Когда возносится душа

Переполненный зал «Могилёвского городского Центра культуры и досуга   был готов кричать «браво» еще до начала выступления Могилевской городской капеллы. Коллектив работает над целым рядом амбициозных проектов. 12 февраля могилевчанам представилась редкая возможность услышать один из музыкальных шедевров ХХ века, сразу же оказавшийся в золотом фонде популярного классического репертуара: в исполнении солистов, хора и оркестра капеллы прозвучало одно их самых спорных классических произведений современности – сценическая кантата Карла Орфа «Кармина Бурана».
Руководитель капеллы Лищенко С.Ю. перед концертом кратко ознакомил зрителей с историей создания великого творения. «Кармина Бурана» — загадочное произведение, единственное в своём роде.   С момента премьеры и по сегодняшний день встречаются диаметрально противоположные мнения, как о сочинении, так и о его авторе. Да, спорить есть о чем: 1937 год, нацизм в Германии, еврейские корни композитора и признание  его творчества.  Его музыка была так почитаема, что  даже при наличии еврейских корней музыканту удалось завоевать расположение немецкого правительства. В финале войны он числился в черном списке за пособничество Гитлеру, но беда обошла его стороной благодаря дружбе с Куртом Хубером, немецким музыковедом, доктором философии, участником группы антинацистского Сопротивления Белая роза. Карл Орф неоднократно получал награды в качестве признания его вклада в искусство и культуру Германии. В 1975 году ему презентовали статус почетного гражданина родного города Мюнхена, а в 2001-м астрономы присвоили его имя астероиду.
В руки   немецкому музыканту и композитору, которого искусствоведы называют баварским экспериментатором, Карлу Орфу попал  средневековый монастырский песенник, датированный  1300 годом. В свое время его нашли в одном из баварских монастырей. К этому времени песенник издавался уже 4 раза. Название «Carmina Burana»(«Бойернские песни») дал первый хранитель и издатель сборника Иоганн Шмеллер по названию местности, в которой тот был найден. Впоследствии композитор отмечал, что фортуна, играючи, подсунула ему в руки каталог Вюрцбургского антиквариата, где он нашел название, которое магической силой приковало его  внимание: «Кармина бурана – немецкие песни и стихи из рукописей 13 века.
В сборнике было собрано 250 текстов разных авторов на разных языках: лирические любовные серенады и романсы, застольные песни, веселые пародии. Открывая сборник, читатель сразу видел изображение колеса фортуны: несколько кругов, которые соединяют внешний, внутренний и духовный миры. В центре – фигура богини Судьбы. Спицы как параллели. Колесо вращается ,и человек изображенный по краям рисунка, оказывается в разных положениях. И здесь же напоминание: «тот, кто сегодня возвышен, завтра будет унижен», «того, кто сегодня прибывает внизу, фортуна завтра вознесет к вершинам». С самого детства Карл Орф шел к этому творению, он мечтал о своем театре, создавал свои постановки , декорации, писал тексты.  «Кармина Бурана» стала  вершиной этих мечтаний. Он выбрал 24 песни и написал к ним нечеловеческой красоты гениальные, гипнотические мелодии — грандиозные хоровые пассажи, григорианские распевы и оркестр с самыми мощными ударными в классической музыке. Сам композитор называл свое детище праздником гармонии человеческого духа, балансирующего между плотским и духовным. Карл Орф уничтожил многие свои творения, созданные до нее.  Он часто повторял, что именно от нее следует вести отсчет его произведений.
Впервые «Кармина Бурана» была исполнена  8 июня 1937г. на сцене Фракфуртской оперы. Нет, газетные страницы не пестрели отзывами «премьера прошла с оглушительным успехом!» Отзывы были противоречивыми, но высказались все и критики, и журналисты, равнодушных не было!  Но ключевую роль  в дальнейшей  судьбе произведения сыграл устный отзыв создателя организации «Союз борьбы за чистоту немецкой культуры» господина Розенберга, автора расовой теории национал-социалистов.  Он назвал музыку Орфа  баварской негритянской музыкой, намекая на ее неблагородный уровень.  Так,  к концу 1937 года о Карле Орфе,  до этого времени малоизвестном, услышали все в Германии. Но уже через 4 дня после премьеры по неизвестным причинам постановка была закрыта, и кантату стали вновь исполнять лишь спустя годы.
 Уже после войны «Кармина Бурана» вошла репертуар многих театров, постановки ее шли с огромным успехом, потому что в таком произведении любой режиссер мог проявить свое собственное я. Экспериментов было великое множество, но сегодня основной вариант исполнения кантаты – концертный.
 
Уникальность  исполнения кантаты Могилевской капеллой  состояла    в том, что оркестр располагался не только на сцене, но и в зале. Это позволяло зрителям наблюдать за игрой музыкантов, находясь рядом с ними, на одном уровне. Программа концерта составлена так, чтобы присутствующие  услышали и увидели максимальное количество инструментов и по достоинству оценили мастерство солистов. И это целиком вовлекало зрителя в музыкальное зрелище, мистерию, где сочетались   музыка и вокал. И самое главное — было филигранно выверенное качество музыкального исполнения и любование звуком.  Ярко звучал хор, он   порадовал высокой музыкальной культурой, яркой эмоциональностью, богатством звучания, выразительностью и естественностью пения.  «О, Фортуна»,  «Оплакиваю раны, нанесенные судьбой».  А как легко справились солисты с виртуозными партиями! Вместе с музыкой зритель переживал страдания и искупление, постепенно  вновь возрождался к  жизни, к  расцвету и любви. И еще более становился понятен путь духовного пробуждения человека, путь его души, которая может как возвыситься в своих устремлениях, так и упасть в пропасть.
Коллектив «Могилевской городской капеллы», его руководитель С.Ю. Лищенко познали гармонию Божественного мироздания, и умеют  это познание донести до каждого зрителя. В их творчестве такая мощь и полнота, такая Божия радость, такая глубина и чистота, что, конечно, без Божьей помощи тут точно не обошлось. И это не удивительно, ведь в 1990-1997 году, когда после долгих лет Безбожия вновь создавалась Могилевская православная епархия, Сергей Юрьевич служил регентом архиерейского хора  Трехсвятительского Кафедрального собора. За усердные труды он награжден Орденом Преподобного Сергея Радонежского и многими другими наградами. Яркий талант, широкая эрудиция, высокий уровень художественной культуры, преданность творчеству позволяют считать  С.Ю. Лищенко  одним из самых значительных личностей, как в музыкальной культуре Могилевской земли, так и за ее пределами.
А камерный хор капеллы, созданный в 1989г.,  первым в городе Могилеве стал исполнять духовную музыку. Многие из участников и сегодня поют в церковных хорах. Разве это не свидетельствует о том, что музыка  это сакральное выражение духа. Она дана Творцом. И если человек не теряет связь с Ним, тянется к Небу, его словно бы подхватывает что-то свыше, дарует красоту, свободу, радость, вдохновение. И это передается зрителями остается с ними надолго. Может поэтому дрожал голос, а на глазах появились слезы у педагога Музыкального колледжа, которая так благодарила за концерт, восхищалась мастерством исполнителей-выпускников их учебного заведения.
Баха убеждал своих учеников, что  цель музыки— служение славе Божьей и освежение духа». Известно, что Гайдн любую симфонию начинал словами «in nomine Domini» («во Имя Господа»), а заканчивал – «laus Dei» («Богу слава»), то есть совершенно сознательно рассматривал свое творчество как возвращение Богу Его дара. На концертах Могилевской городской капеллы зрители душой окунаются в   новый для  многих  мир православной  духовности. Зритель не просто наслаждается музыкой и пением, но и открывает в своем сердце глубинную, заложенную Богом,  небесную гармонию. И мы благодарим Всевышнего за этот дар!
Музыка, исполненная этим гениальным коллективом, вознесла зрителей до Небес.  Господь даровал нам искусство, через которое мы постигаем себя, свою душу. На этом концерте мы увидели всю красоту Вселенной, раскрытую в звуках.
Было видно, что С.Ю. Лищенко доволен результатом концерта. Маэстро, отдирижировав концерт, не выглядел утомленным, он был вдохновен. «Выступать для вас – отметил Сергей Юрьевич,– это очень большое счастье для нас и большая ответственность».
Закончился концерт Могилевской городской капеллы, но зрители не  спешили покинуть зал. Особенно  увиденное и услышанное  затронуло сердца ветеранов Великой Отечественной войны и труда, членов общественной организации «Могилевская областная ассоциация малолетних узников фашистской неволи», которых  пригласил Лищенко С.Ю.
Всего через несколько дней Могилевская городская капелла  исполнят этот концерт на музыкальных площадках других белорусских городов. Но все равно, можно сказать, что мы побывали на «предпремьере», услышав программу  первыми.


Рецензии