Почему коммунисты игнорируют опыт сионистов?

Речь пойдет о построении коммунизма в отдельно взятых кибуцах.

Если кто не в курсе, кибуцами называются производственно-потребительские коммуны в Израиле.

Я не буду здесь рассказывать об их истории и современности — все это без труда можно найти в Интернете.

Отмечу только, что первые кибуцы были основаны в 1910-е годы. И основаны они были сионистами — евреями, поставившими перед собой цель воссоздать государство Израиль, собрать туда со всего мира евреев и научить их снова говорить на иврите, на котором они разговаривали в библейские времена.

Советские сми во времена моей молодости ругали сионистов за то, что они воевали с арабами, которых поддерживал СССР, дружили с Америкой и переманивали советских евреев к себе в Израиль.

О кибуцах советские сми почти ничего не писали. Это слово проскальзывало иногда в репортажах "оттуда", но так, что можно было подумать, что это что-то вроде израильских колхозов. Поэтому лично мое отношение к кибуцам было отрицательным, так как я думал, что сионисты завлекают туда доверчивых и наивных советских евреев, заставляя тех работать за бесплатную еду, спецодежду и койки в общагах.

И только по прошествии времени я узнал, что никто в кибуцы насильно вступать не принуждает. Что израильтяне делают это добровольно. И что внутри кибуцев фактически существует коммунистический жизненный уклад, когда от каждого по способностям и каждому по потребностям в пределах, конечно, совместно заработанного. При общественной собственности на средства производства, землю, орудия труда, жилье, транспорт, бесплатной медицине, образовании, равноправии и самоуправлении. То есть при всем том, к чем наши коммунисты якобы стремятся.

И после этого у меня возник вопрос, вынесенный в заголовок этой публикации — почему коммунисты замалчивают опыт израильских кибуцев? Это же интереснейший и притом успешный опыт строительства коммунизма, создания коммунистического жизненного уклада.

И я стал собирать материалы о кибуцах, чтобы найти на этот вопрос ответ.

Вот что у меня получилось.

Во-первых, в Израиле добровольно желающих жить и работать в кибуцах (то есть в условиях коммунистического уклада) всего несколько процентов от населения страны.

Во-вторых, доля желающих может колебаться в зависимости от различных внешних и внутренних причин. Причем, не только в сторону увеличения, но и понижения.

В третьих, — и это представляется мне самым интересным, — внутри кибуцев с их коммунистическим жизненным укладом идут процессы, ведущие к возникновению социального неравенства. (Как выразился один кибуцник — "образования кланов"). То есть кибуцный коммунизм стремится идти по пути первобытного коммунизма (был такой на заре человеческой цивилизации) — к родоплеменным отношениям с вождями и кастами.

Могут ли коммунисты согласиться с тем, что желающие жить при коммунизме, могут это осуществить, не дожидаясь мировой революции, в масштабах отдельно взятого кибуца, села, района, области?

Конечно, нет. Потому что тогда теряется весь смысл коммунистического движения, как глобальной, то есть общемировой борьбы с капитализмом. Потому, что вместо борьбы с капитализмом надо будет заниматься строительством коммунизма. Строительством, которое по силам даже небольшому коллективу — первый кибуц основали десять человек.

И коммунистическая партия с ее вождями, депутатскими фракциями и прочими партийными чиновниками, получающими зарплату за то, что они "возглавляют и направляют", становится как бы и никому не нужна.

И это главная причина того, что коммунисты замалчивают опыт израильских кибуцев.

Ну а то, что этот опыт показывает, что коммунизм нестабилен, и стремится перейти в клановым, или родо-племенным отношениям — это уже удар по основанию коммунистической теории, утверждающей, что после коммунизма уже ничего другого быть не может.

То, что "может-может", подтверждается и тем, что реально жить и работать в условиях коммунистического (вполне комфортного) уклада хотят только несколько процентов израильтян (в России подобных коммун вообще нет).

Среди тех, кто не хочет жить при коммунизме хватает таких, кто пожил и поработал в кибуцах и, в целом, неплохо к ним относится, но предпочитает иметь свой дом, свой сад, свою машину... Им хочется самим воспитывать своих детей и самим решать, как тратить заработанные деньги.

Поэтому для коммунистов израильских кибуцев как бы и не существует. Не хотят они учитывать их опыт в своей теории и практике.

Хотя, конечно, напрасно. Так как, я уверен, было бы очень полезно иметь нечто подобное в России, чтобы желающие могли агитировать за коммунизм не на словах, а на деле — своим собственным образом жизни. Но это уже другая тема.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.