Воровские пальцы

Ух, как холодно!.. Ещё бы: мороз за тридцать, уже вторую неделю. Так и околеть недолго. Леонид улыбнулся, вспомнив девяностые годы, когда приходилось в любую погоду мотаться по городу не только на автомобиле, но и пешком. Тогда не переживал из-за холода и дождя так, как сейчас. Понятно, уже, можно сказать, старикан: за полтинник перевалило. И чрезвычайно радостно, что теперешняя работа – в тёплом помещении, и мёрзнуть приходится только по пути на работу и обратно…
Леонид стремительно взлетел по ступенькам, желая поскорее добраться до родной квартиры. В душ, потом – чай, затем – в тёплую постельку, почитать новости в компьютере и – спать!.. А ужина – не будет, и так слишком растолстел, надо сбросить килограммов этак семь-восемь…
Новости, как всегда, были либо скучными, либо страшными, либо совершенно не интересными, либо – откровенным враньём. «Хватит пялиться в компьютер!.. – подумал Леонид, лучше телик посмотрю, точнее – полистаю каналы передач. – Хотя, вот эту статейку прочитаю, а затем – баста!..»
«Статейка» оказалась историей про незадачливого индуса, который в двадцать с небольшим лет поучаствовал в драке. В результате погиб человек, и парень знал, что ему тоже впаяют срок за эту смерть. И подался в бега. Около тридцати лет бродил по отдалённым районам, работал грузчиком, плотником, нанимался на изнурительно тяжёлые сельскохозяйственные работы, за которые получал не деньги, а жалкий кров и скромную пищу. В конце концов устал от нищеты и бродяжничества. И решил пойти в полицию – сдаться на милость правосудия и прекратить свои мытарства. Пошёл, даже не задумавшись о том, что в тюрьме будет тоже несладко, – настолько надоело никчёмное и безнадёжное существование…
Рассказал всё, как было. Полицейский покопался в картотеке и, отыскав информацию о той драке, сообщил: «Виновный в убийстве был пойман и уже отсидел своё. А тебя, мужик, никто не искал…» Бедный индус разрыдался – сначала от горя, что напрасно столько лет скитался чёрт знает где, испытывая крайнюю нужду и ничего не скопив на старость, а потом – от радости: «Всё, я свободен, и мне не нужно прятаться!..»
«Забавная история», – подумал Леонид, переставил ноутбук с колен на прикроватную тумбочку и устроился в постели поудобнее. Одеяло приятно защекотало подбородок. Мужчина сладко закрыл глаза. Господи, благодать-то какая!.. Но сразу уснуть не смог: вдруг нахлынуло прошлое. А ведь и с ним приключилась история, из-за которой он покинул отчий дом и уехал за тридевять земель из родного города, думая, что когда-нибудь его найдут и «закроют» очень надолго…
Было это в далёком девяносто третьем. Нелепая стычка после жарких посиделок в ресторане, прогремел выстрел, и один из драчунов отправился на небеса. Ну, а пистолет – непонятно как – оказался в руке Леонида. Участники драки бросились врассыпную, Леонид, конечно, тоже, а пистолетик оборонил с перепугу – прямо возле ресторана.
«Всё, пипец, приплыл!..» И решил парень сменить местожительство, укатил из Рязани аж в Магадан – уж очень не хотелось в тюрягу. Лет пять, как осиновый лист, трясся по вечерам, уставшим до искр в глазах возвращаясь домой после работы: казалось: вот сейчас раздастся звонок в дверь и на его замаранные кровью рученьки наденут стальные браслеты. А самому все годы чудилось: ну не мог я убить!.. А как пушка оказалась в моей пьяной руке – одному Богу известно!.. И ещё – тому, кто её вложил в руку Леонида. Но разве менты станут разбираться?.. Чьи на стволе пальчики, тот и убивец!.. И стоит им отыскать всех участников той драки (а это несложно, поскольку свидетелей было выше крыши ресторана) да снять у каждого отпечатки пальцев – всё, конец свободной жизни Леонида!..
А тут на работе произошла такая история. Установили на проходной новую сигнализацию: сначала пропуск прикладываешь, а потом палец. Проверка, значит, отпечатка; тут уж чужак с твоим пропуском не пройдёт!.. Отлично кто-то придумал, если бы не одно «но»: на работу стало сложно попасть, уж очень долгим получается процесс преодоления проходной. И стоит перед проходной длиннющая очередь, чертыхается. А если мороз за тридцать?.. В общем, не наслушавшись мата, на работу не попадёшь. Прикладывает человек пропуск, затем пальчик, компьютер, в чьей железной памяти хранится копия отпечатка, задумывается на несколько секунд, сличая оригинал с копией, потом даёт добро на вход. Если, конечно, палец опознан. И только Леонид пересекает кордон очень быстро. Ему палец прикладывать не надо – только пропуск. Почему? .. Да просто не распознаёт хитромудрая техника отпечатки его пальцев!.. У всех по два пальца откатали, а него – все перепробовали: не пускает его железяка, и всё тут!.. Он даже пошутил: «Может, пальцы ног откатаем?.. Правда, на проходной я так высоко ногу задрать не смогу!.. Да и сколько времени уйдёт на идентификацию!.. Ботинки, носки. А потом ведь и обуться надо будет!..» Как только над ним ни издевались!.. Дави сильнее, прикладывай слегка,  покатай вправо-влево, засунь подальше… Толку – ноль. Охранница, в присутствии которой происходили попытки пройти электронный заслон, подозрительно посмотрела на Леонида и сказала: «Воровские у тебя пальчики!..» Кончилось тем, что ему выдали пропуск, при котором пальцы сканировать при входе на работу не надо. Одному из восьмисот человек, работающих на предприятии!..
Леонид, вдруг сравнив свою историю с историей бедолаги-индуса, долго лежал в темноте без сна. Выходит, можно было никуда не уезжать, а остаться в милом сердцу городе, в котором прошло золотое детство!.. И любимую девушку не надо было бросать. А теперь вот – один-одинёшенек, никому не нужный. Почему ни с одной женщиной не завёл серьёзных отношений?.. А смысл? Если каждый день ждёшь, что тебя повяжут...
Стало необычайно грустно. А позже, сполна насладившись своей грустью, Леонид широко улыбнулся в темноту: «Теперь я – свободен!.. Не только физически, но и душой!.. И это – главное!..»
Мужчина глубоко и радостно вздохнул, повернулся на бок, проворочался немного, устраиваясь поудобнее, и, обретя, наконец, самое приятное положение, мгновенно заснул.


Рецензии