Семья как величайшая жизненная ценность

Нельзя видеть в библиотекаре просто
помощника ученого. Библиотекарь –
сам ученый. Но только он работает не над
одной темой, а над многими  чужими темами.
Это ученый, целиком отдающий себя другим.
Д.С. Лихачев

          Не секрет,  что подавляющее большинство всех проблем связано  с жизнью человека в семье, с отношениями между мужем и женой, между родителями и детьми, тещами, свекровями и т. д. Эта сфера отношений занимает огромную часть в жизни человека. И если в семье что-то не в порядке, то вся жизнь не в порядке. Поэтому формирование культуры семейных отношений  является одним из актуальных направлений деятельности учреждения культуры «Централизованная система государственных публичных библиотек г. Могилёва».  Сейчас очень большое место в жизни людей  занимает работа, карьера. И  уже не редки случаи, когда родители детей не видят сутками, потому что они зарабатывают деньги, и  воспитание детей стала вмещаться в формулу «одеть-обуть –накормить». Возникают сомнения в правильности такого образа жизни.     А может  ли для человека быть что-нибудь важнее семьи?
       В процессе повышения профессионального мастерства специалистов  публичных библиотек г.Могилёва эта проблема обсуждается несколько в иной плоскости. Директор учреждения культуры  Волкова О.В. убеждена, что не следует  противопоставлять семью и работу, поскольку одно включает другое. Нельзя рассматривать семью  как что-то отдельное: у каждого человека есть работа, есть друзья, какое-то хобби. У человека действительно есть серьезнейшие обязанности перед обществом, перед тем служением, к которому он призван и есть семья. В системе деятельности  публичных библиотек г. Могилёва  традиционным стало говорить о семье   в контексте разговора о смысле человеческой жизни, о том, что есть человек, в чем его призвание, в чем его подлинное достоинство, что возвышает человека и что, наоборот, унижает.  И тогда  становится понятна роль семьи в жизни человека. Ведь если она является чем-то самоценным — это одно. А если же семья является частью более широкого служения человека в этой жизни, то все видится совсем иначе. 
          Наилучшим экзаменатором  успехов в работе  является семейная жизнь. Потому что, чем человек дальше от нас, тем легче проявлять к нему любовь. Нетрудно делать какое-то усилие и делать дела любви, говорить добрые слова, быть доброжелательным к тому человеку, с которым мы встречаемся время от времени. Чем человек становится ближе, тем уже сложнее. Перед нами высвечиваются все недостатки людей особо близких к нам. И нам гораздо труднее терпеть и прощать их.  Поэтому именно в семье человек и любовь подвергаются самым большим испытаниям. Порой ни у кого ненависть не выражается так сильно, как у людей, связанных супружескими узами.  Важнейшим требованием личности к себе должно быть стремление к совершенству, а  семья — великолепная школа для самосовершенствования. Психологи пишут, что человек почти никогда, за крайне редким исключением, не бывает тем, что он есть на самом деле. Он все время играет какую-то роль: одну с друзьями, другую на работе и т. д.   А какова личность на самом деле часто не знают не только окружающие, но и сам человек не отдает себе отчета в полной мере.    А  жена и дети знают. Потому что семья включает в себя такой комплекс обстоятельств, при которых долго играть невозможно, личность проявляет, в конце концов, подлинное лицо.   И  для человека, искренне стремящегося к совершенству, тот опыт, что он получает в семье, просто бесценен. Эти и многие другие вопросы обсуждались   в процессе работы круглого стола «Семейные традиции – основа духовно-нравственного воспитания личности». Организаторами круглого стола были учреждения культуры «Центральная городская библиотека им. К. Маркса», «Могилёвский городской Центр культуры и досуга», учреждение образования «Могилёвский государственный институт развития образования».   Участникам круглого стола представителям публичных и школьных библиотек г. Могилёва, Могилёвской и Мстиславской епархии, работникам образования и культуры   презентовались интерактивные формы работы: семейный клуб по формированию культуры семейных отношений, практикумы, тренинги, мастер-классы и т.д.
Особый интерес у участников вызвало выступление декана факультета славянской филологии учреждения образования «Могилёвский государственный университет им. А. Кулешова», кандидата наук Сомова С.Э. «Гуманистический потенциал христианских ценностей, его роль в формировании культуры семейных отношений». Сергей Эдуардович отметил, что в спешке, в повседневной суете, мы утрачиваем самое главное — традиции семейной жизни, теряем самую главную традицию — умение жить семьей. Сейчас часто есть видимость семьи, но ее члены живут сами по себе, своей жизнью. Но семья — это целостный организм, с едиными ценностями, скрепленный одними духовными связями. И если начинается разлад в семье, то, как следствие, проблемы появляются у каждого члена семьи. Другими словами, каждый отвечает за другого, за всех, так как на незримом уровне мы все оказываемся соединенными в одно целое. И это целое влияет на каждого. Поэтому очень важно эту целостность семейную поддерживать, сохранять: соблюдать традиции, правила, обычаи. В первую очередь это касается традиций почитания старшего, главы семьи, мужчины. А также вместе проводить время, обедать, отмечать совместные праздники, хранить семейные реликвии. Ведь все это было в наших семьях: семья укрепляла и растила поколения нашего народа! Ею было принято гордиться, на нее надеяться. Семья всегда защищала, укрепляла, напитывала детей любовью, чувством безопасности, формировала мировоззрение, насыщала духовностью.
Уклад семьи — традиции, правила, обычаи, это все то, что скрепляет семью, позволяет ей быть не суммой отдельных «Я», а единым, целостным организмом.
Под семейным укладом можно понимать соединение отцовской и материнской линий поведения, которые выстраиваются в иерархическом порядке, строе жизни и передаются из поколения в поколение.
Другими словами, семейный уклад — это определенная жизненная стабильность, заданный ритм, которые являются основой спокойствия и уверенности семьи и ее членов.
Традиционный семейный уклад включает в себя следующие компоненты:
-обычаи (установившиеся привычные формы поведения);
-традиции (переходящие из поколения в поколения способы жизни семьи, культурные, духовные ценности);
-отношения (базовый эмоциональный фон, доминирующие настроения);
- правила (нормы поведения, образ мыслей, привычки);
-распорядок дня, недели, года, который в отечественной православной культуре задавался суточным, седмичным и годовым кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и труде.
И эта заданность, стабильность жизни в прежние времена создавала ощущение защищенности, а также уверенность, спокойствие у членов семьи. Как мы сейчас в этом нуждаемся! К сожалению, многое оказалось сегодня утраченным и забытым. Мы все больше и больше оказываемся «Иванами, не помнящими родства», «перекати-поле», без корней, без традиций, без прошлого. Своей жизнью мы вольно или невольно следуем популярным призывам: «Живи одним днем», «После нас — хоть потоп». Так не должно быть!
         Иван Шмелев в прекрасном произведении «Лето Господне» вспоминает своего отца, быт их дома. Вся его взрослая жизнь опиралась на эти воспоминания. Так вот, у одного человека будет, как у Шмелева: праздники, будни, скорби. А у другого таких положительных воспоминаний, к сожалению, может оказаться очень мало. Ведь главная роль в воспитании отводится силе примера. И нам родителям самим не нужно делать ничего плохого, дабы потом этого не сделали наши дети. Бесполезно будет наставлять своих чад правильными словесными формулировками. Потому что реально в их памяти останется пример — то, что мы сделали сами.
        Только дома ребенок может получить истинную радость и удовольствие в праздничный день в кругу родных, близких. Многие и сейчас  помнят прежние традиции, связанные с церковными праздниками: как на Троицу дом украшали березовыми веточками, запекали гуся к Рождеству, делали куличи к Пасхе, на Преображение благословляли первые плоды, на Благовещение выпускали из клеток птиц, на масленицу пекли блины и катались на санях. Вот они - наши традиции! Но, к сожалению, многое сегодня оказалось утраченным, растоптанным, забытым. А самое главное, что оказалось утраченным, — понятие дома.  А ведь дом — это то место, где в основном разворачивается и телесная, и душевная, и духовная жизнь семьи. Дом имеет свое пространство и свой объем, свой запах, свои голоса. Воздух дома всегда духовно наполнен какой–то особой атмосферой, которая незримо чувствуется, когда ты только переступаешь за его порог.  И какая это будет  атмосфера — любви, уюта, миролюбия, покоя или неприятия, одиночества, заброшенности — зависит, в первую очередь, от женщины.
По словам С.Э. Сомова, признаком несостоятельности женщины является ее личностная «бездомность». Можно быть состоятельной на работе, иметь массу друзей, подруг, самореализовываться, но дома… беспорядок, дети голодные, муж ходит в мятой рубашке, неухоженный, заброшенный. Какой уж тут уют?! А в другом доме может быть чисто, аккуратно, прибрано, но не уютно, и это тоже чувствуется. А что же такое уют? Это гармония и структурированность души, это чувство душевного покоя хозяев, которое отражается на окружающих предметах, когда все на своих местах. Уют — это спокойная любящая забота. Уют — это мера возвращения женщины к своей первозданной сущности, мера обретения ею себя. Другими словами, уют в доме — это своеобразный индикатор структурированности личности, в первую очередь женщины, это проявление порядка в собственной душе.
А какой же дом является идеальным? Как отметила заведующая учебно-методическим кабинетом Могилёвской и Мстиславской епархии Т.К. Борисенко, идеальный дом — гибкое образование, где сохраняется благодатный, разумный баланс замкнутости от мира и открытости миру и людям. Дом должен быть миролюбивым, спокойным и благочестивым… Дом — это место, куда хочется идти, где тебя любят, где тебя встречают с радостью.  Прочен тот дом, хозяева которого обращены в вечность: живут духовной жизнью, из рода в род передают духовные, культурные традиции, ценности — все то, что выше времени. Вечное в доме должно накапливаться — то, что из поколения в поколение передается и никогда не стареет, что наводит на мысли о жизни вечной. С воспитательной точки зрения, особо важным понятием является не просто дом, а отчий дом. Именно в нем растут дети, и от того, есть он или нет, многое зависит в жизни каждого поколения. Отчий дом, его духовная и материальная атмосфера складываются десятилетиями и даже веками, это – видимое подтверждение благочестия и праведности людей, живших и живущих в нем. Он является зримым показателем духовно-нравственного и материального умножения родового богатства. Духовная жизнь семьи или отсутствие этой стороны жизни определяется отношением к отчему дому. Потеря отчего дома  всегда приводит к потере некой материально-духовной совокупности. Вместо дома семья обретает пространство, где можно ночевать, питаться, существовать. Рождаются бездомные в духовном смысле семьи. И хорошо, если есть хотя бы осознание этой бездомности, порождающее желание создать свой дом таким, чтобы он с годами стал для детей действительно отчим домом. Семья и дом являются для наших детей духовной крепостью, которая защищает их от искушений современного мира.
Особенно важны семейные традиции для ребенка, для его неокрепшей души, которая остро и тонко воспринимает и впитывает все впечатления, которые остаются мощным фундаментом на всю последующую жизнь. В горе и радости человеку помогает  внутренний свет и тепло, связанные с ранними детскими воспоминаниями. Именно они служат своеобразным компасом, показывающим правильность вектора поисков человека.
 Вера, духовность объединяла, сплачивала членов семьи действительно в единое целое. Если дух разный, разная жизненная направленность, то искусственно людей не объединишь. Родственные отношения, конечно, будут, но дух объединяет больше, чем родство, если в единодушии дети растут, то они потом единодушие хранят, если нет — разлетаются как опавшие листья в разные стороны. Пойди потом собери всех вместе!
Протоиерей, священнослужитель Могилёвской епархии  А. Купцов напомнил, что основой семьи всегда была соборность — общность духовная. Всем миром люди молились, всем миром отражали вражеские нападения, всем миром помогали друг другу в горестях и радостях. Вспомним воззвание Минина и Пожарского к русскому народу. Простые люди, но болеющие за свою державу, обратились с призывом о защите Родины, Отечества, нашли такие слова, которые шли от самого сердца и затронули духовные струны каждого присутствующего. Практически никто не остался безучастным: кто чем мог, тем и помогал. И выстоял народ, отразил нашествие иноплеменников!
Семьи ранее были большие, многодетные, отметил  батюшка. Каждый ребенок был частью семьи, а не «центром мироздания», как сейчас, когда зачастую все сосредоточены на интересах единственного ребенка, который становится «кумиром семьи» или «маленьким тираном». С детства детям прививались понятия чести, достоинства, нравственности, целомудрия. Ребенок с малых лет привыкал ограничивать себя, соизмерять свои потребности с возможностями семьи, и такое понятие, как эгоизм, было редкостью.
  Сегодня как никогда важно возрождать семейные традиции, так как весь институт семьи находится под угрозой распада. В первую очередь эта задача лежит на родителях: сумеют они создать духовную атмосферу в доме, сумеют возродить утраченные корни, вспомнить своих предков, покаяться в ошибках, обратиться за помощью к Всевышнему — велик шанс спасения такого рода. Если нет — тогда вместо истинных традиций вырастут деструктивные семейные проявления, которые в каждой семье будут приобретать свои индивидуальные очертания. В связи с этим  можно вспомнить известную фразу Л. Толстого о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.  Можно добавить: все счастливые семьи похожи, если они в своем основании имеют крепкие духовные основания и живут по духовным принципам. Если этого нет — то фундамент семьи становится зыбким, а здание ее непрочным.
В нашей жизни, когда надо думать в первую очередь о хлебе насущном, большинство семей, к сожалению, меньше уделяют внимание детям. Появилась реальная опасность в борьбе с житейскими трудностями потерять наших детей и «спасательным кругом» в этой ситуации для многих стали школа и библиотеки, которые, как и прежде открывают двери всем желающим и помогают творчески провести свободное время.
«Возрождение семьи, возрождение духовных семейных традиций — единственный выход из семейного кризиса. Другого пути нет!» - так  считают специалисты городских публичных библиотек.  Важным фактором, влияющим на результативность работы библиотеки по организации и руководству чтением детей, является  ее содружество с семьей читателя.  Ведь  привычка к чтению зарождается именно в семье. Хорошая книга в руках родителей и их чада - добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовные единства. Важно не расширять эту связь семьи и книги, а укреплять ее так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало делом семейным.
Во многих семьях имеются книги и периодика для детей. Семья в определенной степени руководит чтением детей, в семье ребенок получает информацию о книгах (целенаправленно или случайно). Во многих случаях родители являются авторитетом для детей в выборе книг, в оценке прочитанного. Но родители обычно плохо информированы о детской литературе. Это приводит к тому, что они часто рекомендуют детям книги по воспоминаниям собственного детства, без учета социально психологических особенностей современного ребенка. В результате чтение детей постепенно уходит из-под контроля родителей. Основой работы библиотеки с родителями юных читателей являются изучение роли семьи в чтении детей. Для этого библиотекари приглашают родителей посетить библиотеку, беседуют с ними о детском чтении, его особенностях, посещают  родительские собрания в школах микрорайона. Библиотечные специалисты знакомят родителей с  детской литературой, основами педагогики детского чтения, деятельностью и возможностями библиотеки. Работа с родителями осуществляется  дифференцированно, систематически на протяжении всех лет, когда ребенок или подросток пользуется библиотекой.
 Человеческий индивидуализм, себялюбие создают в браке особые трудности. Преодолеть их можно только усилиями обоих супругов. Оба должны ежедневно созидать брак, борясь с суетными ежедневными страстями, подтачивающими его духовное основание.  Начинать эту работу надо с первых дней совместной жизни. Как это сделать молодые супруги могут узнать, посещая информационный центр молодой семьи, который действует на базе детской библиотеки-филиала им. А.С. Пушкина. Главная особенность  Центра это диалог «семья-специалист». Участники  Центра встречаются с медицинскими работниками, психологами. Особо востребован информационно-консультативный сервис «Супер-мама». Здесь будущие и молодые  мамы могут получить ответ на волнующие их вопросы. Для них организовано обслуживание на дому, их вниманию предоставлено более 100 журналов и книг по разнообразным аспектам семейной жизни.
В Школе семейных отношений, действующей при Центре, проводятся тренинги «Проблемы распределения обязанностей в семье», «Подготовка к рождению ребёнка». А праздники, которые проводился в рамках «Ассоциации тёщ», приходят всей семьёй!
Многодетная мама, могилёвская самодеятельная поэтесса, член литературного объединения «Ветеран» при Могилевском горисполкоме Т. Н. Шевцова поделилась с участниками круглого стола секретами воспитания детей. «Если жизнь уподобить дереву, приносящему плоды, как об этом говорит Священное Писание, то детство – это  росток этого дерева и давайте умело, с заботой взращивать этот росток, чтобы он стал мощным, урожайным!» - обратилась Татьяна Николаевна к присутствующим. Семья, по мнению Татьяны Николаевны,  первая и естественная школа свободы. В ней ребенок должен в первый, но не в последний раз в жизни найти путь к внутренней свободе, принять из любви и уважения к родителям все их приказы и запреты во всей их кажущейся строгости, вменить себе в обязанность их соблюдение, добровольно подчиниться им.  Благодаря этому семья становится как бы начальной школой для воспитания свободного и здорового человека.
Нелегко быть ребенком и находиться в полном послушании у родителей, принимая их волю как должное. Но, только научившись быть ребенком в духовном иерархическом смысле этого возраста, человек может стать мужем, главой семьи с осознанием всей духовной ответственности своего нового послушания. Этот этап жизни можно назвать цветением дерева жизни. И, только осознав свою ответственность как главы семьи, муж в духовном смысле готов и может стать отцом. Подобным образом восходит по ступеням семейной иерархии  и девочка, становясь матерью, сохранив целомудрие и свое особое женское смирение, умение хранить покой и мир при равном достоинстве с мужем.  Песни, исполненные Татьяной Николаевной о матери, об отчем доме тронули сердца участников круглого стола, у многих на глазах показались слёзы: вспомнились родители, которых не уже рядом, отчий дом, который давно не посещали.
Семья – просвещение и одновременно тайна. В ней происходит преображение человека, расширение его личности. Человек обретает новое зрение, новое ощущение жизни, рождается в мир в новой полноте. Только в браке возможно полное познание человека, видение другой личности. В браке человек погружается в жизнь, входя в нее через другую личность. Это познание дает то чувство завершенной полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее. Эта полнота еще более умножается с возникновением из двоих, слитых вместе, третьего – их ребенка. Совершенная супружеская пара породит и совершенного ребенка, она и дальше будет развиваться по законам совершенства. Но если между родителями существует непобежденный разлад, противоречие, то и ребенок будет порождением этого противоречия и продолжит его. Если в браке совершилось только внешнее соединение, а не победа каждого из двоих над своей самостью и гордыней, то это отразится и на ребенке, повлечет неминуемое отчуждение его от родителей. Нельзя насильно удержать, внушить, заставить ребенка быть таким, как этого хотят отец или мать. Потому для воспитания детей самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими в  любви.  Без любви родителей к своим детям нельзя говорить о  воспитании.  Замечательному подвижнику Георгию Задонскому написал жалостливое письмо один человек о том, что его не любят, а тот ему ответил, что нет такой заповеди, чтобы нас любили. Но есть заповедь, чтобы мы любили. Каждый из нас именно так должен видеть свою задачу в жизни: конечно, очень хочется, чтобы меня любили, но это как получится, за это с меня особо не спросится, а вот то, как я любил, это будет подлинным критерием ценности моей жизни. Наша беда в том, что мы сетуем на непонимание со стороны других, мы ищем утешения и мы хотим любви.   В одной древней молитве есть такие чудесные слова: «Господи, удостой меня понимать и не искать понимания, утешать и не искать утешения, любить и не искать любви».
Родительская любовь – особая любовь, это любовь жертвенная и бескорыстная. Каждый из членов семьи призван отыскать себя. Личность любящего должна стать сильнее и богаче прежней. «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). Это подлинный смысл семейной жизни – трудный и мучительный. Собственное Я каждого из родителей ущемляется, ломается, подавляется нуждами других членов семьи. Бессонные ночи, физическая усталость, скованность, беспокойство – всего этого не избежать. Отец может почувствовать себя заброшенным из-за того, что жена стала больше внимания уделять материнским обязанностям. Христианство учит, что добровольная жертва хотя бы частью гипертрофированного Я может стать началом созидания нового, лучшего человека. Наряду с готовностью принести в жертву часть своего Я развивается не менее сильное желание познать Я других, понять потребности их личностей, взгляды на жизнь, их способности.
Чтобы глубже осмыслить отношения с собственными детьми, родители нуждаются в духовном руководстве и творческом вдохновении. В основе этих отношений – любовь, полная ответственности, признающая авторитет, созданная на уважении и стремлении понять личность ребенка. С христианской точки зрения родительская любовь обладает эмоциональной полнотой любви, важно, чтобы она не становилась эгоистичной.  Любовь матери к ребенку наполняет ее жизнь, обогащает ее. Это любовь к чему-то большему, чем она сама, к тому, что ей уже не принадлежит. Ребенок вырастает и уходит от родителей. Жертвенный, христианский смысл родительской любви состоит в признании этого факта. Человек начинает свою жизнь в семье, которую он не создавал, – это семья его отца и матери, и он входит в нее через рождение, задолго до того, как ему удастся осознать самого себя и окружающий мир. И.А. Ильин говорил, что ребенок получает эту семью как особый дар судьбы. В основе брака лежат выбор и решение, а ребенку не приходится выбирать и решать. Отец и мать как бы образуют судьбу, которая выпадает на его жизненную долю, и эту судьбу он не может ни отклонить, ни изменить – ему остается только принять ее и нести всю жизнь. То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве, в лоне семьи. Мы все - слагаемые  этого лона, со всеми нашими возможностями, чувствами и желаниями, и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем своей семьи, как бы живым символом ее семейного духа. Семья, являясь наследницей и хранительницей духовно-нравственных традиций, больше всего воспитывает детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но и умножать то, что досталось нам от предыдущих поколений. С духовной точки зрения точнее будет сказать: не умножать, а поднимать на новый уровень.  Если представить земную жизнь в виде круга, передача опыта жизни и обычаев в семье имеет тенденцию к постоянному повторению, и если имеются различия в каких-то психофизических или профессиональных проявлениях в различных поколениях, то это в рамках данной модели изменяется  только радиус круга, затрагивая количественные характеристики жизни, не поднимая ее на новый уровень. Чтобы изменить уровень бытия, каждое поколение должно этот круг разрывать, превращая траекторию жизни в спираль, сохраняя, умножая и возвеличивая ее, а это уже – задача, которая может решаться только на духовном уровне.   Переход наших детей на новый уровень духовной жизни сравнительно с нашей - основная цель  воспитания в семье. Пусть дети опережают нас не только в физической, интеллектуальной и других сферах, но главное – чтобы они совершили прорыв в духовной сфере своей жизни. А потенциал учреждений образования, публичных библиотек г. Могилёва позволяет  оказать действенную помощь   в духовном становлении личности, в формировании культуры семейных отношений.


Рецензии