Человек с дозиметром - часть 8 - Продажа дачи

Предыдущая часть:
http://proza.ru/2020/12/01/1641
===============================

    Тут надо вспомнить Михаила Горбачёва, обрушившего "железный занавес" и открывшего границы бывшего СССР. Пришло время массовой эмиграции. Многие уезжали за границу и из Гомеля. И не последней причиной было бегство от радиации. Ехали, кто куда мог: в США, Израиль, Германию... главное: подальше. Это была весна, кажется, 1990 года. Я заканчивал 1-й курс института. Один мой молодой знакомый, а вернее, его семья, собиралась выехать к родственникам в США. Они уже "сидели на чемоданах" и в один выходной день пригласили меня ехать в Клёнки (пригород Гомеля) продавать их дачу. Я был не против того, чтобы развеяться от учёбы и сменить на время городской воздух, насыщенный пылью и выхлопными газами. А также отдохнуть от военной институтской формы, шившейся в ателье по спецзаказу и жавшей нещадно от сэкономленного материала.

    Итак, в одно весеннее утро выходного дня, мы сели на Ракету на подводных крыльях (нечто вроде быстроходного речного автобуса) и отправились на ней в Клёнки продавать дачу. По карте радиоактивного загрязнения, публиковавшейся тогда в газете "Гомельская Правда", я выяснил заранее, что там плотность загрязнения составляла более 5 кюри/ кв.км. Покупателем был, как мне сказали, майор КГБ области, и, поэтому, я не удивился, увидев в его руках электронный дозиметр. Майор дал мне "поиграться" дозиметром, но, узнав, что я изучаю электронику в институте, и имею опыт в обращении с подобными "игрушками", успокоился и дал попользоваться им до конца поездки.

    Добрались мы довольно быстро, минут за 25. Сошли на берег с ещё несколькими дачниками. Всюду измеряли радиацию. Фон был умеренно-высоким, но годным для временного проживания. Уже за несколько лет до этого профсоюз начал строительство в этом районе пионерлагеря под названием "Боровая" более чем на тысячу мест. После аварии на ЧАЭС, строительство было заморожено, хотя лагерь уже был почти готов. Дорога на продаваемую дачу проходила возле "Боровой", лагерь был по левую руку. Здесь показания дозиметра были ещё большими. Показания "прыгали", и приходилось делать по несколько замеров, чтобы усреднить значения и получить близкую к реальности цифру. Но цифры эти, по-видимому, устраивали покупателя, и довольно скоро мы оказались на даче – виновнице торжества. Сделав главный замер радиации внутри дачи в нескольких комнатах, и убедившись, что для постройки были использованы «чистые» стройматериалы, майор предложил нам прогуляться. По-видимому, разговор должен был пойти о деньгах и об оплате. С другой стороны, нам было скучно сидеть без дела в полупустой постройке. Мне вверили детей, снабдили дозиметром для развлечения, и договорились, что мы вернёмся через час.

    Чтобы не заплутать в лесу, мы решили пройтись недалеко от берега реки, предварительно заметив, где надо повернуть на обратном пути. День был солнечным и довольно тёплым, так что пройтись по лесу было одно удовольствие. По дороге я, то тут, то там, делал замеры радиоактивного фона. Показания «прыгали», как и раньше, иногда доходя до 1 миллирентгена/час, а иногда, падая до нулевых значений. Это развлекало меня, тем более что в местах с высокими значениями я ощущал некое внутреннее давление, которое проходило в местах с низкими значениями. Минут через 15 я уже знал, где будет высокая цифра, а где – низкая. Конечно, я перепроверял себя много раз.  «Натренировавшись» вволю, я дал прибор и детям, объяснив, как им пользоваться, чтобы не испортить. Тем он показался слишком сложной и малопонятной игрушкой (старший из братьев учился в 8 классе средней школы). Поэтому, через некоторое время прибор вернулся ко мне, и я выключил его, чтобы не разряжать попусту дефицитную тогда батарейку «Крона».
 
    Чтобы не опоздать к установленному времени, после получаса ходьбы мы повернули обратно. Без труда определив точку возврата, мы вернулись на дачу вовремя. Было ещё немного времени до Ракеты (речного автобуса) обратно, и я побродил по проданной даче. Это была довольно немаленькая, двухэтажная, деревянная постройка. От родителей друга я узнал, что продали они её за 1 тысячу рублей. Я удивился, что так мало, ведь в связи с застоем в экономике и набиравшей обороты инфляцией, эта сумма могла многократно возрасти, а деньги быстро обесценивались. Что поделаешь – пожали плечами родители друга – таков прейскурант.

    То ли от лесного воздуха, то ли «от радиации», то ли от того, что в этот день надо было рано проснуться, то ли от того, что с утра удалось съесть лишь несколько захваченных с собой яблок, я с трудом дотащился до берега Сожа, и, поднявшись по импровизированному трапу на Ракету, погрузился в дрёму. Обратный путь показался коротким отрезком времени…

=========================
Следующая часть:
http://proza.ru/2021/01/19/1133


Рецензии