Разговор с мамой

Разговор с мамой.

Мама и дочка сидели на лавочке у большого и уютного дома. Их никто не беспокоил. Сквозь тонкие занавески на окнах свет понемногу проникал в комнаты, где все их родные безмятежно спали, наслаждаясь спокойным и глубоким сном. Лёгкий ветерок слегка трепал тюль и это была такая желанная прохлада! 

Было раннее утро. Птицы во всю распевали на разные голоса свои волшебные песни. Мама и дочка бросали птицам крошки хлеба и семечки. Воробьи, голуби, вороны на перебой хватали свой завтрак и не спешили улетать. Наглые воробьи  жадно хватали крошки хлеба, съедали их и тут же прилетали снова. 

Солнце поднималось всё выше и выше, окутывая землю нежным теплом и заботой. 

Ещё все спали, а эти две женщины вели неспешный и очень нужный обоим разговор. Мама с умилением посмотрела на свою теперь уже взрослую дочь. 

– Какая ты у меня красивая! – сказала мама. Я тебе разве этого никогда не говорила? 

– Говорила – дочка смотрела на маму с восхищением – у такой очаровательной мамы, как ты не могла бы родиться не симпатичная дочь – парировала она. Я всегда считала, что похожа на папу, да и все окружающие меня люди твердили, что я его копия. Но ты знаешь, с возрастом, мне кажется, я стала очень на тебя похожа. Когда я смотрю на наши с тобой фотографии, нахожу всё больше и больше сходства. Твой портрет висит у меня в спальне и я каждое утро с тобой мысленно здороваюсь и разговариваю. Даже взгляд у нас с тобой одинаковый, и походка, и голос. Ты знаешь, в разных ситуациях, обдумывая потом их, я размышляю, а как бы поступила здесь ты, что бы сказала, как бы посмотрела, какие бы выводы сделала. А ведь когда-то давно я мечтала вылететь из родительского гнезда и всё решать самой. Быть взрослой и самодостаточной. Ходить без шапки. Утром не завтракать. Питаться одними бутербродами. Ложиться спать за полночь. Читать книги ночи на пролёт. Носить одежду не по сезону. И чтобы никто меня не опекал – я всё хотела решать сама! 

– Всё правильно, так и должно было быть. Мы же с тобой самые родные! – ответила мама. Я тоже всю жизнь была похожа на своего папу, мама мне об этом всегда говорила, хотя я его не помню. Когда мне было четыре года, началась Вторая мировая война. Папа ушёл на фронт и больше я его не видела, но я хотела быть на него похожей. Да и какая разница, кто на кого похож – мы же одна семья! 

Голос мамы звучал нежно и трогательно, как никогда прежде. 

Дочка обняла маму за плечи, а потом положила свою голову ей на колени – ей было так хорошо и уютно и хотелось, чтоб этот момент такого единения душ и близости никогда не заканчивался! Мама ласково гладила её своими хрупкими, шелковистыми и до мурашек в теле, родными руками по волосам и это было такое счастье! 

Женщины на мгновение замолчали, никто из них не хотел прервать эту связь – их не держала больше пуповина, но тождественность, любовь, искренность завладели ими с макушки до пяток – это был очень интимный и душещипательный отрезок времени! 

Руки мамы всё ещё нежно ерошили волосы дочери, а дочь упивалась этим актом доверия и чувственной и ни с чем не сравнимой гармонией. От рук матери исходило умиротворение, они были, словно щит, который оберегает её любимое дитя от всех невзгод и волнений этого бушующего мира, они были для дочери убежищем, гарантией безопасности. И от них так пахло дрожжевыми пирожками с яблочным вареньем, словом, от них пахло мамой! 

– Ты знаешь, мама, мне так хорошо с тобой! А я ведь раньше этого не ценила. Мне во что бы то ни стало хотелось побыстрее убежать от тебя. Тогда, в мои семнадцать лет, я всеми силами стремилась доказать тебе, что я уже выросла и имею право всё решать сама. Как же я ошибалась! Я думала, что ты такая строгая и авторитарная и что ты меня совсем не понимаешь. Я тогда считала себя очень мудрой, рассудительной и разборчивой – не зря же я прочитала столько умных книг. Как же я ошибалось! 

– Ты у меня такая умница! Доченька, ты всегда была и есть для меня самая лучшая! Все мы в молодости так считаем – всему виной наш юный возраст, максимализм и наше несовершенство – вот на него мы и тогда и сейчас ничем не можем повлиять – Мама, как могла, утешала своего маленького взрослого ребёнка. 

– Я тебя всегда понимала и не осуждала. Я всегда гордилась твоими победами и достижениями – ведь это были и мои победы тоже, ведь ты же – моя кровинка! И, если я была с тобой грубой и несправедливой – прости меня за это. Я так хотела, чтобы у тебя всё было хорошо! Иногда я, конечно, и перегибала палку – но я так хотела, чтобы ты была счастлива! А от ошибок – от них никто не застрахован. 

Дочь лежала на коленях у мамы, уткнувшись носом. Она впитывала каждое предложение, исходящее из уст мамы и не хотела пропустить ни одного её слова. Мамины слова, как волшебный и целительный бальзам, исцеляли её душу и залечивали раны. Они даже растворяли рубцы и шрамы на её сердечке, которое билось быстро, как у загнанного волками в тупик зайчишки. На сердце становилось так спокойно и безмятежно, как в детстве. Вот мама помазала зелёнкой разбитые коленки, подула на них – и до свадьбы заживёт! 

– Мамочка! – дочь нарушила молчание – я тебе так благодарна, как тогда, много лет назад, ты от меня не отвернулась. Я так боялась, что ты меня будешь критиковать и ругать – а мне ведь так не хотелось тебя расстраивать и волновать своими проблемами! Я думала, что со всем могу справиться сама – ведь я всё могу сама! Я была не права! 

– Что ты, доченька – мамин голос начал дрожать – я за тебя так переживала и не хотела вмешиваться, хотя очень хотелось защитить тебя от всех твоих проблем. Ведь каждый должен пройти свой путь сам – от начала и до конца. Как я могла бы тебя обидеть, когда тебе и без меня было так больно! Твои слёзы были и мои слёзы- ты думаешь, я не слышала, когда ты ночами плакала в подушку, чтобы меня не разбудить? Моё сердце разрывалось от жалости к тебе – но первое своё разочарование каждый должен прожить сам и выйти победителем. Ты у меня такая сильная и мужественная девочка! Я горжусь тобой! Ты сумела, ты смогла пережить первые свои потери.  Тогда тебе казалось, что это конец, но это было начало, начало твоей взрослой и осмысленной жизни, без розовых очков и затуманенных взглядов. Ты научилась выживать в непростых ситуациях и я уже могла с тех пор так сильно за тебя не волноваться – ты всё сможешь преодолеть. 

Мама замолчала. Она всё гладила и гладила дочь по голове, и осторожно смахивала горькие слезинки, которые почему-то блестели в уголках её красивых глаз. 

– И у тебя всё получилось, дорогая. Печальная страница из книги жизни перевернулась и на смену ей пришла другая страница. И ты украсила её своим узором. А то, что предыдущая страница оставила свой след в твоей истории – так и это тоже хорошо – ты научилась различать добро от зла. Ничего не бывает просто так – оно закаляет нашу волю и решимость жить дальше. 

Дочь села и обняла маму за плечи. Наконец, набравшись смелости, она заговорила. 

– Спасибо тебе, мамочка, за всё. Только став мамой, я поняла, как тебе было тяжело. Как ты много и усердно трудилась, чтобы у меня было всё необходимое и не только. Сколько труда и бессонных ночей ты в меня вложила. И это не просто слова. Я люблю тебя! 

Прости, что не всегда была с тобой вежливой и терпимой. Прости за резкие и обидные, быть может, слова. За мою несдержанность и грубость. За моё непонимание. Иногда, за моё молчание. Просто прости за всё. Я тебя очень люблю! 

– И я тебя очень люблю, доченька! – сказала мама. Я хочу, чтобы ты была всегда любимой и счастливой! Пойдём в дом и вместе приготовим вкусный завтрак! 

Ветер всё ещё легонько колыхал занавески, словно пел колыбельные песни. 

Дочка открыла глаза и посмотрела в окно. За окном птички пели свои весёлые песенки, был раннее утро, полное планов, надежд и ожиданий. 

Женщина вдруг посмотрела на портрет мамы. 

А где мама? Мамы ведь больше нет, она спит. Разговор с мамой был лишь её сон – её счастливый сон. 

Подушка была насквозь мокрой от слёз и от не высказанных вовремя слов. 

А дочка всё ещё ощущала себя в материнских объятьях и всё ещё чувствовала тепло родных маминых рук – они так пахли мамой! И с мамой было так легко и свободно – она словно плыла в лодке по волнам с закрытыми от истомы глазами. Она всё ещё чувствовала руки мамы на своей голове – эти прикосновения всегда возвращали её к жизни. Теперь без мамы. А ей очень хотелось, чтобы она жила. Просто была рядом. Ей этого так хотелось! 

Делайте всё вовремя, а то время может вас разлучить, а слова любви так и остаться не сказанными словами, которые будут вас пожирать изнутри. Пока есть время – можно что-то изменить. Так сделайте это. 

А дочка до сих пор ощущала себя в материнских объятьях.


Рецензии