Реакция на художественное произведение

 РЕАКЦИЯ НА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ВЫРАЖАЮЩАЯСЯ В ФОРМЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ

  Человека повсюду окружают различные формы культуры и искусства. Произведение искусство – это продукт сложного творческого процесса, психологических механизмов и преобразования жизненного и культурного опыта, работа над представлением идеи есть специфический труд. Колоссальное значение имеет уровень эстетической образованности при встрече с каким-либо произведением, влияющий на качество и полноту восприятия. Часть структуры эстетического образования составляет эстетическое воспитание, заключающее специальные навыки и качества личности, к которым относятся художественная рецепция, вкусы, взгляды, идеалы, деятельность. Формирование эстетических качеств происходит в процессе художественного восприятия, источником которого являются произведения искусства.
  Художественному миру и искусству в целом было посвящено множество культурологических,  психологических и социологических исследований. Целями изучения были многообразные процессы и объекты творческой деятельности: психология творчества, художественный мир, художественное мышление, образ, стиль, жанры, течения и направления, художественное восприятие, внутреннее идейно-образное содержание творческого продукта и многое другое – искусство рассматривалось с разных возможных позиций. Изучению подвергались и продолжают подвергаться крупные и мелкие элементы всего многообразного и безграничного мира творческой деятельности, также научная теория уделяет значительное внимание зависимости именно роли реципиента в процессе художественного восприятия. Сформировалась наука рецепционной эстетики, ставящей своей задачей изучение бытия художественного текста, его интерпретацию и прочее, однако малоизученными остаются именно процессы, представляющие реакцию на художественное произведение и выражающие её в бессознательной импровизационной форме, взаимодействие произведения и человека.
  Нашей главной целью будет рассмотрение роли реципиента в системе эстетической науки. Для того чтобы разобраться в заявленной теме, потребуется проанализировать следующие задачи:
• Эстетическая образованность:
o понятие эстетики согласно различным научным литературным источникам;
o научность эстетических знаний;
o эстетическая деятельность;
o базовые категории эстетики;
• Искусство как социальное явление – цель существования искусства:
o искусство – конденсатор общественной практики и «опыта отношений»;
o педагогическая ценность искусства;
o искусство как внутренняя структура культуры;
• Художественная рецепция:
o психология восприятия;
o законы художественного восприятия;
o рецепционная установка;
o роль уровня эстетической образованности в процессе рецепции;
• Природа ощущений, чувственного опыта:
o критический анализ и передача ощущений в отношении произведения искусства;
o демонстрация и интерпретация полученных ощущений;
o понятие термина «художественная эмиссия»;
• Природа художественной эмиссии:
o психофизика ощущений;
o ощущения и эмоции;
o определение термина «импровизация»;
o теория бессознательного;
o уровень эстетической образованности в процессе эмиссии;
o художник, реципиент, обыватель – общие черты и отличия;
• Роль художественной эмиссии в педагогике эстетического образования:
o повышение уровня эстетической образованности среди обучающихся дополнительного образования;
o значимость эмиссии в развитии хореографической импровизации;
o оценка процесса эмиссии как мотивация в развитии эстетической образованности.
Прежде всего, обратимся к историческим событиям, приведшим к проблемным вопросам обесценивания главной цели искусства в системе педагогической и общемировой культуры, и определим момент девальвации эстетической образованности среди преобладающего числа  населения.

  Деструктивное и конструктивное влияние модерна и постмодерна на целостность сознания личности и общественное сознание

  Последователь марксизма В. Г. Плеханов утверждал, что мировоззрение человека носит монистический характер. Согласно истории, в первой половине XX веке по причине неразрешённости общественных противоречий и проблем не реализации в жизни высоких эстетических идеалов, выдвигавшихся искусством, получило развитие сложное идейно-творческое явление – модернизм. Модернистское искусство утверждало, что состояние мира ужасно, потому что полно враждебных безумных сил. Это привело к фрагментарности личностного мировоззрения.
  Ю. Б. Борев в труде «Эстетика» замечает разделение искусства и образа в модерне на элементы, в нём  стали отдельно существовать: психологическое содержание в виде «потока сознания», эмоциональная насыщенность в виде экспрессионизма, нонфигуративная-колористика в виде абстракционизма, объективность в виде натурализма; искусство становится разрозненным. Произошёл раскол в самой сущности искусства. Модернизм невозможно описать единым понятием, представить его теоретическую концепцию, так как он включает в себя множественные разнородные художественные явления. Модернизм – это разрыв исторической преемственности в мировой культуре. Модернистское искусство восприняло реальные общественные силы как неподконтрольные человеку и непознаваемые. Оно оказалось не в состоянии осмыслить глубинные причины социальных процессов и стало изображать некую инфернальную волю, управляющую личностью. Личностное сознание фрагментировалось из-за изменения устоявшейся парадигмы жизни, абсолютизировались иные, имеющие негативные свойства, идеалы, личность стала воспитываться путём эгоизма и эгоцентризма (саморазвития, самопознания, индивидуального  стремления к успеху, индивидуального благосостояния, отрицания чужих интересов и другое), лидерство приобрела рекламная индустрия, поп-арт проник практически во все сферы жизни личности. На второй план ушла образовательная структура, ответственная за формирование высоких эстетических идеалов, способствующих к созидательным процессам на общечеловеческом и историческом уровнях. В гармоничном обществе не может существовать эгоизм и эгоцентризм, так как это разрушает культурное единство и будущее целого общества. Журналист и писатель Амброз Бирс говорил: «Эгоист – это человек дурного тона. Он забоится о себе больше, чем обо мне».
  Новая культурная идеология фрагментарного модернистского искусства во второй половине XX века приходит в упадок, и сменяется новым понятием – постмодернизмом, который ещё больше угнетает сознание личности и высокие эстетические ценности, значимые для будущего человечества. Создаются новые количественные правила жизни и отрицаются предыдущие качественные. Для искусства новаторские процессы, развивающие, расширяющие его – это позитивная сторона, однако для искусства как социального явления, содержащего высокие ценностные ориентиры – это негативная сторона, потому как на этапе постмодернизма теряется именно ценность искусства, философия нового времени сближается с наукой. Происходит деконструкция культуры и общественного сознания. Искусство становится субъективным, отражением политических и социальных процессов, но не содержащим эстетические идеалы, они обесцениваются.
  Французский социолог, культуролог Жан Бодрийар видел в постмодерне инфернальный характер, учитывая обесценивание «вечных ценностей», потерю уникальности личности, преобладание независимости виртуальной реальности, неконтролируемые и катастрофичные последствия научно-технического прогресса для общечеловеческого. В оппозицию концепции Бодрийара встают концепции Поля Мишеля Фуко и Ролана Барта, утверждающие процесс самотрансформации, самоспасения, самореализации, представляя проект «Каким я хочу быть», предлагая самой личности быть произведением искусства. Массовая культура, созданная под влиянием постмодернизма, придаёт данной концепции ещё больший инфернальный характер, делая его апокалиптическим, в связи с тем, что вместо единого общества воспитываются эгоистичные индивиды. Бодрийар находит в классической и постмодернистской эстетике принципиальные различия, потому что если в первом случает философия основывается на прекрасном, глубинной подлинности, познания действительности, образованности, созидании и высоких моральных ориентирах, то во втором заметно моральное разложение, искусственность, поверхностность, повсеместное потребление.
   Рассматриваемый вопрос прямым образом относится к образовательной и воспитательной системам. В педагогике дополнительного образования, выпускники которого станут деятелями в разных сферах общества, требуется абсолютизировать высокие эстетические ценности, формировать гуманные моральные нормы, которые повлекут за собой конструктивное не индивидуалистическое воздействие, но общественное. Это особенно значимо в настоящее время, в период метамодернизма, характеризующимся материальными (изменение климата, финансовый кризис, цифровая революция) и нематериальными (приобретение главенства в критике рынком, новая деконструкция массовой культуры) изменениями. Метамодерн сравним с лодкой, плывущей по течению реки смыслов и истин. В отличие от идеологии прошлых культурных течений, метамодерн не является идеологией и инструментом, моделью конструирующей действительность – это чувство, находящееся над рамками жизни, определённой парадигмой. Это тот момент в истории, когда требуется формировать новые качества личности, гуманные идеалы с опорой на лучшие эпизоды истории, брать их за образец, чтобы направить личность к высоким эстетическим целям. Педагогическая деятельность в этом случае играет важную роль.
  Предыдущие парадигмы сформировали индивидуалистическую личность, развили массовую культуру, фрагментировали сознание личности, абсолютизировали идеалы с отрицательными качествами и это продолжает культивироваться независимым образом. В личности требуется воспитывать целостность, нравственность, адекватные нормы, альтруизм, чтобы избежать морального разложения и дефолта культуры.
  В рассмотренных реконструированных культурных процессах заметно понижение уровня общей эстетической образованности, также особенное влияние на это оказал период разделения искусства на элитарное и массовое и идеология капитализма. Чтобы разобраться в понимании и качестве эстетической образованности, рассмотрим первую задачу.

  Эстетическая образованность

  Перед тем как освещать черты эстетики, необходимо сформулировать понятие эстетики?
  Толковый словарь Д. Н. Ушакова предлагает следующее определение термина: эстетика – «это наука об эстетических явлениях, о прекрасном, об искусстве как особом виде общественной идеологии». Подобным определением пользуется большинство индивидов. В редком употреблении понимание, предлагаемое Философской энциклопедией под редакцией А. А. Ивина: «философская дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Это универсалии строения произведения искусства, процесса художественного творчества и восприятия, универсалии художественно-конструкторской деятельности вне искусства, универсалии эстетического восприятия природы». Второе понятие раскрывает широкий охват науки, и оно будет наиболее верным. По мнению профессора Ю. Б. Борева эстетика – «это  философская наука о наиболее обширных принципах освоения мира по законам красоты в процессе деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где оформляются результаты такого освоения мира». Для последующего  раскрытия содержания науки обратимся именно к монографии Борева «Эстетика».
  Основа вопросов эстетики – природа эстетического в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерности искусства. Эстетика нужна каждому, кто относит себя к деятельности в искусстве. Частью понимания искусства является эстетика, без неё невозможно полно увидеть картину деятельности и нельзя решить творческие проблемы, кризис и прочее. Эстетика даёт полное погружение в творчество, постижение таинств искусства, так как последнее невозможно без теории. Выучить положения науки ещё не значит научиться творить по законам красоты и наоборот. Красоту так же можно понимать в разных аспектах, поэтому рассмотрим некоторые её определения. Согласно Толковому словарю Ушакова, красота – это истина, добро, привлекательность и то, что производит художественное впечатление. Философская энциклопедия относит красоту к эстетической категории прекрасного. В общей сложности, красота есть эстетически целостное, нравственное и привлекательное, производящее художественное впечатление, относящееся к категории прекрасного. Эстетика входит в труд, быт, сознание современного человека, она формирует в нём творческое, созидающее начало.
  Знание законов способствует сознательному отношению к художественному творчеству, в котором сочетаются дар и навык. Эстетика нужна не только творцу, но и воспринимающей его произведение публике, так как теоретически развитое сознание способно глубже проникнуть в сущность результата деятельности. Можно читать, получая удовольствие от сюжета, а можно читать, получая эстетическое наслаждение от того, насколько выразительно автор излагает историю, рассматривая каждое предложение, слово, букву. Эстетика – воспитатель восприятия. Без данной науки нет художественной образованности, а без последнего нет наслаждения искусством, без которого не может существовать сфера искусства.
  Эстетика представляет собой именно научное знание, так как заключает в себе сложную систему законов, категорий, отражающую в отношении определённой общественной практики существенные эстетические связи и свойства реальности. В аспекты структуры эстетики входит следующее:
• Логическая связь, иерархия. Одна проблема в эстетике будет решена тогда, когда заимеет связь с другими проблемами, она должна рассматриваться как часть единой системы;
• Система – организованное множество, состоящие из элементов, но сводимое к простой их сумме. Современная эстетика предлагает нам корреляцию категорий и категорий, описывающихся теоретическим образом;
• Конкретно-всеобщий характер взаимосвязанных в научной системе идей, которые не пересказываются, а рассматриваются в общем отношении. Основой теоретических обобщений эстетики является сфера практического и художественного освоения мира по законам красоты;
• Монистичность. Единым основанием для системной организации эстетических знаний является трактовка эстетического как общечеловеческой ценности;
• Принцип минимальной достаточности, то есть отсутствие лишнего. Минимальное число аксиом должны так разворачивать идею, чтобы охватить максимальное число фактов и проблем;
• Разомкнутость. Если система перестаёт вбирать факты, выстраивать теории – она закрывается, теряет актуальность и погибает. Система должна быть готова воспринять новые неизвестные факты, перерабатывать их теоретически. Перспективная система находит идеи и закрывает пробелы в себе, так она развивается и отвечает на вопросы современности. Эстетика обобщает опыт художественного развития человечества, а он безграничен.
  Во всякой деятельности человека есть элементы общечеловеческой значимости, пользы для всего человеческого рода, а общечеловеческая значимость придаёт деятельности эстетическое содержание. Так, любую человеческую деятельность можно рассматривать как эстетическую. Деятельность имеет внутренние формы:
• эмоционально-интеллектуальную (эстетическое восприятие и представление) – это духовно-культурное присвоение личностью общечеловеческого в реальном мире, глубинное понимание продукта художественной деятельности;
• эстетические вкусы – система предпочтений, основанных на исторически обусловленных эстетических представлениях и восприятиях;
• идеалы – представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре, становившейся вектором по созидательном преобразовании мира;
• взгляды – система эстетических концепций, господствующая в данном обществе и определяющая практику деятельности людей;
• концепции – приведённый в теоретическую систему исторический опыт эстетической деятельности людей.
  Всё перечисленное, будучи результатом внутренней деятельности человека, обогащающей его личность, находит выход вовне – в практической деятельности, воплощаясь в продуктах этой деятельности. Совокупность всех форм художественной деятельности составляет художественную культуру общества, а она со всеми включающими в себя аспектами образует единство эстетической культуры общества.
  Отдельную часть системы составляют категории, обусловленные общими характерными свойствами предметы и явления. Фундаментальными категориями, на которые особенно стоит обратить внимание, являются:
• Прекрасное
  Это самое широкое положительное общественное значение предмета или явления, его позитивная ценность для человеческого рода. Прекрасное находится в гармонии и симметрии, оно ценностно, познано, а, следовательно, свободно, подчинено законным основания и не требует изменений, реформы, перелома для совершенствования, потому что уже совершенно. Это сфера свободы. Гармония воспринимаются в мире как прекрасное – природная основа.
  Красота складывается исторически, выстраивает закономерности, теории, она заключена в совершенстве формы, в глубине содержания, в свободном владении темы, в значимости художественного произведения. Бесстрастное копирование жизни не ведёт к созданию прекрасного, так как красота в искусстве достигается только тогда, когда действительность воссоздаётся творческим путём;
• Возвышенное
  Если прекрасное – это положительная общечеловеческая ценность предметов и явлений, которыми общество уже полноценно и свободно владеет, то возвышенное – это эстетическое свойство предметов и явлений, имеющих положительное значение для общества, но скрывающие ещё неизведанные возможности. Овладевать этим неизведанным человечество будет в ходе истории, и тогда же будет доказываться прекрасное относительно изведываемого объекта или явления. Всё что ещё не освоено, вызывает у человека интерес и втягивает неизведанное в сферу деятельности человека и общественных отношений. И только тогда это перейдёт из возвышенного в прекрасное. Таким образом, происходит расширение категории прекрасного за счёт возвышенного;
• Безобразное
  Эстетическое свойство предметов и явлений, природные данные которых при определённом уровне развития общества имеют отрицательное общечеловеческое значение, хотя и не представляют серьёзной угрозы, так как силы в этих предметах и явлениях освоены человеком и подчинены ему. Современные тенденции массовой культуры содержат в себе ценности и нормы категории безобразного, от которых требуется избавляться;
• Низменное
  Крайняя степень безобразного, результат неконтролируемой негативной ценности. Это то, что ещё не полностью освоено человеком и то, что ещё таит для него потенциальную угрозу. Эта та сфера, которая требует ликвидации в отношении угрозы для человечества. Это так же входит в воспитательную функцию культуры, искусства и образования.
  В главном рассмотрении искусства как предмета эстетики и специфической базы, ориентирующей на высокие эстетические идеалы и воспитание целостности сознания, обратимся к искусству как социальному явлению.

  Искусство как социальное явление – цель существования искусства

  Культура – это конденсатор опыта художественной деятельности и отношений, накопленных за всё время существования человечества. Из труда Ю. Б. Борева «Эстетика» известно, что культура во всём своём многообразии представляет мир в целостности, значимой для человеческого рода.  Отрасли духовной, практической и научной деятельности исследуют действительность в разных её аспектах, позволяя сформироваться, утвердиться и реализоваться различным сторонам личности, создающим впоследствии культурные ценности. Искусство среди этого выступает орудием восприятия мира в его целостности, хранителем сознательного единства личности и это ключевой момент. Личность гармонична только тогда, когда целостна. Искусство – это познание, воспитание, деятельность, коммуникация и информационная база. Поэтому необходимо понимать, что человек, избравший свою специальность, которая связана с культурной деятельность, связывает себя не с какой-то её определённой частью, элементом, историческим эпизодом или группой людей, а единой системой, распространённой на историю в целом. Само понимание воспитательной задачи искусства важно – на анализе прошлого и настоящего опыта, формируются современные эстетические идеалы, личностная направленность на них, выявление только лучших моментов, способных на созидание мира и человечества, однако нельзя и исключать отрицательных качеств, раскрывающих причины проблем и их последствия.
  Деятельность связывает человека с социумом, поэтому личность есть совокупность общественных связей, которые влияют на индивидуума и реализуют его.
  Высшая цель искусства – полноценная жизнь личности, гуманизм, однако если её дифференцировать, то станет замета полифункциональность, состоящая из следующего:
• общественно-преобразующая функция (искусство как деятельность);
• познавательно-эвристическая (как знание и просвещение);
• художественно-концептуальная (как анализ состояния мира);
• функция предвосхищения (как предсказание);
• информационная и коммуникативная (как сообщение и обобщение);
• воспитательная (как катарсис и формирование целостной личности);
• внушающая (как воздействие на подсознание);
• эстетическая (как формирование творческого духа и ценностных ориентаций);
• гедонистическая (как наслаждение).
  В педагогике особый акцент должен уделяться познавательно-эвристическому, информационному и коммуникативному, воспитательному и эстетическому аспектам. Художник в широком значении и исследователь берут во внимание все положения, педагог только некоторые, так как его задача сформировать целостную личность и творческое созидательное начало.
  Искусство выступает средством просвещения (передачи опыта), образования людей (навыков мышления, системы взглядов на факты). Информация, заключающаяся в искусстве, существенно пополняет наши знания о внешнем мире, сопрягая личный  жизненный опыт с опытом других людей, и внутренним миром через самопознание. Как и любая семиотическая система, искусство не обделено своей подобной системой, которая определяется созданными художественными образами. Таким образом, обусловленный временем, классами культурный человеческий опыт, содержащий информацию, включается в культурно-информационную систему, позволяющую обмениваться опытом. Через искусство происходит подключение индивидуального сознания к базе данных, содержащей безграничный информационный материал. Это и определяет коммуникативно-информационную функцию искусства. Информативные возможности художественной  коммуникации гораздо шире и качественнее выше, чем возможности языковой речи. Тем самым искусство повышает духовный и интеллектуальный уровни – эстетическую образованность.
  Наиболее важными из выделенных являются воспитательная и эстетическая функции. В первом случае, искусство формирует целостную личность, строй чувств и мыслей людей, и если воспитательные воздействие других форм общественного сознания носит частных характер (политика – политические взгляды, мораль – нравственные нормы и прочее), то искусство влияет комплексно на интеллект и духовность личности; во втором же случае –  искусство будет пробуждать в человеке творца, желающего и умеющего творить по законам красоты. Только тогда человек не будет принуждаться какими-либо внешними стимулами к труду, вместо этого его мотивацией будет творческое созидательное начало, а его и формирует искусство. Педагогическая деятельность должна не «прививать любовь к искусству», она должна раскрывать его функции, значимость для всего человечества.
  Эстетическое воспитание и образованность во многом зависит от процесса художественного восприятия. Это третья задача, подлежащая освещению. Но перед тем как перейти к предметному вопросу, нужно представить сложную схему художественно-творческого процесса (см. Схема №1)
  В схеме прослеживается сложный путь воздействия действительности на человека, её  художественное преобразования творцом, преобразованное представление реальности в виде произведения искусства, восприятие произведения реципиентом и дальнейшее воздействие реципиента на действительность. Каждый элемент из схемы делится ещё на более подробный процесс. Каким образом человек взаимодействует с искусством, какое оно оказывает влияние на человека – было сказано выше, но предмет нашего интереса представляет именно  этап художественной рецепции.

  Художественная рецепция

  Художественное преобразование, творчество зеркально психологии рецепции (художественного восприятия).
Профессор психологии А. А. Крылов называет восприятие совокупностью процессов, посредством которых формируется идеальная модель объективно существующей реальности. В совокупность восприятия включены: трансформация внешнего сигнала, рецепция, кодирование информации, передача информации по структурам анализатора и её обработка, развитие ощущения, формирование образа, опознание образа. Крылов также предлагает понятие термина «рецепция» - трансформация специфической энергии адекватного раздражителя (воздействие на определённый приспособленный рецептор) в неспецифический процесс нервного возбуждения.
  В учебнике А. Г. Маклакова общая характеристика восприятия – это целостное отражение объектов и явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. В целом, данное понятие не отличается от понятия Крылова. Восприятие – всегда точка перехода от влияния объекта на субъект и последующего  эмоционального или физического отклика.
  Процесс художественной рецепции может быть изображён следующим образом (см. Схема №2).
  Ю. Б. Борев объясняет процесс художественного восприятия более доступной формулировкой – это взаимоотношение произведения и реципиента, которое зависит от субъективных особенностей последнего и объективных качеств художественного текста.
  На схеме №2 видно, что даже восприятие не является передовым фактором, оказывающим влияние на весь процесс рецепции. Она многопланова и включает в себя:
• непосредственное эмоциональное переживание;
• постижение логики развития авторской мысли;
• многообразие художественных ассоциаций, втягивающих всё поле культуры в процесс восприятия.
  Восприятие произведения есть личный процесс, протекающий в глубине сознания человека и трудно фиксируемый при наблюдении. Этот процесс зависит от:
• устойчивых факторов – жизненный опыт и культурная подготовка, зависящие от уровня эстетической образованности реципиента;
• временных факторов – настроение, психологическое состояние.
  Различные опыты над природой рецепции недостаточно раскрывают сложность его механизма, но выявляют богатство его индивидуальных различий и две его формы:
• собственно восприятие – осознание смысла произведения, расшифровка знаковой системы и прочее;
• реакция на восприятие – мысли и чувства, задействованные в душе реципиента.
  Как и в художественном творчестве, художественное восприятие содержит:
• идентификация – реципиент в момент рецепции проецирует образы и обстоятельства на свою жизнь;
• игровой момент – передача опыта зрителю через систему образов в игровой форме, присущей природе искусства;
• синестезия – взаимодействие чувств человека в процессе восприятия (возникновение зрительно-фигурных, литературно-сюжетных, аллегорических, пространственно-временных  ассоциаций, цветовой аспект звука);
• исполнительство – человек одновременно и реципиент и исполнитель в сюжете;
• рецепционная установка.
  Рецепционная установка является одной из требовательных деталей общего механизма для восприятия – это предварительная настроенность на восприятие, которая действует на протяжении всего процесса художественного переживания. Установка состоит из:
• предварительного настроя (рецепционное предварение) – для этого служит название, подзаголовки, аннотация, уточнение жанра и прочее;
• рецепционное ожидание – здесь играет роль стиль и жанр;
• стиль (рецепционно-информативное значение) – обуславливает настрой на определённую эмоционально-эстетическую волну;
• потенциал восприятия – готовность к объёму смысловой и ценностной информации.
  Художественный текст несёт в себе мысль не только в пластической, но и в непластической форме (название, подзаголовок и прочее). Произведение – структура, определяющая восприятие, пробуждающая активность воспринимающего субъекта.
Конкретизируя предмет нашего изучения, мы остановимся на элементе ощущений, предваряющих и развивающих переходный этап художественной рецепции единого общего художественно-творческого процесса.

  Природа ощущений, чувственного опыта

  Ощущения, полученные в момент преобразования сигнала от внешнего раздражителя на уровне рецептора, иначе кодирования, описываются А. А. Крыловым как субъективный эквивалент элементарного раздражителя. А. Г. Маклаков подразумевает под ощущениями процесс, вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов (в данном случае произведение искусства), которые называются раздражителями, а сам процесс воздействия – раздражением, влияющим на возбуждение нервных волокон формирующих в головном мозге ощущения. Ощущения есть чувственное отображение объективной реальности.
  Ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Формой простейшего эмоционального переживания принято называть чувственный или эмоциональный, тон ощущения, чувство, связанное с ощущением. Существуют положительные и отрицательные явления и объекты, формирующие субъективные  определённые тональности. Этот психический аспект играет практически незначительную роль в художественно-творческом процессе и в жизни человека в целом, но с точки зрения происхождения и развития эмоции значение тональности очень велико, особенно когда она сравнима с первым впечатлением, выражающим целостное отношение к объекту и провоцирующим физиологические аспекты на определённые движения.
  Немецкий физик, психолог и основатель психофизики Г. Т. Фехнер предложил схему психофизического процесса:

               Раздражение (физика) –> Возбуждение (физиология) –> Ощущение (психология) –> Суждение (логика)

  В данном явлении отчётливо различимы физиологические и психологические процессы, которые в синтезе влияют на поведение человека, его бессознательные движения. Так, например, при разговоре о балете «Лебединое озеро» человек может повести себя резко, разбрасывая руки в стороны и выражая речью своё недовольство этой постановкой. Здесь особую роль играет цельный взгляд на произведение, поэтому обосновать раздражение человека можно тем, что он воспринял балет однобоко со стороны драматического сюжета, отклонив при этом музыкальный, хореографический, сценографический аспекты. При цельной сиюминутной рецепции, в которую включены все художественные аспекты произведения, человек поведёт себя совершенно иным образом. Если не захочется рыдать от разворачивающейся драмы, то возможно медленно и плавно опустится голова. Поведение каждого человека будет сугубо индивидуальным в силу его эстетической образованности, профессии, общего уровня интеллектуального, возрастного, физического развития и так далее.
  Процесс художественной рецепции делится на логический (аналитический) и бессознательный (чувственный) элементы, причём первое будет позже, то есть сразу за чувственным восприятием. Критика – это продолжительное явление, досконально разбирающее каждый компонент единого художественного произведения.
  Критика – это подробный анализ, оценка о явлениях какой-либо области человеческой деятельности. В задачи анализа входит выявление противоречий, ошибок, их исследование и поиск рекомендаций для исключения ошибок. Критический анализ – часть логической мыслительной операции. В систему критики художественного творчества по Ю. Б. Бореву входит анализ воздействия мира на художника, самой личности художника, творческого процесса, анализ  художественного произведения, рецепции, влияния реципиента на действительность и прочее. Но критика всегда сознательное отношение к данному объекту, явлению.
  Чувственное отношение не противоположность сознательному, но минимальная его частица, так как рациональному всегда предшествует нечто бессознательное, активизирующее органы чувств. У истоков чувственного и рационального познания всегда стоит бессознательное кратковременное явление – реакция на художественное произведение, выражающееся в форме бессознательных физических движений.
  Реакция – это любой ответ организма на изменение во внешней или внутренне среде, от биохимической реакции отдельной клетки до условного рефлекса. Внешний раздражитель запечатлевается в сознании, формирует внутренние или внешние ощущения, которые воздействуют на физиологию, меняя поведение индивидуума.
  Такое явление можно назвать художественной эмиссией – психофизическим явлением, представляющим собой чувственную реакцию на художественное произведение, выражающуюся телом в бессознательной импровизационной форме.

  Природа художественной эмиссии

  Заявленное определение относится к сфере психофизики, являющей собой синтез физических и психических процессов организма. Психофизика – это раздел психологии, изучающий количественные отношения между силой раздражителя и величиной возникающего ощущения.
  Процесс художественной эмиссии включает в себя раздражение, возбуждение, ощущение и выражение (демонстрация). В ходе возникновения ощущений участвуют анализаторы – активные органы, рефлекторно перестраивающиеся под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным явлением, оно  носит активный или рефлекторный характер, так как всегда содержит двигательные компоненты, проявляющиеся в виде мышечных реакций (повороты глаз, напряжение мышц шеи, движения рук, ног, корпуса).
  В физиологической основе ощущений находится воспринимающая периферическая часть анализатора – рецептор (специализированная нервная клетка, нейрон), трансформирующий внешнюю энергию в нервный импульс, протекающий по нервным путям в центральные, корковые, отделы анализаторов. Для возникновения ощущения задействуются все составные части анализатора, так как если разрушить какой-либо элемент, возникновения соответствующих ощущений становится невозможным. При условии нарушения зрительных нервов зрительные ощущения прекращаются. В процессе художественной эмиссии значительную роль играет синестезия, провоцирующая мозг к появлению ассоциаций или «окрашиванию звука». Человек будет способен получить ощущения, однако они будут считаться неадекватными, так как данные рецепторы повреждены и вызывают, например, «повреждённые» ассоциации.
  В дополнение к воздействию раздражителя, мозг воспринимает и ряд характеристик раздражителя, интенсивность воздействия. Следовательно, рецепторы должны обладать способностью кодировать интенсивность и качественные параметры раздражителя. Уместно вспомнить пример с просмотром индивидом балета «Лебединое озеро», состоящего из музыки, хореографии и сценографии.
  Английским физиологом Ч. Шеррингтоном была предложена систематическая классификация ощущений, разделённых по группам на три типа:
• проприоцептивные – ощущение равновесия, статики, движения. Эти ощущения передают сигналы о положении тела в пространстве;
• интероцептивные – ощущения боли, органические ощущения. Рецепторы этой группы наименее осознаваемы и  передают информацию о состоянии внутренних органов, мышц;
• экстероцептивные – дистантные (объект воздействует на расстоянии: зрительные, слуховые ощущения), контактные (непосредственное воздействие объекта на органы чувств: вкусовые, температурные, тактильные, осязательные ощущения), обонятельные. Основная группа, доводящая до человека информацию из внешнего мира.
  В ходе художественной эмиссии субъектом, выражающим свои ощущения, является реципиент, объект – произведение искусства, воздействующее на человека. В первую очередь, задействованы именно дистантные экстероцептивные ощущения, которые впоследствии формируют неосознанные проприоцептивные. Движения реципиента бессознательные, импровизационные.
  Выше было замечено, что эмоции и чувства являются частью ощущений. Эмоции окрашивают ощущения, характеризуют индивидуальное отношение к отдельным качествам предмета – это чувственный тон ощущений.
  Большинство эмоциональных состояний отражается в поведении индивида. Эмоции – это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку объектов и явлений. Эмоции разделяются на следующие типы:
• аффекты;
• сами эмоции;
• чувства;
• настроения;
• стресс.
  Эмоции всех типов имеют разную продолжительность, но эмоция в эмиссии может характеризоваться эмоцией впечатления, то есть практически незаметной кратковременной вспышкой, и уже затем эффект впечатления сменяется на другие по продолжительности психические состояния. Например, одна картина способна вызвать яркий спектр эмоций, однако истинная будет одна, предшествующая всем остальным эмоциям.
  Впечатление есть образ, след, отражение, оставляемые в сознании объектами и явлениями внешнего мира.
  Механизм художественной эмиссии представлен в Схеме №3.
  Схема представляет комплексный вариант, однако нужно понимать, что моменты раздражения и возбуждения не возникают именно после внимания, восприятия и мышления, они наоборот предшествуют всему процессу рецепции.
  Эмоции провоцируют тело к бессознательному физическому движению. В творчестве существует термин «импровизация» - создание произведения на заданную тему без предварительной подготовки. Импровизация присуща художнику, но не зрителю, чьи движения не имеют отношения к творческому процессу, однако так или иначе являются движениями в своей основе бессознательными. Художник импровизирует, опираясь на тематику, мысли, образы, эмоциональный тон, которые затем передаются реципиенту через произведение и заставляют соответственно двигаться с одной стороны, с другой –  произведение, не являясь продуктом импровизации, рождает у реципиента собственное движение, поведение.
  Под бессознательным понимается специфическая форма отражения действительности, при которой не отдаётся отчёт в совершаемых движениях, при этом не утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия. Это явление нельзя сравнить со сном, так как оно происходит в период бодрствования под влиянием художественного произведения – это отвлечённое сознательное движение.
  Таким образом, в процессе художественной эмиссии, заключённой в механизм художественной рецепции, являющейся частью художественно-творческого бытия, в синтезе участвуют чувственные психические и физические двигательные процессы. Сознательно воспринимая произведение искусства, индивидуум получает импульс извне, который трансформируется анализаторами внутри и рождает эмоцию впечатления, провоцирующей физическое тело на движение, не относящееся к контролируемому механизму, эмоция как бы овеществляется, выражается человеческим телом, предварительно не имея тематической установки. Например, реципиент прослушал вторую симфонию Хачатуряна и имеет о ней сознательное представление, при следующем упоминании о произведении человек получит эмоциональный, синестетический импульс, переданный двигательно-мышечному механизму, и заставит человека двигаться определённым образом, то есть темой для двигательных ощущений будет полученная эмоция впечатления по отношению к знакомому объекту искусства.
  Ранее было замечено, что поведение каждого человека будет сугубо индивидуальным в силу его эстетической образованности, профессии, общего уровня интеллектуального, возрастного, физического развития, поэтому реципиенты даже одной творческой специальности будут по-разному отражать художественную эмиссию. Чтобы точнее продемонстрировать психофизическое явление требуется заранее ознакомиться и проанализировать картину, симфонию, балет, поэму, скульптуру и другое, так как сформируется субъективное отношение, в ходе которого особую роль играет уровень эстетической образованности. Так, «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина будет описываться не как четыре медведя, играющие вокруг поваленного дерева, а подобно словам прозаика и публициста В. М. Михеева: «Уйдите взглядом в этот седой туман лесной дали, в «медвежье семейство в лесу»…». Высокий уровень эстетической образованности позволяет не поверхностно воспринимать объект или явление, но углублённо, отчего и будет меняться отношение к объекту и эмиссия. Именно выражение последнего даёт объективную оценку уровню эстетических знаний реципиента, а, следовательно, и его отношение к миру.
  Рассматривая художника и реципиента (образованного или обывателя) в поле художественной эмиссии, человек творческой деятельности изначально будет воспринимать произведение искусства целостно и углублённо, так как он не только познаёт способом художественного мышления, но и преобразовывает его в своей деятельности, следовательно, при восприятии произведения, деятель подключается к базе мира художественного образа. Уровень его эстетической образованности высокий и результат эмиссии будет совершенно отличаться от человека, не приобщённого именно к творчеству, преобразованию, художественному образу. Типически реципиенты разделяются:
• творческий реципиент – профессиональный художник в широком значении;
• образованный реципиент:
 o высокой образованности – данный тип относится к категории людей, приобщённых к искусству в плане педагогической, исследовательской деятельностей;
 o средней образованности –  тип, интересующийся культурой и искусством и увлекающийся определённой творческой деятельностью.
• реципиент-обыватель (филистер) – категория индивидов с низким уровнем эстетической образованности.
  Второй тип реципиента при восприятии не сразу досконально рассматривает творческий продукт, так как для этого требуется предварительно подробно проанализировать объект, однако высокообразованный реципиент в отличие от среднеобразованного быстрее произведёт фрагментарный анализ и получит необходимую информацию. Третий тип с низким уровнем эстетической образованности будет переживать этап художественной рецепции только поверхностно, в зависимости от формы, тематики и заранее объяснённого смысла произведения. И все три типа будут отличительно физически выражать полученные ощущения и эмоции.
  В теории и практике эстетического воспитания роль художественной эмиссии не менее важна, чем знания эстетики в целом, так как психофизическое явление даёт объективную оценку уровню именно эстетических знаний индивидуума, а, следовательно, и его отношение к миру.

  Роль художественной эмиссии в педагогике хореографического искусства и  эстетической образованности

  Настоящее произведение искусства, сформированное художником и актуализированно временем, всегда влияет на понимание мира человеком и преследует цель гуманности, творчества, созидания и современной этики.
  В системе дополнительного образования изучение природы художественной эмиссии может служить способом расширения эстетической образованности методом наблюдения и самоконтроля. Особенно актуально изучение эмиссии в искусстве импровизации танца, так как импровизация и хореография равноправны в развитии искусства танца. Педагог Н. В. Даренская в статье «Импровизация как одна из форм развития хореографического искусства» пишет: «Формирование и непосредственно совершенствование системы пластического языка танца осуществлялось посредством импровизации». В настоящее время, импровизация продолжает играть значительную роль в расширении танцевальной системы и различных видов искусства, но проблема метода импровизации не получила достаточной научной разработки. Несомненно, педагоги и хореографы современных направлений хореографического искусства в своей деятельности используют основы импровизации, контактную импровизацию. Понимание метода в статье Даренской практически идентично пониманию других исследователей в области импровизации, она замечает, что «это некое незапланированное действие, фантазия на заданную тему, непосредственный процесс творчества без всякой подготовки». Своеобразная техника импровизации основана на релаксации и осознании тела, чувствовании внутренних сигналов, импульсов движения, ощущении пространства. «Это скорее техника раскрытия потенциальных возможностей танцовщиков, что необходимо современному хореографу в создании новой танцевальной “лексики” и в работе над образом» - сообщает педагог. Импровизация является необходимым направлением хореографического мышления, организации формы танца, специфики танцевального исполнения.
  Сегодня можно найти множество задач и способов для структурирования танцевальной импровизации. Среди них выделяются:
• вариации с заранее заданным хореографическим отрывком;
• исследование одного процесса (падения, поворота и других);
• пространственное воображение (движение в рамках воображаемой геометрической фигуры или рисовать конечностями фигуры, буквы);
• использование веса партнёра;
• создание маршрутов и способов поведения по пространству;
• использование ритма;
• поиск новых возможностей движения танцора.
  Понятие импровизации достаточно широко в сопоставлении со специфической импровизацией (отвлечённом сознательном движении) художественной эмиссии, так как эмиссия вплотную идёт с психологией восприятия именно произведения искусства и не подчиняется сознательной установке в создании нового от реакции на влияние слышимых звуков, визуальных объектов, тактильных стимулов. В начале обучения импровизации принято использовать цвет, вызываемый ощущения и побуждающий к движению. В эмиссии при рецепции цвет дискредитируется, но при этом остаётся как часть ассоциации, остаются только впечатления, эмоции, ощущения. Например, при восприятии «Красного квадрата» К. С. Малевича уже заранее может быть дана рецепционная установка в связи с тем, что иначе работа называется «Женщина в двух измерениях», однако данный аспект и будущий результат эмиссии зависит от уровня эстетической образованности индивида. Изучение и развитие художественной эмиссии способны расширить педагогическую методику импровизации в хореографии, переосмыслить понимание перфоманса, особенное значение это имеет в отношении людей, не приобщённых профессионально к искусству. В результате роль психофизического явления не только позитивно влияет на развитие педагогики, техники и пластики тела, искусства, но и в целом на эстетическую образованность.
  Для хореографа и танцовщика импровизационная установка является предлагаемыми обстоятельствами, средой, влияющей на поведение исполнителя – это узкая направленность импровизации как метода. Для реципиента, относящемуся к какому-либо типу, средой будет являться целостное восприятие художественного произведения, формирующее поведение в зависимости от эмоции впечатления. Художественная эмиссия – это не часть творческой импровизации, но неотъемлемый её элемент, поэтому явление рецепции способно дополнить технику импровизации, качественнее осмыслить и специфически повлиять на развитие.
  В обществе сложилось твёрдое мнение «среда определяет поведение и самочувствие человека». Данный вопрос рассматривался психологией, результаты экспериментов которой утверждают факт того, что окружение влияет на мировоззрение человека, цели, привычки, поступки, душевное состояние и прочее. В книге «Связанные одной сетью» Джеймса Фаулера и Николаса Кристакиса подробно представлены итоги экспериментов. Исходя из текста публикации, мы узнаём, что тенденции окружения задают нам рамки приемлемости и убеждений. Художественную эмиссию можно понимать в значении предлагаемых обстоятельств актёрской игры, среды обитания, которые формируют поведенческий аспект, отвлечённые сознательные движения, вокабуляр, интересы. Наши доводы показаны в Схеме №4.
  Так, мы видим, что художественная эмиссия целиком зависит от среды, в которой присутствует объект (произведение) и субъект (реципиент). Этот сложное  многокомпонентное психофизическое явление в будущем должно быть подвергнуто детальным психологическим, искусствоведческим, педагогическим и эстетическим исследованиям, ведь процесс художественной эмиссии позволяет развить хореографическую импровизацию, дополнить поле рецепционной эстетики и даёт оценку через рецепционный процесс уровню эстетической образованности.
  Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить – произведение искусства имеет социальный характер, так как человек в какой-либо момент жизни сталкивается с ним, с культурной ценностью, оказывающей влияние на сознание человека. Искусство меняет наше поведение, совершенствует эстетические, этические и интеллектуальные показатели. Художник формирует произведение, закладывает в него субъективные качества, затем отпускает в социальный мир, и уже в нём продукт воздействует на людей, задавая особый вектор направления. Художественному миру и искусству в целом было посвящено множество исследований, но одним из недостаточно осознанных явлений остаётся именно взаимоотношение произведение и реципиента, воздействие продукта на сознание человека, именно поведенческий аспект при восприятии и анализе произведения.

  Библиографический список
1. Плеханов В. Г. ...К вопросу о развитии монистического взгляда на историю : Ответ г. г. Михайловскому, Карееву и К° : С 2 прил. / Н. Бельтов [псевд.]. - 3-е изд. - Санкт-Петербург : тип. т-ва "Общественная польза", 1906. - [4], 287 с.
2. Борев Ю. Б. Эстетика: Учебник/Ю. Б. Борев—М,: Высш. шк., 2002 — 511с.
3. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция; Республика, 2006, с. 144-146
4. Timotheus V., van den Akker R. Notes on metamodernism // Journal of Aesthetics & Culture. — 2010
5. Метамодерн — новый способ смотреть на мир. Newtonew — образовательный портал. [Электронный ресурс] (дата обращения 22.11.20)
6. Дианова В. М. Постмодернизм как феномен культуры // Введение в культурологию: Курс лекций. / Под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова Санкт-Петербург : 2003. C.125-130.
7. Ильин А. Н. Субъект в массовой культуре современного общества и потребления (на материале китч-культуры): Монография. – Омск : «Амфора», 2010. – 376 с.
8. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)
9. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с.
10. Психология. Учебник / Под редакцией А. А. Крылова. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999.
11. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2010
12. Михеев В. М. Русский пейзаж в городской галерее П и С. Третьяковых // «Артист», 1894
13. Большой энциклопедический словарь / А. М. Прохоров. – М.: «Советская энциклопедия», 1993.
14. Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
15. Даренская Н. В. Импровизация как одна из форм развития хореографического искусства / Н. В. Даренская. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 42-43.
16. Аткинсон Р. Л., Аткинсон Р. С., Смит Э. Е. Введение в психологию: Учебник для университетов / Пер. с англ. под. ред. В. П. Зинчнеко. – М.: Тривола, 1999.
17. Прусова Н. В. Общая психология: учебное пособие для вузов / Н. В. Прусова, И. А. Пивоварова, Т. В. Ножкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
18. Чернышева В. Спонтанная хореография: танцевальная импровизация как самостоятельная форма искусства // [Электронный ресурс] (дата обращения 25.12.20)
19. Галимова А. Е. Понятие импровизации и её роль в хореографии. – Саратов/ Эл. журнал "Форум молодых ученых", 2020 г. [Электронный ресурс](дата обращения 29.12.20)
20. Карпенко И. А., Чалова А. И.  Танцевальная импровизация как жанр современной хореографической культуры. – Краснодар/ Эл. науч. журнал «Культура и время перемен», 2017 г. [Электронный ресурс] (дата обращения 29.12.20)
21. Кристакис Н., Фаулер Д. Связанные одной сетью: Как на нас влияют люди, которых мы никогда не видели /,; пер. с англ. Н. Сашиной. - М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2011 - 361 стр.


Рецензии