Незнакомая Африка Глава 11

      
     Идёт наш «Айхал» полным ходом по бескрайнему Индийскому океану. Погода нам благоприятствовала. Ярко светило солнышко, дул легкий попутный ветер и судно весело покачивалось на волнах. А 9 мая, как раз в День Победы, мы пришли в Иран, город Абадан. Он расположен на одноименном острове вдоль реки Шатт-эль- Араб. Таким образом, он находится на границе Ирана с Ираком, где нам уже довелось побывать. В Абадане мы должны были сдать остатки груза и пойти «домой» в Австралию. Грузовиков подошло большое количество, поэтому выгрузка пошла активно. Мы дольше зачищали танки, чем выгружались. Так что с Абаданом я знакомился только через бинокль. Типичный восточный город с традиционными глиняными домами. Мне интересно, как такие дома, построенные много лет назад, так хорошо выглядят. Всё дело в том, что в известных мне античных городах, таких как Вавилон или Пальмира, дома построены тысячи лет назад, а стоят до сих пор, а ведь строились они тоже из глины,  по тем же технологиям. Видимо, арабы какое-то слово знают волшебное, что их строения стоят на века. Помню, у нас в деревне тоже хаты из глины строились, саман называется, но я не сказал бы, что они простоят столько лет. Наша хата тоже была саманная, так мать каждую весну её ремонтировала. Видимо глина другая или что-то ещё. Бог с ними, с этими домами, всё равно в строительстве я ничего не понимаю.
   
     После обеда я пошёл в салон перекурить, и тут третий штурман сообщил мне, что пришло распоряжение, идти в Кувейт и взять дизельное топливо для Южного Йемена.
     Но как уже хочется домой!
     Вышли мы из Персидского залива, обогнули Оманский полуостров, пошли недалеко от берега. Держим курс на Эль-Мукалла, который находится в Народно-Демократической Республике Южный Йемен. Я в свободное время нахожусь на палубе и обозреваю берег. Как тут арабы живут? Кругом сплошная пустыня. Кое-где проглядываются небольшие оазисы.
     А вот и Эль-Мукалла. Вошли в большую бухту и бросили якорь. Начинало смеркаться. Солнце склонилось над высокими горами и алым цветом заливало восточную часть гор. Погода стояла чудесная, полный штиль, на небе ни облачка. Но, несмотря на сумерки, было заметно, что всё вокруг одного цвета - жёлтого от песка. Вокруг голая пустыня, нигде не видно ни травинки, ни деревца. На берегу раскинулся небольшой городишко, это и есть тот самый Мукалла, куда мы пришли. Небольшие одноэтажные домики, раскинулись вдоль побережья. Несколько часов вызывали берег на связь, но никто не откликался. Я предположил, что у них сейчас «намаз», они все заняты молитвой, поэтому ответить просто некому. Ох, пришлось нам понервничать тогда. Полное молчание в эфире и полная неопределённость. Только к концу следующего дня арабы проснулись и наконец-то вышли в эфир. Но их сообщение нас шокировало еще больше, чем ожидание.
- Мы тут с товарищами посоветовались и решили,  что нам нужен бензин, а не дизельное топливо, - услышали мы в радиорубке.
     Капитан срочно разослал радиограммы в Кувейт и в Находку, чтоб нам разъяснили это недоразумение. Кувейт ответил, что действительно Йемен ошибочно заказал дизельку, им нужен был бензин, и они переадресовали груз. Теперь его следует доставить в Момбасу, Кения. Нас еще в Африке черти не носили! Ну что поделать, Африка так Африка, надо отправляться в путь. Мы подняли якорь и взяли курс на восточное побережье Африки.

                ***

    Через пару дней появился остров Сокотра, что находится у побережья Сомали. Мы оставили его далеко справа и шли полным ходом на Африку. Ровно в полночь 25 мая мы пришли в порт Момбаса.
     Во время перехода я переворошил кучу газет, журналов и книг, чтоб хоть что-то узнать о Кении. Она хорошо описана в произведениях Эрнеста Хемингуэя, где он часто бывал и много писал. И узнал я, что это чудеснейшая страна, расположенная на восточном побережье Африки. Это ещё одна бывшая британская колония и большинство населения говорит на английском языке. Для нас это будет большим преимуществом. Именно здесь находится Великая рифтовая долина. Это огромный тектонический разлом, который образовался из-за деятельности литосферных плит Африканской и Аравийской. Общая протяженность разлома почти десять тысяч километров и полностью пересекает Кению с севера на юг. Он образовал глубочайшую впадину, в которой находятся живописные озёра, обрамленные высокими горами с действующими вулканами. Вот бы побывать в этом месте, но вряд ли нам это удастся, ведь стоять мы будем всего несколько часов.
    
     Что меня поразило в Момбасе - здесь нет ни бухты, ни залива, а просто прямой песчаный берег и на этом берегу выстроен порт. Порт очень современный, оборудован современной портовой техникой. Наша нефтебаза находится на отшибе, как и во всех серьёзных портах. Сам порт расположен в черте города. У причалов и на рейде много судов со всех стран мира.
   Вахта окончена, и мы смело можем идти на берег, как у нас говорят «людей посмотреть и себя показать». В нашем распоряжении целых шесть часов. Выходим из нефтебазы и идём в сторону города. Слева огромный песчаный пляж, а справа раскинулись по долине метрах так в ста от дороги африканские домики - типичная негритянская деревня. Прямо как у Хемингуэя «За рекой, в тени деревьев». Место чудесное. Огромная равнина простирается до горизонта, кое-где видны высокие деревья. Из знакомых мне я увидел только три баобаба, несколько пальм, а остальных я никогда не встречал. Камышовые домики с конусными крышами ютились под деревьями, в тени их крон. Домики ровными рядами выстроились до самой дороги, где хорошо просматривался городской пляж. В воде резвились чёрные как смоль детишки. Вдоль берега несколько рыбацких лодок, перевернутые днищем кверху, сушились на солнышке. Мы подошли к одной из них и начали любоваться детьми. Их игры нам так понравились, что мы решили так же окунуться в Индийский океан. Я обратил внимание, что берег оборудован душевыми кабинками и кабинками для переодеваний. Всё, как во всем цивилизованном мире. Поснимали мы шорты, сорочки и полезли в воду. Я заплыл на глубину, перевернулся на спину и покачиваюсь на волнах, только краем глаза следил, чтоб не относило меня далеко от берега, подрабатывая немного руками. Не знаю, сколько я так дрейфовал, как вдруг вижу, подплывает ко мне негритёнок. Далековато он заплыл, но по его виду не видно, что он устал.
- Hi! – поприветствовал он меня.
- Hi! – ответил я. - Ты не устал?
- Нет. Я тут плаваю каждый день.
- А сколько тебе лет?
- Уже семь.
- А как тебя зовут?
- Том. Том Вудерс.
- Очень приятно. А меня Валентин Сотник. Я русский моряк. Моё судно стоит в нефтепорту.
- Я догадался, что ты русский моряк.
     Так и болтали мы какое-то время, пока я не почувствовал, что подустал немножко и пора бы отдохнуть.
- Поплыли к берегу – предложил я. Мальчишка возражать не стал, мы дружно погребли к берегу. Так и плывём потихоньку белый европеец и чёрный негритёнок в Индийском океане. Думаю, с берега мы  очень эффектно смотрелись. Вдруг его друг, сидевший на берегу на перевёрнутой лодке, дико закричал.
- Shark! Shark! Акула! Акула!
     Я оглянулся и увидел огромный плавник рассекающий гладь воды метрах в ста от нас.
- Хватай меня за волосы! – крикнул я парню и, почувствовав, как его рука сжала пучок моих волос, быстро в размашку, загребая резче, поплыл к берегу, везя на себе негритёнка. Подплыв ближе к берегу, где можно встать на ноги, я схватил пацана подмышку и что было сил побежал. Оставив мальчишку на берегу, я подошёл к перевёрнутой лодке, облокотился и ждал, когда перестанет бешено колотиться моё сердце, при этом я внимательно наблюдал за пируэтами акулы. Она покрутилась некоторое время у берега, а затем ушла в открытый океан. Как оказалось, мы с Томом заплыли слишком далеко. Все, кто был на берегу, за нас очень волновались, успеем ли мы доплыть или нет. Ещё долго я ощущал дрожь в ногах и решил больше в воду не лезть. Ополоснувшись пресной водой в кабинке, я обсушился на солнышке, оделся, и мы продолжили свой путь.
   Чёрная ватага парней, с которыми мы купались в море, предложила проводить нас.
- А вы разве не из этой деревни? – спрашиваю я у ребят.
- Нет. Мы из города, – ответили они.   
    Мы  шагали дальше вместе. Определить из богатых семей или из бедных были мальчуганы, не представлялось возможным, так как на них были только лёгкие трусики и ничего больше. Но наш помполит выяснил у них по дороге, что живут они в больших домах, учатся в хорошей школе, отцы работают, а матери дома на хозяйстве. В принципе, обычный семейный уклад, как во всех развитых странах. Проходя мимо одного большого двухэтажного кирпичного дома, расположенного на красивой лужайке с красивыми деревьями и разнообразными цветами, Том сказал мне:
- Вот тут мы и живём.
     И они всей шумной компанией повернули к дому. Это было обычное двухэтажное здание, характерное для всех тропических стран. Но меня удивило, что под домом стояло много машин. По всему периметру дома на втором этаже был широкий балкон, на котором отдыхали пожилые негритянки. Мы дружелюбно им помахали рукой, они улыбнулись и махнули в ответ. Во дворе под тенью деревьев играли дети. Я ощутил дух Африки. Зрелище было бесподобное - такая красивая, умиротворенная, жаркая, не похожая ни на один другой уголок мира, Африка. Именно такой я её и представлял себе, читая книги Хемингуэя. Попрощавшись с мальчишками, мы пошли дальше.
   
     И вот мы вошли в Момбасу, один из крупнейших городов Кении. Широкие улицы, вдоль тротуаров растёт много деревьев и цветов, которые дают хорошую тень, от этого изобилия зелени ощущается прохлада, идёшь как в оранжерее. Прогуливаться здесь очень приятно. Высокие трёх и четырёхэтажные дома, преимущественно английского типа, раскинулись по обеим сторонам улицы. Чуть дальше за ними выглядывают небоскрёбы, но они типично американские. На улице много автомобилей американского и немецкого производства. Но попадаются и наши «Жигули», и «Москвичи».
    Мы изрядно утомились от долгой ходьбы, и присели на скамейку в тенёчек возле какого-то двухэтажного здания, которое сильно напоминало муниципалитет, решили перекурить. Мимо проходили служащие, все в элегантных деловых костюмах, и с удивлением посматривали на нас.
- Знаете, почему в мире так много китайских ресторанов? – спрашиваю я парней, вспомнив старую шутку.
- Почему? – протяжно спросил помполит.
- Потому что китайский разведчик очень приметен в толпе. Я сейчас убедился на себе. Смотрите, как на нас все смотрят. Мы среди местного населения как белые вороны.
- А это правда! – хором захохотали парни.
   Недалеко от нас играли детишки. Они бегали вокруг большого баобаба, часто озираясь на нас.
- Хватит. Пойдём. А то скоро весь город сбежится поглазеть на нас, - заявил третий помощник.
     Куда идти? Не знаем. Никто в этом городе раньше не был. Решили идти прямо, а там, куда ноги выведут. Местные шиллинги волновались в кармане, боялись, что мы их не потратим. У меня лежало всего семнадцать шиллингов, а это не такие уж и большие деньги. Где им найти применение, мы пока не знали. Идём дальше. Людей на улице не так уж много, зато много машин. Я же рассматриваю мотоциклы. Интересно, на чём ездят африканцы? Мотоциклы самые разные, но много японских. Встречались и «Явы» из Чехословакии. «Явы-250» и « Явы-350», видел одну даже последней модели, как у нашего Шуры Балаганова, мой друг по мореходке. Я ему даже завидовал. Я тоже хочу купить себе такую «Яву». Это моя голубая мечта.
    
     Так незаметно подошли то ли к вокзалу, то ли к автостанции. Людей значительно прибавилось, все несли какие-то тюки, баулы или просто большие сумки, набитые доверху вещами. Женщины несут на голове тюки или корзины. Мужчины с чемоданами или с сумками в руках. Подойдя ближе к красивому двухэтажному зданию, мы сразу определили, что это автовокзал. Решили зайти внутрь. Направо находились билетные кассы, налево - зал ожидания и лестница на второй этаж. Читаю надписи о помещениях на втором этаже: комната для пассажиров с детьми, комната для инвалидов и другие помещения, которые я и не понял. Всё как в лучших городах. Значит Кения развитое африканское государство! Мы вышли к терминалам посадки. Стоит под погрузкой большой красивый автобус с табличкой «Найроби». Пассажиров немного возле него. Среди них примечаю несколько европейцев. Они с маленькими чемоданчиками в руках стоят поодаль, ждут, когда местные рассядутся. Чемоданы грузят в багажный отсек, впрочем, как в наших автобусах, а тюки закидывают на крышу. Негритёнок лихо сортирует их там, раскладывая один к одному. К нам подходит один из белых.
- Здравствуйте! – поздоровался он.
- Здравствуйте, поздоровались мы в ответ.
- Куда вы едите?
- Никуда. Мы русские моряки, гуляем по городу, чтоб убить время и зашли сюда случайно.
- А мы специалисты из Бельгии, едем в Найроби заключать контракт на строительство дорог.
- А мы привезли сюда дизельное топливо.
- Ну, тогда удачи вам и до свидания, - сказал бельгиец и отошёл к своим. Видимо он передал им наш разговор, потому что они внимательно начали разглядывать нас. Мы засмущались и ушли в здание автовокзала, там нас уже искал Анатолий Ткаченко. Он поведал нам, что нашёл пивбар. По правде говоря, не так хотелось пива, как хотелось сходить в туалет, а в пивбарах он всегда есть.
     Мы направились к маленькому домику, исполненному в африканском стиле. Худощавый, небольшого роста, немолодой чёрный бармен шустро бегал за стойкой, разливая пиво по стаканам. Он больше походил на «дядю Тома» из рассказа Марка Твена, чем на бармена. После того как все по очереди сбегали «на горшок», мы насладились вкусом местного пива. Как вдруг в зал зашёл белый парень лет тридцати. Он поздоровался с нами и тоже заказал пиво. Я даже подумал, что это один из бельгийцев, тех, что едут в Найроби. Оказалось, что он голландец, доктор, который лечит детей в кенийских деревнях. Он учтиво представился нам, но его имя и фамилия были такие, что запомнить я их не смог. Видимо, он это знает и сказал, что местные аборигены зовут его просто, доктор Бью. При этом попросив, чтобы и мы так его звали. На наш вопрос, что он делает на автовокзале, он ответил, что любит ходить в этот бар, здесь всегда можно встретить европейцев, с которыми он любит поболтать. Вот на этот раз ему попались мы. Нам тоже приятно было с ним пообщаться, он много чего интересного рассказал нам о Кении.   

     Развитая цивилизация, которую мы здесь видели, существует только в больших городах, а в мелких, особенно в деревнях, полное запустение и нищета. Особенно на севере, где живут племена Меру и Туркана. На протяжении веков занимаются они земледелием и скотоводством. Немного лучше живёт народ Луо. Они и наиболее многочисленные. Это племя кочевников, которое пришло сюда из Судана, с берегов реки Нил. Племя Кикуйю самое миролюбивое в Африке. Они занимаются земледелием, выращивают кофе, живут тихо и спокойно. А вот самое воинственное племя – это  Масаи. Они отличаются от остальных некой надменностью и дерзостью, может, потому что всегда занимались охотой, а также были хорошими воинами. Оружие является неотъемлемой частью их быта. Хотя они толком сами не знают, где живут, они постоянно кочуют, то в Танзанию, то в Кению. Куда зверь, туда и они.
    Бью в Кении уже два года, побывал во всех её концах, а сейчас, вот уже полгода работает в пригороде Момбасы, лечит детишек. Здесь дети слабее, чем в деревнях и стойбищах. Чувствуется влияние цивилизации. Сделав последние глотки пива, мы поблагодарили «дядю Тома» и вышли на привокзальную площадь.
- Куда вам? – спрашиваем мы у Бью.
- Прямо, - ответил он и указал рукой в том направлении, куда нам тоже надо было идти.
     Мы пошли вместе. По дороге наши ребята весело беседовали с голландцем, а я всё больше глазел по сторонам. Меня привлекли татуировки на лицах кенийцев. Вот уж эти африканцы! Они любят украшать своё тело татуировками, прямо тебе картинная галерея: какие-то завитушки, ромбики, кружочки. Самое интересное, что всё это что-то обозначает. Сами чёрные, а татуировки самого разнообразного цвета: белые, красные, синие, зелёные. Однако не все ходят с татуировками, большинство населения без них. Но интересно наблюдать за разрисованными.
   Прошли мимо тех домов, где расстались с нашими темнокожими мальчишками, с которыми купались в океане. Вот уже появились хижины деревни, где мы купались.
- А вот и мой госпиталь, – показывает Бью на белую палатку, раскинувшуюся под одним из баобабов.
- А вот и наш пароход, - показываем мы на наше судно, одиноко стоящее у причала.
- Мы бы пригласили вас к себе в гости, - сказал помполит,  - но, к сожалению, наше судно скоро отходит в море.
     Мы попрощались с Бью, поблагодарив его за интересную беседу, и разошлись как в море корабли - он налево, в сторону деревни, а мы направо, в сторону судна.
     Судно уже закончило выгрузку, и агент с грузополучателем оформляли документы. Мы поднялись по трапу и разошлись по своим каютам. Великую рифтовую долину я так и не увидел, зато столько всего интересного узнал о Кении и об Африке вообще. Ощущая сильную усталость и ломоту во всем теле, я завалился на диван. Отдохнув немного, я поднялся и направился в курилку, где к тому времени собрались все, кто побывал на берегу. Ребята наперебой делились впечатлениями. Оказывается, все они посетили пляж, и всех оттуда выгнала акула. Видать, она важная хозяйка этой акватории, и не смей туда заходить, а то станешь её ужином.
     В тот же час прозвучала команда: «По местам стоять! С якоря и швартовых сниматься!»
     Я по своей любимой привычке поднялся на пеленгаторную палубу, посмотреть на отход и полюбоваться удаляющимся город. Ведь сюда мы пришли ночью, и я ничего не разглядел. Задрожала палуба, и мы медленно, с помощью буксира, начали отходить от причала. Вскоре и он остался позади, а нас сопровождал только лоцманский катер. Через некоторое время он, забрав лоцмана, развернулся и пошёл к берегу. Я же стоял на палубе и любовался городом, который весь утопал в зелени. Город отдалялся всё дальше и дальше от нас. А мне совсем не хотелось уходить. Приятно было стоять под не очень палящим солнцем, так как близился закат. Я люблю это время суток, когда от самого горизонта бесконечно прекрасный тёмно-синий океан начинает постепенно окрашиваться огненным цветом. 
http://proza.ru/2021/01/30/1692


Рецензии
Очень интересный момент ломки стереотипов в момент встречи с другим народом, с другой страной или другой культурой. Все что читали, все что представляли об Африке становится никчемным не выдерживая реальности.

Прекрасно передана атмосфера Африки, Африки другой, настоящей, а не надуманной.

Муса Галимов   04.06.2022 22:39     Заявить о нарушении