Говоры Сибири. Из воспоминаний

Из воспоминаний сестры Светланы.

Тем и интересен cибирский говор, что он своеобразен, певуч, неповторим. И потому до сих пор в селах он не просто слышен, а это часть жизни коренных жителей. Даже образованные люди, знающие хорошо культуру речи, в быту общаются на местном диалекте.
Добавлю некоторые выражения моей бабушки, которая жила на севере Томской области, а позже - в Новосибирске.
Например, баскАя-красивая; бАско - красиво; нравная - с характером, обидчивая; варнак - злой, бандит; варначка - хулиганка; морговать, гребовать - брезговать; пЯтра- чердак; бусое, бусенькое - серое; фиЯлочки- фиалки. Откуль, откулева - откуда; распознать- узнать, выведать.

Дедушка носил пиНжак, а у бабушки была плюшева жакетка, по хозяйству управлялись в старенькой куфайке и верхонках. А суровой зимой на бабушке дохА до пят и пимЫ.
Дед в сенцах сметал снег с катанок, поверх которых натягивал гачи.
Когда бабушка сердилась, говорила: "Я тебя научу свободу любить, ты у меня будешь по одной плашке ходить, на другую не заглядывать".
Шлёндрой она меня, конечно, не обзывала, но шишлиться без дела не велела.А иногда любуется на меня в зеркало и приговаривает: -Браинька, бравинькая... Баушка, бывало, подойдёт ко мне и шепчет на ушко: -Что вошкалупишься, засыпай!
 А вечером:-Куды это моя милая, басенькая унучка, собралася? Нябось паря завёлся? А я натутуршилась в ответ...
А баушка лезет обнять меня, почеломкаться...
А то как-то баушка расхворалась совсем, расколодилась... Я ей чайку забелила, погутарили маленько. А давеча совсем квёлая лежала, уросит, уросит...

Бабушка тонко чувствовала природу, умела предсказывать погоду, например: завтра будет вЁдро, - это означало, что будет хорошая погода. Посылая меня с коромыслом пО воду, наказывала, чтобы вёдрЫ были полные, а то перед людЯми стыдно.Зимой, прежде чем зайти в сенцы, пимы от снега голиком обмётывают.

КудЫ как с добром - одобрительная оценка, например, если устраивала длина юбки, в таких случаях добавляла, что "такую юбочку тока в добры люди". О короткой юбке говорила возмущенно: срам-то прикрой, весь срам наружу. Вообще, "люди" были главным критерием нравственности: что скажут люди; люди осудят.

Главный наказ от бабушки блюсти честь и чистоту, приговаривала: коли будешь жить в чужих людях...Наказ исполнить как есть - означало в точности выполнить наставление.

Повный рот картовной каши - о человеке с невнятной речью.
Я тебя по втОкам вижу - означало, что бабушку не проведешь.
КудЫ - куда; споймала - поймала; вытягАться - долго спать; срамница, срамник- о людях с порочной репутацией.
ТрЁкнулся - умом сдвинулся; заполошанный - бездумный, суетливый; шЫрмач, шЫрмачка - мошенники.
Пайва, короб для сбора и переноски грибов, ягод или шишек. Делается из бересты. Объем измеряется в ведрах. Например, у меня была двухведерная. Переносится как рюкзак.

Бабушка была бережлива и запаслива, в оправдание своему накопительству приговаривала: пущай лежит, места не пролежит, ись - пить не просить.
Уросная, уросный - капризный ребенок; золотушка - диатез; глотоШная- ангина; золотушный - диатезный, болезненный ребенок.

Много лет прошло, многое стерлось из памяти, жалею, что не запоминала и тем более не записывала, эх, если бы молодость знала... 
Но что вспомню, то набалакаю,- как-то баушка и говорит:
- Да, мой давеча опять бурагозил. С утра еще смотрю, он в стайке шоркается, на скотину базлает. Ну, дело ясно! Я пока кружки после дойки мыла, он в гомонок залез, деньгу взял. Говорит, фунфырик в сельпе куплю и всё.

Я как взъелась - да растудыт тебя через коромысло! Вчера же на рогах пришел. Вон делов полно, пимы еще с зимы обещал подшить, в стайке три дня не чищено, а ты опять куда-то пошкандыбал!

Он меня вроде слушает, а сам куфайку накинул, чоботы напялил и шасть в сени. Только и вижу, что он полетел задами к сельпу. Ну, всё, думаю, встречу я тебя вечером!Со злости упласталась на огороде, половину картошки огребла. Опосля прилегла в малушке, дома-то жарко. К вечеру явился, хороший. Сивухой на полверсты прёт. Не в сельпе фунфырик видать взял, а у Катьки-самогонщицы пузырь бодяги какой-то. С Катьки я еще спрошу, вот у клуб пойду, да космы ей повыдергаю, чтоб мужиков не спаивала.

А мой давай пургу гнать, тыры-пыты, тоси-боси. Ястри тя, собака! МОзги мне все выел. Я его спать укладываю, а он всё рвется куда-то, не допил видать. Ну, я взяла дрын, да оходила его по бокам, чтобы не бурагозил. Он прижух и спать завалился. Вон до сих пор обыгаться не может. Вдругорядь к Катьке не пойдет, может, остережется палёную сивуху у ей брать.»
Запомнившиеся слова и выражения активно используем, с любовью и благодарностью вспоминая дорогих людей.

От бабушки, Агриппины Никитичны, которая окончила три класса церковно-приходской школы, запоминалка русского алфавита:

   Аннушка, Бабушка Вам Говорила:
  -Дедушка Ездил Жениться Зимой!
   И Кла-а-анялся:
   Лидушке, Милушке, Нинушке, Олюшке, Полюшке.
   Рыжа Собака Торчит У ворот,
   Филин Хлопочет.
   Царь Читает:
   Ш,Щ,
   Э,Ю,Я.

Ругательства в Древней Руси

Свербигузка --непоседливая женщина,
Затетёха -- полная, дородная женщина,
Фуфлыга -- невзрачный мужичек,
Глазопялка -- любопытная женщина,
Божедурье -- дурак от рождения, мордофилье (чванливый дурак) и лободырный.
Куёлда -сварливая баба,
Пятигуз -- ненадежный человек.
Курощуп -- бабник,
Бредкий --болтливый,
Колупай -- медлительный человек.


Рецензии
Истоки славянской речи выражены ярко и самобытно!
Захватывает разнообразием, понравилось!

Татьяна Татьяна 3   10.01.2021 21:16     Заявить о нарушении
А это то, что исчезает из общения... А сохранить говор предков необходимо!
Спасибо за интерес! С добром...

Ольга Ковалёва 6   11.01.2021 21:26   Заявить о нарушении