Будущего семьянина воспитаем сегодня?

Будущего семьянина воспитаем сегодня?
Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека.
Отличительной чертой этой работы является то, что человек находит в ней ни с чем не сравнимое счастье. Продолжая род человеческий, отец, мать повторяют в своем ребенке самих себя, и от того, насколько сознательным является это повторение, зависит моральная ответственность за человека, за его будущее. Каждое мгновение этой работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее.
Особую заботу, на сегодняшний день, в деятельности  родительского клуба «Очаг» вызывают проблемы семьи, детства и материнства. Ни для кого не секрет, что воспитание детей самая сложная наука. Тем более, воспитание собственного ребенка. Родители являются первыми педагогами, и именно они изначально закладывают основы физического и интеллектуального развития личности ребенка. Именно в семье прививается любовь и уважение к собственной культуре, навыки трудолюбия и чувство успеха. Семья изначально культивирует в человеке такие гуманные качества как сострадание и милосердие, доброта, отзывчивость и порядочность.
В настоящее время, подрастающее поколение оказалось в экстремальных культурно-экологических условиях. Дети, подростки, молодежь большую часть времени проводят вне семьи, вне родного дома. Связь с родителями, семьей, родом трансформируется, что наносит непоправимый урон не только нравственному становлению подрастающего поколения, но и, прежде всего, их здоровью. Семья, которая всегда была главным звеном в передаче традиционной культуры народа, утрачивает свою ведущую роль в силу чрезмерной занятости родителей.
 Игнорирование народных основ воспитания, многовековой мудрости, накопленной многими поколениями людей, уже дало свои отрицательные плоды: выросли целые поколения наших соотечественников, которые равнодушны к истории родного края, лишены способности продуктивно мыслить и действовать. Семья стала в массовом порядке порождать «духовных сирот». Формула «Одел, обул, накормил» является ведущей во многих семьях. Однажды на одном из заседаний клуба я спросила его участников: «Уверены  ли вы, что ваши  дети будут  поддержкой и опорой, когда Вы станете немощными, старыми?» И многие не смогли ответить утвердительно. В стремлении заработать хотя бы какую копейку на своём предприятии родители не разучились дарить любовь своему дитяти, умеют оберегать и растить, но не умеют ребенку дарить свою душу, не умеют научить верить в себя, в свои успехи.
Семья, по признанию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
Свои надежды на лучшее будущее народ связывал с благополучием семьи и стремление к благополучной жизни осуществлял через семью. Здесь следует подчеркнуть двойственную роль семьи в человеческом обществе с одной стороны, это модель общества, с другой интимная сфера, где полностью раскрывается духовный и физический потенциал человека.  Задумывались ли вы, как же важно иметь в семье традиции! Ведь они позволяют создать свой неповторимый и уникальный мир. Семейные традиции объединяют целые фамильные поколения. А что для вас значат традиции и ритуалы в семье? Можете похвастаться сохранением семейного уклада?  Не сводятся ли ваши семейные традиции к чтению сказок на ночь и празднования дней рождений? Вот наши бабули и дедули знали толк в традициях! Особенно это было  характерно для тех, кто родился  в деревне. Ведь деревня – это земля, поля, вода, деревья и домашняя живность.  Но всего этого в современной деревне остаётся всё меньше и меньше. Нет подворья, нет ни коров, ни свиней, даже гусёнка нет. В моей родной деревне Вейно Могилёвского района нет домашнего стада коров. Будучи подростком, я точно знала, что раз в месяц (вся  заранее знали это число и день) нашей семье надо пасти стадо, была наша очередь. Когда  заканчивалась уборочная, проводилась «массовка («маёвка»)». Тут и награждение передовиков, и застолья, и песни, и гуляния. А как гордились родители, когда на импровизированной сцене выступали их дети! Таким образом, традиции охватывали собой всю полноту бытия народа, не теряя из поля зрения отдельную личность, отдельного человека. Они всегда покоятся на прочном фундаменте жизненного опыта, собираемого из поколения в поколение, в поле тяготения ценностных предпочтений данного народа, данной цивилизации. В социальном плане традиции объединяют, сплачивают  народ, создают основу возрастания полноценной, целостной личности, способной гибко ориентироваться в обществе, успешно строить социальные отношения. В том случае, когда традиции воспитания ребенка в семье, школе и социуме совпадают-личность возрастает полноценной. Если же в семье — одна традиция, в школе — другая, а в социуме — третья, то неизбежно формируется разорванное общество, разорванное сознание, — разрывается и внутренний мир человека. Личность вынуждена искать способы адаптации в многообразных сообществах, осваивать различные способы и стили поведения, покоящиеся на противоположных ценностных основаниях. Развивается своеобразная социальная шизофрения, которая переходит и на личностный уровень.
Об этом и многом другом мы говорили по дороге  в святыню Беларуси монастырь в д. Барколабово, что под Быховом. Большой экскурсионный автобус не смог вместить всех желающих прикоснуться к сокровенному. Насельницы Свято-Вознесенского женского монастыря ждали нас, мы вместе читали акафист чудотворной Пресвятой Барколабовской Божией Матери.  Никого не оставила равнодушным лекция – диалог священнослужителя Иеронима, иеромонаха Свято-Вознесенского монастыря о формировании личности путем приобщения к ценностям культуры.
Отвечая на вопросы участников клуба, батюшка рассказал, что икона Барколабовской Божьей Матери, написанная более трех веков назад, не что иное, как одно из православных чудес. Обращение к Божией Матери избавляет от многих заболеваний, возвращает душевное равновесие и радость жизни. Не случайно на встречу с барколабовским чудом приезжают паломники из Америки и Израиля, Германии и Англии, не говоря уже о Беларуси, России и Украине.
Более трех веков местные жители оберегают уникальную реликвию, сохранив ее и в годы гонений на религию, и во время войны с фашистской Германией. Барколабово упоминается с XVI века, когда местечко было подарено магнатом Баркулабом Ивановичем Корсаком зятю князю Богдану Соломерецкому. По воле последнего здесь вскоре был заложен монастырь с пристройками. В монастыре монах Филипович создал уникальный памятник белорусского летописания — «Барколабовскую летопись».
Существует легенда, что икону подарил монахам московский князь Пожарский в 1648году. Во время русско-польских войн середины XVII века предводитель народного ополчения возвращался из очередного похода. Князь, не расстававшийся никогда в походах с особо чтимою им иконой Божией Матери, проезжал мимо вновь возникшего монастыря. Когда обоз московского воеводы поравнялся с монастырем в Барколабово, лошади вдруг стали как вкопанные. Их пытались перезапрячь, но обоз так и не сдвинулся с места. И только когда князь Пожарский догадался отдать икону в монастырь, его дружина продолжила путь. Весть о чудесном явлении быстро распространилась и с разных концов стали стекаться богомольцы и паломники не только православного вероисповедания, но и униаты и католики. Около 300 лет монастырь был важнейшим духовным и культурным центром Восточной Беларуси, оказывал большое влияние на жителей окрестных поселений. При монастыре действовала школа. В монастырском приюте содержались дети сироты, здесь прививалась любовь к книгам, навыкам домашнего чтения, накапливались знания по земледелию, агрономии, селекции растений. Закрыли монастырь в 1924 году, но монастырская церковь действовала до 1949 г. Чудотворную Баколабовскую икону сохранили бывшие инокини. К концу XX века на месте монастыря от былых храмов и корпусов обители не осталось никаких следов, все разрушено до основания. В последние годы XX века здесь был установлен поклонный крест.
По дошедшим воспоминаниям, в ХIХ веке икону украшал удивительной красоты оклад с драгоценными камнями, судьба которого ныне неизвестна. По древнерусской традиции, если икона была чудотворной, то ее оклад обязательно украшался драгоценными изделиями. Но к концу ХХ века на месте монастыря не осталось даже руин. Не сохранился серебряный позолоченный оклад иконы, который был украшен драгоценными камнями и жемчугом; в серебряной звезде подле ножек Богомладенца находились частицы мощей св. Евфросинии Полоцкой и св. Лонгина.
Известна любопытная «монастырская» история, как во времена непримиримой борьбы с религией один из комсомольских активистов позвал народ обдирать позолоту с куполов и изымать монастырский скарб. Охотников нашлось немного. Поэтому он сам усердствовал пуще других. Время года было еще холодным, и после акта вандализма он решил сократить путь домой — пошел по льду через речку-старицу. В одном месте лед подтаял, и активист провалился в полынью. Он стал вопить, мол, помогите, люди, кто верит в Бога. Его вытащили, но затем долго насмехались над богохульником. В июне 2008 года началась работа по возрождению святыни. Девять монахинь во главе с игуменьей Антонией (Полуяновой) прибыли из Оршанского Свято-Успенского монастыря и взялись за нелегкий труд строительства и возрождения духовной жизни обители. 13 мая 2010 года состоялось освящение восстановленного храма Иоанна Предтечи. 25 июля 2010 года в возрождаемый монастырь из Свято-Троицкого храма г. Быхова была торжественно перенесена чудотворная Барколабовская икона.  В честь 350-летия иконы Божией матери Барколабовской в Беларуси в 2009 году была выпущена серия марок, посвящённых этому событию.
А какой вкусной показалась всем простая пища в монастырской трапезной! Быстро пролетело время, надо было возвращаться в Могилёв, но осталась в сердце досада: в монастыре много работы, а мы не смогли ничем помочь. Матушка Юлия на прощание призналась, что они хотели попросить нас помочь в прополке картофеля, но постеснялись. По тому, как отреагировали на это участники  клуба, было понятно, что многие из них приедут в этот прекрасный уголок Беларуси ещё раз вместе со своими семьями.
 А затем мы окунулись в купель. Мы были первыми, потому что купель только построили. В Могилев возвращались молча, каждый старался сохранить эту благодать и не растратить в разговорах. Каждый думал о том, что такие встречи зовут человека к контакту с Отчим Домом, откуда мы все вышли и в свое время возвратимся по дороге, на которой нет следа. А след останется в нашей Вечной Душе и на земле в зависимости от того, насколько наша жизнь соответствовала главной задаче прихода нашего на Землю – творению Красоты, увеличению Любви, истины, Добра,  Мужества, Ответственности.
Наши дети растут в том мире, который мы им построим. Можно его сделать пресным и скучным, а можно ярким и наполненным. Вот отец с сыном каждые выходные отправляется на рыбалку. А вот мама с дочуркой  вместе разрисовывают на даче бочки для воды. Ведь даже прогулка всем семейством – это тоже семейная традиция! И как светятся лица у детей! Они счастливы. Можно всей семьей пару раз в год отправляться в поход с ночевкой. Можно ездить отдыхать на море большим скопом родственников. Наши дети, да и мы сами, порой не знаем какие красивые рядом места. Можно. А можно просто работать и быть вечно занятым. Приходить усталым и пялиться в телевизор. А ведь для каждого из своих членов семья является школой любви как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви. Наш современник, ученый и священник Глеб Каледа в своей книге, посвященной христианской семье, говорит о том, что монашество полезно для тех, кто богат любовью, а обычный человек научается любви в брак . А мы чаще всего, не задумываясь об этом, ищем в супружестве не школы любви, а самоутверждения и удовлетворения своих страстей. Вспоминается притча, которую мне поведала ещё бабушка. У ворот города сидел старик. К нему подошел путешественник. Было видно, что юноша пришел издалека. «Я никогда не бывал в этих местах. Скажи, дедушка, какие люди живут в этом городе?» – спросил юноша у старика. «А какие люди жили в городе, который ты покинул?» – спросил у него старик. «Это были злые и эгоистичные люди, и я без сожаления расстался с ними». «Здесь ты, юноша, встретишь таких же.» Некоторое время спустя другой путешественник задал старому человеку тот же вопрос: «Скажи, добрый человек, что за люди живут в этом городе? Я только что приехал и не знаю местных обычаев» Старик вновь ответил вопросом на вопрос: «А что за люди жили в городе, откуда ты пришел?» «Это были замечательные люди, добрые и гостеприимные. Многие стали моими друзьями, и мне было нелегко оставлять их» «Здесь ты найдешь таких же» Купец, который привез в город свои товары, слышал оба разговора и в недоумении обратился к старику: «Как же так? Ты двум людям на один и тот же вопрос дал совершенно разные ответы!» «У каждого в сердце свой мир. Если кто-то не нашел ничего хорошего там, откуда пришел, он и здесь его не найдет. А у кого были друзья, он и здесь без добрых людей не останется. Ведь мы видим в окружающих нас людях только то, что имеем внутри себя» Только семья может воспитать чувство любви, взаимопонимания и сострадания! И только семья может воспитать семьянина: по мудрому слову И.А. Ильина, добрая семья дарить человеку два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух: первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение. Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Об этом свидетельствует в пословицах мудрость нашего  народа: «Мать праведная - ограда каменная», «Отец сына не на худо учит» и много других примеров...
Жизнь человека зарождается в семье, он растет для создания новой семьи, живет ради благополучия семьи и народная педагогика со дня рождения начинает готовить человека к семейной жизни. Тема семьи есть в колыбельных песнях, в общении родителей с малышом, в считалках, скороговорках, сказках, легендах и мифах, которые малыш слышит с раннего возраста и т.д.  Семья в первую очередь заботится о формировании семейных ролей, каждая семейная роль требует физического развития и нравственного совершенствования, трудолюбия и высоких эстетических вкусов, ума, самостоятельности и ответственности, культуры общения труда и поведения. Малыш еще и головку не держит, а родители радуются: помощник отца (помощница матери) растет. Эта тема - лейтмотив в общении с ребенком, с первых дней и до того возраста, когда он начнет самостоятельно выполнять различные виды труда вместо отца или матери. ребенок, как больно, когда дети к тебе так относятся» и т.д.
На заседании клуба «Семейное счастье моё» заведующая методическим кабинетом Т.К. Борисенко акцентировала внимание на важности знания и понимания нашими детьми, что распад семьи происходит постепенно. «Необходимо учить детей уже сейчас не совершать поступки против семьи.  Это надо знать, чтобы попытаться избежать этих причин с юных лет.» - отметила Татьяна Клавдиевна.  В этот день мы много говорили    об одежде девушки. Ну не носили славянки мини-юбок! Одежда всегда максимально скрывала тело женщины. Одежда – это всегда некое безмолвное обращение к людям. «Встречают по одёжке..» Священник Илия Шугаев в книге «Один раз  на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях» рассказывает, что птицы, например, узнают своих сородичей среди множества птиц очень просто – по окраске, движениям и голосу – и начинают ухаживать и заводят семейные пары.  Причём у животных самцы и самки внешне могут сильно отличаться друг от друга и сразу не догадаешься, что это самец того же вида, что и самка. Вот также и мужчина среди множества женщин ищет тех, кто  даёт ему сигнал своей одеждой, «боевой раскраской». Однажды я говорила об этом молодой ультромодной, экстравагантной учительнице, которая после лекции наедине поделилась со мной, что очень хочет выйти замуж, но… «..попадаются только чуды-чудные». Но по её улыбке понимала, что она скептически относится к каждому моему слову и не хочет понимать, что её манера одеваться, краситься переводит её из одного вида людей (в биологическом смысле этого слова) в другой. И теперь её видят только те мужчины, которые признают за свою.  А для мужчины, желающего найти спутницу жизни она сама «чудо-чудное»…
Юноши не понимают своей роли в построении семьи. На одном из заседаний клуба по формированию культуры семейных отношений, классный руководитель одной из городских гимназий истошно доказывал, что роль мужа в современном обществе совершенно иная, чем была когда-то. «Не может быть муж ответственным за всё происходящее в семье!» - так и остался он при своём мнении. А когда речь пошла о том, что самый большой  урон наносит будущей семье потеря целомудрия как жениха, так и невесты до брака молодой человек просто встал и ушел, даже не попращался. Этот классный руководитель не скажет своим воспитанникам, что парень и девушка, вступившие сексуальные отношения до свадьбы почти не способны, как утверждает народная и православная педагогика, создать крепкую семью. А скажут ли об этом в семье? Человек сложно устроен. Крепкий брак возникает тогда, когда супруги связаны на всех уровнях: и духом, и душою, и телом. Но закон духовной жизни таков: сначала мужчина и женщина дают обязательства верности и закрепляют это браком, потом – телесная близость. То есть сначала возникает духовная связь, затем – телесная. Если наоборот… Посадите саженец корнями вверх, а листьями в землю. Он, может, и прорастёт, но будет немощным и уродливым. Научит ли кто ребёнка, что оказывается каждое блудное сожитие не проходит бесследно для человека? Подскажет ли кто девушке, что самый быстрый способ потерять своего парня – это впасть с ним в грех блуда. Сегодня каждый собаковод знает о явлении телегонии, знают ли о нём наши подростки? Или в эпоху формирования безопасного секса не стоит об этом даже и заикаться? «Явление телегонии это  только гипотеза» - ответил мне главный редактор одной из местных газет и не стал публиковать материал на эту тему. Парадоксальная ситуация: это явление, имеющем прямое отношение к рождению полноценного потомства, учитывается только в животноводстве. Иначе не было бы лучших пород животных: ни породистых скакунов, ни молочных коров. Выяснилось, что ни один участник клуба не слышал  о телегонии!
О гражданском браке сегодня не говорит только ленивый. Но… Замужняя женщина «поучает» коллегу, которой уже по всем канонам задержалась «в девках»: «Ты выходи за любого, кто берёт за того и иди. Поживёшь годик-другой, родишь ребёночка и разбежитесь. И статус сохранишь (замужем была) и для себя ребёночка родишь». На тренинге  в клубе женщина, которая вырастила одна дочку и теперь переживает, что той уже 26 лет, а она не строит семью, делится мечтами: «Мы родим для себя и будем жить»  Вот такое многозначное мы…
 Старая народная притча гласит, что брак подобен мешку, в который бросают два острых камня, а потом их трясут. В результате два камня либо обтёсываются (крепкий брак), либо, сохраняя свою остроту, вылетают из мешка (развод). Настоящая любовь не появится, пока два камня не начнут притираться. А какая притирка может быть в гражданском браке? Смотри! Если что не так, мы разбежимся. Притираться ни кто не хочет. Настоящая любовь принципиально  в гражданском браке не рождается. «Почему?»-спрашиваю у участника встречи, который в порыве откровения, поделился, что живёт в гражданском браке. «А зачем? Мы даже вещи не покупаем, о детях не думаем, надо на ноги встать» - отвечает он. Какой смыл вкладывает он в понятие «встать на ноги?» Живут так, чтобы в любой момент можно было разбежаться. Когда я говорю молодым людям о том, что муж в семье самый главный, они  иронически улыбаются, а когда предлагаю поднять руку женщинам, которые говорят мужу, что счастлива с ним и как хорошо, что «ты меня взял, а я за тебя пошла» все начинают дружно смеяться и стараются предугадать реакцию удивленного (как вариант испуганного) мужа. Но, конечно, мужу и жене недостаточно только знать свои роли в семье, они обязаны и должным образом исполнять их. А вот с этим очень большая проблема. Ведь наш век, это время слабых мужчин и сильных женщин. Встретить сейчас по-настоящему сильного, ответственного и заботливого мужчину очень трудно. Да и женщина не может  смириться, с тем, что  жена повинуется мужу и почитает его, как Церковь – Христа. Доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН игумен Георгий Шестун отмечает, что традиционно отец православного семейства всегда исполнял в нем роль как бы священнического служения. Он общался с духовником и с ним решал духовные вопросы семьи. Нередко, когда жена приходила к священнику за советом, то слышала: «Иди, муж тебе все объяснит», – или: «Сделай, как муж посоветует». И сейчас, говорит он, у нас та же традиция: если женщина приходит и спрашивает, как ей поступить, всегда интересуюсь, какое мнение об этом у ее мужа. Обычно жена говорит: «А я и не знаю, не спросила его...». – «Вот, иди сначала спроси у мужа, а уж потом, в соответствии с его мнением, мы и будем рассуждать, решать». Потому что вести семью по жизни Господь поручает мужу, Он его и вразумляет. Все вопросы жизни семьи может и должен решать глава. Это касается не только верующих, так как установленный Богом принцип семейной иерархии действителен для всех. Поэтому и неверующий муж способен мудро решать обычные семейные, бытовые задачи, в каких-то же глубоких духовных или других сложных вопросах жене можно советоваться с духовником. Но любить и почитать своего мужа жене необходимо независимо от его веры. Жизнь так устроена, что при нарушении Божественных установлений одинаково страдают и верующие, и неверующие. Просто верующие могут понять, отчего это случается.
Мужчина лет 45-ти говорит мне после заседания клуба: «Я считал, что вся моя семья меня не понимает и развод для меня уже был делом времени. Но сегодня я понял, что непонимание со стороны близких мне людей – это обратная реакция на мою собственную неспособность любить. И что даже если я создам новую семью, то в ней всё повторится, потому что измениться должен прежде всего я сам». А сколько сейчас разводов в 40-45 лет! Происходит перестройка в отношениях между мужем и женой. Дети выросли и разъехались, а если остаются, то всё равно они самостоятельны и не требуют столько внимания и заботы. Из отца и матери необходимо снова стать мужем и женой. И вдруг оказывается, что рядом живёт совершенно  незнакомый человек. Телесная близость в этот период играет меньшую роль в отношениях, и на первый план выступает сторона душевная и сторона духовная. И тут супруги понимают, что с этих сторон они связаны слабо. И что необходимо вновь трудиться, как когда-то в молодости, познавая друг друга. А трудиться на этом поприще мы  уже не умеем.
Смысл наших встреч-размышлений о семье в том, что нельзя оставаться на берегу жизни, надо плыть навстречу восходящему солнцу, жаждать приобщиться к его свету, надо всегда упорно стремиться за горизонт собственных познаний и способностей, неустанно расширять их, восходя по ступеням творчества. Нельзя жить, заботясь лишь о собственном пропитании и материальном достатке- это бессмысленная жизнь в беспросветном мраке. Бездумная жизнь только для себя не так безобидна, как кажется на первый взгляд. Человек приходит на землю для открытия и развития своей бессмертной Души, развития своего сознания, воспитания детей. Если человек уклоняется от своей истинной задачи, то жизнь его проходит впустую, Душа его всё плотнее укутывается и погребается под грузом потребительских стремлений. Человек не должен гасить ту искру сознания, которую зажег в нем Бог, не может изменить своего предназначения, потому что оно предопределено Тем, Кто его создал.
Так воспитаем ли будущего семьянина сегодня?


Рецензии