Как научить любить своих детей?

Наполни смыслом каждое мгновенье,
    Часов и дней неутомимый бег.
   Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек.
Р. Киплинг

Девиантное поведение. Поведение, отклоненное от нормы. От какой нормы? Что такое норма? Кто её устанавливает норму эту? «На вкус и цвет друзей нет!»-улыбаясь сказал мне стильный молодой человек во время одного из тренингов. «В моей семье мат- трагедия, а у соседа –норма жизни»- конкретизирует он свою мысль. Он прав: вопреки навязываемому мнению об «общечеловеческих» ценностях у разных народов и в разных религиях имеются свои понятия «нормального поведения».
Нам заявляют, что понятия добра и зла являются оценочными, носят оценочный характер, а поэтому нельзя навязывать во время строительства демократии какие-то ценности, которые человеку не нравятся, «причесывать всех под одну гребенку». Но ведь сами средства массовой информации занимаются именно навязыванием  ценностей, которые не нравятся подавляющему большинству населения с твердыми нравственными и семейными устоями – разврат, насилие, оккультизм
Наверное, для того, чтобы отделить добро от зла необходимо иметь четкое понятие о том, что такое «добро», что такое «зло». А возможно ли это в настоящее время, когда размыты грани между этими понятиями?
Человек приходит в этот мир с определенными задатками, образами законами добродетели: рассудительность, благоразумие, вера, любовь. Душа сотворена свободной (имеет свободную волю) и может склоняться к добру или к злу. Есть красота телесная, есть красота души. Одно от природы, другое формируется кропотливым трудом всего рода. А какой он род у каждой семьи?
 Часто на заседание клуба «Очаг» Духовно-просветительского цента имени святителя Георгия (Конисского) Могилевской епархии приходят с детьми. Участились случаи, когда дети отказываются рисовать семью и очень нервничают, если настоятельно просишь их об этом. Практика показывает, как бы он не мотивировал свой отказ(«не умею», «не хочу», «не люблю рисовать людей») скорее всего, за нежеланием изобразить своих близких стоят какие-то травматические  переживания, связанные с семьей: ревность, конфликты между родителями, пьянство или отсутствие отца. Пишу, а память услужливо подбрасывает картинку: десятилетняя девочка рисуя семью, изобразила компьютер, наушники и одинокий цветок в вазоне. Цветок, который не существует в природе. Одиннадцатилетняя девочка из вполне благополучной семьи нарисовала цикл рисунков под названием «Это я». «Вот мой класс, вот мой стол». «А где же ты?» – спрашиваю у юной художницы. «Я вышла из класса, меня нет» «А вот наша раздевалка - удивляет она меня дальше -вот куртка Тани, вот сменка Саши, а моё всё упало на пол».
Шестидесятилетний дедушка и пятнадцатилетний внук в общении называют друг друга «братан», «кореш». Начинаю докапываться до истины. Оказывается, дедушка несколько лет провел в местах не столь отдаленных за пьяную поножовщину. А вспомним всем известный мультфильм «Симпсоны», где мамы говорили: «Заткнись, вонючая жаба!». В одной из современных телепередач обсуждался вопрос полезны или не очень онлайн игры с ненормативной лексикой. Обсуждался вполне серьезно.
Отец изнасиловал родную дочь! Это не криминальная сводка, это композиционное сопровождение передачи «Говорим и показываем». Ведущий передачи Л. Закошанский расспрашивает одиннадцатилетнюю девочку о подробностях случившегося. Расскажи ребенок на весь мир о том, о чем даже в суде допрашивают за закрытой дверью! И рассказывает девочка, и слушают взрослые дяди и тети, многие из которых известны на всю страну.  А что смотрят наши дети теперь? Что слушают, отгородившись от всего мира, наушниками.
Мои друзья ремонтировали дом. Это был очень старый дом. Бригадир строительной бригады, который построил уже не один дом, настоятельно рекомендовал снести и строить новый, добротный дом. «Ну что вы! Это еще хороший сруб!»- настаивали хозяева. Да и надежда у них была подспудная : «Все же дешевле будет». Сняли сруб, другой, третий – все труха трухой.  Пришлось строить новый дом. Но какие-то дощечки остались целыми и вышло уютное крыльцо и скамейка к нему.
Общество тот же дом. Чтобы оно было развивающимся и прочным необходимо беречь каждого человека, каждого ребенка. А как сберечь? Если все ориентировано на зло, на то, чтобы украсть побольше, обмануть и сбежать?
Что под силу в этой сложной ситуации нашему семейному клубу? К нам приходят люди с уже сложившимися взглядами на жизнь. Приходят не каждый день и не на целый день. Так что, наша хата с краю? 
Библиотека всегда была на высоте она- одна из мировых вершин информирования даже при строгой цензуре. Перефразировав слова уважаемого человека, профессора, доктора филологических наук В.К. Журавлева, который прошел всю Великую Отечественную войну, можно утверждать - войну выиграл советский учитель и библиотекарь. Потому что русский солдат, офицер, полководец оказались талантливее и лучше подготовлены, чем их европейские сверстники на соответствующих постах. Действительно, нужно низко поклониться и советскому учителю, и библиотекарю, которые выпестовали поколение талантливой молодежи.
Сейчас модными стали рассуждения об особой миссии библиотеки. В чем же заключается эта миссия? Как справедливо заметил Валентин Непомнящий, доктор филологии, литературовед, у нас сейчас главенствует «рыночная идеология», ставшая убийцей «высокой культуры».
Задача всех библиотек, состоит в том, чтобы противостоять этому процессу, помочь возродить в обществе лучшие национальные духовные традиции. Сделать это возможно только путем планомерной рекомендации читателю лучших образцов духовно-нравственной литературы, воспитания с юных лет у читателя художественного вкуса и читательской культуры (отторжения низкопробной литературы).
Сегодня книгоиздатели, задача  большинства из которых, к сожалению сводится к максимальной выгоде, а не к возрождению в обществе духовности, предлагают читателям разнообразный перечень литературы типа «Иллюзия смерти», «Гроза тиранов», «Она назначает жертву», «Аферист его высочества» и т.д.
Проблематика и тематика художественной литературы удручает и, подчас способствует нравственному разложению общества, и прежде всего молодежи.
Значительную часть художественной литературы по-прежнему составляют триллеры, современные детективы о русской мафии и киллерах, необходимым действием которых являются убийства; переводные любовные романы, сборники вульгарных пошлых анекдотов, выпускаемые подчас одновременно несколькими издательствами огромными тиражами. Иногда эти произведения откровенно пропагандируют насилие, извращения, жестокость. Например, роман Рибейру Жулио «Плоть» (СПб.: Институт соитологии, 2007), воспевающий однополую любовь, или произведение Алекса Лесли «Жизнь без трусов. Мастерство соблазнения. Жесть как она есть» (Ростов-на-Дону: Феникс, 2008; вышло уже 14-е издание). Автор этого «произведения» – создатель так называемого Института экспериментальной коммуникации, он же автор и руководитель действующих тренингов по соблазнению. Электронный каталог РГБ фиксирует 159 названий книг, первое слово которых начинается со слова «секс» (на работе, в офисе, на отдыхе и т.д.), 67 – с первым словом «стерва» (аналогично – в офисе, на работе, на отдыхе, дома и т.д.), 80 – со словом «камасутра». И это только названия произведений в именительном падеже, а если учесть и другие падежи, то можно сбиться со счета.
Трудно понять какие нравственные ценности прививает альбом Лены Лениной «Тело Лениной живет и побеждает» (М.: Аст; Астрель, 2008). А к чему призывают гламурные романы и романы о жизни «Рублевки»?! Уж никак не способствуют формированию духовности и информационной безопасности общества. А если еще учесть многочисленные издания по эзотерике, хиромантии, астрологии, каббале, то сразу определяется одна из причин девиантного поведения наших детей. При виде этого творчества  жалеешь, что упразднена цензура. «Не расстраивайтесь – успокаивает меня  участница клуба– наши дети сейчас читают мало». Может поэтому и читают мало, что души в иной  книге нет?
Первое заседание нашего клуба мы провели прямо в библиотеке учебно-методического центра. Библиотекарь Галина Федоровна 9999 ознакомила участников с богатством православной книги о воспитании детей.
Работа Галины Федоровны – не просто выдача книг, это живое общение, своеобразная диакония, бережное и деликатное соучастие в духовной жизни читателя, служение его спасению. Это человек, наделенный великой  любовью к людям, способностью к ненавязчивому, открытому, конструктивному общению. Она никогда не переоценивает свои возможности, не подменяет собою священника, не берет на себя роль духовника-исповедника, она просто служит людям. В библиотеке учебно-методического кабинета невозможна безучастная выдача читателю заведомо духовно вредных изданий, да их и нет в фонде библиотеки.
Мы, родители, делаем все возможное, чтобы наши дети были счастливы,   мы живем «для детей». Но однажды вдруг понимаем, что мир наш изменился. Модным стало высказывание  «Мы живем в век глобализации и информации, поэтому не успеваем жить». И вот я уже замечаю стремительный бег времени. В 1967г. в Канаде 11-летний мальчик умер от старости. Болезнь прогерия спрессовала дни мальчика в единый миг. В 11 лет мальчик имел организм 90-летнего старика. В свое время Пушкин сказал о своем герое: «И жить торопится, и чувствовать спешит».
Создав мощнейшую технику, мы изменили ритм и течение своей жизни. И тут действительно оказалось, что главнейшая беда- вовсе не дефицит сырья для производства, не разрушение экологической среды. Научная мысль пытается отвести эти катастрофы. Кошмар в ином: психологические ресурсы человека не безграничны. А терпеть мы не приучены. Нам все необходимо «здесь и сейчас». И в этом жизненном марафоне мы не учим детей житейской мудрости.
О семье, о детях мы говорим очень часто. Можно сказать, что эта самые обсуждаемые темы. Так, вечер-импровизация «Пока горит свеча»,  позволил раскрыться каждому участнику встречи. Мы зажгли свечи и говорили о своих детях. О том, что великий христианский мыслитель четвертого века святой Иоанн Златоуст сравнивал родителей с художником, а детей с произведениями искусства. Златоуст уподоблял душу ребенка городу, а душу родителей – царю. Душа ребенка подобна городу, тело –городской стене, городские ворота – это органы чувств: глаза, язык, слух, обоняние, осязание. Через эти ворота входят и выходят достойные и недостойные граждане. Одних можно пропускать, других надо прогонять. Дети – это наше послушание на земле. Как сказано у замечательного русского писателя Б.В. Шергина: возьми свой крест, падай под тяжестью его, да опять неси. Гляди, впереди тебя на Голгофу идет сам Христос…
 Возьми на себя подвиг, унылый, преогорчённый человек, отряхни мрачный сон. Возьми его, возьми бремя речённое в Евангелии. Возьми на себя крест…
Тяжел, но и почетен родительский крест…


Рецензии