Педагогическое кредо Всё начинается с любви

Мы часто задаём себе вопросы: «Что такое счастье? Когда люди испытывают счастье? Счастлив ли я?». Представление о счастье в общественном и индивидуальном сознании с течением времени меняется. Для меня счастье — это ярко проживаемое положительное эмоциональное состояние. Счастье дарят окружающие люди, их деятельность, поступки.

Судьба ко мне щедра, она предоставила возможность трудиться с замечательными, талантливыми людьми — директорами учреждений профессионально-технического образования. Работоспособность, творческое отношение к делу, любовь к жизни, которые есть у меня, — всё это я переняла у них. Прошло много лет, но и сегодня годы моей работы в методическом центре профессионально-технического образования управления образования Могилёвского облисполкома я называю своим «звёздным» часом, и не только потому, что там было интересно работать, но ещё и потому, что повезло наблюдать за реализацией важнейшего педагогического проекта по «программированию и проектированию» успешной личности педагога, учащегося. И я практически нашла ответ на важный для меня вопрос: как, принимая во внимание наклонности и способности личности, направить её в нужную сторону при выборе профессионального пути?
Встреча с незаурядным человеком, подвижником дела, которое интересует и тебя, это тоже счастье. Красота трудового подвига увлекает. Олег Адамович Баханович, директор Могилёвского государственного экономического профессионально-технического колледжа, всецело поглощён своим делом, а значит счастлив! Педагоги колледжа стремятся выявить талант каждого воспитанника, раскрыть его индивидуальность и оказать формирующейся личности всемерную помощь. В учреждении каждый урок — праздник добывания знаний и умений, каждая внеурочная встреча — праздник взаимообогащения, каждое методическое мероприятие — праздник общения с коллегами. Олег Адамович научил сотрудников не бояться нового. Девиз «мы, как все» чужд коллективу. Даже динамичный ритм жизнедеятельности колледжа не позволил утерять важных для педагогов качеств — сердечности и отзывчивости. Служение людям — духовная потребность настоящего человека, в этом убеждён коллектив колледжа во главе с директором.
Могилёвский государственный Ордена Трудового Красного Знамени профессиональный агролесотехнический колледж имени К. П. Орловского — потрясающе красивое учреждение образования. На первый взгляд может показаться, что работать в нём легко: учебно-воспитательный процесс давно отлажен, во всех делах прослеживаются системность и умелое руководство. Однако с каким интересом педагоги, учащиеся, члены общественных молодёжных организаций колледжа обсуждают и решают насущные проблемы! Отношение к ним различное — с юмором, конструктивно-аналитическое, вежливо-негативное и никогда — равнодушное. Потому что каждая проблема воспринимается не как показатель неуспешности, а как задача, требующая решения и движения вперёд.
Основная ценность в учреждении образования — индивидуальность и неповторимость личности каждого члена коллектива. Директор колледжа Георгий Николаевич Малиновский и делом и словом убеждает работников: человек наделён неограниченными возможностями, любой из нас, отдавая своё сердце делу, может рассчитывать на успех; надо мечтать и упрямо идти трудным путём к реализации мечты. Несколько лет назад Георгий Николаевич рассказывал мне о своей мечте — создать зоосад на окраине города. Мысленно он был уже в будущем и ощущал себя счастливым. Казалось, он действительно видит этот зоосад, настолько реально его описывал. Я слушала его и старалась сдержать улыбку, чтобы не выдать своё неверие. Покидая учебное заведение, я ещё раз пристально осмотрела то место, где, по рассказу Георгия Николаевича, разместится прекрасный зоосад. Кусты, хмызняк, рвы и канавы… «Куда могут завести человека фантазии!» — подумала я. Прошло время — и это прекрасное место знают многие жители Беларуси. А Георгий Николаевич опять мечтает и видит цели: пустить пароход по Днепру, установить пристань возле зоосада, поставить в нём большие аквариумы... И его планы сбудутся — теперь я в это верю. «Сомнения — это шаг назад. Мечта — это шаг вперёд, в будущее. Цель помогает людям переступить через негативные моменты, поглощающие много времени и сил и ухудшающие качество жизни», — учил меня Г. Н. Малиновский. Его слова помогают мне в жизни.
Приказами, принуждением невозможно сподвигнуть человека на творческую работу. Акт творчества происходит по внутреннему движению души. Для того чтобы у человека это движение возникло и возникало как можно чаще, надо найти к нему индивидуальный подход. Директору Могилёвского государственного лицея № 2 Владимиру Григорьевичу Шеху в полной мере удаётся развивать индивидуальные способности каждого педагога и учащегося и находить им применение. По мнению Владимира Григорьевича, творчество заразительно. Это означает: руководитель, желающий иметь творческий коллектив, должен быть «изобретателем», а не «технологом», человеком, которому для существования творчество необходимо, как воздух. Наверное, поэтому директор лицея непрерывно предлагает задачи, которые не решаются стандартными методами, а требуют творческих усилий коллектива. «Счастлив тот, кто хорошо делает то, что считает важным», — убеждён Владимир Григорьевич.
Душой коллектива, генератором многочисленных идей, автором ряда инициатив и экспериментов является директор Хотимского государственного профессионального лицея № 16 Виктор Иванович Дуняшенко. Он считает: чтобы учить учителей, самому надо быть дважды учителем. Профессия педагога особая. В ней человеческое и профессиональное неразделимы. «Нельзя быть хорошим учителем, будучи плохим человеком», — любит повторять Виктор Иванович. Однажды он сказал мне фразу, которую я запомню на всю жизнь: «Умей понимать и видеть счастье, оно своеобразная защита жизни, форма привязывания человека к жизни».
В учреждениях профессионально-технического образования Могилёвской области практически нет случайных людей. Директор Могилёвского государственного профессионального лицея № 1 Олег Валерьевич Богданов придерживается принципа постоянно демонстрировать доверие к профессионализму педагогов. «Манипулировать педагогами невозможно в принципе, — говорит Олег Валерьевич. — Это особая когорта людей — высокообразованных, легкоранимых, хорошо разбирающихся в психологии человека и жизни». Педагоги часто работают сверхурочно, не используют целиком свой отпуск, на работе порой теряют чувство времени. Но осознание важности своего труда, эмоциональная отдача со стороны обучающихся компенсируют затраченные эмоциональные и физические силы. Поэтому в учреждении образования стала традицией организация коллективных творческих дел. В ходе их проведения каждый чувствует принадлежность к своему коллективу, учреждению. Без приверженности педагогических работников своей профессии, их заинтересованности в конечном результате и стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей учреждение образования не будет востребованным.
Педагогическое кредо директора Бобруйского государственного технологического профессионально-технического колледжа Галины Васильевны Степановой — «Всё начинается с любви». Она видит смысл нашего пребывания на земле в любви ко всему видимому и невидимому, умеет принимать с благодарностью каждый день со всеми его радостями и трудностями. Радость — сплочённый коллектив, целеустремлённые учащиеся, их успехи, достижения. Директор учит коллег тому, что приобрела сама: стойкости, умению достойно справляться со своими обязанностями, не перекладывая их на других. Галина Васильевна — эмоциональный человек, инициативный руководитель, люди со стандартным мышлением и желанием плыть по течению не смогут с ней работать.
Каждый день педагог приходит в учреждение образования, чтобы воспитывать у обучающихся доброту и порядочность, гражданственность и любовь к родной земле. В его руках — судьба поколения, которое пока постигает знания в учебной аудитории, а завтра примет на себя ответственность за страну, будет решать, по какому «сценарию» она станет развиваться. Однажды в разговоре с директором Мстиславского государственного строительного профессионально-технического колледжа Валерием Фёдоровичем Дробышевым я стала сетовать на трудности педагогического труда, на что он сказал: педагог подобен садовнику и хирургу одновременно. Хирургу — потому что должен «удалять» уже сложившиеся неверные убеждения. Садовнику — потому что должен «сажать и выращивать» ростки человечности. «Человек, избравший эту особенную стезю, обязан сам себя поверять высшими критериями. Тут уж недопустимы слабости, прощаемые обычным людям, ведь педагог — это не просто профессия, это служение, поэтому легко и не должно быть. И в этом наше счастье». Торжественно — гимном — звучат для меня его слова: «Надо жить и работать так, чтобы видеть человека, слышать человека, принимать человека, понимать человека, благодарить человека, помогать человеку. Грош цена призыву „любить человека“, если мы не научили своих учащихся элементарным правилам поведения в повседневной жизни и не убедили их в ценности человека, который находится рядом». Гуманизм — стратегия жизни В. Ф. Дробышева, гуманность — тактика его деятельности.
Помню моё удивление, когда в кабинет Нины Фёдоровны Костян, директора тогда ещё  Бобруйского технического училища № 145 швейников (сейчас — Бобруйский государственный профессиональный лицей № 4) вбежала учащаяся и в отчаянии выпалила: «Что мне делать? Он меня не любит!». «Любить дальше, любить и быть счастливой!» — ответила Нина Фёдоровна. Задачи педагогического коллектива учреждения образования — не только передать знания, обучить профессиональным навыкам, но и помочь в решении личных вопросов, поддержать, разъяснить такие неоднозначные понятия, как «счастье», «любовь».
А. де Сент-Экзюпери писал, что есть только одна проблема, единственная во всём мире — вернуть людям их духовное значение, их духовные заботы… снова открыть, что есть жизнь духа, единственно способная удовлетворить человека. Слова французского писателя будут актуальны всегда. Современная молодёжь теряется среди китчевой кинопродукции, второсортной музыки, виртуального общения… И только осознанное, творческое отношение к действительности раскроет перед ней мир высокой духовности, поможет усвоить нравственные идеалы, сформировать эстетические потребности. Лилия Ивановна Жук, директор Бобруйского государственного профессионального электротехнического колледжа имени А. А. Черныша, — удивительный человек! Невысокого роста, хрупкая, она учит педагогов и учащихся замечать ежедневное пробуждение жизни, радоваться пению птиц, дождю, проникаться особым отношением к уроку как форме активной мыслительной деятельности. Шаг за шагом Лилия Ивановна создавала коллектив колледжа, выстраивала особый уклад жизни учреждения. И сегодня каждый педагог вслед за директором учит своих воспитанников любить жизнь, замечать её течение в повседневной суете. Члены коллектива уверены: преподаватель способен влиять на мировосприятие своих подопечных уже тем, что расширяет ценностное пространство личности, предъявляя мир в значимых его сторонах.
А может, счастье достигается через душевные страдания? Несколько лет назад по заявке педагогического коллектива Кричевского государственного профессионального агротехнического колледжа мы проводили целевое повышение квалификации кураторов учебных групп. Довелось услышать монолог учащегося: «Я закончил школу хорошо, но никуда не поступил. Туда, куда хотел, отговорили, мол, конкурс большой, а куда рекомендовали — пошёл без всякого желания и не поступил. Вот и оказался в этом колледже. Весной с такими же парнями, как я, ходили в бары, на дискотеки. И что же я узнал? Не ворочая железо, не сбивая пальцы при раскручивании деталей тракторов, не потея на производстве и в поле, можно иметь деньги, притом немалые. И тут я смалодушничал, погнался за лёгким рублём. Забросил учёбу, стал пропускать занятия. Мама плакала — я обещал ей начать нормальную жизнь, она успокаивалась — и всё продолжалось… Однажды в коридоре колледжа меня остановил директор Борис Яковлевич Беленков и спокойно сказал: „Если ты по какой-нибудь причине, кроме учёбы, не можешь быть призванным в армию, то сделай то, что делали уже очень многие люди в самый ответственный момент, — пересиль себя. Ты же мужчина. Вот что надо всегда помнить: можно не быть смелым, но не иметь силы воли нельзя!“. И я как-то сразу, сходу понял, что сейчас у меня нет жизни. Она проходит мимо. Настоящая жизнь — у моих однокурсников, спешащих в мастерскую, сеющих хлеб, успевающих учиться и заниматься спортом. Конечно, трудно было оторваться от привычной жизни. Но я понимал: в один из дней понадобится принять решения быстрые и важные. А они не придут. Потому, что не из чего приходить. Нет опыта, простого трудового опыта. А это самое худшее. Сегодня я счастлив совсем другой жизнью. Я вижу её перспективы». Не знаю почему, но я была уверена, что парнишка уцепится за эту жизнь, найдет своё место в ней.
Педагогическая психология не приемлет авторитарного стиля общения с «трудными» подростками. Ситуация успеха — лучший способ сформировать достойные качества, научить человека быть счастливым. Часто педагоги школ удивляются: «Надо же, на уроках в основном молчал, а после профессионального лицея в университет поступил, разве такое возможно?». «Возможно! — подтверждает Василий Владимирович Шадраков, директор Могилёвского государственного профессионального лицея № 7. — Возможно раскрыть потенциал подростка ему самому, показать счастье достигнутого успеха, это выравнивает „вывихнутую“ жизнь, а проживание счастливых моментов жизни требует их повторения». Однажды, проезжая мимо лицея в троллейбусе, я услышала фразу одного из пассажиров: «Если бы не это училище, я бы человеком не стал — сидел бы за решёткой». И пояснил с улыбкой: «Мастер здесь учил меня ремеслу, каждый день — что-то новое, более совершенное. И я каждое утро спешил к этому мастеру, торопился за счастьем. И это счастье спасло меня от гибели».
Вот так сеем мы доброе и вечное в сознании молодого поколения. Но как ответственен этот процесс! Ведь мы бросаем семена не в землю — в души детей. Анна Валентиновна Тур, принимая управление открывающимся учреждением образования (сегодня это Осиповичский государственный профессионально-технический колледж), понимала трудности и размах предстоящей работы. При встрече я вслушивалась в каждое её слово. Директор стремилась к большему, чем просто наладить определённый режим работы. Анна Валентиновна сумела создать в учреждении образования такой психологический климат, в котором комфортно находиться и педагогам, и учащимся. Последние с удовольствием делятся подробностями студенческой жизни». Счастье обучения в колледже — одно из слагаемых счастливой юности.
Я горжусь и считаю счастьем то, что работала с замечательными, компетентными, влюблёнными в своё дело педагогами. «Спасибо!» — это мало. Низкий поклон Вам и самые искренние слова благодарности! Вы — мои маяки, по Вам я сверяю свой жизненный путь.


Рецензии