко загнутыми носками. Но было бы ошибкой связывать эти замечательные памятники непосредственно с культурой центра Хеттского царства; вероятно, Пазырыкские раскпки (1949) открыли  нам именно те памятники, с которыми древнетюркские памятники из Борчалы окались реально связанными.
Связь этих южносибирских памятников с культурой Закавказья выступает в отчетливой форме при сопоставлении этих памятников из Пазырыка (ковры, повозка, керамика, кости из  поминальной пищи  древнетюркских курганов из Борчалы и других районов
Закавказья. Несколько лет тому назад, в Узунларе, при строительных работахбыли случайно обнаружены золотые и серебряные предметы, а также крупный бронзовый кинжал, несомненно принадлежащие к разбираемому кругу памятников.
Борчалинские курганы.
В  Борчалы высились  большие курганы (высотой до 10 – 15 метров и диаметром около 100 метров). Всего там раскопано более 40 курганов, самый ранний датируется ок. 2100 г. до н. э., самый поздний – ок. 1500 г. Почти все они были ограблены еще в древности, так что археологам достались лишь остатки былого великолепия. Человеческие скелеты не сохранились, хотя кости животных неплохой сохранности. Это дало основание археологам, раскопавшим курганы, предполагать кремацию. Но тогда должны были сохраниться если не урны, то уголь и пепел от покойных. Поэтому, скорее, нужно полагать, что покойников, еще не разложившихся, вытаскивали из могил наружу для снятия драгоценных одежд и украшений. Погребальные камеры имеют вид огромных залов или глубоких ям. Дно ямы устлано камышовой циновкой, а стены выложены каменными плитами. В камеру вел специальный коридор, по которому на повозке доставляли покойника. В центре одного кургана находился большой погребальный зал (высотой до 6 метров и площадью 150 кв. м). Насыпь над залом не превышала 1м – 1,2 м. В зале оказались остатки повозки с четырьмя колесами из цельных деревянных кругов, на которой предположительно покоился погребенный вождь или царь. Повозка, запрягавшаяся быками, с крытым верхом – наподобие кибитки. Кроме погребений такого ранга в курганах есть и погребения знати меньшего калибра. Некоторые погребения находились в ямах (глубиной до 10 м.) под курганами. Лошади в могилах отсутствуют, хотя в быту они применялись. Кроме домашних животных (в основном крупный рогатый скот, а также овцы), в жертвенной пище оказываются дикие животные: горные козлы, серны, косули, лани, дикие кабаны.
Пазырыкскими курганами называют 5 больших («царских») курганов, расположенных вблизи села Балыктуюль в урочище Пазырык в Улаганском районе Республики Алтай.

Несмотря на то, что курганы были ограблены в древности, благодаря образовавшемуся под курганами мерзлотному слою исследователям удалось найти множество предметов быта пазырыкцев, сохранявшимся на протяжении веков в таком естественном «холодильнике».
Поражает сам подход пазырыкцев к делу препровождения сородичей в мир иной: во-первых, на глубине 4-5 м от уровня земли они устанавливали погребальные камеры — настоящие «дома» из толстых бревен. В данном случае, в 4 из 5 курганов имелись погребальные камеры с двойными стенками и потолком из толстых бревен. Сверху камера была покрыта берестой, лиственничной корой и курильским чаем, а выше был сделан накат из толстых бревен и больших камней, защищавших погребение от грабителей (что, кстати, не помогло в данном случае). Сейчас мы знаем, что для древних племен эти деревья имели сакральный смысл: береза — символ чистоты, лиственница — «мировое древо», соединяющее «верхний» и «нижний» миры, ведь она касается своими ветвями «небесной сферы», а корнями уходит в землю. Внутренняя камера имела высоту 1,5 метра и в ее южной части находился саркофаг, вырубленный из цельного ствола дерева маленьким бронзовым топором, а за срубом в северной части были найдены захоронения коней — от 7 до 14 лошадей, часто в прекрасно сохранившейся конской сбруе, с повозками и волокушами. Внешние стенки саркофага украшены изображениями петуха и оленя.
В Пятом Пазырыкском кургане в саркофаге находились мумифицированные тела женщины и мужчины. Тело мужчины покрыто татуировками. Найдены фрагменты их одежды из меха и хлопка. На голове женщины находилась высокая прическа-парик (см. Принцессу Укока, там более подробно об этом написано).
Рядом с саркофагом находились предметы быта — большое деревянное блюдо на ножках (подобное укокскому), подушечка, набитая оленьим волосом, баранья шкура.
Стены дома-сруба покрывал огромный ковер-шатер из белого войлока с богатыми аппликациями. От него осталось всего несколько, но очень красочных фрагментов. На одном из них фантастический человеко-зверь в облегающей одежде синего цвета (с головой человека, звериным ухом и телом льва, ветвистыми рогами оленя, красочными крыльями за спиной) борется с птицей-фениксом.
К северу от погребальной камеры располагалось захоронение коней. Богатая конская сбруя, упряжь, чепраки (подстилки под седло), обшитые дорогой шерстяной персидской и шелковой китайской тканью, а также кожаная маска с изображением оленя были найдены в этом кургане. Чепраки выполнены в технике аппликации (сейчас бы сказали, что это очень похоже на «пэчворк») из разноцветных кусочков войлока, здесь представлены самые разнообразные орнаменты. Очень интересен чепрак с вышитым на нем деревом и птицами-фениксами. Часто конские головные уборы украшались львиными грифонами (фантастический полузверь-полуптица), деревянными фигурками, покрытыми золотой фольгой.
Самыми удивительными находками стали найденные рядом с конями деревянные детали повозок и волокуш (в том числе легкая повозка-колесница), лестница, фигурки из войлока, а также музыкальный инструмент — барабан, выполненный из роговых пластин. Здесь же был найден бесценный экспонат, настоящее сокровище — древнейший в мире ворсовый ковер, выделанный вручную узелковым способом. Ковер имеет декоративный орнамент, ближе к центру по периметру его опоясывают изображения одинаковый оленей, а ближе к краю по периметру расположены одинаковые фигурки всадника на коне. Споры о происхождении ковра — центральноазиатском или переднеазиатском — ведутся до сих пор, считается, что создавался он в период правления Ахменидов и выполнен в придворном стиле. Есть небольшая вероятность, что ковер выткали сами пазырыкцы, но скорее всего он был выполнен на заказ профессиональными ткачами в городах того времени (в Центральной или Передней Азии). Этот ковер, конечно же, предмет роскоши, который не мог позволить себе рядовой член племени, следовательно, можно говорить о том, что в Пятом пазырыкском кургане похоронен вождь племени и его жена (или наложница).
Вопрос о том, откуда появились пазырыкцы на Алтае, сколько просуществовала эта культура, остается открытым. Сейчас большинство ученых считает, что это древние тюрки из Передней Азии. Больше разногласий по поводу хронологии. Одни ученые считают, что пазырыкцы жили на Алтае на протяжении двух веков, приверженцы самой молодой науки — дендрохронологии — уверены, что культура эта на Алтае просуществовала недолго ( всего 40-50 лет), а затем растворилась в местных племенах, оставив после себя множество загадок, а также уникальные, мастерски выполненные предметы «скифской» культуры.


Рецензии