Любовь по наследству

С кем бы человек ни начинал строить семейную жизнь, он пройдет периоды искуса, ведь готового счастья не бывает, и зависит оно не только от мужа, но и от жены в той же мере
  Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)


Слова святителя Феофана Затворника о том, что любовь подобна костру – чтобы он не погас, подкладывайте дрова в огонь, давно стали  поговоркой. Мы к ней привыкли и  понимаем по – разному. А ведь дрова – это  трудная каждодневная работа во имя любви. Много веков человечество старается определить формулу любви, а она завещана нам предками: чем больше человек заботится о другом человеке, тем больше он его любит.  Мы забыли, любовь и вера без дел умирают (ср.: Иак. 2: 20).
Иоанн (Крестьянкин) напутствовал, что за семью надо побороться, это не просто отношения между супругами. Это формирование любви у детей с младенчества. А в случае развода – разбитая с молодости жизнь  их детей. Первое, что надо делать постоянно,  убеждал старец, это молиться  друг о друге и молиться святым Гурию, Самону и Авиву о сохранении семьи. Второе, и не менее важное, – заглянуть в свое сердце, … нет ли своей вины в том, что  не все ладно в семье.   Дети повторяют ошибки своих родителей!
Как актуальны и сегодня слова архимандрита, обращенные к мужу, который собирался уйти от неверующей жены в монастырь! Он говорил, что через главу семьи в дом должен войти Господь, Который уже коснулся твоей души… Он тебя спросит: «А где же твои кровные родные?»  Ведь муж и жена уже не двое, но одна плоть. И чадо твое, за которое с тебя спросится сполна, – каким оно вырастет? А как ответить? Скажешь, что потерял их по пути и не заметил?! Когда вы создавали семью, вы оба были неверующими… она мирской человек, но ведь и ты не духовный еще, а только паришь духом, в мечтах забираясь на небо вместо того, чтобы учиться на земле жить по-христиански. Что тебе делать? Помолиться и приложить все силы, чтобы развода не было. Надо жить не монахом в семье, а семейным человеком, до поры разделяя с супругой ее немощные желания… призывая помощь Божию к ее обращению. Тогда и для дочери хоть что-то, понемногу, можно будет делать, поучал архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Семейному союзу Рыбцовых  40 лет. Познакомились они в Дрибине. Галина Ивановна работала учителем биологии и труда в Дрибинской школе-интернате, а Николай Владимирович в составе бригады из Могилева строил в местечке мост. У каждого из них была своя судьба, каждый пережил свою семейную трагедию. Галина Ивановна одна растила семилетнего сына Гену, а он, вдовец – четырехлетнего Володю. Через год они поженились, а через три дня совместной жизни, мальчик трогательно спросил: «Тетя Галя, можно я вас буду мамой называть?» А вскоре родился и сын Андрюшка.
«Ребенок учится тому, что видит в дому» – свидетельствует народная пословица. Что видела Галина Ивановна в своем детстве?  Она  появилась на свет в 1941 году в селе Кледневичи Дрибинского района. В первые дни войны отец ушел на фронт, а с 1943г. у них с мамой начался кровавый путь страха и лишений. Построив в колонны, людей гнали как скот, тех, кто отставал или падал, расстреливали на месте, добивали прикладами. Разве может что-то помнить двухлетний ребенок? Наверное, дети военного лихолетья особенные. Галина Ивановна помнит и сейчас как злобный лай собак, выстрелы, отчаянный людской плач заставляли сжиматься от страха. Всю дорогу мама несла девочку на руках, хотя силы были на исходе. Ни одна женщина не бросила своего ребенка! Я верю, что где-то в небесах и поныне витают материнские рыдания   над умершими детьми.
В годы фашистского нашествия многие  люди были невоцерковленными. Но почти в каждом доме на видном месте, или в укромном уголке хранились иконы.  И  золотые россыпи  душевной нравственности  граничили с духовностью. По-другому нельзя объяснить ту меру милосердия и жертвенности простых людей. В одной из деревень, где измученным пленникам дали передышку,  у Галины обнаружилась корь. Это был смертный приговор. Но местная женщина, которую все звали Сибирячка, выкупила у фашиста за обручальное кольцо обезумевшую мать с умирающим ребенком и забрала к себе в дом. Тоненькое обручальное кольцо было в этой семье самой ценной вещью, но, не раздумывая,  Мать  оплатила им сохранность жизни чужого ребенка. Через неделю в деревню нагрянули фашисты, а с ними и полицай, который знал отца Галины, знал, что он сражается на фронте. Схватили  и 16-летнюю дочь Сибирячки Шурочку — за то, что укрывали жену и ребенка русского военнослужащего. Голодных их гнали до Толочина. Затем побросали в товарные вагоны и продолжился путь на свою Голгофу, в   лагерь смерти Аушвиц или Освенцим. Несмотря на скотские условия, женщины радовались, что у них не отобрали детей.  Почти все детки от слабости даже не плакали, а только стонали. Но и этих обессиленных детей в лагере  у матерей отобрали. Мама кричала, на коленях умоляла оставить Галю, но конвоир с остервенением отбросил цепляющуюся за ребенка мать и она потеряла сознание. Эти крики, стоны до конца дней преследовали женщину. Очнувшись,  она кинулась искать дочь, металась от двери к двери,  подраненным зверем билась о них. Одно из дверных окошек приоткрылось, и какой-то поляк тихонько позвал: «Ходь сюды, кобетка». Вывел девочку из толпы детей, отдал маме: «Уцекай». Человеку, имени которого  так и не узнали, они обязаны жизнью. Других детей спасать было уже некому. Когда  пробирались по темному зданию, мама обнаружила в одной из комнат пропасть вместо пола. Позже они узнали: это была газовая камера фабрики смерти.
Из лагеря, огороженного колючей проволокой, через которую был пропущен ток, и опоясанного по периметру вышками,  им удалось выбраться через лазейку «в колючке». Но  вскоре их поймали, погрузили в другой состав и отправили в трудовой концентрационный лагерь — в Германию.
За колючей проволокой — бараки: двухъярусные кровати,  похлебка, в которой плавали черви. Голод, страх... Боль тех дней была так остра, что она мелкими крупинками впилась в душу, и ее хватило на много лет вперед, на всю жизнь. Но главными были два чувства: как сохранить детей, как  вернуться домой. Каждая обитательница лагеря в тайне мечтала, что вернется с войны и муж, семья воссоединится. И эта мечта, и любовь к мужу, к семье помогала выжить, сберечь ребенка.  В 1944г. фашистский генерал забрал маму с Галиной для работы в своем поместье. Но как оказалось позже светловолосая девочка очень подходила для усыновления бездетной родственнице генерала. Но отнять ребенка не успели:  в апреле 1945 года  пришло долгожданное освобождение. Какой надо было иметь внутренний духовный стержень,  чтобы не сломаться в жалости к себе! А может в эти годы и произошло чистилище души? Вспоминать все больно. Но, как сказала Вера Инберг,   «Без жалости к себе,  без снисхожденья идти по этим минным загражденьям» Памяти.
Мечты сбылись: и домой вернулись, и отец живым остался, семья восстановилась. Но как смогла мать не только научить чистую детскую душу принять жизнь, которую даровала им жестокая  судьба, но и  полюбить ее, принять, не озлобиться? И что важно – сохранить в своей памяти не только страшные минуты, но и скудные частицы любви  людей, не поскупившиеся на тепло и доброту.  И эта любовь оберегает ее и сегодня. А это и есть великий семейный, родительский подвиг: научить ребенка любить. И это стало ее  самым ценным  наследством. С любовью по наследству передаются от родителей детям  их мудрость, их жизненный опыт. А они в свою очередь передают эстафету любви  следующим поколениям. Вот так  из поколения в поколение  идет нерасторжимая связь времен, житейской мудрости и душевного тепла.
Рыбцова Г.И. возглавляет  общественную организацию «Могилевская областная ассоциация малолетних узников фашистской неволи». На встречах в рабочих коллективах, в учреждениях образования с преданной любовью   рассказывает о своих родителях, о своей семье. Однажды на вопрос «Как отыскать свою «половинку?» Галина Ивановна ответила словами румынского старца архимандрита Арсения (Папачка), что не бывает второй «половинки».  Это не твоя половинка, а твое всё: он всё, и она всё. Между мужем и женой нет степени родства потому, что они – одно. Как на звезде Давида: это два равносторонних треугольника, наложенные друг на друга. Она сделана Давидом, который был человеком Божиим, и символизирует человеческое существо, единственное из всего творения Божия обладающее качеством качеств – Его образом и подобием. Поэтому Бог сначала создал человека как равносторонний треугольник с основанием вверх, потому что мужчина властен в своей силе, а потом равносторонний треугольник с основанием вниз, который символизирует женщину.
Никаких особых секретов в том, что они счастливо живут всю жизнь, у  Рыбцовых  нет. Супруги просто любят друг друга, умеют уступать, а иногда и наступать, как говорит Николай Владимирович. Засматриваются на эту дружную семью  их друзья и соседи, радуясь без зависти, потому что их любовь освещает мир вокруг. Слава Богу, что сохранились еще такие  семьи,  в которых ценятся не материальные ценности: машина, дом, дача, а то, что позволяет нам людьми зваться.  Ведь как сказал русский писатель Валентин Распутин: «Сколько в человеке памяти – столько в нем человека».
Рябова Л.А., член литературного объединения «Ветеран» при Могилевском горисполкоме


Рецензии